Конспект по функциональной грамотности "Л.Н.Толстой "Зайцы"
Оценка 5

Конспект по функциональной грамотности "Л.Н.Толстой "Зайцы"

Оценка 5
Работа в классе +1
doc
русская литература
2 кл
11.12.2022
Конспект по функциональной грамотности "Л.Н.Толстой "Зайцы"
конспект по функциональной грамотности "Л.Н.Толстой "Зайцы"
Толстой Зайцы.doc

Внеурочная деятельность: функциональная грамотность (читательская)  с использованием методов и приемов по развитию критического мышления  учащихся, проведено 15.11.2022 во 2Б классе, учитель Смирнова Н.В.

 

 

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД).

Основная цель функциональной грамотности: формирование у школьников умения учиться. В более узком смысле, это формирование универсальных учебных действий - совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний - формирование умения ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контролировать свои действия.

Внеурочная деятельность по функциональной грамотности построена с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучащюихся.

Данный материал имеет практический интерес для педагогов начальной школы.

 

 

Тема: Л.Н. Толстой «Зайцы»

Цель: формирование у школьников умения учиться  и развитие читательских умений.

Планируемые результаты:

Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;

работать над развитием читательских умений;

расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;

формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, текст;

Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;

Коммуникативные действия:

Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.

Личностные учебные действия:

Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, печатные листы с заданиями для индивидуальной и парной работы, работы в группах из тренажёра для школьников «Функциональная грамотность» 2 класс/ М.В. Буряк, С.А.Шейкина – М.: Планета,2023 – 116 с. – (Ученье с увлеченьем).

 

Ход урока

Слайд 2

1.        Организационный момент

- Задача нашей встречи  – продолжить работать над развитием читательских умений.

- А как вы это понимаете?

Читательские умения – осознанность, правильность, беглость, выразительность.

- Значит, будете читать, рассуждать, анализировать.

- Какие еще умения понадобятся? (умение работать в группе или в паре)

 

Слайд 3.

2. Методический прием «Корзина понятий».

- Вы узнали кто это?

- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли?

 

Слайд 4

Музей – усадьба «Ясная Поляна»

 

Слайд 5

3. Составление «Кластера»:

Вывод:

Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были - былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине -  быль «Котенок» художественный – вызывает чувства

 

Вывод: - Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.

 

4. Работа над новым материалом.

 

Слайд 6

Методический прием «Предположение».

- Посмотрите на рисунки, определите тему произведения (демонстрация на экране – рисунок зайцев). Тема: о животных.

- Как вы думаете, к какому жанру будет относится произведение?  Жанр: рассказ

- Кто будет главный герой? Главный герой: заяц

-  Как бы Вы озаглавили?  Название: Зайцы

- Что знаете об этих животных?

- В каком стиле будет написано произведение? Стиль текста: художественный

 

Слушание текста – аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой». Послушайте и приготовьтесь выполнить задание 1 и задание 2.

- Про каких зайцев идет речь в тексте?

- О каком времени года говориться в тексте?

Метод «Чтение с пометами»

- Возьмите простой карандаш и во время прослушивания подчеркните не понятные для вас слова (гуменники, озимые, гумно)

 

6.  Проверка восприятия текста

- Про каких зайцев идет речь в тексте? Слайд 7.

- О каком времени года говориться в тексте? Слайд 8

 

Слайд 9

5. Лексическая работа.

- Значение каких слов не поняли?

         Озимями (озимые)

         На гумнах *  (гумно)  Слайд 10

         Гуменники  

 

Зачитать толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)

 

Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.

Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;

Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.

Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.

Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.

Горестно – печально, тоскливо.

 

7. Повторное аналитическое чтение по частям.

- Давайте посмотрим, что содержиться в тексте описание или  научные факты.

Выполним эту работу в группах.

- Какое умение будем использовать, чтоб получить хороший результат работы в группе? (умение договариваться)

 

 Проверка работы в группах (Критерии – кратко сообщить факты)

 

Виды зайцев

Чем кормятся

Кто их враги

Как спасаются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Перед вами таблица, которую мы сейчас будем заполнять по группам:

 1 группа (1 ряд) рассказываете про полевых

2 группа (2 ряд) про лесных

3 группа (3 ряд) про гуменников

 

 Проверка на экране. Слайд 11.

 

Виды зайцев

Чем кормятся

Кто их враги

Как спасаются

Лесные

Корою деревьев

Охотники, собаки, волки, лисицы.

путают следы

Полевые   

Озимями и травой

Вороны, орлы.

путают следы

Гуменники

Хлебными зернами

Люди, собаки.

путают следы

 

 Слайд 12

- В какое время суток питаются зайцы? Почему?

 

Мы хорошо поработали в группах и нашли ответы на многие вопросы. А сейчас, чтобы выполнить Задание 8 и 9, сядьте парами.

 

Слайд 13

- Почему охотники не могут поймать зайца?

 

Слайд 14,15

Вывод: Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются.

 

Итог: Короткий рассказ, но много фактов:

- Что нового узнали из жизни зайцев?

Мотивация к чтению научно – познавательной литературы:

 - Надо ли детям читать такие рассказы? Для чего?     

 

Слайд 16

Благодарю за сотрудничество и плодотворную работу.


Внеурочная деятельность: функциональная грамотность (читательская) с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся , проведено 15

Внеурочная деятельность: функциональная грамотность (читательская) с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся , проведено 15

Методический прием «Корзина понятий»

Методический прием «Корзина понятий»

Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна

Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.12.2022