Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Зимушка-зима»
Цель: Развитие связной, диалогической и монологической речи.
Задачи: Образовательные: Уточнить и расширить представление о зиме, зимних явлениях, зимних забавах, приспособление животных к зиме; формировать умения согласовывать существительные с прилагательными; формировать умение отвечать на вопросы, строить высказывания.
Развивающие: Развивать диалогическую и монологическую речь; Развивать память, мышление, связную речь, проговаривать четко, громко, развитие речевого дыхания, силы голоса, развитие общей моторики.
Воспитательные: воспитывать умения работать в коллективе, взаимовыручку, отзывчивость.
Предварительная работа Чтение произведений о зиме: И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка»; занятие по окружающему миру «Скоро зима», разгадывание загадок о зиме; рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы»; репродукций художников с изображением зимней природы- И. И. Шишкин «Зима», наблюдение во время прогулок «Какой снег», изменения в природе с приходом зимы; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период, о жизни животных зимой; малоподвижные игры: «Снежинки», дидактические игры «Что лишнее», игра с фонариком «Как зимуют звери», лото «Зима»
Методы Словесные: художественное слово стихотворение «Целый год круговорот»
вопросы проблемного характера: «Что же нам делать? «А как вы думаете?», «Как мы можем помочь?»; беседа о зимних забавах.
интерактивные технологии «Интервью», «Рафт»
Словесная игра «Скажи какой, какая»
Наглядные: Картинки «Зимние забавы»
Практические: Сюрпризный момент – Игрушка Ох
Чистоговорки «Зима»
Дидактическая игра: «Собери из частей целое»
Опыт «Вьюга в банке» - с элементом дыхательных упражнений
Физкультминутка «Наконец пришла зима»
Игровое упражнение «Вьюга» (на развитие силы голоса)
Продуктивная деятельность «Рукавички»
Средства: игрушка Ох, блютус колонка, мультимедийное оборудование; снежинка, микрофон, банка со снегом, трубочки, разрезные картинки «Зимние забавы», снежки, рукавички из белой бумаги, бусины, мелкие снежинки, маски (медведь, заяц, лиса).
Организационный момент.
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними и подарим им улыбки! - Здравствуйте, гости.
Введение в тему.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте, что я загадала?
Наступили холода,
Обернулась в лед вода
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал реветь медведь
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Ответы детей)
Сюрпризный момент.
Звучит звукозапись (раздаются охи)
Воспитатель: Ребята вы слышите? Кто это охает?
Появляется игрушка Ох. Говорит грустным голосом (звукозапись)
Ох: Наступила зима
Снегом замела дома
Мерзнут руки, не пойму-
Кто придумал Зимушку?
Воспитатель: Кто ты? Как тебя зовут?
Ох: Здравствуйте ребята. Меня зовут Ох. Я очень расстроен, что наступила зима. Это самое холодное, скучное и некрасивое время года. О-хо-хонюшки. И чем она только всем нравится?
Воспитатель: Что мне совсем не нравиться настроение Оха? Ребята, что у него случилось, почему он такой расстроенный?
Дети: он не рад, что наступила зима, холод. Не нравиться ему зима и др.
Воспитатель: Ребята, а что же делать, как нам развеселить Оха?
Дети: ответы детей
Воспитатель: да правильно, мы можем рассказать Оху о том, что зима чудесное время года. Попробуем, может нам удастся поднять Оху настроение.
Чистоговорки «Зима»
Но прежде чем начать рассказывать, нужно проверить, проснулись ли ваши язычки? Сейчас проверим вместе со мной. Я начну, а вы повторяйте за мной.
Ма-ма- ма – пришла снежная зима
Оз-оз-оз – на улице мороз
Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.
Да вижу, что проснулись язычки, молодцы.
Воспитатель: Ребята, а вам нравится зима? (да)
А расскажите Оху, почему вам нравится зима?
Игровая ситуация «Интервью».
Воспитатель: Ребята у меня есть чудесный микрофон, будем в него громко отвечать, что бы Ох услышал «Почему/чем тебе нравиться зима?»
Каждый ребенок по отдельности отвечает в микрофон на вопрос «Почему тебе нравиться зима?»
Словесная игра «Скажи какой, какая»
Воспитатель: Ребята, Ох сказал, что зима это некрасивое время года. А как вы думаете, зима – это красивое время года?
Дети: Да.
Воспитатель: А какими еще словами можно описать зиму? Какая она?
Ребята только мы не будем кричать хором, до кого снежинка дотронется, тот и отвечает.
Воспитатель задает вопросы, а дети подбирают прилагательные к заданным словам.
Воспитатель: Зима какая?
Дети: холодная, снежная, морозная, теплая, белоснежная, веселая, волшебная, красивая, пушистая, ветреная.
Воспитатель: Снег какой?
Дети: Белый, пушистый, блестящий, холодный, твердый, мягкий, хрустящий, сыпучий, рыхлый, скрипучий, липкий, чистый, красивый
Воспитатель: Вот какими красивыми словами мы описали Зиму.
Молодцы ребята, справились с заданием. Милый Ох, дети рассказали тебе чем им нравиться зима, какие чудеса происходят зимой, описали зимушку красивыми словами. Удалось ли им поднять тебе настроение?
Ох: Чудеса, это конечно хорошо, но все равно зима – это грустно. Один снег кругом лежит, и поиграть не во что, скучно (плачет).
Воспитатель: Ребята, разве зимой скучно? Не во что поиграть?
Дети: дети называют зимние забавы (игры).
