Конспект "Озёра и болота"
Оценка 4.6

Конспект "Озёра и болота"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
география
8 кл
05.10.2022
Конспект "Озёра и болота"
сформировать представления об особенностях озёр и болот страны.
Конспект Озёра и болота.docx

Тема: Озёра и болота.

Цель: сформировать  представления об особенностях  озёр и болот  страны.

Задачи:

    1. Учебно - познавательная – определить различать типы озёрных котловин.
    2. Развивающая – развивать географическое  мышление, устную речь, способность выделять главное из текста, читать тематические  карты, развивать способность анализировать, делать выводы.

3.     Воспитательная – воспитать чувство ответственности, умение работать в коллективе, самостоятельно  готовиться к уроку, повышать интерес к изучению  предмета.

 

Развитие УУД:

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, выполнять логические операции самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания.

Коммуникативные УУД: формировать  речевую деятельность, навыки сотрудничества, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение,  взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Регулятивные УУД: формирование умения строить жизненные планы, прогнозировать, слушать собеседника, управлять своей деятельностью, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, проявлять инициативность и самостоятельность; оценивать. корректировать знания;

Личностные УУД: формирование способности к самоопределению, ведению здорового образа жизни, развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.

 

Оборудование: смартфоны, рабочие тетради, опорные конспекты, мультимедиа презентация, учебник В.П. Дронов «География. Россия: природа, население, хозяйство» 8 кл., учебник «Физическая география Хабаровского края» 8 кл., атлас.

 

Ход урока

 

- Добрый день, ребята.

- Мы продолжаем изучать внутренние воды России.

¾        Возьмите телефоны в руки. Предлагаю вам пройти небольшой тест в Яклассе. Итоги его запишите в тетрадь. Эти баллы будут  нужны для итоговой оценки.

Тест по теме: Речная система России.

-Переходим к  теме урока. Предлагаю посмотреть видеофрагмент и определите, о чём пойдет речь. (об озёрах)

¾        Кроме озёр к поверхностным водам относятся, и другие поверхностные воды России для этого предлагаю отгадать загадку. (2 слад)

¾        Не море, не земля,

     Корабли не плавают

    И ходить нельзя. (болота)

    Значит, какова тема нашего урока? ( Озёра и болота)

       Записали в тетрадь число и тему нашего урока: Озёра и болота. (3 слад)

 

 

- Используя глаголы: (4 слад)

 

Хочу узнать… ( Много ли всего озёр и болот в России, особенности озёр, болот и какое значение они имеют)  хочу обсудить…(Где больше реки озёр в России и почему? Все ли можно осушать болота в Хабаровском крае)

Хочу обсудить…

Хочу научиться…  (работать в группах, находить общее решение, управлять своей деятельностью)

    Назовите  ваши личные образовательные цели урока.

 

- Вспомним, значение слова «озеро». Что такое озеро?(природный водоём, который имеет котловину заполненной водой)

В России более 2 млн. озёр  и свыше 10% занимают болота.

Существует наука лимнология, изучающая озёра и их образование, происходящих в них физики-химические процессы. (5 слад)

-Какие озера вы знаете? Самое глубокое … самое большое по площади ---

Посмотрите на слайд (6 слад) Крупнейшие озёра России. Кроме Каспийского море-озеро, есть крупные Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр и озеро Ханка, которая находится

на границе с Россией и Китаем?

 Самое солёное – Баскунчак. Самое крупное солёное - озеро Чаны.

 

Для чего нужны знания об озерах? (для того, чтобы использовать для жизни человека)

 

А теперь работаем по группам.

В каждой группы на столе  задание с вопросами, распределите задания между участниками, кто-то из вас будет выступать у доски, следующий работать с контурной картой, а кто-то оформлять конспект.

Итак,  открываем пакет и начинаем работать. Время работы -5 мин. Начали.

(звучит мелодия птиц)

Отвечает 1 группа.

1.      Дать представление о сточных и бессточных озёрах, назвать особенности их и привезти примеры на физической карте России. (7 слад)

 Самое солёное бессточное озеро Баскунчак находится в Прикаспийской низменности, здесь добывается поваренная соль, которую мы используем в пищу. (8 слайд) 

     2.    Сколько рек впадает в оз. Байкал и сколько рек вытекает ?  Какая река берет начало из озера Байкал? (Впадает – 336 рек, а вытекает – 1);;

     3.  Какие проблемы имеет озеро Байкал?  Назовите пути решения.  

