Конспект открытого занятия "Маленький домик для электрического тока"

  • docx
  • 08.09.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Откытое занятие Маленький домик для тока Татаурова Н.И..docx

КОНСТРУКТОР  ОРГАНИЗАЦИИ

Тема: «Маленький домик для электрического тока»________________________________________________________________

Воспитатель МДОУ «Д/с №20» -  Татаурова Надежда Ивановна

Возрастная группа: старшая

Цель: познакомить детей с батарейкой и принципом ее работы

Задачи:   

Образовательные: - Дать представление о принципе работы батарейки и их разновидностях.

- Формировать основы электробезопасности в быту.

Развивающие: - Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.

Воспитательные: -Развивать у детей коммуникативные навыки, умение вести диалог, приводить доводы.

Форма организации: групповая, индивидуальная

Материалы и оборудование: Телевизор, компьютер, Будильник, электронные игрушки 5 шт; батарейки в ассортименте, карточки- пазлы с изображением различных электроприборов, презентация «Работа батарейки», макет батарейки.

Предварительная работа: Д/и «Электроприборы», Беседа «Электрический ток дома», Презентация « Откуда берется электрический ток»

Словарная работа: - Обогащение словарного запаса детей такими словами как «частицы»,  "ион", "электрон", "электрический ток", "электроприбор",

 

Этапы деятельности (алгоритм)

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов.

Планируемый результат

(продукт деятельности, компетентности, качества, целевые ориентиры)

1.

Мотивационно – побудительный

- Создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта.

- Мотивация детей к деятельности.

- Педагог инициирует поиск ответов на вопросы самих детей; поощряет детей к высказыванию, с опорой на имеющийся опыт и знания.

 

Организационный момент.

Дети играют за столами в настольные игры. (воспитатель подходит к столам с будильником в руках, крутит его , рассматривает, привлекая внимание детей, на вопросы детей, отвечает-

Воспитатель: Ребята, у меня сегодня утром произошла неприятная ситуация,

Поможете мне разобраться?

(Ответы детей)

Воспитатель: Давайте соберём игры и  подойдем ко мне.

(Дети встают по кругу, берутся за руки)

- Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними, а теперь  давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг.

( подходят к столу, на котором стоит будильник)

- Ребята, Сегодня собираясь в детский сад, я чуть не опоздала. Мои часы меня подвели: они перестали показывать время. (демонстрирует часы). Я их крутила- вертела, а потом всё же поняла, что с ними произошло. А вы как думаете, что случилось?

 

Возникновение интереса к окружающей ситуации. Воспитатель стимулирует любознательность, интерес детей, демонстрируя будильник.

 

 

 

2.

Ценностно – волевой

Педагог предоставляет возможность для сотрудничества детей, вовлекает детей в совместное планирование.

 

Дети: разрядилась батарейка.(дети делают свои предположения, если дети затрудняются дать подсказку – загадываю загадку)

Загадка:

Эта штучка хоть мала, но энергии полна,

оживляет механизмы лишь присутствием она!

Воспитатель: Значит, вы думаете, что они работают от батарейки? Давайте откроем крышку и посмотрим, есть там батарейка!

-Да вы правы, а может вы знаете, как называются эти батарейки?

Дети: пальчиковая (пальчиковая),

Воспитатель: А как вы думаете, почему их называют пальчиковыми? (если затрудняются спросить  - На что они похожи?)

Воспитатель: Да, и это одни из самых распространённых видов батареек! Они чаще всего и встречаются в приборах! 

 -А ещё какие бывают батарейки? (ответы детей)

- Да действительно, в магазине, я собрала целую коллекцию батареек, посмотрите на них.

- А чем они отличаются? давайте их рассмотрим. - Ребята, а давайте найдем среди батареек мизинчиковые, так как они похожи на мизинец и батарейки – таблетки. Основная часть:

(Открывают крышку и рассматривают батарейку)Дети рассматривают батарейку в будильнике, называют ее. Знакомятся с разновидностями бат

ареек, называют их(демонстрирует, даёт ребятам посмотреть и покрутить в руках

(Демонстрация батареек)? (ответы детей: разные по форме, по размеру)

(Вместе с детьми рассматривают и называют батарейки). (Вместе с детьми рассматривают и называют батарейки).

