Конспект открытого урока по русскому языку в 3«б» классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»
Оценка 4.7

Конспект открытого урока по русскому языку в 3«б» классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

Оценка 4.7
docx
17.04.2021
Конспект открытого урока по русскому языку в 3«б» классе по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»
1.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."

 

Конспект открытого урока по русскому языку в 3«б» классе

по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

 

Разработала урок

учитель начальных классов

Устарханова Заира Абукадыровна

УМК: Школа России

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Тип урока: получение новых знаний

Данному уроку предшествовали темы:

1. Что обозначает имя существительное?

2. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Формы организации учебной деятельности:

• групповая; в парах; индивидуальная;

• фронтальная

Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 3 класс авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, карточки с заданиями, кластер, смайлики.

Цель: формировать понятие об именах собственных и нарицательных имён существительных. Углубить знания об именах собственных, совершенствовать навыки правописания заглавной буквы в именах собственных.

Планируемые результаты:

Личностные – формирование положительного отношения к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД – организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование; контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД – умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.

Коммуникативные УУД – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, группе, оказывать взаимопомощь.

Предметные – уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных, закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке.

 

 

 

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел дружок звонок,

Начинается урок!

Все за парты тихо сели,

На меня все посмотрели.

    Я желаю, чтобы наш урок прошел плодотворно, и каждый из вас открыл бы для себя что-то новое.

2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

1. Тест.

1) Имя существительное   -   это…

А) часть слова;   Б) часть речи;   В) часть предложения.

2) Имя существительное  обозначает:                                                                            

 А) действие предмета;   Б) предмет;    В) признак предмета.

3) Имя существительное отвечает на вопросы:

  А) что делать? Что сделать?;   Б) какой? Какая? Какое? Какие?;   В) кто? Что?

4) Имена существительные бывают?                                                                                                             А) твёрдые и мягкие;   Б) ударные и безударные;   В ) одушевлённые и неодушевлённые.

2. Как узнать какой частью речи является слово?( Задать вопрос.)

5) В какой строке все слова являются именами существительными?    

А) рисовать, рисунок, рисование;  Б) море, моряк, приморье; В)  лес, лесник, лесной

 

Объясните лексическое значение слова:

ПРИМОРЬЕ – «полоса суши, протянувшаяся вдоль побережья моря»

                             Местность у морского побережья..

 (Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.)

   - С чего начнём нашу работу в тетрадят? (С записи числа и классной работы) 

Новое слово семнадцатое.

 

3. Чистописание.

- Посмотрите на доску и скажите в каких случаях используют написание данных букв? (Написание слов с удвоенными согласными.)

нн   кк   лл    пп   сс     бб

4. Словарно-орфографическая работа

   -Назовите  имена существительные с такими удвоенными согласными.

1. Имя девочки

2. Популярная игра на льду

3. Имя мальчика

4. Несколько людей вместе

5. Название нашей страны

6. День недели

Анна, хоккей, Кирилл, группа, Россия, суббота.

3. Определение темы урока. Проблемная ситуация.

- На какие две группы можно разделить данные имена существительные? (Заглавные и строчные)

 Запись на доске слов с заглавной буквы.                        

Анна                                          

Кирилл                                      

Россия                                       

   Вывод: имена существительные, которые обозначают названия единичных предметов, принадлежащих только им- называются собственными.

(Появляется соответствующая запись «собственные» над первым столбиком слов)

Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

 

Запись на доске слов со строчной буквы

хоккей

группа

суббота

   Остальные имена существительные называются нарицательными.

(Появляется соответствующая запись «нарицательные» над вторым столбиком слов)

- Сформулируйте тему урока: Собственные и нарицательные имена существительные.

(Дети читают правило на стр. 15 учебника и отвечают на вопрос)

- Какие имена существительные называются собственные? Нарицательные?

- С какой буквы пишутся собственные имена существительные? Нарицательные?

- Чему будем учиться на уроке?

Будем учиться различать собственные и нарицательные имена существительные.

4. Работа по теме урока. Работа по учебнику. Упр.22 (с.15)

1) Устно разобрать.

·         Прочитайте. Назовите собственные имена существительные.

·         Назовите нарицательные имена существительные.

·         Как вы это определили?

·         Сделайте вывод. Как пишутся имена собственные?

·         Вывод: имена, фамилии, отчества людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей, художественные произведения пишутся с заглавной буквы.

·         2) Списать выборочно.

3) Подчеркнуть в словах изученные орфограммы.

1. Большая буква в именах собственных: Вологда, Победы, Болгария, Муромец, Базилио.

2.Буквосочетания: девочка, площадь.

3. Разделительный ь: Илья

4. Мягкий знак: мальчик, Зорька, Эльбрус, площадь, богатырь.

5. Безударные гласные проверяемые: страна, озеро, гора.

6. Парные согласные проверяемые: город, площадь.

7. Непроверяемые написания: поэт, девочка, улица, богатырь, корова.

 

5. Физкультминутка.

Наша физкультминутка будет связана с темой нашего урока. (Проводят дежурные.)

