Тема: Подготовка к ОГЭ в 9 классе (комплексный анализ единиц языка)
Цель урока: 1) Повторение, обобщение и систематизация полученных знаний; умение применять их на практике; подготовка к сдаче экзаменов;
2) Развивать творческие возможности учащихся, вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ;
3) Воспитать чувства милосердия и сострадания, интереса к русскому языку.
Задачи:
1) повторить теорию по орфографии, синтаксису, пунктуации, средствам
выразительности языка;
2)используя различные приёмы и методы, отработать навыки выполнения тестовых заданий в форме ОГЭ;
3)формировать психологическую установку на успешное решение тестовой части ОГЭ.
Технология: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация к уроку, «оценочные листы для уч-ся в двух вариантах; (Прил.1)
Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, карточки, листы с домашним заданием в двух вариантах ( Прил.3).
Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности.
- Основная тема урока: Подготовка к ОГЭ по русскому языку в 9 классе.
- Цель урока: выскажите предположения, что мы должны отрабатывать на таких уроках? С чем работать? (вырабатывать навык работы над тестовой частью ОГЭ , с текстами разных видов). Работать мы сегодня будем на маршрутных листах, на них уже оформлены заголовки работы, вам следует только их подписать.
2. Орфографическая разминка
Орфографическая разминка будет у нас в виде «морского боя». На слайде даны слова, посмотрите, какого орфографического правила касается разминка? ВСПОМНИМ правила (ПРАВОПИСАНИЕ ПРЕ-ПРИ) впишите в квадрат только буквы, которые нужно вставить . Обмен тетрадями, взаимопроверка.
3. Актуализация знаний и умений.
- Чтобы справиться с тестовыми заданиями, необходимо знание множества правил и понятий.
Игра «Передай другому» поможет проверить, насколько прочны ваши знания теории. Задание – не остаться, держащим «черную метку»
1. Что такое СПП?
2. Когда на конце приставки пишется З, а когда – С?
3. Из каких частей состоит СПП?
4. Как называется придаточное, если оно отвечает на падежные вопросы?
5. Как определить вид придаточного предложения?
6. От чего зависит выбор гласной в приставке ПРЕ-ПРИ?.
7. Назовите самые употребительные сочинительные союзы.
8. Как на письме выделяются вводные слова?
9. От чего зависит написание гласной в корне после шипящей ?
10. Когда не ставится запятая перед союзом И в ССП?
11. Перечислите виды подчинения в СПП с несколькими придаточными.
12. Что такое последовательное подчинение придаточных?
13. Какого вида чаще всего будет придаточное, если оно присоединяется союзом КОГДА?
14.Что такое многокомпонентное предложение?
4)Комплексный анализ текста.
Прочитайте отрывок из стихотворения. В маршрутных листах, подчеркните грамм.основы, укажите смысловые части, выделите союзы, определите ,какое это предложение с какой связью. Составьте его схему.(один – у доски)
1) Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание…
Сколько смысловых частей?
Где находится главная часть? Чем присоединяются придаточные? На какой вопрос они отвечают? Вид придаточных? Вид предложения? Вид подчинения?
2) Лексика. Объясните значение слова буйствовать. Обратимся к словарю Ожегова.
Буйствовать - слово многозначное.
1.Проявляться с необычайной силой. Буйствует ураган.
2.Вести себя буйно.//сущ. буйство.
- В каком значении употреблено слово в стихотворении? (Во втором.)
-Как вы понимаете эти строки?
-Какое средство выразительности использует автор в 3 строке?(противопоставление)
-Вы заметили, что несколько строчек начинается одинаково? Как называется этот прием выразительности? (анафора)
3. «КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ» по средствам выразительности.
Задание № 2 в тестовой части посвящено средствам выразительности языка. КРОССВОРДНЫЙ ДИКТАНТ поможет проверить, хорошо ли вы знаете определения средств выразительности. Итак, возвращаемся к маршрутным листам. Задание № 2.
