Конспект по окружающему миру
Класс: 4А класс
Тема: «Тундра»
Цель: формировать представления о природной зоне тундре.
Задачи:
1) познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека;
2) развитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки;
3) воспитывать мотивацию к учению, прививать любовь к природе.
Оборудование: карта природных зон, разноуровневые карточки,
Ход урока
I. Организационно – мотивационный этап.
1) Приветствие.
– Здравствуйте, ребята!
2) Нацеливание детей на работу.
– Сегодня на уроке у нас будет много интересного. Мы сделаем много открытий, а каких - узнаете позже. Мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.
Итак, друзья, внимание!
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнем скорей урок.
3) Актуализация опорных знаний.
– Ребята вспомните, о чём вы говорили на прошлом уроке? (О зоне арктических пустынь)
– Покажите на карте зону арктических пустынь. Покажите острова, которые относятся к этой зоне. (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.)
– Дайте краткую характеристику зоны арктических пустынь по плану на слайде.
(1. Название и изображение на карте: Зона арктических пустынь. 2. Особенности природы. а) Условия неживой природы – Зимой в ледяной зоне полярная ночь. Очень суровое время года, дуют сильные ветра, часто бушует пурга, температура опускается до – 60 . Летом наступает полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. б)Живые существа: растут лишайники, мхи, полярные маки. Обитаю моржи, тюлени, белые медведи. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. 3. Использование природы данной зоны человеком: В морях Арктики люди занимаются рыболовством, это делают хищнически, не заботясь об охране рыбных богатств. 4. Охрана природы: Охота на редких животных ледяной зоны запрещена. Под охрану взяты многие птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. Созданы заповедники, например заповедник «Остров Врангеля».)
– Сейчас мы проверим как вы поняли прошлую тему «Зона арктических пустынь». Работа по разноуровневым карточкам. Желтый цвет – базовый уровень, голубой цвет – средний уровень, а зелёный цвет – повышенный уровень.
–На самостоятельную работу вам дается 5 минут.
Карточка по теме «Арктика»
Базовый уровень
1. Природная зона арктических пустынь расположена:
а) на островах Тихого океана
б) на островах Индийского океана
в) на островах Северного Ледовитого океана +
2. Территория Арктики:
а) плотно заселена людьми
б) не имеет коренного населения +
в) не пригодна для жизни людей
3. В Арктике для растений и животных:
а) суровые условия +
б) комфортные условия
в) заповедные условия
4. В зоне арктических пустынь растут:
а) кедры, березы, черемуха
б) лишайники, мхи, полярные маки +
в) бузина, орешник, айва
5. В Арктике обитают животные
а) бобры, нутрии, хомяки;
б) волки, белые медведи, хомяки;
в) моржи, тюлени, белые медведи. +
6. Летом на скалистых берегах собираются такие птицы как
а) чайки, кайры, гагарки; +
б) снегири, вороны, воробьи;
в) ласточки, голуби, чайки.
7. Большое скопление птиц на скалах называют:
а) птичьи базары +
б) птичьи рынки
в) птичьи гнездовья
8. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:
а) для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути
б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники
в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары +
Карточка по теме «Арктика»
Средний уровень
Если считаешь высказывание верным, поставь в рамку возле него знак « + », если считаешь, что утверждение неверным, тогда поставь около него знак « – ».
|
1. Арктика – это район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков. |
|
2. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона. |
|
3. Зимой в ледяной зоне полярный день, а летом наступает полярная ночь. |
|
4. Территория арктической зоны густо заселена людьми. |
|
5. В Арктике для растений и животных сложились комфортные условия. |
|
6. В ледяной зоне растут лишайники, мхи, полярные маки. |
|
7. В Арктике обитаю моржи, тюлени, белые медведи. |
|
8. В Арктике из животных больше всего птиц. |
|
9. Шумные скопления птиц в Арктике называют птичьими рынками. |
|
10. В Арктике создан заповедник «Остров Врангеля». |
Карточка по теме «Арктика»
Повышенный уровень
Вставьте пропущенные слова.
1) Арктика — это район Земли, примыкающий к ___________________. Это огромное пространство ______________________ океана. Острова, которые относятся к этой зоне: ______________________________________________________________________.
Ответы: Северному полюсу; Северного Ледовитого; Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.
2) Животных арктической зоны кормит ______. Морскими водорослями питаются ___________, а ими __________. На скалистых берегах собираются ________, __________ и _________. Все звери — прекрасные пловцы. От холода их защищает ________________. На тюленей охотятся __________________.
Ответы: море; рачки, рыбы; чайки, кайры, гагарки; слой жира; белые медведи.
4) Определение темы, цели и задач урока.
В путешествиях можно многое узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас –
И опять в экспедицию отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать!
Вопросы к кроссворду:
1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика)
2. Птица с необычным кранным клювом. (Тупик)
3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля)
4. Арктика – царство снега и … (Льда)
5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли)
6. Рыба, обитающая в северных морях. (Сайка)
Ключевое слово – ТУНДРА.
– Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.
– Сформулируйте тему урока? («Тундра». Тема на доске.)
– Какова цель урока? (Познакомиться с природной зоной тундры.)
II. Операционально – исполнительский этап.
1) Изучение новой темы. Работа по учебнику.
– Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Покажите на карте природных зон тундру. Учащиеся показывают тундру на карте на доске.)
– Давайте откроем учебник на странице 60 и прочитаем текст.
– Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы думаете, это отражается на почве? И если да, то как? (Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)
– Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. Мы выясним, какие здесь природные условия, составим схему:
– Рассмотрите картинку на странице 60.
– Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры? (Растительный мир беден.)
– Назовите растения тундры. (Брусника, голубика, морошка, карликовая ива. Показ на слайде.)
– Какая у них наземная часть? Почему? ( Все они очень маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья.)
– В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья не опадают даже зимой. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.
– Давайте откроем учебник на странице 61– 64 и прочитаем текст.
– Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре? (В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.)
Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.
Белая куропатка – растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.
Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает её от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.
Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще и подшерсток.
Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.
– Как приспособились к жизни в тундре представители животного мира? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех.)
– Из – за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитаем статью «Тундра и человек» на странице 64 – 67 учебника.
– Какое основное занятие населения тундры? (Основное занятие – оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа.)
– Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека? (От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота – браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища.)
– Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)
2) Закрепление новой темы.
а)Работа в рабочей тетради.
– Давайте откроем рабочую тетрадь на странице 44 и выполним номер 4. Давайте прочитаем задание. (Составьте схему цепи питания, характерной для тундры.)
1. Растения тундры – белая куропатка – песец.
2. Мох-ягель – северный олень – волк.
3. Растения тундры – лемминг – белая сова.
4. Растения тундры – лемминг – песец.
– Выполним номер 5. Давайте прочитаем задание.
б) Самостоятельная работа. Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».
– Учащиеся показывают с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное.
III. Рефлексивно – оценочный этап.
1) Подведение итогов урока.
— О чем мы говорили на уроке?
— Какие знания мы открыли?
— Можно ли сказать, что урок прошел интересно и плодотворно?
— Где могут пригодиться в жизни новые знания?
— Что на уроке у вас хорошо получалось?
— Над чем еще надо поработать?
2) Оценка детей.
— Сегодня на уроке вы хорошо работали. Оценки за урок получают ………..
3) Домашнее задание
Прочитать текст на странице 60 – 67 учебника, выполнить задания 1 – 3 на странице 42 – 43 рабочей тетради.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.