Конспект по окружающему миру 4 класс Тема: «Тундра»
Оценка 4.8

Конспект по окружающему миру 4 класс Тема: «Тундра»

Оценка 4.8
Работа в классе +1
docx
окружающий мир
29.11.2019
Конспект по окружающему миру 4  класс Тема: «Тундра»
Конспект по окружающему миру 4 класс Тема: «Тундра»
Конспект Тундра.docx

Конспект по окружающему миру

Класс: 4А класс

Тема: «Тундра»

Цель: формировать представления о природной зоне тундре.

Задачи:

1) познакомить  с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека;

2) развитие навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки;

3) воспитывать мотивацию к учению, прививать любовь к природе.

Оборудование: карта природных зон, разноуровневые карточки,

Ход урока

 

I. Организационно – мотивационный        этап.  

1) Приветствие.

–  Здравствуйте,  ребята!

2) Нацеливание детей на работу.

– Сегодня на уроке у нас будет много интересного. Мы сделаем много открытий, а каких - узнаете позже. Мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь.

Итак, друзья, внимание!

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее,

Начнем скорей урок.

3)  Актуализация опорных знаний.

– Ребята вспомните, о чём вы говорили на прошлом уроке? (О зоне арктических пустынь)

– Покажите на карте зону арктических пустынь. Покажите острова, которые относятся к этой зоне. (Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.)

– Дайте краткую характеристику зоны арктических пустынь по плану на слайде.

(1. Название и изображение на карте: Зона арктических пустынь. 2. Особенности природы. а) Условия неживой природы – Зимой в ледяной зоне полярная ночь. Очень суровое время года, дуют сильные ветра, часто бушует пурга, температура опускается до – 60   . Летом наступает полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше нуля. б)Живые существа: растут лишайники, мхи, полярные маки. Обитаю моржи, тюлени, белые медведи. Летом на скалистых берегах собираются чайки, кайры, гагарки. 3. Использование природы данной зоны человеком: В морях Арктики люди занимаются рыболовством, это делают хищнически, не заботясь об охране рыбных богатств. 4. Охрана природы: Охота на редких животных ледяной зоны запрещена. Под охрану взяты многие птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. Созданы заповедники, например заповедник «Остров Врангеля».)

–  Сейчас мы проверим как вы поняли прошлую тему «Зона арктических пустынь». Работа по разноуровневым карточкам. Желтый цвет – базовый уровень, голубой цвет – средний уровень, а зелёный цвет – повышенный уровень.

–На самостоятельную работу вам дается 5 минут.

Карточка по теме «Арктика»

Базовый уровень

1. Природная зона арктических пустынь расположена:

а) на островах Тихого океана

б) на островах Индийского океана

в) на островах Северного Ледовитого океана    +

2. Территория Арктики:

а) плотно заселена людьми

б) не имеет коренного населения    +

в) не пригодна для жизни людей

3. В Арктике для растений и животных:

а) суровые условия    +

б) комфортные условия

в) заповедные условия

4. В зоне арктических пустынь растут:

а) кедры, березы, черемуха

б) лишайники, мхи, полярные маки    +

в) бузина, орешник, айва

5. В Арктике обитают животные

а) бобры, нутрии, хомяки;

б) волки, белые медведи, хомяки;

в) моржи, тюлени, белые медведи. +

6. Летом на скалистых берегах собираются такие птицы как

а) чайки, кайры, гагарки;    +

б) снегири, вороны, воробьи;

в) ласточки, голуби, чайки.

7. Большое скопление птиц на скалах называют:

а) птичьи базары   +

б) птичьи рынки

в) птичьи гнездовья

8. Для защиты природы арктической зоны приняты следующие меры:

а) для птиц и животных завозятся корм и рыба, запрещено движение судов по Северному морскому пути

б) полярники делают во льду проруби для ныряния моржей, тюленей, расчищают поверхность островов от снега, освобождая мхи и лишайники

в) ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану птичьи базары   +

Карточка по теме «Арктика»

Средний уровень

Если считаешь высказывание верным, поставь в рамку возле него знак « + », если считаешь, что утверждение неверным, тогда поставь около него знак « – ».

 

1. Арктика – это район Земли, примыкающий к Северному полюсу. Включает Северный Ледовитый океан с островами и прилегающие окраины материков.

 

2. На островах Арктики расположена зона арктических пустынь, или ледяная зона.