1) Преувеличение для создания наиболее яркого образа. (ГИПЕРБОЛА)
2) Употребление слова в переносном значении. (МЕТАФОРА)
3) Яркое, красочное прилагательное. (ЭПИТЕТ)
4) Уподобление одного предмета или явления другому. (СРАВНЕНИЕ)
5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. (ФРАЗЕОЛОГИЗМ)
6) Неживой предмет приобретает свойства живого. (ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
Обмен маршрутными листами и взаимопроверка
4). Решение тестовых заданий
а) выпишите из предложений ТОЛЬКО грамматическую основу.
1) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени, акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек.
2) Здесь в светёлке жила Арина Родионовна.
3) Сюда Пушкин шел отдохнуть душою, послушать ее чудесные сказки.
4) Если на душе у него было очень скверно, тут он отдыхал.
-Каким современным синонимом можно заменить слово ФЛИГЕЛЕК?(домик)
Знаете ли вы, где находится домик Арины Родионовны? (Кобрино, Гатчинского района)
-Что такое СВЕТЁЛКА? Небольшая комната в избе, не разгороженная ничем.
Итак, ПРОВЕРИМ себя, какие основы вы выписали. Объясним ошибки.
б) Укажите количество грамматических основ предложений (ЦИФРОЙ)
1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама, главная защитница, и увела Лёку.
( Колька всполошился, поднял ; мама прибежала и увела) (2)
2) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.
( Лёка и несколько девчонок прокрадывались и кормили) (1)
3) Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.
(она скользила)
4)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.
( Сергей поднырнул) (1)
ПРОВЕРЬ товарища.
7). Синтаксис СПП. Работа на маршрутных листах. Вы можете все выделять.
1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.
2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.
3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
4.Пока свободою горим, пока для сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.
5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.
Запись в тетрадях:
последовательное – 1,3
параллельное – 5
однородное – 2,4
Данный вид работы я проверю самостоятельно на отдельную оценку, так как это тема наших последних уроков.
8) Формулировка тезиса к сочинению 9.3.
Вернемся с вами к стихотворению, с которого начали.
Слово, которое входит у нас в терминологический минимум на экзамене- это сострадание. Нам нужно написать сочинение-рассуждение о том, что такое сострадание. С чего начнем наше сочинение? Что такое ТЕЗИС? Какое клише я вам предлагаю для вступительной части? Дадим определение слову, пользуясь, например, этим стихотворением. Сострадание – это….
Чем закончим вступительную часть сочинения?
Самостоятельно сейчас сформулируйте на маршрутных листах ТЕЗИС
РЕФЛЕКСИЯ УРОКА
8) Игра-конкурс
Грамматическая разминка, отвечаем на вопросы Да - нет.
1 Й - гласный звук. Нет
2 Антонимы слова с противоположным значением. Да.
3 Дополнение – это главный член предложения. Нет.
4 Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида. Да.
5 Мышь – это существительное 1 го склонения. Нет.
6 Себя – это личное местоимение. Нет.
7 Различаются следующие типы речи: повествование, описание, рассуждение. Да
2 Синонимы – слова. близкие по лексическому значению. Да.
3 Морфология – наука о составе слова. Нет.
4 Предложения грамматическая основа которых состоит из одного главного члена , называется сложным. Нет.
5 Золотая осень – это безличное предложение. Нет.
6 Подлежащее отвечают на вопросы Кто? Что? Да
7 Текст – это несколько предложений. Связанных по смыслу. Да
1 О – это гласный звук. Да.
2 Лексика изучает звуки и буквы. Нет
3 Ученик – это одушевленное существительное. Да.
4 Определение отвечает на вопросы косвенных падежей. Нет.
5 А, но, однако - это противительные союзы. Да.
6 причастие – это самостоятельная часть речи. Да.
7 Диалог это разговор двух лиц. Да.
10) Самостоятельная работа (домашняя, если не успеваем)
Ребята получают карточки с текстом для анализа.
Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.
Задания. 1.Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении.
2.Выписать грамматические основы.
3. Определить вид подчинения.
4.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления.
5.Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
6.Выписать цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.
7.Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.
8.Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.
9.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
10.Выписать подчинительные союзы.
Ответы.
