Детство – пора удивительная и уникальная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. Можно преодолеть все промахи и неудачи, сделать мир ярким, красочным, добрым. Для этого достаточно всего лишь быть просто ребёнком и чтобы рядом был талантливый взрослый.
В связи с изменениями в законе Российской Федерации «Об образовании» и введением Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования меняется работа по воспитанию детей в дошкольных учреждениях. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное.
Вариативная часть программы, формируемая участниками образовательного процесса – это кружковая работа педагога. Кружковая работа в детском саду давно уже стала нормой деятельности педагогического коллектива и вышла за рамки нововведения. Она создаёт условия для развития способностей каждого ребёнка, усиливает, обогащает ту или иную линию образовательной деятельности ДОУ.
Приоритетным направлением деятельности ДОУ является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
Основная цель педагогического коллектива ДОУ - создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.
Дополнительное образование реализуется через работу кружков эстетической направленности, которые способствуют раннему выявлению и разностороннему развитию способностей детей, помогают их проявлению и дальнейшему совершенствованию.
В нашем детском саду выработана система кружковой работы. Курс занятий рассчитан на 8 месяцев (с октября по май). Занятия проводятся 4 раза в месяц по 25-30 минут во 2 половине дня. Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т. д.
Сотрудничество и сотворчество педагога и детей построено на основе:
– Понимания всеми участниками смысла деятельности, её конечного результата;
– Чёткой постановки конкретных и понятных целей для занятия;
– Добровольного участия на занятиях кружка;
– Контакта между участниками занятия в кружке, обеспечивающего обмен действиями и информацией;
– Возникновения и проявления в процессе деятельности межличностных отношений, характер и окраска которых влияют на достижение конечного результата;
– Игрового характера подачи любого материала;
– Создания взрослым доступных для детей проблемных ситуаций, постановки творческих задач.
Деятельность кружков регулируется нормативно-правовыми документами:
- Уставом ДОУ,
- Образовательной программой ДОУ,
- Положением о кружке (студии, секции,
- программой кружка (студии, секции,
- планом работы кружка (студии, секции) на год,
- списком детей (на каждую группу отдельно,
- расписанием занятий,
- материалами контроля качества (результативностью) работы кружка.
В данный момент в нашем детском саду осуществляется работа 4 кружков. Руководителями кружков являются специалисты.
1. «Умелые ручки» - руководитель Житкова Ирина Николаевна
Диалоги на занятиях между преподавателем и ребенком были направлены на совместное обсуждение ситуации и предполагают активное участие обеих сторон. В начале занятий проводилась пальчиковая гимнастика; в ходе занятия, для расслабления мышц, снятия напряжения - физминутки.
Большое внимание уделялось творческим работам. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность. В процессе обучения широко использовались наглядные пособия. Это способствует сокращению времени на изложение теории.
Целью работы является: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством художественного труда.
Задачи:
1. Развитие творческих способностей у детей, оригинальности подхода к
решению задач, умения свободно ориентироваться в окружающем мире;
2. Совершенствование мелкой моторики руки;
3. Формирование умений и навыков работы с различными материалами,
приспособлениями и инструментами;
4. Воспитание аккуратности, самостоятельности.
В работе раскрываются организационные и содержательные подходы к организации работы с детьми дошкольного возраста по развитию творческих способностей через проведение обучающей, развивающей, игровой деятельности в изготовлении поделок из нетрадиционных художественных материалов. Содержательным компонентом программы кружка «Умелые ручки» является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивную деятельность в художественном труде.
Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, шерстяных нитей, солёного теста, плодов растений, бросового материала и т. д.) в полной мере отвечала потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволила ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт
В процессе ручного труда создавались условия для развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечило успешное овладение более сложным учебным материалом.
Формирование трудовых навыков и умений происходило в едином процессе ознакомления детей с творчеством, культурой и эстетическими ценностями.
В целом, подводя итоги проделанной работы, следует отметить, что система развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством художественного труда, является исключительной возможностью развивающих, творческих занятий ручным трудом в педагогической работе с дошкольниками, позволяет развивать способности воспитанников к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявлять отступления от образца, проявляя индивидуальность, художество, развивать детскую фантазию, воображение, особое видение мира, высказывать свою точку зрения на окружающую действительность.
