КОНСТРУКТОР ОРГАНИЗАЦИИ
Тема: «Маленький домик для электрического тока»________________________________________________________________
Воспитатель МДОУ «Д/с №20» - Татаурова Надежда Ивановна
Возрастная группа: старшая
Цель: познакомить детей с батарейкой и принципом ее работы
Задачи:
Образовательные: - Дать представление о принципе работы батарейки и их разновидностях.
- Формировать основы электробезопасности в быту.
Развивающие: - Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы.
Воспитательные: -Развивать у детей коммуникативные навыки, умение вести диалог, приводить доводы.
Форма организации: групповая, индивидуальная
Материалы и оборудование: Телевизор, компьютер, Будильник, электронные игрушки 5 шт; батарейки в ассортименте, карточки- пазлы с изображением различных электроприборов, презентация «Работа батарейки», макет батарейки.
Предварительная работа: Д/и «Электроприборы», Беседа «Электрический ток дома», Презентация « Откуда берется электрический ток»
Словарная работа: - Обогащение словарного запаса детей такими словами как «частицы», "ион", "электрон", "электрический ток", "электроприбор",
№ |
Этапы деятельности (алгоритм) |
Действия, деятельность педагога |
Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов. |
Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества, целевые ориентиры) |
1. |
Мотивационно – побудительный - Создание атмосферы заинтересованности и психологического комфорта. - Мотивация детей к деятельности. - Педагог инициирует поиск ответов на вопросы самих детей; поощряет детей к высказыванию, с опорой на имеющийся опыт и знания.
|
Организационный момент. Дети играют за столами в настольные игры. (воспитатель подходит к столам с будильником в руках, крутит его , рассматривает, привлекая внимание детей, на вопросы детей, отвечает- Воспитатель: Ребята, у меня сегодня утром произошла неприятная ситуация, Поможете мне разобраться? (Ответы детей) Воспитатель: Давайте соберём игры и подойдем ко мне. (Дети встают по кругу, берутся за руки) - Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с ними, а теперь давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг. ( подходят к столу, на котором стоит будильник) - Ребята, Сегодня собираясь в детский сад, я чуть не опоздала. Мои часы меня подвели: они перестали показывать время. (демонстрирует часы). Я их крутила- вертела, а потом всё же поняла, что с ними произошло. А вы как думаете, что случилось?
|
Возникновение интереса к окружающей ситуации. Воспитатель стимулирует любознательность, интерес детей, демонстрируя будильник.
|
|
2. |
Ценностно – волевой Педагог предоставляет возможность для сотрудничества детей, вовлекает детей в совместное планирование.
|
Дети: разрядилась батарейка.(дети делают свои предположения, если дети затрудняются дать подсказку – загадываю загадку) Загадка: Эта штучка хоть мала, но энергии полна, оживляет механизмы лишь присутствием она! Воспитатель: Значит, вы думаете, что они работают от батарейки? Давайте откроем крышку и посмотрим, есть там батарейка! -Да вы правы, а может вы знаете, как называются эти батарейки? Дети: пальчиковая (пальчиковая), Воспитатель: А как вы думаете, почему их называют пальчиковыми? (если затрудняются спросить - На что они похожи?) Воспитатель: Да, и это одни из самых распространённых видов батареек! Они чаще всего и встречаются в приборах! -А ещё какие бывают батарейки? (ответы детей) - Да действительно, в магазине, я собрала целую коллекцию батареек, посмотрите на них. - А чем они отличаются? давайте их рассмотрим. - Ребята, а давайте найдем среди батареек мизинчиковые, так как они похожи на мизинец и батарейки – таблетки. Основная часть: |
(Открывают крышку и рассматривают батарейку)Дети рассматривают батарейку в будильнике, называют ее. Знакомятся с разновидностями бат ареек, называют их(демонстрирует, даёт ребятам посмотреть и покрутить в руках (Демонстрация батареек)? (ответы детей: разные по форме, по размеру) (Вместе с детьми рассматривают и называют батарейки). (Вместе с детьми рассматривают и называют батарейки).