 

 

 

3.

Содержательно – операционный.

- Педагог способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы.

- Закрепление новых знаний, проживание темы.

 

 

 

Воспитатель: - А у вам дома есть приборы, работающие на батарейках? (ответы детей)

Воспитатель: А такие приборы которые работают без батареек? (ответы детей) А что нужно сделать, чтобы холодильник (или др. прибор) заработал? Игра  « Собери картинку».

Воспитатель: Да, вы правы и я предлагаю вам поиграть в игру  « Собери картинку» и узнаем, что вы знаете про эти приборы.  Нам надо поделиться на пары, как мы это можем сделать?( предположение детей)

- Ребята работайте в парах дружно, помогайте друг другу, прислушивайтесь и советуйтесь с друзьями. Если возникнут трудности, к кому вы можете обратиться за советом? (К друзьям, педагогу).

Воспитатель дает детям выбрать картинку с изображением эл.приборов.

 – Выберите себе на ковре место. (дети собирают в свободной форме картинки электроприборов)

- А, сейчас вам нужно назвать прибор и объяснить, для чего он предназначен? (дети объясняют для чего, предназначен данный прибор)

Пульт от телевизора – включают телевизор.
Холодильник – хранят продукты.
Чайник – кипятят воду и т.д.

Фонарик- светят когда  темно.

- А чем отличаются эти приборы? (Предположения детей при затруднении в ответе дает подсказку) - А все ли ваши приборы включаются в розетку?

Дети:  Давайте у кого приборы работающие от розетки- подойдут к левой руке, а от батарейки к правой.

-Как, одним словом можно назвать эти приборы? (Электроприборы) дети повторяют хором.

- Ребята, а почему приборы начинают работать при включении в розетку или с батарейкой?

(ответы детей – там электрический ток),

Воспитатель: А в батарейке вы думаете тоже есть электрический ток?

- Но вот откуда берется электрический ток в батарейке?

 

Воспитатель: Чтобы разобраться в этом вопросе, надо понять, что такое электрический ток.

И я  приглашаю вас в лабораторию, где изобрели батарейки, нас там ждет  Профессор, у него мы узнаем ответ на наш вопрос.

 

- Только вот как нам это сделать? (предположение детей)

Воспитатель: Я вам сейчас покажу другой способ.

Вставайте в круг, на кого попадёт свет волшебного фонарика, тот кружится и  перемещается в лабораторию .

Ну, что готовы? 1,2,3,4,5, будем ток ловить опять…

6,7,8,9,10- будет очень интересно. (Дети выполняют, воспитатель надевает шапку  Профессора)

Профессор: Рад приветствовать вас в моей лаборатории. Ребята, а зачем вы ко мне пожаловали?

Дети: Узнать, как работает батарейка.

Профессор: Хорошо, садитесь на стульчики и я вам расскажу (Дети садятся перед телевизором).

Демонстрация презентации.

Слайд 1.Электрический ток это поток маленьких частиц, которые нельзя разглядеть даже под микроскопом.

Слайд 2 Их называют Ионы и электроны.

Электороны мы раскрасим в голубой цвет

Иончики в красный цвет

Слайд 3. -Ион и электрон притягиваются друг к другу, хотят жить вместе и живут дружно. Они очень ждут и радуются встрече.

Слайд 4  Но вот два электрончика оказавшись рядом всегда отталкиваются, злятся.

 Слайд 5 И  два иончика не могут ужиться вместе даже могут  подраться.

Слайд 6 Поэтому, ученые усыпили их.

Слайд 7 И что же происходит в батарейке? На заводе, где их изготавливают, придумали, как разделить иончики и электрончики и не пустить их друг к другу.

Давайте представим, что батарейка это домик в котором две комнаты. И как мы сможем разделить Электрончики и иончики, что бы не пустить их к друг другу? (ответы детей)

Слайд 8 Правильно ребята,  Электрончики поселим в одну комнату, и  нарисуем знак Минус а иончики в другую комнату и обозначим – знаком Плюс.

И так частички мы распределили и они спят у себя в квартирках. Вот спят электрончики и ждут, когда же они попадут к своим ионам.