1.3
2.И. И. Пущин покинул и поступил
доказать
можно приносить
3.Последовательное
4.Товарищ по Лицею
5.3, 4
6.7
7.Блестящую
8.Чувства
9.Приносить
10.Чтобы, что
1)тур: «Фразеологический калейдоскоп»
Выберите любой цвет , объясните фразеологизмы.
Белый. Сесть в калошу. ( Попасть в неудобное положение)
Розовый. Совать нос. (Вмешиваться)
Красный. Сматывать удочки ( убежать)
Оранжевый. Как снег на голову. ( Неожиданно)
Зеленый. В час по чайной ложке. (Медленно).
Синий. Как кошка с собакой. (жить не дружно)
Фиолетовый. Надуться как мышь на крупу. (Обидеться)
Коричневый. Кот наплакал. (Очень мало)
2)тур: « Грамотеи»
Укажи правильный вариант пропущенных букв в предложении;
К…гда скл…няется день, к…гда роз…вая мгла од. . вает дальние части и окрес…ные холмы, тогда только можно вид. . ть нашу древнюю ст. . лицу во всем ее блеске.
А) а - о - о - о - е - т - е - о.
В) о - о - о - о - е - т - е - о.
С) о - а - а - о - и - т - е - о.
Д) а - а - а - о - и - и - а.
Е) о - о - о - а - и - и - а.
3)тур «Превращения».
1 команда
каша из гречки –
2. дом из кирпича –
3. кусты сирени –
4. совет отца –
5. бессонная ночь –
6. полковое знамя –
7. шестилетний ребёнок –
11)Подведение итогов. Самоанализ с картой
Я узнал….
Я научился…
Мне нужно усовершенствовать знания по теме:….
11) Домашнее задание: на карточках. Работа с текстом
Приложение карточка с домашним заданием
(1)Иван не отвечал.(2) Он – то верно знал, что его родник – заколдованный.(3)К вечеру начался буран, и целых три дня выл и старался сорвать с утлого домишки крышу из серой дранки. (5) Но крыша, настланная ещё Матвеем, оказалась прочна на диво. (6) Иван топал по ней, очищал трубу, которую завалило снегом так, что дым шёл назад, в горницу (7)Потом деревянной лопатой толкал вниз заледенелые пласты. (8) Дранка скрипела и хрустела, но выдержала. (9).А потом он прыгнул с крыши в сугроб.(10) Из сугроба Осокин с дедом его откапывали, а Ванюша валялся в снегу, катался, как большой лохматый щенок (11).Евтихий затопил баньку, они попарились, нахлёстывая друг друга берёзовыми вениками.
1. Напишите номер простого предложения, осложнённого обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2. Напишите номер предложения, осложнённого обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3. Выпишите из текста местоимения.
4.Выпишите номер предложения с уточняющим словом.
5. Найдите предложение со сравнительным оборотом, запишите номер предложения.
6.Напишите номера предложений с однородными членами предложения.
7.Из 7 предложения выписать слово – исключение.
8. Из предложения (11) выписать словосочетания:
А). Со способом связи СОГЛАСОВАНИЯ.
Б). Со способом УПРАВЛЕНИЯ.
В.) Со способом ПРИМЫКАНИЯ.
9. Выпишите номера сложных предложений.
10. Заменить словосочетания, построенные на основе управления, синонимичными словосочетаниями со связью согласование и наоборот
каша из гречки –
дом из кирпича –
кусты сирени –
совет отца –
бессонная ночь –
полковое знамя –
шестилетний ребёнок –
Самостоятельная работа (домашняя, если не успеваем) Не списывая текст, ответить
Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.
Задания. 1.Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении.
2.Подчеркнуть грамматические основы.
3. Определить вид подчинения.
4.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления__________________________________
5.Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
6.Выписать цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.
7.Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.
8.Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.
9.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
10.Выписать подчинительные союзы
Самостоятельная работа . Работа ученика 9___класса___________________________
Не списывая текст, ответить
Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.
Задания. 1.Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении.____________
2.Подчеркнуть грамматические основы.
3. Определить вид подчинения._____________________________________________
4.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления__________________________________
5.Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове._________________
6.Выписать цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.
7.Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.
