МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДОРОГОБУЖСКИЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Конспект открытого занятия на тему
«Времена года»
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Земля моих предков»
творческого объединения
«Школа раннего творческого развития Радуга»
Подготовила: педагог дополнительного образования
Березовская И.В.
г. Дорогобуж
2021 г.
Возраст учащихся: 5-6 лет
Год обучения: 1 год
Тема занятия: «Времена года»
Тип занятия: комбинированное
Цель: формировать первичное представление об объектах окружающего мира
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с удивительными загадками природы, со временами года, месяцами.
Развивающие: развивать у учащихся умение выделять приметы каждого времени года, развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь путем загадок.
Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к природе и видеть ее красоту.
Формы работы: речевое общение, словесная игра, подвижная игра.
Технологии: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии.
Форма занятия: групповая
Материалы и оборудование: мяч.
План занятия:
1. Организационный момент
2. Вступительная часть
3. Остановка №1 «Весна»
4. Физминутка. Подвижная игра « Зимующие и перелетные»
5. Остановка №2 «Лето»
6.Дидактическая игра «Зверь, птица, насекомое»
7. Остановка №3 «Осень»
8. Словесная игра «Продолжи предложение»
9. Дидактическая игра « Чудесный мешочек»
10. Остановка №4 «Зима»
11. Словесная игра «Продолжи предложение»
12. Физминутка «Зимние ветра»
13. Итог занятия. Рефлексия.
14. Психогимнастика
Ход занятия
1. Организационный момент. Традиционное приветствие.
Здравствуй небо!
Здравствуй земля!
Здравствуйте мои друзья!
Один, два, три, четыре, пять
Вместе мы в кругу опять,
Будем вместе мы играть,
Думать, мыслить, размышлять.
2. Вступительная часть.
Сегодня мы поговорим с вами о нашей природе, о нашей земле. Мы отправимся в путешествие по разным временам года и вспомним, что мы о них знаем. На чём мы отправимся в наше путешествие? На автобусе? А он нас ждёт? Может быть на самолёте? Есть у нас самолёт? Ну, тогда пешком. Согласны? Мы пойдём через луг, болото, по мосту, по дороге. Давайте договоримся, что когда идём по дороге - топаем ногами; по мосту - руки вверх; по лугу - трём ладони, а по болоту - руки в замок. Договорились? Пошли: дорога, луг, дорога, болото, дорога, мост, дорога, стоп.
3. Остановка №1(«Весна»):
Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весна)
Назовите весенние месяцы? (март, апрель, май)
Что хорошего вы знаете о весне? (природа оживает, появляются подснежники – первые цветы, набухают почки на деревьях и появляются листья и т.п.)
Кто весну на крыльях приносит? (птицы)
Как называются эти птицы? (перелетные)
А как называют птиц, которые не улетают в теплые края, остаются у нас зимовать? (зимующие)
4. Физминутка. Подвижная игра « Зимующие и перелетные».
Ребята, давайте поиграем. Если я назову перелетных птиц – « летите» и «машите крыльями». Если назову зимующих птиц – приседайте и хлопайте в ладоши (скворец, ласточка, голубь, воробей, грач, аист, снегирь, дятел, лебедь, соловей, ворона, синица, жаворонок).
Молодцы! Продолжим наше путешествие. Пошли: дорога (топаем ногами), луг (трём ладони), дорога, болото (руки в замок), дорога, мост (руки вверх), дорога, стоп.
5. Остановка №2 («Лето»):
Солнце печёт,
Липа цветет,
Рожь колосится,
Золотится пшеница,
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Лето).
Назовите летние месяцы? (июнь, июль, август)
Какое лето в нашем краю? (теплое, ясное, жаркое, долгожданное, красное).
Что хорошего несет с собой лето? (веселье, цветы, ягоды, зелёная трава и ясная, солнечная погода и т.п.)
Приглашает нас лето поиграть, по лугу поскакать.
6. Дидактическая игра «Зверь, птица, насекомое»
Дети стоят в кругу. Педагог каждому ребёнку кидает мяч в руки и произносит, например: «зверь». Ребенок в кругу берет мяч и называет любого зверя, и т.д.