|
|
3. |
Содержательно – операционный. - Педагог способствует тому, чтобы дети самостоятельно разрешали возникающие проблемы. - Закрепление новых знаний, проживание темы.
|
Воспитатель: - А у вам дома есть приборы, работающие на батарейках? (ответы детей) Воспитатель: А такие приборы которые работают без батареек? (ответы детей) А что нужно сделать, чтобы холодильник (или др. прибор) заработал? Игра « Собери картинку». Воспитатель: Да, вы правы и я предлагаю вам поиграть в игру « Собери картинку» и узнаем, что вы знаете про эти приборы. Нам надо поделиться на пары, как мы это можем сделать?( предположение детей) - Ребята работайте в парах дружно, помогайте друг другу, прислушивайтесь и советуйтесь с друзьями. Если возникнут трудности, к кому вы можете обратиться за советом? (К друзьям, педагогу). Воспитатель дает детям выбрать картинку с изображением эл.приборов. – Выберите себе на ковре место. (дети собирают в свободной форме картинки электроприборов) - А, сейчас вам нужно назвать прибор и объяснить, для чего он предназначен? (дети объясняют для чего, предназначен данный прибор) Пульт
от телевизора – включают телевизор. Фонарик- светят когда темно. - А чем отличаются эти приборы? (Предположения детей при затруднении в ответе дает подсказку) - А все ли ваши приборы включаются в розетку? Дети: Давайте у кого приборы работающие от розетки- подойдут к левой руке, а от батарейки к правой. -Как, одним словом можно назвать эти приборы? (Электроприборы) дети повторяют хором. - Ребята, а почему приборы начинают работать при включении в розетку или с батарейкой? (ответы детей – там электрический ток), Воспитатель: А в батарейке вы думаете тоже есть электрический ток? - Но вот откуда берется электрический ток в батарейке?
Воспитатель: Чтобы разобраться в этом вопросе, надо понять, что такое электрический ток. И я приглашаю вас в лабораторию, где изобрели батарейки, нас там ждет Профессор, у него мы узнаем ответ на наш вопрос.
- Только вот как нам это сделать? (предположение детей) Воспитатель: Я вам сейчас покажу другой способ. Вставайте в круг, на кого попадёт свет волшебного фонарика, тот кружится и перемещается в лабораторию . Ну, что готовы? 1,2,3,4,5, будем ток ловить опять… 6,7,8,9,10- будет очень интересно. (Дети выполняют, воспитатель надевает шапку Профессора) Профессор: Рад приветствовать вас в моей лаборатории. Ребята, а зачем вы ко мне пожаловали? Дети: Узнать, как работает батарейка. Профессор: Хорошо, садитесь на стульчики и я вам расскажу (Дети садятся перед телевизором). Демонстрация презентации. Слайд 1.Электрический ток это поток маленьких частиц, которые нельзя разглядеть даже под микроскопом. Слайд 2 Их называют Ионы и электроны. Электороны мы раскрасим в голубой цвет Иончики в красный цвет Слайд 3. -Ион и электрон притягиваются друг к другу, хотят жить вместе и живут дружно. Они очень ждут и радуются встрече. Слайд 4 Но вот два электрончика оказавшись рядом всегда отталкиваются, злятся. Слайд 5 И два иончика не могут ужиться вместе даже могут подраться. Слайд 6 Поэтому, ученые усыпили их. Слайд 7 И что же происходит в батарейке? На заводе, где их изготавливают, придумали, как разделить иончики и электрончики и не пустить их друг к другу. Давайте представим, что батарейка это домик в котором две комнаты. И как мы сможем разделить Электрончики и иончики, что бы не пустить их к друг другу? (ответы детей) Слайд 8 Правильно ребята, Электрончики поселим в одну комнату, и нарисуем знак Минус а иончики в другую комнату и обозначим – знаком Плюс. И так частички мы распределили и они спят у себя в квартирках. Вот спят электрончики и ждут, когда же они попадут к своим ионам. - Ребята а как мы можем помочь электрончикам, перебежать к своим друзьям иончикам? (ответы детей) Слайд 9 - Правильно, как только мы прокладываем им дорожку - проволочку или любой другой материал, проводящий электрический ток, электрончики просыпаются Слайд 10-Электрончики