2. «Апельсин» - руководитель
Цель:
• развитие ребенка.
• формирование средствами музыки и ритмические движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи:
1. Развитие музыкальности.
2. Развитие двигательных качеств и умений.
3. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку.
4. Развитие и тренировка психических процессов.
5. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности.
Движение и танец помогают ребенку подружиться с другими детьми, развивает творчество детей. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому музыкального репертуар должен соответствовать возрастному критерию, иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, творчество.
Для развития у детей выразительности, артистичности и фантазии включаю в репертуар танцы с предметами, где музыка доступна восприятию ребенка. Используются детские песни, эстрадные и классические произведения. Музыкальные стили и темп на занятиях меняются, но основной темп – умеренный.
Занятия в танцевальном кружке состоят из подготовительной, основной и заключительной частей. Вводная часть начинается с поклона. Затем следует основная часть, в которую включаю упражнения и движения динамического характера, воздействующие на весь организм: ходьба, бег. прыжки, задания на построение и перестроение.
Третья часть – музыкально-ритмическая – наиболее динамична. Здесь я включаю танцевальные движения, творческие задания, танцевальные композиции, хороводы, пальчиковая гимнастика. В этой части занятия дети самостоятельно могут создавать музыкальные образы.
В процессе занятий были разучены танцы и танцевальные композиции, которые исполнялись на всех праздниках и развлечениях, проводимых в детском саду.
3. «Аэробика» - руководитель
Цель работы:
1. Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.
2. А также создание положительного психологического настроя у детей.
Для осуществления цели мною были поставлены следующие задачи:
1. развивать координацию движений.
2. развивать основные физические качества (силу, выносливость, быстроту, координацию, ловкость, гибкость).
3. расширять двигательный опыт детей.
4. развивать эстетический вкус и интерес к занятиям
В условиях возрастания объёма учебно-познавательной деятельности двигательная активность стала занимать более чем скромное место в жизни современного ребёнка-дошкольника. Он всё больше времени проводит за компьютерными играми, просмотром телепередач. На фоне прогрессирующей гиподинамии возникает настоятельная необходимость совершенствования двигательного режима ДОУ путём применения нетрадиционных средств физического воспитания, одним из которых является степ-аэробика.
Степ-аэробика для детей – это целый комплекс различных упражнений различные по темпу и интенсивности, идёт работа всех мышц и суставов в основе, которой ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмическую музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой). Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. Ритмические движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления. Каждый аэробный комплекс ведёт к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность. Упражнения для степ-аэробики подбираются обычно преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба, вызывающие активную деятельность кровообращения и дыхания, тренирующие мышцы сердца, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре.
За период работы в данном направлении мною отмечена положительная результативность по следующим показателям:
• Стойкий интерес к занятиям по физическому воспитанию, не иссякающий на протяжении всего учебного года
• Стойкий интерес к занятиям по физическому воспитанию, не иссякающий на протяжении всего учебного года
• Улучшение чувства ритма, синхронности движений
• Улучшение таких физических качеств, как ловкость, быстрота.
4. Театральный кружок «Сказка»- руководитель: Ядрышникова Наталья Владимировна
Цель: Развивать коммуникативно - творческие способности детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и
воплощения образа, а также их исполнительские умения.
3. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить
имитировать характерные движения сказочных животных.
4. Обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.
6. Формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей.
7. Познакомить детей с различными видами театра.
8. Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
9. Развивать желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.
Работа над театрализованной сказкой способствует развитию познавательных процессов у детей. Заучивание слов сказки позволяет развить память, расширяет словарный запас и выразительность речи у ребёнка. Правильное определение местоположения на сцене, движения учат правильно ориентироваться, развивают моторику, двигательную активность. Ребенок учится концентрироваться, преодолевать комплексы, ложный страх.