(Экологическая проблемазасоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу).

Пути решения проблемы. (Прекращение необратимых воздействий на природу,. Установка очистных систем сооружений)

Отвечает 2 группа.

1.      Дать характеристику озёрных котловин,  привести примеры и показать их на физической карте России.

В России существуют различные типы происхождения котловин ……(9 слайд) 

 

 

 

 

Тектонические (10 слайд)  и остаточные (11 слайд) 

Ледниковое Ладожское озеро (12 слайд), «Дорога жизни» (13 слайд) ,

Карстовые озёра (14 слайд), Вулканические озёра (15 слайд),

Искусственные озёра (16 слайд).    

 

                      Типы происхождения озёрных котловин

Тектонические    Ледниково-   Карстовые  Вулканические   Искусственные Остат-е

     ........                   тектоническое        …..                    .…..                     …..              ……            

 

Возникли  в           под влиянием   в воде            в кратере            созданы человеком

местах обр-я             древнего            имеют           вулканов            (водохранилища, пруды)

грабен в                    ледника  и          раствор-е     на Камчатке,      водохранилища

 зем. коре                 тектоничес.        горные          Курилах              для ГЭС крупные

 вытянутую             понижений       породы           Кроноцкое         Братское, Красноярское

форму                      зем. коры          они не                                         Зейское и др.      

Байкал 1637м.,       Онежское,         большие

Телецкое                 Ладожское        округлой

                                                           Формы в

                                                           Якутии,

                                                           Кора-Куль

                                                           В Тотарстане

      3.Что влияет на размещение озер?( климат, рельеф, избыточное увлажнение, наличие котловин, близость грунтовых вод) (17 слайд) 

      4. Почему в одних районах очень много озер, а в других их почти нет? ( количество озер уменьшается к югу в связи с увеличением засушливости климата)

 

Учитель: В Хабаровском крае насчитывается 58 тыс. озёр. Крупных озёр в крае мало. В основном они приурочены к низменным впадинам  южной половины края. Между Комсомольском и Хабаровском образуется своеобразный озёрный ландшафт. ) (18 слайд) 

Самые крупные озёра Хабаровского края.  (19 слайд) 

3 группа

1.Назовите типы озёрных котловин Хабаровского края и покажите на карте Хабаровского края. ) (20 слайд) 

 

Озёра

Типы озёрных котловин

1

Хумми

припойменные  (21 слайд) 

2

Болонь

припойменные

3

Удыль

припойменные

4

Чукчагирское

реликтовые        (22 слайд)   

5

Эворон

реликтовые      (23слайд)   (24 слайд)    

 

2 Каково значение озёр в жизни человека и в природе?

Значение озёр

                    в природе

          в жизни человека

1.      Меняет микроклимат, охлаждают летом и увлажняют воздух.

2.      При обмелении превращаются в болото

3.      Солёные воды, накапливают соль

1.источник питьевой воды

2.обеспечение отраслей народного хоз-ва,

3. добычи полезных ископаемых

4.развития промысла

 5.Место отдыха

 

 

 

Учитель: -Какие у кого ассоциации при слове болота? (непроходимые территории, тонут люди, животные …)   (25 слайд)   

1.А что такое болота (26 слайд)  и условия их образования? (27 слайд)   

 (1.большое увлажнение; 2.неглубокое залегание грунтовых вод ; 3. плоский рельеф; 4.Зарстание озёр.)

 

2.Показать распространение болот на карте России и особенности  низинных и верховых болот.

Распространение болот на карте России. (28 слайд)   

Низинные болота (29 слайд)

Васюганские болота (30 слайд)

Верховые болота  (31 слайд)

 

Типы болот

                                       

 

Типы болот

 

Низинные (  

Верховые

Особенности

их питают близко расположенные грунтовые воды

их питают атмосферные осадки

Причины образования

образуются в поймах, долинах рек ,пониженном рельефе(равнинах, низменностях)

болота водоразделов в лесотундре, таёжной зоне

формируется при застаивании поверхностных вод на плоских понижениях водоразделов, подстилаемых водонепроницаемыми породами, например, глинами. Данный тип болот в основном располагается на водоразделах или высоких террасах рек. 