быстро бегут к ионам. А если на их дорожке поставить какой-нибудь электрический прибор, то он обязательно заработает! Движение электрончиков – и есть электрический ток. - Ребята, а что произойдет если все электрончики перебегут к ионам? (ответы детей) - Да правильно, батарейка разрядится ней больше не будет электрического тока. Профессор: что-то я устал давайте немножко отдохнем и разомнемся. Физ. минутка. «Батарейка» Профессор - и так ребята, вы теперь знаете, как получается электрический ток? (Ответы детей)с Профессором переходят к столу, на нем макет батарейки, батарейка, два провода и маленькая лампочка.) -Ребята, а хотите сами посмотреть, как работает электрический ток в батарейке? (ответы детей) Вместе с профессором рассматривают макет батарейки. - Перед вами красные кружочки ( иончики) и голубые (Электрончики) давайте расселим их по их квартиркам. Где живут иончики? Правильно, они живут, где нарисован знак- Плюс. - А где живут электрончики? Правильно, где нарисовам знак Минус. - Электрончики очень хотят к иончикам и что нужно сделать? (предположения детей) нужно сделать дорожку и поставить какой-нибудь электрический прибор, например лампочку Воспитатель: Давайте попробуем? Дети по очереди подсоединяют провода к батарейке и лампочка загорается. - Ребята, а как вы думаете почему загорелась лампочка? Дети: Потому-что, электрончики побежали по дорожке (проводу) - Ребята, а зачем на батарейке заначки плюс и минус? ( рассматривают батарейку). На любом приборе, работающем на батарейках тоже есть эти знаки. - А зачем они нарисованны? (ответы детей, чтобы правильно вставить батарейку) Воспитатель: Хочу вам рассказать, что Батарейка даёт слабый электрический ток, он совершенно безопасен для человека. А вот электрический ток в розетке в сотни раз сильнее. Если он пройдёт сквозь тело человека, человек погибнет. - Поэтому, что запрещается детям? Дети: приближаться к розеткам детям строго запрещено и включать детям Электрические приборы без родителей. Профессор: Ребята, вы настоящие молодцы, но мне пора возвращаться к работе и я хочу с вами попрощаться, вам пора возвращаться в группу. А как вы сюда попали? (ответы детей) Вставайте в круг, на кого попадёт свет волшебного фонарика, тот кружится и окажется в Волшебной лаборатории и превратится в юного электрика. Ну, что готовы? 1,2,3,4,5, будем ток ловить опять… 6,7,8,9,10- будет очень интересно. (Дети выполняют, воспитатель снимает шапку Профессора) ( на столы выкладываются игрушки без батареек и батарейки)
|
|
|
4. |
Рефлексирующий Педагог предоставляет возможность обсудить, найти конструктивное решение, выражает признательность детям. Педагог поддерживает детей.
|
Воспитатель: Ребята, ну вот вы и вернулись в группу. - Ребята, а с что вы сегодня узнали нового? – Кто живет в батарейках? Из каких частиц состоит электрический ток? - А какие частички живут в комнатке под знаком Минус? - А какие частички живут в комнатке под знаком Плюс? - А когда появляется электрический ток и начинают работать приборы? Дети: Электроны бегут по проводкам и поэтому начинают работать приборы. -Ребята в нашей группе есть игрушки сейчас они не работают, но если вы их почините, то сможете ими играть. Готовы приступить? (Детям предлагаются игрушки без батареек и батарейки) -Давайте посмотрим, А почему игрушки не работают? Дети: (нет батареек нужно их вставить) -Кто знает, на что нужно обратить внимание, что бы правильно вставить батарейки? (Ответы детей). -Да, вначале нужно осмотреть батарейку, отыскать на ней знаки Плюс и Минус.
Найдите знаки на корпусе прибора и поставите батарейку именно так, как изображено. Иначе электрончики откажутся бежать по нашему прибору, и он не заработает. Ну что, проверим, сможете ли вы правильно вставить батарейки. -Работаем парами, каждая пара выбирает себе игрушку. Воспитатель: Спасибо, ребята, мне очень интересно было с вами работать.
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.