Если называют имена сущ. собственные, вы хлопнете, нарицательные – присядете)

Пушкин, город, деревня, Курск, Жучка, воробей, Марс, озеро, Максим, Байкал, одуванчик, Екатерина, лисица, Волга, улица и т. д.

 

6. Работа над новым материалом.

1) Работа в парах (устная). Упр. 24 (с.16)

- Что вы  можете сказать о написании названий художественных произведений?

   (Они записаны с заглавной буквы и заключены  в кавычки)

    - Как записаны авторы данных произведений?

     ( Имена и отчества авторов сокращены до одной буквы, а фамилии записаны полностью.)

   Прочитайте правило на стр.16. (Дети читают про себя, а потом вслух)

  Один ученик задаёт вопрос, другой ученик отвечает.

   В. Кто написал стихотворение «Берёза»?

   О. Стихотворение «Берёза» написал Сергей Александрович Есенин.

 

  В. Кто написал басню «Стрекоза и Муравей»?

  О. Басню «Стрекоза и Муравей» написал Иван Андреевич Крылов.

  В. Кто написал рассказ «Акула»?

  О. Рассказ «Акула» написал Лев Николаевич Толстой.

 

  В. Кто написал сказку «Аленький цветочек»?

  О. Сказку «Аленький цветочек» написал Сергей Тимофеевич Аксаков.

 

2) Упр. 25, стр. 16 (письменно)

    Письменно ответить на вопросы. Комментированное письмо.

 

Первый рисунок дан к стихотворению С. А. Есенина «Берёза»

Второй рисунок дан к басне И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

Третий рисунок дан к сказке С. Т. Аксакова «Аленький Цветочек»

Четвёртый рисунок дан к рассказу Л. Н. Толстого «Акула»

 

-Как пишутся названия художественных произведений и их авторы?

Вывод: названия художественных произведений пишутся с заглавной буквы и заключаются в кавычки, имя и отчество автора инициалами.

 

7. Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

Упр. № 23 с.16. (два ученика работают у доски)

Собственные нарицательные

(выписываю в два столбика предложенные слова)

Проверка выполненного задания.

-А сейчас я попрошу вас вернуться к заданию на карточках. Вы обратили внимание что некоторые имена собственные написаны в кавычках? А кто знает почему? Давайте прочитаем правило на с.16

-Выполним следующее задание нашего мудрого старичка. Найдите и соедините автора с его произведением.

Стихотворение « Берёза» С.Т. Аксаков (Сергей Тимофеевич)

Басня « Стрекоза и Муравей» Л.Н. Толстой

Рассказ « Акула» С.А. Есенин

Сказка « Аленький цветочек» И.А. Крылов

 

8. Итог урока. Рефлексия.

-Что нового узнали? (Собственные и нарицательные имена существительные)

- Почему они так называются? ( Это собственное имя, только им принадлежащее.

Дают названия каждой реке, городу, улице, планете…).

- Что показалось сложным на уроке?

- Оцените свою работу на уроке:

- Если у вас всё получилось, вы рисуете красный кружок.

- Если не всё получалось – синий кружок.           

- Если остались вопросы и нужна помощь учителя – зелёный.

 

9. Домашнее задание. (Дифференцированное)

     1) Упр. 26.стр.17 (Пьянзин Сергей, Макаров Данила, Неяскин Ярослав, Царёв Денис, Якунина Яна, Кабаев Роман, Анасьев Никита, Рамайкин Вадим, Васькин Евгений, Карнетова Виктория, Пятина Алина, Пугаева Ксения,

    2) Упр.27, стр.17 (Чевтайкина Анастасия, , Надина Елизавета, Адышкина Олеся, Кажайкина Марина, Зинина Елизавета, Надин Дмитрий.)

   3) Выучить правила на стр. 15, 16.

 

Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.

                             

Зам. директора  УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."

 

Отзыв коллег

об открытом уроке русского языка в 3 «б» классе

по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

учителя начальных классов

Устархановой Заиры Абукадыровны

 

Словарная работа на уроке была проведена с использованием современных приёмов, направленных на коррекцию фонематического слуха учащихся, развитие орфографической зоркости.Знания детей позволили Барият Ахмедовне добиться желаемого результата. Закрепили  умение различать имена собственные и нарицательные. Ребята распределяли у доски имена существительные на собственные и нарицательные (им были представлены карточки с изображениями одушевленных и неодушевленных предметов). Дети свободно, без затруднений образовывали однокоренные существительные. Дети получили знания не только по орфографии, но и по развитию речи. Активность детей на уроке была высокая. Вопросы, которые предлагались детям, трудностей в понимании не вызывали.
Учителем использовались разнообразные виды контроля выполнения заданий: самоконтроль, работа в парах – взаимоконтроль, фронтальная работа.
В ходе обобщения полученных знаний, повторения пройденного материала применялись словесно – наглядные и частично –поисковые методы, позволяющие активно включить в работу на уроке учащихся с разной степенью обучаемости. На уроке был хорошо организован проблемный диалог, вопросы учителя были хорошо продуманы, речь носила научный характер. Урок показал, что ученики Барият Ахмедовны  хорошо владеют правилами, умеют давать доказательные ответы.
При открытии новых знаний учителем широко применим метод наблюдения с последующим обобщением выводов при обращении к правилам учебника. Практические задания, выполняемые детьми на уроке, соответствовали степени трудности на протяжении этапов урока.    
Следует отметить использование игрового метода на этапе закрепления нового материала. Это позволило не ослабить активность детей к концу урока, вызвать у ребят положительные эмоции от полученных знаний.
На уроке применялись разнообразные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, парная, командная (в игре).