- Ребята а как мы можем помочь электрончикам, перебежать к своим друзьям иончикам? (ответы детей)

Слайд 9 - Правильно,  как только мы прокладываем им дорожку - проволочку или любой другой материал, проводящий электрический ток, электрончики просыпаются 

Слайд 10-Электрончики быстро бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает!

Движение электрончиков – и есть электрический ток.

- Ребята, а что произойдет если все электрончики перебегут к ионам? (ответы детей)

- Да правильно, батарейка разрядится  ней больше не будет электрического тока.

Профессор: что-то я устал давайте немножко отдохнем и разомнемся.

Физ. минутка. «Батарейка»

Профессор - и так ребята, вы теперь знаете, как получается электрический ток? (Ответы детей)с Профессором  переходят к столу, на нем макет батарейки, батарейка, два провода и маленькая лампочка.)

-Ребята, а хотите сами посмотреть, как работает электрический ток в батарейке? (ответы детей) Вместе с профессором рассматривают макет батарейки.

- Перед вами красные кружочки ( иончики)  и голубые (Электрончики) давайте расселим их по их квартиркам. Где живут иончики? Правильно, они живут, где нарисован знак- Плюс.

- А где живут электрончики? Правильно, где нарисовам знак Минус.

- Электрончики очень хотят к иончикам и что нужно сделать? (предположения детей) нужно сделать дорожку и  поставить какой-нибудь электрический прибор, например лампочку

Воспитатель: Давайте попробуем?

Дети по очереди подсоединяют провода к батарейке и лампочка загорается.

- Ребята, а как вы думаете почему загорелась лампочка?

Дети: Потому-что, электрончики побежали по дорожке (проводу)

- Ребята, а зачем на батарейке заначки  плюс и минус? ( рассматривают батарейку). На любом приборе, работающем на батарейках тоже есть эти знаки.

 - А зачем они нарисованны? (ответы детей, чтобы правильно вставить батарейку)

Воспитатель: Хочу вам рассказать, что Батарейка даёт слабый электрический ток, он совершенно безопасен для человека.

А вот электрический ток в розетке в сотни раз сильнее. Если он пройдёт сквозь тело человека, человек погибнет.

-  Поэтому, что запрещается детям?

Дети: приближаться к розеткам детям строго запрещено и включать детям Электрические приборы без родителей.

Профессор: Ребята, вы настоящие молодцы, но мне пора возвращаться к работе и я хочу с вами попрощаться, вам пора возвращаться в группу. А как вы сюда попали? (ответы детей)

Вставайте в круг, на кого попадёт свет волшебного фонарика, тот кружится и  окажется в Волшебной лаборатории и превратится в юного электрика.  Ну, что готовы? 1,2,3,4,5, будем ток ловить опять…

6,7,8,9,10- будет очень интересно. (Дети выполняют, воспитатель снимает шапку  Профессора)

( на столы выкладываются игрушки  без батареек и батарейки)

 

 

 

4.

Рефлексирующий

Педагог предоставляет возможность обсудить, найти конструктивное решение, выражает признательность детям.

Педагог поддерживает детей.

 

Воспитатель: Ребята, ну вот вы и вернулись в группу.

- Ребята, а с что вы сегодня узнали нового? – Кто живет в батарейках? Из каких частиц состоит электрический ток?

- А какие частички живут в комнатке под знаком Минус?

- А какие частички живут в комнатке под знаком Плюс?

- А когда появляется электрический ток и начинают работать приборы?

Дети: Электроны бегут по проводкам и поэтому начинают работать приборы.

-Ребята в нашей группе есть игрушки сейчас они не работают, но если вы их почините, то сможете ими играть. Готовы приступить? (Детям предлагаются игрушки без батареек и батарейки)

-Давайте посмотрим, А почему игрушки не работают?

 Дети: (нет батареек нужно их вставить)

-Кто знает, на что нужно обратить внимание, что бы правильно вставить батарейки? (Ответы детей).

-Да, вначале нужно осмотреть батарейку, отыскать на ней знаки Плюс и Минус.

 

Найдите знаки на корпусе прибора и поставите батарейку именно так, как изображено. Иначе электрончики откажутся бежать по нашему прибору, и он не заработает. Ну что, проверим, сможете ли вы правильно вставить батарейки.

-Работаем парами, каждая пара выбирает себе игрушку.

Воспитатель: Спасибо, ребята, мне очень интересно было с вами работать.