Примеры

Васюганские – 88 га расположены в Зап. Сибири междуречье Оби и Иртыша на территории Васюганской равнины, находящейся большей частью в пределах Томской области, и малыми частями - Новосибирской, Омской областей, Ханты-Мансийского АО и севера Тюменской области.

 

болота Карелии, Архангельской области

 

 

 

 

5 группа

1. Какие основные факторы влияют на заболачивания территории Хабаровского края. (1.выподение большого количества осадков; 2. Затопление территорий во время паводков; 3. плоский рельеф, на которых отсутствует сток и происходит застаивание; 4.Наличие обширных территорий с глинистыми грунтами, препятствующих фильтрации поверхностных вод; 5. Длительное существование сезонной мерзлоты )

2.Какие типы болот в Хабаровском крае? ( Моховые, травяные, травяно-моховые)

3. Издавна на Руси болота боялись. В сказках на болотах всегда обитали злые силы – кикиморы, ведьмы. Так, болота – зло или добро?

Назовите, какой вред и пользу приносят болота. И сделайте вывод какое значение они приносят .

 

                                                                        Болота

зло

добро

Опасное место для жизни людей, не проходимые территории, нельзя использовать для строительства.

Это природный дом для земноводных, насекомых, водоплавающих птиц.

Растут ценные ягоды (клюква, морошка, брусника), получают торф, очищают реки.

Проверим, правильно ответили или нет? (32 слайд)

Почему болота нельзя осушать в верховьях рек? (реки пересохнут)

 

            -А теперь, какой вывод мы можем сделать по нашей теме Озёра и болота

 ( Озёра и болота - источник жизни природы и человека)

Рефлексия

- Чтобы узнать, как вы достигли цели урока? (33 слайд)

Вернёмся к вашим целям.

Сегодня я узнал  ….. Сколько озёр и болот. Особенности озёр и болот,

Сегодня я обсудил ….болота нельзя осушать  в верховьях рек

Сегодня я научился …работать в группе, думать, рассуждать

- Ребята, как вы думаете, знания приобретённые сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни?

Выставление оценок. Сегодня на уроке отлично выступили у доски и правильно ответили по вопросам  ……, показали по карте …..

Конспекты, кон.карты сдать.

 

Домашнее задание: п.28, Подготовить сообщение и презентацию «Интересное озеро России.» (34 слайд)

Итог урока.

Хочу закончить наш сегодняшний урок стихотворением Владимира Орлова, а прочитает его  Арина (35 слайд)

Я узнал, что у меня

Есть огромная семья.

И тропинка и лесок

В поле, каждый колосок

Реки и озёра –

Это всё моё родное.

Это Родина моя

Всех люблю на свете я!

 

-Благодарю вас за хорошую работу на уроке. (36 слайд)

 

 

 

 

Приложение

 

1 кейс.

На территории Байкала расположено 23 особо охраняемых территории, и более 400 памятников природы. Сохранение Байкала для настоящих и будущих поколений как мирового источника чистой пресной воды, как природного участка с неповторимыми ландшафтами и уникальной фауной и флорой, является главной природоохранной задачей и важнейшим условием устойчивого развития Байкальского региона.

Уникальность озера и всего Байкальского региона общеизвестна. Здесь представлены разнообразнейшие ландшафты — от горной тундры и горной тайги до степей и полупустынь. Ядром, определяющим особую ценность территории Байкальского бассейна, является само озеро, которое имеет важное значение для биосферы планеты.

В озеро Байкал впадают 336 рек, наиболее крупная из которых – Селенга. Вытекает же из Байкала только одна река – Ангара. Воды в Байкале 23 тыс. км3 – столько же, сколько во всех пяти Великих Американских озёрах или в Балтийском море. Байкальская вода – одна из самых чистых в мире благодаря уникальному животному и растительному миру.

Озеро Байкал является уникальным природным наследием, которое находится под

охраной ЮНЕСКО. Однако оно имеет множество проблем, которые требуют решения, ведь они приводят к негативным последствиям: вымирают эндемики, засоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в гидросферу.

Вопросы к кейсу.

1.Сколько рек впадает в оз. Байкал и сколько вытекает?  Какая река берет начало из озера Байкал? (Впадает – 336 рек, а вытекает – 1. Берёт начало  река- Ангара);;

2.Сформулируйте проблему.  (Экологическая проблемазасоряется окружающая среда, истощаются водные запасы, увеличивается количество выбросов в атмосферу).