 

3. Зимой в ледяной зоне полярный день, а летом наступает полярная ночь.

 

4. Территория арктической зоны густо заселена людьми.

 

5. В Арктике для растений и животных сложились комфортные условия.

 

6. В ледяной зоне растут лишайники, мхи, полярные маки.

 

7. В Арктике обитаю моржи, тюлени, белые медведи.

 

8. В Арктике из животных больше всего птиц.

 

9. Шумные скопления птиц в Арктике называют птичьими рынками.

 

10. В Арктике создан заповедник «Остров Врангеля».

Карточка по теме «Арктика»

Повышенный уровень

Вставьте пропущенные слова.

1) Арктика — это район Земли, примыкающий к ___________________. Это огромное  пространство ______________________ океана. Острова, которые относятся к этой зоне: ______________________________________________________________________.

Ответы: Северному полюсу; Северного Ледовитого; Земля Франца Иосифа, Северная Земля, Новосибирские острова и остров Врангеля.

2) Животных арктической зоны кормит ______. Морскими водорослями питаются ___________, а ими __________. На скалистых берегах собираются ________, __________ и _________. Все звери — прекрасные пловцы. От холода их защищает ________________. На тюленей охотятся __________________.

Ответы: море; рачки, рыбы; чайки, кайры, гагарки; слой жира; белые медведи.

 

4)  Определение темы, цели и задач урока.

В путешествиях можно многое узнать

И друзьям об этом потом рассказать.

Новая природная зона приглашает нас –

И опять в экспедицию отправляется класс.

А чтобы тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать!

Вопросы к кроссворду:

1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика)

2. Птица с необычным кранным клювом. (Тупик)

3. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля)

4. Арктика – царство снега и … (Льда)

5. Растения, живущие в толще воды. (Водоросли)

6. Рыба, обитающая в северных морях. (Сайка)

Ключевое слово – ТУНДРА.

 

 Молодцы! Мы узнали название природной зоны, по которой сегодня будем путешествовать.

Сформулируйте тему урока? («Тундра». Тема на доске.)

Какова цель урока? (Познакомиться с природной зоной тундры.)

 

II. Операционально – исполнительский этап.

1) Изучение новой темы. Работа по учебнику.

Найдите эту природную зону на карте. Что вы можете сказать о географическом положении тундры? (Тундра протянулась с запада на восток почти по всему побережью северных морей. Эта зона находится южнее арктических пустынь. Покажите на карте природных зон тундру. Учащиеся показывают тундру на карте на доске.)

– Давайте откроем учебник на странице 60  и прочитаем текст.

Слово «тундра» в переводе с финского означает «бесплодная» или «враждебная». Зима там долгая, температура достигает –50 °С. Большую часть года тундра покрыта снегом, а под ним – вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Вот это поверхность тундры (показывает на карте зону тундры). Вслед за зимой наступает весна, а затем короткое лето. Днем температура бывает от +10 до +25 °С. Как вы думаете, это отражается на почве? И если да, то как? (Снег тает, превращается в воду. А земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота. И воде некуда уходить, ведь она обычно впитывается в землю. Если лето прохладное, то вода не может испаряться, вот она и остается.)

 – Правильно. Оттаивает только верхний слой почвы на глубине от 10 до 50 см. Талые воды не просачиваются глубже, поэтому в тундре много болот. И почва влажная или просто мокрая. Мы выясним, какие здесь природные условия, составим  схему:

https://tak-to-ent.net/images/112okrmir4kl/41.png

– Рассмотрите картинку на странице 60.

Как вы думаете, богат ли растительный мир тундры? Какие растения смогли приспособиться к суровому климату тундры? (Растительный мир беден.)

Назовите растения тундры. (Брусника, голубика, морошка, карликовая ива. Показ на слайде.)

Какая у них наземная часть? Почему? ( Все они очень маленькие, корявые, стелющиеся по поверхности земли, прячутся от сильного ветра и холода во мхах и лишайниках. У них небольшие корни и маленькие листья.)

В тундре есть леса, которые не закрывают даже колени идущего человека. Все эти растения низкорослые. Мох-ягель – пища северных оленей. Растет на поверхности почвы, похож на меленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвленные небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья  не опадают даже зимой. Карликовая береза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, а зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

– Давайте откроем учебник на странице 61–  64 и прочитаем текст.