Замечательно, молодцы! Продолжим наше путешествие. Пошли: дорога (топаем ногами), луг (трём ладони), дорога, болото (руки в замок), дорога, мост (руки вверх), дорога, стоп.
7. Остановка №3 («Осень»):
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает,
Когда это бывает? (Осенью).
Назовите осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
Чем вам осень нравится? (красивый осенний пейзаж, сбор богатого урожая)
Чем осень может огорчить? (пасмурной, дождливой погодой)
8. Словесная игра «Продолжи предложение»
Осенью птицы улетают…(в теплые края),
Листья осенью…(желтеют и опадают),
Звери готовят…(запасы на зиму),
Люди собирают…(урожай).
А что нам дарит осень? (осень дарит нам урожай овощей и фруктов)
А чем полезны для нас овощи и фрукты? (в них содержится много витаминов)
А зачем нужно кушать овощи и фрукты? (чтобы не болеть зимой)
9. Дидактическая игра « Чудесный мешочек».
Прислала нам осень свои дары: спелые плоды. Закройте глаза, представьте сад, в котором много фруктов. Постучите по столу. Слышите, как осыпаются с деревьев фрукты? А теперь представьте огород, в котором выросли овощи. Ваши руки превратились в лопатки, выкопайте ими овощи.
Опустели сады и огороды, а все фрукты и овощи оказались в «Чудесном мешочке». Назовите мне какие фрукты и овощи знаете вы.
Молодцы! Продолжим наше путешествие. Пошли: дорога (топаем ногами), луг (трём ладони), дорога, болото (руки в замок), дорога, мост (руки вверх), дорога, стоп.
10. Остановка №4 («Зима»):
Снег на полях,
Лёд на речках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает? (Зимой).
Назовите зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
Какие ваши любимые развлечения зимой? (катание на горке, санках, коньках, игры с друзьями в снежки)
Какая зима в нашем краю? (снежная, морозная, долгая, белая, веселая и т.д.).
11.А давайте поиграем в нашу знакомую игру « Продолжи предложение»
Зимой бывает сильный…(мороз),
Река покрыта прозрачным…(льдом),
Зимой дети играют в…(снежки),
На крышах висят…(сосульки).
12. Физминутка «Зимние ветра»
Заметет дорожки пороша: « ш - ш – ш - ш» (дети двигают опущенными вниз руками из стороны в сторону).
Завьюжат вьюги: «в - в - в - в» (круговые движения руками).
Закружит метель: «у- у- у- у» (дети кружатся и садятся).
13. Итог занятия. Рефлексия.
Ребята, давайте побеседуем о любимом времени года, вот мое любимое время года – весна, которая следует за зимой. Весной появляются самые нежные и прекрасные цветы – подснежники и вся природа оживает и «просыпается». А теперь я хочу узнать о вашем любимом времени года. Придумайте о нем красивое предложение (ответы детей).
Спасибо, ребята за ваши рассказы, а сейчас мы с вами посмотрим на ваши развлечения и игры в разные времена года.
Игра «Хитрые вопросы»
(Педагог задает вопросы, если ответ на вопрос «да», дети хлопают в ладоши, если «нет», топают ногами).
Сентябрь, октябрь, ноябрь-это летние месяцы?
Если начинают опадать листья, наступает весна?
Дети идут в школу первого сентября?
Летом девочки и мальчики надевают теплые шапки, теплые сапоги, шубы и отправляются кататься на санках?
Зимой все звери готовятся к долгой спячке?
Осенью на деревьях распускаются ярко-зеленые листочки?
Зимой мы любим, купаться и загорать, любоваться цветами и собирать ягоды?
Весной возвращаются перелетные птицы?
Летом можно купаться в речке и загорать на пляже?
Осенью идут холодные дожди, желтеют и опадают листья?
Зимой люди надевают футболки, шорты, сарафаны?
Осень - прекрасное время года?
Молодцы. Вы очень хорошо знаете все о временах года. Вот и закончилось наше путешествие. Круглый год и его сыновья-месяцы очень рады, что у них побывали такие знатоки. Они с нами прощаются и ждут нас в гости каждый в свое время.
14. Психогимнастика
Вы сегодня все очень старались
Чтобы солнце всем сияло,
Чтобы горя не бывало,
Все мы за руки возьмемся
И друзьям мы улыбнемся.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.