Пути решения проблемы. (Прекращение необратимых воздействий на природу, контроль за выбросами промышленности, находящейся на территории Байкала. Установка систем очистных сооружений .)

 

2 кейс.

По территории страны озера размещены крайне неравномерно. Есть районы, где озер много, но есть и такие, где озер почти нет (лесостепь и степь Восточно-Европейской равнины). Наиболее многочисленны озера там, где их существованию способствуют климатические условия и рельеф.

Дело в том, что для возникновения озер необходим избыток влаги (поэтому основная масса озер находится в областях избыточного увлажнения) и наличие емкостей для воды, т.е. котловин. Там, где нет котловин, происходит заболачивание территории и избыток влаги накапливается в болотах. Происхождение озерных котловин на просторах России весьма различно. Крупные озера имеют в основном котловины тектонического (Байкал, Телецкое и др.) или ледниково-тектонического происхождения (Ладожское, Онежское, Имандра. Для этих озер характерны обычно и большие глубины. Есть озера вулканические. Они встречаются на Камчатке и Курильских островах и приурочены к кратерам вулканов. Режим озер во многом зависит от того, вытекают ли из него реки. В озеро обычно несет свои воды более или менее значительное число рек и ручьев. Если из озера вытекает река, такое озеро является сточным.

Вопросы к кейсу.

1.Что влияет на размещение озер? (климат, рельеф, избыточное увлажнение, наличие котловин, близость грунтовых вод

2. Почему в одних районах очень много озер, а в других их почти нет? ( количество озер уменьшается к югу в связи с увеличением засушливости климата)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Типы озер и их описание



1) Самые глубокие озера имеют тектоническое происхождение (в разломах, трещинах земной коры). Такие озера продолговатые: узкие и длинные. Такое происхождение имеет самое глубокое озеро мира - Байкал (1637 м).

Озера  ледниково-тектонического   происхождения   (тектонические впадины были углублены под тяжестью древнего ледника) расположены на северо-западе Русской равнины. Самые крупные из них - Ладожское, Онежское, Имандра.

2) Моренные озера занимают понижения между моренными котловинами. Таким озером является озеро Селигер на Валдайской возвышенности.

3) Вулканические озера находятся в кратерах вулканов на Курильских островах, на полуострове Камчатка. При извержении вулкана такое озеро выкипает.

4) На территории, имеющей вечную мерзлоту, образуются термокарстовые озера. Летом мерзлота подтаивает, грунты проседают, образуются неглубокие котловины, заполненные талой водой. В Якутии таких озер множество, самое известное - озеро

Неджели.

5) В долинах рек распространены небольшие озера - старицы – это старые русла рек, имеющие очертания подковы - т. к. это бывшие излучины рек, меандры.

6) Если имеется распространение растворимых в воде горных пород, например, известняков, гипсов, доломитов, то в таких районах образуются карстовые озера. Как правило, они имеет округлую форму.

- Почему в одних районах озер очень много, а в других их почти нет? Каковы условия образования озер? (Влажный климат, избыточное увлажнение; наличие котловин; близкое залегание грунтовых вод; близкое залегание водоупорных пластов, не позволяющих поверхностной воде просачиваться.)


 

Тема: Озёра и болота. Цель : сформировать представления об особенностях озёр и болот страны

Тема: Озёра и болота. Цель : сформировать представления об особенностях озёр и болот страны

Используя глаголы: (4 слад)

Используя глаголы: (4 слад)

Тектонические (10 слайд) и остаточные (11 слайд)

Тектонические (10 слайд) и остаточные (11 слайд)

Учитель: -Какие у кого ассоциации при слове болота? (непроходимые территории, тонут люди, животные …) (25 слайд) 1

Учитель: -Какие у кого ассоциации при слове болота? (непроходимые территории, тонут люди, животные …) (25 слайд) 1

Какие основные факторы влияют на заболачивания территории

Какие основные факторы влияют на заболачивания территории

Это всё моё родное. Это Родина моя

Это всё моё родное. Это Родина моя

Курильских островах и приурочены к кратерам вулканов

Курильских островах и приурочены к кратерам вулканов

близкое залегание грунтовых вод; близкое залегание водоупорных пластов, не позволяющих поверхностной воде просачиваться.)

близкое залегание грунтовых вод; близкое залегание водоупорных пластов, не позволяющих поверхностной воде просачиваться.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.10.2022