Конспект урока для 4 класса по литературному чтению на тему:
«В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
I. Мотивация к учебной деятельности |
Готовятся к восприятию темы урока. |
Приветствие. Проговаривание правил поведения на уроке. Уточняет понимание и нужность работы. |
Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку. На партах у вас должны лежать учебник, пенал, рабочая тетрадь. Всё лишнее уберите с парт.
|
II. Актуализация знаний |
Узнают тему урока ставят цель.
|
Организует постановку цели, озвучивает темы урока.
|
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с произведением такого писателя, как Всеволод Михайлович Гаршин. Этот писатель прожил небольшую, но очень интересную жизнь. Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. Детство у него не было счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было всего 5 лет. Мальчик очень тяжело переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем и очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю. Писателя не стало, когда ему исполнилось всего 33 года. Однако он не только остро чувствовал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости, но и смог оставить свои ощущения в виде рассказов и прекрасных сказок. Всеволоду Михайловичу Гаршину принадлежит удивительная мысль: «Если ты оставил после себя след красоты души, то будь уверен, что выполнил свою миссию на земле...». Но чтобы почувствовать глубину этой мысли, понять удивительный мир образов писателя, мы должны быть очень внимательны, вдумчивы и серьезны.
|
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (Открытие нового знания), формулирование определения. |
Слушают учителя
|
Подвести детей при помощи подводящего диалога к формулированию правила по теме урока.
Планирование деятельности на уроке.
|
Однажды Всеволод Михайлович Гаршин был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость – композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. Прямо против музыканта сидел и пристально смотрел на него весьма неприятного вида, как казалось Гаршину, старик. Эта разница между прекрасной музыкой и неприятным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе, с которой мы сегодня на уроке и познакомимся. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались трогательные слова этой сказки. Исходя из названия сказки, кто её главные герои? (Жаба и роза). Что вы можете сказать о розе? Какая она? (Роза – это красивый цветок с шипами) А что вы можете сказать про жабу? (Жаба – это животное, холодное и скользкое на ощупь) Открываем учебники на странице 169 и начинаем читать сказку. Какие чувства у вас вызвала эта сказка? (Чувство грусти, печали) Как вы думаете, почему это произведение Гаршин назвал сказкой? (в ней много фантастического, жаба говорит, роза думает) Где происходят события, описанные в сказке? (в цветнике и в комнате мальчика) Каким показан цветник? (читают 1 абзац). Какое впечатление он производит? Как автор описывает розу? (читают 4 абзац) Как вы думаете, почему именно в этом запущенном цветнике распустилась прекрасная роза? Что автор хотел этим сказать? (Что среди запустения можно увидеть прекрасное) О чем молилась роза? (она просила умереть другой смертью, а не от того, что ее съест жаба) Найдите в тексте, как автор описывает жабу. (5 абзац) Что почувствовала жаба, когда увидела прекрасный цветок? (ей понравилась роза, она хотела быть ближе к ней и к тому же решила ее съесть) Можно ли сказать, что эти 2 главных героя противопоставлены друг другу? Почему? (Роза – это что-то прекрасное, а жаба – уродливое) Кто является хозяином цветника? Как его описывает автор? (Мальчик, читают 7 абзац) Почему мальчик перестал посещать свой цветник? (он серьезно заболел) Что происходит с мальчиком в последние минуты его жизни? (читают отрывки) Можно ли сказать, что мальчик умер счастливым? (да, так как он смог снова оказаться в своем цветнике) Можем ли мы сказать, что молитва розы была услышана? (да, так как ее не съела жаба, а ее срезали) А что произошло с жабой? (жабу отбросили носком ботинка) Почему автор говорит, что это было лучшим происшествием в жизни розы? (она подарила улыбку мальчику в самые трудные минуты) Как вы думаете, что сближает мальчика и розу? (они оба любят и ценят прекрасное, он, как и роза умирает). Забыли ли розу после этого случая? (нет, ее засушили, а когда смотрели на этот цветок, то вспоминали о мальчике) |
IV. Рефлексия деятельности |
С наречием.
. |
Подводит итоги урока |
Что же символизирует жаба в этой сказке? (она символизирует зло и уродство) А что символизирует роза? (Роза символизирует доброту, красоту и душевную чистоту) В чем основная мысль сказки? Почему у Гаршина возникла идея о написании такой сказки? (Гаршин хотел поделиться со всеми тем, как он понимает красивое и безобразное, доброе и злое, показать противостояние двух противоположностей, что добро всегда берет верх над злом). Молодцы. Чтобы закрепить ваши знания, на ваших партах лежит тест. Выполните его, а затем мы его с вами проверим. |
V. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников |
Записывают домашнее задание |
Говорит домашнее задание , прощается с учениками. |
Наш урок подошёл к концу. Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали. До свидания!
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.