Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №53
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе
«Мир сказок»
Подготовила:
Воспитатель: Трофименко И.В
Новочеркасск 2024 год
Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Мир сказок»
Цель: закрепить знакомые сказки.
Задачи:
- формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, вырабатывать учебные навыки (умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивать говорящего, воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь;
- расширять словарный запас детей, развивать у детей фонематический слух, готовить их к звуко - слоговому анализу слов;
- развивать у детей зрительное и слуховое внимание – умение вслушиваться в речь взрослого, искать выход из проблемных ситуаций. Развивать логическое мышление – умение сравнивать, рассуждать, развивать связную речь детей.
- воспитывать эстетические качества, учить выслушивать рассказы товарищей. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам, вызывать сочувствие к ним и желание помочь.
Образовательные области: познание, коммуникативная, художественно- эстетическая, музыка
Оборудование: музыка, письма, книги, иллюстрации сказочных героев (медали - знаток сказок).
Воспитатель: Ребята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.
В этот чудесный весенний день
Нам здороваться не лень
Шлем привет мы всем вокруг.
Я твой друг и ты мой друг!
Шлем привет мы всем гостям.
Очень, очень рады вам!
Воспитатель: Дети, сегодня нас ожидает необыкновенное путешествие. А куда вы узнаете, отгадав загадку: «Там волшебство, там чудеса, бывает бабушка яга, герои действуют умно и дружба побеждает зло». Так куда мы отправляемся?
Дети: мы отправляемся в сказку.
Воспитатель: Ребята, а скажите, откуда берутся сказки? Вы знаете?
Дети: Сказки придумывают.
Воспитатель: А кто их придумывает?
Дети: Их придумывает народ, сказочники, писатели.
Воспитатель: А какие вы знаете сказки?
Дети: Я знаю сказку «Колобок» ,«Маша и медведь», «Три медведя», и т.д.
Воспитатель: Да все верно, молодцы тогда отправляемся в путь. Для этого нужно закрыть глаза и сказать:
«Тили – бом, тили – бом,
Открывайся сказки дом!»
Звучит музыка «Звуки леса»
Воспитатель: Дети, вот мы и в сказке. Это сказочный лес, посмотрите как красиво, давайте пойдем, посмотрим, что нас ждет интересного в лесу. Ой! ребята смотрите, тропинка завалена книгами.
Воспитатель: Смотрите дети, на книгах лежит конверт. А что кладут в конверт?
Дети: В конверт кладут письма, открытки, приглашение.
Воспитатель: А для чего нужны письма?
Дети: Письма нужны для того чтобы поздравить кого-нибудь, пригласить в гости, сообщить что-нибудь важное.
Воспитатель: Правильно, молодцы! Вот и нам, наверное, кто-то хочет сказать что-то важное. Хотите узнать, что в письме? (Читает)
«Здравствуйте маленькие путешественники! Раз вы нашли это письмо, значит, столкнулись с первым препятствием, которое я для вас придумала. Я волшебница «Путаница». Я всегда и везде всё перепутываю. Если хотите прогуляться по сказке. Значит, решите все задачки. До скорой встречи!».
Воспитатель: Дети с нами решила поиграть волшебница путаница, как она написала: «Я всегда всё перепутываю». Вот и сейчас здесь что-то перепутала. Давайте посмотрим внимательно что здесь не так.
Дети: Книги. Их не бывает в лесу.
Воспитатель: А где должны находиться книги?
Дети: Книги должны находится, в библиотеке, в магазине, на полке, дома в шкафу…
Воспитатель: Правильно. Молодцы. Нам надо идти дальше. А как же нам пройти.
Дети: Надо убрать книги.
Воспитатель: А как их надо убрать.
Дети: аккуратно сложить их стопочкой.
Пойдемте дальше. Дети, посмотрите, лесной домик. Ой, ребята еще письмо. Читает: «Здравствуйте гости дорогие. Это дом волшебницы «Путаницы». Меня сейчас нет дома, но вы не стесняйтесь, заходите, посидите, отдохните. Посмотрите, как живу.
Воспитатель: Дети зайдем в гости? Посмотрите ребята. а дом у «путаницы» сделан из дерева значит он какой …….деревянный.
- Есть у неё сумка из кожи…она какая? кожаная
- Если ручка сделана из пластмассы, то… пластмассовая
- Блюдце из фарфора… фарфоровое
- Баночка из стекла… стеклянная
- Варежки из шерсти… шерстяные
Мяч сделан из резины…….резиновый
Книги из бумаги……бумажные
(из книги высыпаются письма)
Ой, смотрите, опять письма от волшебницы путаницы. Что же она опять придумала?
