Тема: Звуковая культура речи.
Дифференциация звуков «Ч» и «Щ»
Цель: Создание условий для формирования умения дифференцировать звуки ч-щ, посредством выполнения различных упражнений.
Задачи:
- повторить правила поведения в общественном транспорте;
- упражнять в правильном произношении звуков «Ч» и «Щ»;
-закрепить характеристику звуков ч и щ;
-развивать артикуляционный аппарат с помощью артикуляционных упражнений (улыбочка- трубочка, качели, часики);чистоговорок;
- упражнять в дифференциации звуков «ч» и «щ» на слух с помощью сигнальных карточек;
- совершенствовать умение определять позицию звука в слове;
- развивать умение действовать в коллективе, сообща, уважительно относиться друг к другу;
- упражнять в правильном выполнении основных видов движений (Прыжки на одной ноге, прыжки на двух ногах)
Области:познание, развитие речи, социально-коммуникативное, физическое
Материал для НОД:Изображение паровозик, набор билетов с номерами на каждого ребёнка, карточки с изображением артикуляционных упражнений, карты-схемы и фишки зелёного цвета на каждого ребёнка, сигнальные карточки «Чебурашка» и «Щенок» на каждого ребёнка, предметные картинки, обручи, Мягкие игрушки – «Щенок» и «Чебурашка».
1. Приветствие.
Воспитатель:Здравствуйте ребята! Меня зовут Наталья Владимировна! Посмотрите, какое сегодня прекрасное утро. Сегодня я пришла с вами поиграть. У нас сегодня гости, которые пришли посмотреть, как мы с вами играем, давайте улыбнемся гостям, поздороваемся, давайте улыбнемся друг другу. Посмотрите, что у меня есть, (показывает билеты). Вы хотите отправится со мной в путешествие? Ребята, а на чём можно путешествовать!
Ответы детей:
Воспитатель: а я вам предлагаю отправиться в путешествиена поезде, который издаёт звук «Ч» когда едет, и когда выпускает пар- звук «Щ».Давайте с вами повторим правила поведения в общественном транспорте.
Ответы детей:
Воспитатель: Подвести итог правил (уступать место старшим, женщинам с детьми).
Ну хорошо, держите ваши билеты с номерами мест и стройтесь друг за другом по порядку, я буду главным паровозиком, ну что готовы, тогда в путь.
Паровоз издает звук, когда едет Ч-Ч-Ч-Ч-Ч, а как выпускает пар: щ-щ-щ-щ.
Вот и мы прибыли на первую станцию «Зарядкино»
Воспитатель: Ребята, напомните мне, какие звуки издавал паровоз, когда мы с вами ехали.
Дети: Звуки «Ч» и «Щ»
Воспитатель:а сейчас мы с вами будем делать зарядку, но не для рук и ног, а для язычка, которая нам поможет правильно произносить звуки «Ч» и «Щ».
Выполняем артикуляционную гимнастику по показу (Улыбочка-трубочка, качели, часики). Проговариваем чистоговорки.
Воспитатель: Ребята, оказывается у этих звуков есть один общий секрет:эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зелёным цветом.
Но при их произношении есть отличия, когда мы произносим звук «ч» - воздушная струя короткая, а когда произносим звук «щ» - воздушная струя длинная и язычок напряжен.
Воспитатель:Ну, что ж, ребята, а нам пора двигаться дальше, строимся по порядку и поехали.
А приехали мы с вами на Станцию «Знайкино»
Садятся за столы. Игра «Определи положения звука в слове».
Игра с сигнальными карточками«Слушай внимательно».
Воспитатель:Молодцы, ребята! А нам пора ехать дальше.
И прибыли мы с вами на станцию «Физминуточка»
Воспитатель:Сейчас мы с вами немного разомнёмся
Тик – так, тик-так-
Все часы идут вот так:
Тик-так
Смотри скорей который час:
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево –раз, направо-раз,
Мы тоже можем так.
Тик-так, тик-так.
Игра на основные виды движений (если слышите звук «Ч», то прыгаете на одной ноге, если- звук «Щ», то на двух ногах).
Воспитатель: Замечательно размялись. Ну а нам пора дальше ехать.
И приехали мы с вами на станцию «Игралкино».
Воспитатель: Ребята, здесь мы с вами поиграем. Посмотрите, здесь разложены карточки с изображениями предметов, а на полу расположены обручи, в одном из которых сидит Чебурашка, а в другой-Щенок. Вам нужно взять карточки и посмотреть, если в названии слова есть звук «ч», вы встаёте около обруча с Чебурашкой, а если в названии слова есть звук «Щ» - то около обруча со Щенком. Здорово поиграли. Ну а нам пора возвращаться в детский сад.
Воспитатель:Ребята, скажите пожалуйста с какими звуками мы сегодня путешествовали? Какой общий секрет у этих звуков? Какие задания мы с вами выполняли. Что вам больше всего запомнилось?
Ребята, мне было очень весело с вами путешествовать. Вы были большие молодцы и я хочу вам подарить раскраски.
Прощаемся с гостями, и дети уходят.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.