8.Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.
9.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
10.Выписать подчинительные союзы
11. Составьте схему предложения
_______________________________________________________________________
Самостоятельная работа . . Работа ученика 9___класса___________________________
Не списывая текст, ответить
Иван Иванович Пущин, (1) лицейский товарищ Пушкина, (2) «ветреный мудрец», (3) по словам поэта, (4) покинул блестящую военную карьеру и поступил маленьким чиновником в уголовный департамент московского надворного суда, (5) чтобы доказать примером, (6) что можно приносить пользу Отечеству и в самой скромной должности, (7) распространяя добрые чувства и понятия.
Задания. 1.Подсчитать, сколько грамматических основ в предложении.____________
2.Подчеркнуть грамматические основы.
3. Определить вид подчинения._____________________________________________
4.Заменить словосочетание лицейский товарищ со способом связи согласования на синонимичное со способом связи управления__________________________________
5.Выписать цифры, обозначающие запятые при вводном слове._________________
6.Выписать цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.
7.Выписать слово с безударной чередующейся гласной в корне.
8.Выписать слово с непроизносимым согласным в корне.
9.Выписать слово, правописание приставки в котором зависит от лексического значения.
10.Выписать подчинительные союзы
11. Составьте схему предложения
_______________________________________________________________________
Маршрутный лист ученика 9-__ класса_______________________________________________________
Шестнадцатое ноября.
Классная работа.
Подготовка к ОГЭ.
1. Орфографическая разминка.
|
а |
б |
в |
||
1 |
|
|
|
||
2 |
|
|
|
||
3 |
|
|
|
Я получил баллов________оценка___
2. Пока мы боль чужую чувствуем,
Пока живёт в нас сострадание,
Пока мечтаем мы и буйствуем,
Есть нашей жизни оправдание…
Схема предложения_______________________________________________________
3. «Кроссвордный диктант» по средствам выразительности
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
||
|
|
3 |
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Найди и выпиши ТОЛЬКО грамматическую основу предложений.
1) Рядом с домом Пушкина, под сенью большого двухвекового клена, среди кустов сирени, акации и жасмина, стоит маленький деревянный флигелек._______________________________________________
2) Здесь в светёлке жила Арина Родионовна.___________________________________________________
3) Сюда Пушкин шел отдохнуть душою, послушать ее чудесные сказки.___________________________
4) Если на душе у него было очень скверно, тут он отдыхал.______________________________________
5. Укажите количество грамматических основ предложений (ЦИФРОЙ)
1) Колька так всполошился, поднял такой гвалт, что прибежала мама, главная защитница, и увела Лёку.
2) С тех пор тайком Лёка и ещё несколько девочек прокрадывались от деревянного особняка к забору и кормили пленных немцев.
3) Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.
4)Сергей неожиданно для себя тоже поднырнул под ветку ели, задев её при этом головой, исцарапав лоб и получив хорошую порцию снега за шиворот.
Ты нашел правильно основы в _____предложениях
5. Синтаксическая работа. Выдели основы, смысловые части, определи, какой вид связи представлен в предложениях.
1.Была минута, в которую он так сильно вздрогнул, что Ольга вскрикнула от неожиданности.___________________________________________________________
2.Когда от горя тягостно, когда от счастья радостно, иду я на свидание с тобою, лес.
________________________________________________________________
3.Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.____________________
4.Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы.____________________________________________________
5.Когда бричка выехала со двора, он оглянулся и увидел, что Собакевич все еще стоял на крыльце.__________________________________________________________________
Оценка за выполнение работы__________________
6. Формулируем ТЕЗИС к сочинении. 9.3.
9.3 Как Вы понимаете значение слова СОСТРАДАНИЕ?
Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сострадание», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формулировка _________________Грамотность формулировки________________________
Подумайте и оцените свою работу на уроке. Допишите предложения
Я на уроке вспомнил__________________________________________________________________
Я на уроке узнал_____________________________________________________________________
На уроке мне понравилось______________________________________________________________
Я бы оценил свою работу на уроке____________________________________отлично/хорошо/посредственно/неудовлетворительно/
Я старался______________быть ак
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.