В кружок пришли дети, не имеющие специальных умений и навыков в театрализованной деятельности. Поэтому, приходилось знакомить детей с самыми простейшими способами изготовления кукол, способами их управления, самыми простыми этюдами и сказками. Вначале познакомила детей с правилами поведения на кружке, правилами техники безопасности, правилами пожарной безопасности (проведение инструктажей). Все занятия проводились в игровой форме, то есть, занятия – путешествия, в которые включала викторины, пальчиковые, словесные и эмоциональные игры, загадки, игры на развитые фантазии и творческих способностей и др. Детям такие занятия очень нравились и они с большим интересом вспоминали предыдущее занятие, игры и просили их поиграть еще. Такие занятия помогают детям легко запоминать новый материал и лучше его усваивают. За учебный год дети научились: знают, что такое театр, его разновидности, основные театральные понятия (сцена, ширма, декорации, бутафории, антракт и др.). Познакомились с секретами сценического мастерства; научились изготавливать маски, простейшие настольные куклы. Некоторые дети умеют, эмоционально изменяя силу голоса передавать образ персонажа. Дети научились с помощью педагога придумывать небольшие рассказы, давать им название. Могут с помощью мимики передавать эмоциональное состояние героев небольших произведений (грусть, радость, огорчение, смех, горе и т.д.) Но не умеют самостоятельно выбрать роль, которая им подходит. Каждый хочет играть того персонажа, который больше понравился, а не того, которого может в силу своих возможностей обыграть. Самостоятельно могут показать небольшую сценку, сказку. На будущий 2018-2019 учебный год планирую больше внимания уделять развитию эмоциональной насыщенности голосов героев, развитию артистических способностей. Запланировать выступление детей в детских садах. А также посетить представление профессионального кукольного театра. Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Большое участие принимали и родители, как в оформлении и пополнении театрального уголка в предметно-пространственной среде, так и в изготовлении костюмов и декораций для выступления детей, сами участвовали в праздниках, играли роли . Посещали утренники и открытые мероприятия, где они могли увидеть своего ребенка, и как с помощью персонажа раскрывается даже самый застенчивый ребенок.
Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата. Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии физического и творческого потенциала. Кружковая работа в детском саду дарит нашим воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться и начинает творить.
При организации деятельности кружков детский сад учитывает:
- интересы детей и родителей добровольность выбора ими кружка;
- возрастные особенности детей;
- необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;
- понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;
- необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;
- нормы нагрузки на ребенка.
В начале каждого учебного года проводится социальный опрос на предмет выявления социального заказа родителей /их законных представителей/ на представление Учреждением бесплатных образовательных услуг.
Руководители кружков организуют деятельность в соответствии с направлением деятельности кружка, на основании выбранной программы дополнительного образования, которая не должна дублировать основную образовательную программу Учреждения.
Возраст детей, охваченных кружковой деятельностью – от 4 до 7 лет.
Деятельность кружков проводится в специально оборудованных помещениях, это может быть: музыкальный зал, комната творчества. Руководители кружков предоставляют отчеты о результатах деятельности кружка в конце года на заседании итогового педагогического Совета. Контроль за деятельностью кружков осуществляет заведующий Учреждения.
Каждый руководитель кружка отслеживает результаты своих выпускников.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка дошкольника необходимо
Одна из главных задач наших педагогов – создать условия для развития нормальных отношений с семьей, а это может быть достигнуто только при совместной деятельности родителей и детей, которая может быть реализована в разных формах:
- Организованные занятия
- Экскурсии
- Тематические прогулки
- Индивидуальные занятия
- Выставки
- Концерты, драматизации, инсценировки
- Развлечения, досуги
- Участие в конкурсах
- Консультации, мастер- классы, семинары для педагогов Учреждения
- Консультации, мастер- классы, выступления на собраниях, концерты для родителей /их законных представителей.
Использование разнообразных форм работы способствует вовлечению родителей в организацию педагогической деятельности. В перспективе планируем совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС.
Совместное творчество детей с родителями развивает нравственные качества и сближает детей с родителями.
К концу дошкольного возраста дети любят и понимают искусство. Большинство детей продолжают занятия в кружках вне стен ДОУ и добиваются значительных результатов.
В перспективе планируем совершенствовать систему работы по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с требованиями ФГОС.
Результаты работы кружков по художественно - эстетическому развитию воспитанников показывают устойчивую положительную динамику, которая проявляется в результатах усвоения программ. Прослеживается положительная тенденция к увеличению показателей в данных разделах. Этому способствует: использование различных форм работы, нетрадиционных методов и приемов, творческое сотрудничество детей и педагогов, участие в выставках и конкурсах, сотрудничество с другими учреждениями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.