 

 

 

Родители 3б класса

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им.Апашева М. Д."

 

Отзыв коллег

об открытом уроке русского языка в 3 «б» классе

по теме «Собственные и нарицательные имена существительные»

учителя начальных классов

Устархановой Заиры Абукадыровны

Начало урока прошло организованно, чему способствовал речевой настрой учащихся на урок в стихотворной форме. Работая с материалом минутки чистописания, был выявлен уровень подготовленности учащихся по теме. Учащиеся поделили слова на две группы: собственные и нарицательные. Учебная ситуация с использованием ребуса помогла заинтересовать учащихся и правильно сформулировать тему и задачи урока. Мотивационный этап позволил поддержать положительный настрой на изучение материала в течение урока.

В соответствии с темой урока, целью и задачами были выбраны формы и методы организации учебной работы. Примененные во время урока формы и методы были разнообразны. Была организована фронтальная, групповая, парная и индивидуальная (самостоятельная) работа. Использованы различные методы: словесный (беседа, фронтальный опрос), наглядный (раздаточный и иллюстративный материал), игровой (группы по интересам, физкультминутка с Чудариками), практический (задание в группах, парах), ИКТ-технологии (презентация). Одним из требований к современному уроку является использование компьютерных технологий. Наглядность играет немалую роль в эффективности обучения, поэтому на уроке была использована презентация по теме «Имена, фамилии, отчества», которая позволила быстро, доступно, наглядно дать понятие детям о происхождении фамилий, значении слова «отчество». Учащиеся, работая в группах, пришли к выводу о значении имён собственных. На основе выводов, сделанных детьми, построена схема – опора и сформулировано правило о правописании имён собственных с заглавной буквы.

При закреплении изученного материала использовался дифференцированный подход. Учащиеся работали с карточками двух уровней (базовый и повышенный). Считаю, что был найден индивидуальный подход к каждому учащемуся и по возможности подкорректирована его деятельность.

Организованная на уроке работа в группах позволяет учащимся проявить себя. Каждый ученик смог выбрать для работы группу по интересам. Активность детей поддерживалась сменой видов деятельности, при этом учитывались интересы детей и их возрастные особенности. Сделаны логические переходы между этапами урока. Задания подбирались по принципу постепенного усложнения. Работа детей поощряется, тем самым создаётся благоприятная эмоциональная обстановка в классе.

Все этапы урока выдержаны. Отведенное время на все этапы урока распределены рационально. На уроке четко рассчитано время, необходимое для выполнения задания на каждом этапе, чтобы успеть в заключении подвести итоги урока.

В конце урока проведена рефлексия с учащимися. Сами дети оценили свою деятельность и достигнутые результаты. На этапе рефлексии, учащиеся закончили предложенные фразы. На основании этого можно сделать вывод, что прогнозируемые результаты урока достигнуты:

·         обучающиеся научились писать имена собственные с большой буквы, получили информацию о происхождении фамилий и значении слова «отчество»;

·         на уроке учились анализировать, сопоставлять, делать выводы;

·         работа в парах и малых группах способствовала формированию коммуникативных учебных действий;

·         на каждом этапе урока учебные задачи анализировались, что способствовало полному их пониманию; социальная роль обучающегося учащимися была принята;

·         атмосфера на уроке была доброжелательной, позитивной. Подбор заданий помог каждому ребёнку продвинуться на занятии в своём индивидуальном развитии.

К уроку эстетически оформлена доска. Во время урока на доске вместе с учащимися была выстроена схема – опора по теме урока. На уроке используется компьютер, проектор, экран для показа презентации; печатная наглядность, карточки с заданиями для учащихся. Учащиеся работали в тетрадях с печатной основой.

 

 

 

 

Директор МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Устарханов Х.А.

                             

Зам. директора  УР МБОУ «Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им. Апашева М. Д._____________Джабраилова С.А.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им

Ход урока 1. Организационный момент

Ход урока 1. Организационный момент

День недели А нн а, хо кк ей,

День недели А нн а, хо кк ей,

Большая буква в именах собственных:

Большая буква в именах собственных:

Как пишутся названия художественных произведений и их авторы?

Как пишутся названия художественных произведений и их авторы?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Эрпелинская средняя общеобразовательная школа им

На основании этого можно сделать вывод, что прогнозируемые результаты урока достигнуты: · обучающиеся научились писать имена собственные с большой буквы, получили информацию о происхождении фамилий…

На основании этого можно сделать вывод, что прогнозируемые результаты урока достигнуты: · обучающиеся научились писать имена собственные с большой буквы, получили информацию о происхождении фамилий…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2021