Какие животные и птицы здесь обитают? Как они приспособились к жизни в тундре? (В тундре обитают птицы: кречет, лебеди, серые гуси, серые журавли, полярная сова, белая куропатка, кулик. Животные тундры: песец, лемминг, северный олень.)

 

Постоянно живут в тундре: белая куропатка, белая сова, лемминги, песцы, кречет, дикий северный олень, волки. Летом прилетают журавли, гуси, лебеди, кулики, много комаров, мошек.

Белая куропатка – растениеядная птица, меняет оперение в зависимости от времени года, зимой покрывается перьями до самых когтей, защищаясь от холода.

Белая сова – хищная птица, оперение всегда белое, хорошо защищает её от холода, потому что плотное. Питается леммингами, куропатками.

Песец – хищник, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. Зимой у него появляется еще и  подшерсток.

Дикий северный олень – низкорослое животное, травоядное – питается мхом-ягелем. Из всех животных тундры это самое крупное, имеет густой мех, зимний подшерсток и, конечно, подкожный слой жира. Копыта раздвоенные, чтобы не проваливаться в снегу и раскапывать мох из-под снега.

Как приспособились к жизни в тундре представители животного мира? (У птиц густое оперение и защитная белая окраска, у зверей – густой мех.)

Из за суровых природных условий население тундры немногочисленное. Прочитаем  статью «Тундра и человек» на странице 64 – 67 учебника.

Какое основное занятие населения тундры? (Основное занятие – оленеводство. Еще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа.)

Какие экологические проблемы возникли в тундре из-за деятельности человека? (От гусениц тракторов и вездеходов нарушается поверхность почвы. Местность загрязняется нефтью во время ее добычи. Незаконная охота – браконьерство. Вытаптываются оленьи пастбища.)

Что нужно сделать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? (Природные богатства тундры взяты под охрану, созданы заповедники. Под особую охрану взяты редкие животные: белый журавль, тундровый лебедь, краснозобая казарка, кречет. Необходимо запретить браконьерство, взять под охрану оленьи пастбища, не использовать тяжелую технику, бережно относиться к природным богатствам.)

 

2) Закрепление новой темы.

а)Работа в рабочей тетради.

– Давайте откроем рабочую тетрадь на странице 44  и выполним номер 4. Давайте прочитаем задание. (Составьте схему цепи питания, характерной для тундры.)

 

1. Растения тундры – белая куропатка – песец.

2. Мох-ягель – северный олень – волк.

3. Растения тундры – лемминг – белая сова.

4. Растения тундры – лемминг – песец.

 

– Выполним номер 5. Давайте прочитаем задание.

 

б) Самостоятельная работа.  Игра «Растительный и животный мир арктической пустыни и тундры».

Учащиеся показывают с помощью стрелок, в какой природной зоне можно встретить каждое растение и животное.

https://tak-to-ent.net/images/112okrmir4kl/44.png

 

 

III. Рефлексивно – оценочный этап.

 

1) Подведение итогов урока.

— О чем мы говорили на уроке?

— Какие знания мы открыли?

— Можно ли сказать, что урок прошел интересно и плодотворно?

— Где могут пригодиться в жизни новые знания?

— Что на уроке у вас хорошо получалось?

— Над чем еще надо поработать?

 

2) Оценка детей.

—  Сегодня на уроке вы хорошо работали. Оценки за урок получают ………..

 

3) Домашнее задание

Прочитать текст на странице 60 – 67 учебника, выполнить задания 1 – 3 на странице 42 – 43 рабочей тетради.

 

Конспект по окружающему миру 4 класс Тема: «Тундра»

Конспект по окружающему миру 4  класс Тема: «Тундра»

Конспект по окружающему миру 4 класс Тема: «Тундра»

Конспект по окружающему миру 4  класс Тема: «Тундра»

Конспект по окружающему миру 4 класс Тема: «Тундра»

Конспект по окружающему миру 4  класс Тема: «Тундра»

Конспект по окружающему миру 4 класс Тема: «Тундра»

Конспект по окружающему миру 4  класс Тема: «Тундра»

Конспект по окружающему миру 4 класс Тема: «Тундра»

Конспект по окружающему миру 4  класс Тема: «Тундра»

Конспект по окружающему миру 4 класс Тема: «Тундра»

Конспект по окружающему миру 4  класс Тема: «Тундра»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.11.2019