Воспитатель читает письмо
«Ребята, помните сказку «Маша и Медведь»? Я там тоже всё перепутала. Послушайте и попробуйте помочь Маше.
Воспитатель: Дети присаживайтесь. И прежде чем читать сказку, нужно приготовится!
Сделать артикуляционную гимнастику.
Шу-шу-шу, сижу тихо, не шуршу (дети легко ударяют ладонями по коленям).
Уши-уши-уши – приготовим уши (потягивают за мочки ушей)
Уша-уша-уша – буду сказку слушать (представляют ладонь то к одному уху, то к другому)
Ша-ша-ша – очень сказка хороша (хлопают в ладоши).
Воспитатель: А теперь послушаем сказку.
Сказка
Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирогов и положила их в узелок. Она долга шла через лес и зацепилась узелком за куст. Он порвался, пирожки рассыпались. Как Маше донести их до дома, где живёт медведь! Воспитатель: Ребята, а что в этой сказке не так?
Воспитатель: Молодцы! Вы снова справились с заданием.
Физкультминутка с проговариванием чистоговорок
Ой, ой, ой – повторяйте все за мной
Ва, ва, ва – высокая трава. (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги).
Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни).
Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе).
Кой, кой, кой – любуемся рекой. (Повторяют радостно, развести руки в стороны).
Ась, ась, ась – вот плывёт карась. (Повторяют тихо, плавные движения руками).
Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах).
Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам).
Це, це, це – улыбка на лице. (Повторяют радостно)
Воспитатель: Ну что дети размялись. Тогда давайте выполним следующие задание. Нам надо составить предложения.
- Я вам покажу сказочного героя, а вы должны назвать из какой он сказки. И что вы можете рассказать о нем. (колобке, волке, лисе, зайце)
(Дети составляют свои рассказы).
Воспитатель: Давайте дальше посмотрим, что же он ещё для нас придумала волшебница «Путаница», (Игра с мячом)
В этом письме «Путаница» предлагает нам продолжить название сказки.
1. «Царевна — лягушка»;
2. «Сивка- бурка»;
3. «Иван-царевич и серый волк»;
4. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»;
5. «Мальчик-с-пальчик»;
6. «Петушок— золотой гребешок»;
7. «Каша из топора».
8. «Муха цокотуха»
Молодцы!
Воспитатель: Вы хорошо сегодня поработали, решили задачки волшебницы путаницы. Но пришло время возвращаться из сказки. Для этого снова нужно закрыть глаза и произнести волшебные слова.
Ой, ребята, а у меня ещё один конверт есть. Посмотрим что там?
Воспитатель вручает детям каждому по медали «Знаток сказок»
«Сказка двери закрывай,
в детский сад нас отпускай».
Воспитатель: Ну что, дети, мы вернулись в детский сад.
Понравилось вам наше путешествие?
Где мы с вами побывали?
Кто прислал на письма?
Какие задания вы выполняли?
Что для вас было самым легким?
А что самым трудным?
Спасибо за проделанную работу.
Самоанализ.
Открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Мир сказок»
Цель: Развитие речи детей дошкольного возраста посредством художественной литературы. Закрепление знаний детей о сказках.
Задачи:
- формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, отвечать на вопросы.
- расширять словарный запас детей, развивать у детей фонематический слух.
- Развивать логическое мышление – умение сравнивать, рассуждать, развивать связную речь детей.
Образовательные области: познание, коммуникативная, художественно- эстетическая, музыка
Структура и организация занятия.
Занятие проходило в подготовительной группе. Цели и задачи соответствовали требованием программы. Занятие состояло из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определенных задач.
Вводная часть это организация детей, мотивация к предстоящей деятельности. Детям было предложено отправиться путешествовать «В сказку»
Основная часть занятия представляла собой специально организованную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. На протяжении всего занятия были созданы проблемные ситуации, которые стимулировали процесс мышления, и дети выполняли эти задания легко и с интересом. Все это способствовало эффективности занятия, и мыслительной деятельности детей.
В заключительной части занятия закрепила полученные результаты. Детям было предложено вспомнить, где они побывали. Что им было интересно легко или что то, было сложно и что запомнилось больше всего.
Контроль осуществлялся на всех этапах занятия. Дети с легкостью усваивали преподнесенный материал. Атмосфера занятия была благоприятной, дружно и с желанием выполняли все задания. Также было заметно, что дети на протяжении всего занятия испытывали положительные эмоции: радость, удивление, были дисциплинированы, заинтересованы. Дети умели слышать и слушать воспитателя и друг друга. Прекрасно справились с выполнением всех задач.
Воспитатель общался с детьми спокойно, но с эмоциями, речь была плавной и разборчивой.
Психологический микроклимат в детском коллективе можно оценить как хороший.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.