Конспект открытого занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

  • docx
  • 26.01.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Открытое занятие по финансовой грамотности _Семейный бюдет_.docx

Конспект открытого занятия по финансовой грамотности «Семейный бюджет»

 

Цель: раскрыть понятие «семейный бюджет».

Образовательные:

1.     Сформировать общее представление воспитанников об экономике домашнего хозяйства.

2.     Познакомить со статьями доходов и расходов.

3.     Формирование умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики.

Развивающие:

1.     Развивать навыки диалогической речи воспитанников при ответах на вопросы.

2.     Расширять и активизировать словарь воспитанников через усвоение новых терминов.

3.     Развивать познавательную активность воспитанников при постановке вопросов.

4.     Тренировать вербальную и зрительную память через запоминание новых понятий.

Воспитательные:

Способствовать подготовке воспитанников к самостоятельной жизни.

Оборудование: мультимедийная презентация, магнитная доска, письменные принадлежности, реквизит: платок, очки, фартук, галстук, студенческий билет. Костюм строителя, врача, бабушки, дедушки. Карточки-схемы с доходов и расходов.

 

Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, самостоятельная продуктивная.

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

I. Орг. момент.

- Ребята, я рада видеть вас у себя на занятии. Давайте поздороваемся с нашими гостями и улыбнёмся друг другу! Слайд 1

II. Вводная часть.

- В роли кого вы к нам пожаловали? Я – папа, мама, старшая сестра, младший брат и бабушка.

- А все вместе вы большая и дружная….? Семья. Слайд 2

- Чем каждый из вас занимается? Папа – строитель\одет в каску\, мама – врач\одета в халат белый\, бабушка или дедушка не работает/платок/, она на пенсии на заслуженном отдыхе, старшая сестра-студентка, младший брат ходит в детский сад.

- Значит, мама с папой работают они трудятся.

- Что вы получаете за свой труд? Зарплату. Слайд 3

Зарплата – это деньги, получаемые за работу. И это оплата труда.

- В нашей семье есть и бабушка или дедушка. Он-а уже стареньк-ий-ая и не работает.

- Что платят пожилым людям, проработавшим много лет? пенсию. Пенсия – это деньги.

- Сестра – студентка она хорошо учится и за свой труд получает стипендию, это тоже деньги.

- Брат ходит в детский сад, он не получает денег. Но возможно, его родители получают на этого ребенка детские пособия.

III. Основная часть

Итак, если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Слайд 4

- Это и есть тема нашего сегодняшнего занятия

Бюджет семьи – это финансовый план семьи, составляющий доходы и расходы семьи за определенный период времени (месяц, год). (слайд)

- Давайте разберём, что же такое «доходы» и «расходы»

- Как вы думаете, что такое доход? Слайд 4

Доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.

- Доходы могут быть постоянные и не постоянные. Слайд 4

- Какие доходы можно отнести к постоянным? Зарплаты и пенсии, пособия, сдача квартиры.

- К не постоянным? Премии, разовые социальные выплаты, студент подрабатывает и т.д.

- Чтобы в семье был доход, что необходимо для этого делать? много трудиться.

А вы ребята знаете пословицы о труде? Слайд 5

Терпенье и труд всё перетрут.

Делу время — потехе час.

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнешь.

Сделал дело - гуляй смело.

Кто не работает, тот не ест.

- Вам знакомы значения этих пословиц? Если нет, то давайте разберём.

- Мы с вами разобрались, как появляются деньги в семье.

- Но в каждой семье не обойтись без расходов.

- Куда тратятся деньги в вашей семье? Слайд 6

Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.

Все расходы можно разделить на две группы: основные и непредвиденные.. Слайд 6

Основные расходы в течение года почти не меняются, их можно запланировать и осуществить.

Непредвиденные – расходы, которые не возможно было предусмотреть заранее

А сейчас проверим, как вы поняли, что такое доходы и что такое расходы.

- Предлагаю вам наглядно разобраться как формируется семейный бюджет и как он ещё тратится.

Игра – упражнение «Доходы-расходы».Слайд 7

- Вам сейчас необходимо подойти к столу, взять карточку, показать нам её, озвучить  и решить, куда её можно отнести: в доходы или расходы.

Зарплата, пенсия, пособие, премия, подработка , оплата детского сада, Оплата жилья, Покупка бензина для машины, Ремонт одежды (сломалась на куртке молния), Поход в кино, Оплата телефона, Покупка новой одежды, Оплата кружка ребёнка, Оплата продуктов питания, Лечение, Подарок на день рождения друга, Поломка телевизора

Правильно вы распределили?

- Обратим внимание на расходы. Как мы ранее сказали, они могут быть основные (запланированные) и непредвиденные (незапланированные).

Игра – упражнение «Виды расходов».Слайд 8

Определите запланированные и незапланированные расходы семьи. Для этого поместите вид расхода в нужную корзину.

