Внеурочная деятельность: функциональная грамотность (читательская) с использованием методов и приемов по развитию критического мышления учащихся, проведено 15.11.2022 во 2Б классе, учитель Смирнова Н.В.
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД).
Основная цель функциональной грамотности: формирование у школьников умения учиться. В более узком смысле, это формирование универсальных учебных действий - совокупность способов действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний - формирование умения ставить учебную задачу, планировать пути её решения, оценивать и контролировать свои действия.
Внеурочная деятельность по функциональной грамотности построена с использованием методов и приемов по развитию критического мышления обучащюихся.
Данный материал имеет практический интерес для педагогов начальной школы.
Тема: Л.Н. Толстой «Зайцы»
Цель: формирование у школьников умения учиться и развитие читательских умений.
Планируемые результаты:
Познавательные учебные действия: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Зайцы»;
работать над развитием читательских умений;
расширять кругозор учащихся, наблюдательность за языковыми средствами, развивать речь, умение сравнивать, анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации: рисунок, модель, текст;
Регулятивные учебные действия: формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия;
Коммуникативные действия:
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
Личностные учебные действия:
Пробудить познавательную активность. Воспитывать интерес к природе, воспитывать дружеские отношения.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации с изображением зайцев, компьютер, проектор, экран, презентация PowerPoint, печатные листы с заданиями для индивидуальной и парной работы, работы в группах из тренажёра для школьников «Функциональная грамотность» 2 класс/ М.В. Буряк, С.А.Шейкина – М.: Планета,2023 – 116 с. – (Ученье с увлеченьем).
Ход урока
Слайд 2
1. Организационный момент
- Задача нашей встречи – продолжить работать над развитием читательских умений.
- А как вы это понимаете?
Читательские умения – осознанность, правильность, беглость, выразительность.
- Значит, будете читать, рассуждать, анализировать.
- Какие еще умения понадобятся? (умение работать в группе или в паре)
Слайд 3.
2. Методический прием «Корзина понятий».
- Вы узнали кто это?
- Глядя на портрет писателя, что вы можете сказать об этом человеке? Какие ассоциации возникли?
Слайд 4
Музей – усадьба «Ясная Поляна»
Слайд 5
3. Составление «Кластера»:
Вывод:
Л.Н. Толстой – писатель – рассказы – басни – сказки – были - былины – разножанровый –– о детях – о природе – о Родине - быль «Котенок» художественный – вызывает чувства
Вывод: - Мы продолжим чтение произведений Л.Н.Толстого.
4. Работа над новым материалом.
Слайд 6
Методический прием «Предположение».
- Посмотрите на рисунки, определите тему произведения (демонстрация на экране – рисунок зайцев). Тема: о животных.
- Как вы думаете, к какому жанру будет относится произведение? Жанр: рассказ
- Кто будет главный герой? Главный герой: заяц
- Как бы Вы озаглавили? Название: Зайцы
- Что знаете об этих животных?
- В каком стиле будет написано произведение? Стиль текста: художественный
Слушание текста – аудиозапись «Зайцы. Л.Н. Толстой». Послушайте и приготовьтесь выполнить задание 1 и задание 2.
- Про каких зайцев идет речь в тексте?
- О каком времени года говориться в тексте?
Метод «Чтение с пометами»
- Возьмите простой карандаш и во время прослушивания подчеркните не понятные для вас слова (гуменники, озимые, гумно)
6. Проверка восприятия текста
- Про каких зайцев идет речь в тексте? Слайд 7.
- О каком времени года говориться в тексте? Слайд 8
Слайд 9
5. Лексическая работа.
- Значение каких слов не поняли?
• Озимями (озимые)
• На гумнах * (гумно) Слайд 10
• Гуменники
Зачитать толкование в словаре. (Словарь С.И.Ожегова)
Озимями – растения, семена которых вносятся в почву осенью.
Развивается некоторое время до наступления зимних холодов, в продолжение которых находится в покое, затем вновь оживает весной следующего года, совершает большую часть своего развития в этом году, к концу которого, или немного раньше, приносить плоды;
Гумно – площадка для молотьбы сжатого зерна.
Гуменники – зайцы, которые живут на гумнах.
Бестолковый – непонятливый, бессмысленный.
Горестно – печально, тоскливо.
7. Повторное аналитическое чтение по частям.
- Давайте посмотрим, что содержиться в тексте описание или научные факты.
Выполним эту работу в группах.
- Какое умение будем использовать, чтоб получить хороший результат работы в группе? (умение договариваться)
Проверка работы в группах (Критерии – кратко сообщить факты)
Виды зайцев |
Чем кормятся |
Кто их враги |
Как спасаются |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перед вами таблица, которую мы сейчас будем заполнять по группам:
1 группа (1 ряд) рассказываете про полевых
2 группа (2 ряд) про лесных
3 группа (3 ряд) про гуменников
Проверка на экране. Слайд 11.
Виды зайцев |
Чем кормятся |
Кто их враги |
Как спасаются |
Лесные |
Корою деревьев |
Охотники, собаки, волки, лисицы. |
путают следы |
Полевые |
Озимями и травой |
Вороны, орлы. |
путают следы |
Гуменники |
Хлебными зернами |
Люди, собаки. |
путают следы |
Слайд 12
- В какое время суток питаются зайцы? Почему?
Мы хорошо поработали в группах и нашли ответы на многие вопросы. А сейчас, чтобы выполнить Задание 8 и 9, сядьте парами.
Слайд 13
- Почему охотники не могут поймать зайца?
Слайд 14,15
Вывод: Рассказ «Зайцы» научно-познавательный. В нем автор сообщает информацию о том, какие бывают зайцы, чем кормятся, кто их враги и как спасаются.
Итог: Короткий рассказ, но много фактов:
- Что нового узнали из жизни зайцев?
Мотивация к чтению научно – познавательной литературы:
- Надо ли детям читать такие рассказы? Для чего?
Слайд 16
Благодарю за сотрудничество и плодотворную работу.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.