Воспитатель: Правильно ребята, зимой много интересных игр, забав. Помните мы с вами рассматривали картинки «Зимние игры и забавы»? А вы хотите эти картинки показать Оху?
Дидактическая игра: «Собери из частей целое»
Воспитатель: Ребята посмотрите, кто-то разрезал все картинки! Что же нам делать?
Дети: Надо собрать картинку.
Воспитатель: Правильно ребята. (дети собирают пазл). А теперь давайте посмотрим, что у вас получилось, и расскажем Оху.
Педагог подходит к первому столу
- Ребята, что у вас получилось, расскажите, что делают дети на вашей картинке?
Дети рассказывают по картине
Воспитатель: Молодцы ребята. Вы старались, собрали все картинки, предлагаю немного размяться.
Физкультминутка «Зайка серенький сидит»
Воспитатель: молодцы, размялись немного. Ребята, вот сколько много интересных игр и забав дарит нам зимушка зима.
Ох, у нас получилось убедить тебя, что зима очень веселое время года?
Ох: Да ребята, оказывается зимних игр очень много, спасибо Вам, что рассказали о них. Мне уже не терпится пойти на улицу и поиграть. Только вот я слушал прогноз погоды, там сказали, что будет вьюга. Оставаться дома! А что это такое вьюга?
Воспитатель: Ребята вы знаете, что такое вьюга?
Зимой бывает разная погода, если светит солнце, то что мы можем сказать о погоде, какая она? (солнечная). Если идет снег, то погода? (снежная).
Но бывают дни, когда дует сильный ветер, он поднимает снег с земли и кружит его в воздухе. все кругом становиться белым бело, ничего вокруг не видно. Такое природное явление называется вьюга. Ребята, вы видели когда-нибудь вьюгу? А как вы думаете, можно ли в такую погоду выходить гулять?
Ребята, а как вы думаете, можем ли мы сами и сделать вьюгу? А что нам для этого нужно?
Опыт: «Вьюга в банке» (банка со снегом, трубочки)
Посмотрите, снег лежит спокойно, что нужно сделать, что бы снег закружился в воздухе?
Дети: нужен ветер
Воспитатель: а где мы можем его взять, сами можем изобразить ветер? Покажите как?
Правильно молодцы, вдыхаем глубоко носиком и выдыхаем. Выдыхать воздух мы будем в трубочку.
3-4 ребенка проводят опыт.
Замечательно, какая красивая вьюга у вас получилась ребята.
Игровое упражнение «Вьюга» (на развитие силы голоса)
Ребята, а как воет вьюга, слышали? Поиграем, изобразим вьюгу голосом? По сигналу «вьюга начинается» - вы тихо произносите «У-у-у». По сигналу «вьюга усиливается» - сила голоса нарастает. По «сигналу сильная вьюга»- говорите громко «у-у-у». по сигналу «Вьюга кончается» - произносите тише, тише и смолкаете «Вьюга закончилась».
Молодцы ребята, у вас получилось изобразить зимнею вьюгу.
Ох: Ребята, как здорово у вас получилось. Я теперь знаю что такое вьюга, посижу пока дома в окошко на нее посмотрю, а как только она закончится сразу же побегу на улицу гулять. Только знаете ребята, я сейчас вспомнил о своих лесных зверях, медведе, зайчики и лисичке, мне их так жалко (плачет, им наверное холодно в лесу, и есть нечего, все снегом завалило (плачет).
Воспитатель: Ну что ты Ох, звери в зимнем лесу приспосабливаются к зиме. Правда дети? (да). Ребята, а вы знаете, как звери подготовились к зиме? Расскажи Оху?
Интерактивная технология «Рафт» (маски животных: заяц, лиса, медведь)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам от имени животного рассказать о себе. Представьте что вы лисичка, заяц или медведь. Что вы можете рассказать о себе, как вы приспосабливаетесь к зиме, чем питаетесь в зимнем лесу? Холодно ли вам там?
Ребенок выбирает себе роль, одевает маску.
Примерный рассказ ребенка. «Я медведь. Я зимой впадаю в спячку и сплю всю зиму. Перед тем как лечь в спячку, я сооружаю себе берлогу, строю ее из веток, хожу по лесу, ем ягоды - накапливаю себе жирок. Потом улягусь в берлогу поудобнее, а ее сверху снегом засыпает. Тепло у меня в берлоге».
«Я заяц. К зиме я поменял свою серую шубку, на зимнюю белую. Белая шубка на снегу неприметна, так хищным зверям будет трудно меня найти. Питаюсь я корой деревьев и веточками. Белая шубку более густая, теплая в ней мне в зимнем лесу не холодно».
«Я лисичка. К зиме моя шерсть становится густой, теплой, поэтому мне в зимнем лесу не холодно. Сплю я на снегу, прикрываю носик своим пушистым хвостом. Каждый день я хожу на охоту, ловлю зайцев, мышей и птичек».
Воспитатель: Молодцы ребята, рассказали Оху, как звери переносят зиму.
Ох: Спасибо ребята, теперь я знаю, что моим друзьям зверям в лесу не холодно зимой.
Воспитатель: Ну что Ох, убедили мы тебя что зима – какой бы она не была – замечательное время года.
Ох: (весело). Да! Спасибо ребята, что вы так много интересного мне рассказали о зиме. Теперь я понял, что зима вовсе не скучное время года, а очень даже веселое и волшебное. Побегу скорей на улицу гулять и в снежки играть. До свидания ребята.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами давайте вспомним, кто приходил к нам в гости? А что же случилось у Оха? А что мы с вами сделали, что бы Оха развеселить? Какие задания выполняли? У нас получилось его развеселить? И др.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.