 

Оплата детского сада

Запланированные

https://files.1urok.ru/images/61d31a93030f6cf4b3284921f1279863ab169feb.png

Незапланированные

https://files.1urok.ru/images/61d31a93030f6cf4b3284921f1279863ab169feb.png

Покупка новой одежды

Оплата жилья

Оплата кружка ребёнка

Покупка бензина для машины

Оплата продуктов питания

Ремонт одежды (сломалась на куртке молния)

Лечение

Поход в кино

Подарок на день рождения друга

Оплата телефона

Поломка телевизора

 

- Я думаю,  вам пора отдохнуть.

Физкультминутка Слайд 9

-  Я буду называть известные выражения. Вы, если услышите выражение, означающее, что это «дорого» - поднимаете руки вверх и подпрыгиваете, если «дёшево» - руки на пояс и приседаете.

•        На вес золота

•        За бесценок

•        По божеской цене

•        Не подступиться

•        Как задаром

•        Цена кусается

•        Не по карману

•        По сходной цене

•        За грош

•        С Гулькин нос.

-  Молодцы! Отдохнули, продолжим нашу работу.

Практическая работа. Слайд 10

- Давайте окунёмся в настоящую семейную жизнь. Вам сейчас предстоит распределить по столбикам и рассчитать сумму дохода вашей семьи за месяц и сумму расхода. Ответить на поставленные вопросы.

- Разделитесь на 2 команды. Представьте, что вы семья Ивановых и Петровых. Посчитайте свои доходы и расходы и сравните их.

 

ВИД ДОХОДА

СУММА

ВИД РАСХОДА

СУММА

ЗАРПЛАТА ПАПЫ

40 тысяч

ПИТАНИЕ

25 тысяч

ЗАРПЛАТА МАМЫ

20 тысяч

КОРМ ДЛЯ СОБАКИ

2 тысячи

ПЕНСИЯ БАБУШКИ

10 тысяч

ОДЕЖДА , ОБУВЬ, БЫТОВАЯ ХИМИЯ

10 тысяч

ПЕНСИЯ ДЕДУШКИ

15 тысяч

ОПЛАТА ЖИЛЬЯ, ТЕЛЕФОНОВ, ИНТЕРНЕТА

14 тысяч

ПОСОБИЕ НА ДЕТЕЙ

3 тысячи

ОПЛАТА НАЛОГОВ

10 тысяч

СТИПЕНДИЯ СЫНА

5 тысяч

РАСХОДЫ НА ТРАНСПОРТ

5 тысяч

ПРЕМИЯ ПАПЫ (ЗА ОТЛИЧНУЮ РАБОТУ)

5тысяч

ЛЕКАРСТВА ДЛЯ ДЕДУШКИ

3 тысячи

СДАЧА В АРЕНДУ ГАРАЖА

2 тысячи

ОПЛАТА УСЛУГ ОБРАЗОВАНИЯ

6 тысяч

 

 

ДОСУГ, ОТДЫХ

5 тысяч

 

 

РЕМОНТ АВТОМОБИЛЯ

35тысяч

ИТОГО

100 тысяч

 

80 тысяч

 

 

- Представьте свою таблицу нам  первая семья.

- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия?

- Выясним значение этих слов. Найдите на экране, что такое дефицит. Слайд 11 (есть только понятия, после появляется слово)

- Дефицит – превышение расходов над бюджетом.

- А экономия – бережливое ведение хозяйства.

- В этом месяце у вас образовалась….?экономия.

- На что можно потратить сэкономленные деньги? Отпуск, покупка дорогой техники и тд.

- Давайте посмотрим вторую ситуацию в семье Петровых.

- Что получилось у вас?

- Образуется дефицит.

Что в этом случае надо делать? Экономить

- Как можно экономить деньги?

- Почему говорят: «Деньги счет любят»? Слайд 12

- Ответьте мне пожалуйста, что нужно делать, чтобы наш доход и семейный бюджет рос, а не уменьшался? Работать, бережно относиться к деньгам, экономить свет, газ, воду. Учиться правильно планировать свои расходы.

 

V. Итог занятия

-  А теперь давайте разгадаем кроссворд, все зашифрованные слова в нем по нашей теме – семейный бюджет. Если мы правильно разгадаем весь кроссворд, у нас получится слово. Прил.Слайд 13-21

- Предлагаю ребятам зачитывать вопросы с экрана.

Кроссворд.

1.Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Основные)

2. Как называется доход студента. (Стипендия)

3. Как называется доход взрослого человека. (Зарплата)

4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать. (Расход)

5. Как называется доход пожилых людей. (Пенсия)

6. Как называется доходы и расходы членов одной семьи. (Бюджет)

7.Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью. (Доход)

Мы с вами правильно разгадали кроссворд, у нас получилось слово «спасибо». А это значит, что вы хорошо усвоили эту тему. Я надеюсь, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.

- На этом наше занятие заканчивается

Какие все сегодня молодцы!

Для вас имеется награда.

Вы все сегодня хороши,

А мне приятно, я так рада!

Сюрпризный момент (шоколадные конфеты- рубли).

- У меня для вас есть мешочек. Как вы думаете, что в нем?

- Для вас это доход или расход? А для меня?

- Молодцы! Слайд 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Кроссворд

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7