Конспект пробного урока
по психологии
в 3 «А» классе
Тема: «Внимание. Виды и свойства внимания»
студентки 403 группы
Тучиной Ольги Валерьевны
Урок будет выдан: 09.02.2023
Начало урока: 11:15
Гимназия №13
Учитель: Дикаева Евгения Евгеньевна
Методист: Ахметова Любовь Николаевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Ф.И.О. Тучина Ольга Валерьевна
Направление: Духовно-нравственное
Класс: 3 «А»
Тема занятия: «Внимание. Виды и свойства внимания»
Цель: формирование познавательной сферы учащихся третьего класса и развитие внимания как психического процесса.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Дидактические средства: презентация, раздаточный материал, ручка, музыка стихотворения Агнии Барто «Дело было в январе...». |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап |
План внеурочного занятия |
Время |
Планируемые результаты |
|
|
Личностные |
Метапредметные (П, Р, К) |
||
1. Мотивация к учебной деятельности |
Мотивация. |
1 мин. |
Формировать интерес к новому учебному материалу.
|
Коммуникативные: - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
2. Актуализация субъектного опыта обучающегося |
Игра «Пожалуйста».
Связь с другими психическими процессами или действиями
Понятие «Внимание» |
12 мин. |
Формировать интерес к новому учебному материалу. |
Познавательные: - строить логическое рассуждение. Регулятивные: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности |
Понятие «произвольное внимание» и «непроизвольное внимание».
Игра «Мы самые внимательные!»
Игру «Точки».
Игра на развития концентрации внимания. |
13 мин. |
Воспитывать целостное мировоззрение, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира и принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
Познавательные: - строить логическое рассуждение. Регулятивные: - контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
4. Закрепление новых знаний и способов деятельности |
Игра «Сказка». |
12 мин. |
Воспитывать целостное мировоззрение, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира и принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
Познавательные: - строить логическое рассуждение. Регулятивные: - контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
5. Рефлексия учебной деятельности |
Подведение итогов. |
2 мин. |
|
Коммуникативные: - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
|
Содержание внеурочного занятия
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
УУД, формируемые на занятии |
1. Мотивация к учебной деятельности |
Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Валерьевна, и сегодня я проведу у вас необычный урок. |
Слушают учителя. |
К,Л. |
2. Актуализация субъектного опыта обучающегося |
- Итак, прежде чем мы сядем, предлагаю вам настроиться на занятие и сыграть.
Игра «Пожалуйста». Будем мы учиться слушать, Когда кто-то говорит. Говорить ты будешь только, Когда друг твой замолчит. Слушайте вы взрослого очень все внимательно, И получится у вас все просто замечательно.
- Учителя нужно внимательно слушать, не перебивать, тогда все вы сделаете правильно. Когда друг или другой взрослый говорит. Перебивать его некрасиво, надо подождать пока он закончит говорить и тогда сказать.
- Ребята, давайте вспомним волшебные вежливые слова. Молодцы!
- Я буду давать вам различные задания, а вы должны будете их выполнять, но только если я скажу «пожалуйста». Если я не скажу это волшебное слово, вы просто будете стоить на месте и нечего выполнять не будете. Понятно? Будьте очень внимательны. Попробуем.
- Какой процесс психологии вы сейчас использовали для игры?
- Так о чем же речь пойдет сегодня?
- А как вы понимаете, что такое внимание?
- Ребята, внимание нельзя наблюдать само по себе. Внимание обязательно связанно с другими психическими процессами или действиями. Оно является характеристикой этих процессов и действий. Давайте вспомним прошлый урок: Слайд 2 - Когда ты решаешь задачу, внимание является характеристикой _________.
- Когда ты что-то определенное вспоминаешь, внимание является характеристикой ___________.
- Когда ты фантазируешь и хочешь представить себе это как можно чётче, внимание является характеристикой _____________.
- Когда ты пытаешься точно попасть мячом в цель, внимание является характеристикой твоего __________.
- Когда ты вслушиваешься в звуки, рассматриваешь что-то, к чему-то принюхиваешься, внимание является характеристикой _______.
- Так давайте теперь составим определение внимания из ранее сказанного. Слайд 3 Внимание – это способность выбирать важное для себя и сосредотачивать на нем свое восприятие, мышление, память, воображение, действие. Сегодня на занятии мы узнаем побольше о внимании, будем выполнять упражнения и задания, которые помогут вам стать более внимательными. |
Слушают учителя.
Называют волшебные слова.
Выполняют задание.
- Внимание.
- О внимании.
Предполагают.
Слушают учителя
- Мышления.
- Памяти.
- Воображения.
- Действия.
- Восприятия.
Формируют определение.
Слушают учителя. |
П,Р,К,Л. |
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности |
- Сегодня мы с вами будем исследователями, а исследовать вы сегодня будете сами себя. У вас на партах лежит схема, по ходу урока мы с вами будем ее заполнять. Но для начала давайте посмотрим на нее, что мы сегодня узнаем?
- Верно, сегодня мы узнаем виды и свойства внимания. Внимание бывает различных видов, но мы познакомимся только с двумя из них. Слайд 4 - Пройдите по лабиринту. (В это время в конце класса резкий звук). Вот посмотрите, вы путешествовали по лабиринту и резко переключились на шум в конце класса. Почему так произошло?
-Да потому что в этих двух случаях мы с вами встречаемся с разным вниманием: непроизвольным (в случае с хлопком) и произвольным (В случае с лабиринтом). Слайд 5 - Непроизвольное внимание направляется на объект без всяких усилий с нашей стороны. Произвольное внимание человек сам направляет на объект, который сознательно выбрал. Давайте запиши наши виды в табличку.
- Именно произвольное внимание нужно на уроках, чтобы понять, о чем идет речь на уроке. Всем ли нужно быть внимательными? Или может быть кому-то не обязательно быть внимательным?
- Сейчас я проверю, как вы готовы внимательно работать дальше. Игра «Мы самые внимательные!» - Я буду называть ряд слов. Если вы услышите название растения, то хлопните один раз в ладоши, а если название животного, то топните.
- Колокол, колокольчик, бант, корова, акула, табуретка, пипетка, аист, гвоздика, подснежник, береза, ручка, божья коровка, волосы, пчела, волк, холодильник, олень, сирень, ландыш, окно, дом, дятел, свитер, тарелка, шнур, кобра, обезьяна, пион, одеколон, дверь, воробей, журавль, книга, сторож, ласточка, бревно, грач, осина, стекло, кузнечик, кошка, палка, галка, фиалка.
- У каждого объем запоминания фигур, цветов и цифр – разное. Как можно назвать это свойство внимания? Слайд 6 - Верно, объем внимания, давайте запишем это в нашу таблицу. Объём внимания – это число объектов, которые внимание охватывает одновременно. Слайд 7-9 - Давайте проверим насколько у вас большой объем внимания? Сейчас мы поиграем с вами в игру «Точки». Я буду вам один за другим показывать слайды, на котором будут нарисованы точки, а вы будете рисовать эти точечки в пустых клеточках в тех местах, где вы видели эти точки на карточках. Давайте начнем.
- Давайте проверим. Попробуйте себя оценить, поставив себе от 1-5 баллов.
- Скажите мне пожалуйста, если вы одновременно будете дома делать уроки, смотреть телевизор, кушать яблоко и танцевать, хорошо ли вы выполните домашнее задание? А почему?
- Правильно. Самым главным свойством является Концентрация внимания, давайте запишем это в таблицу. Попробуйте дать определение данному понятию. Слайд 10 Концентрация внимания – это сила сосредоточенности человека на объекте своего внимания. Слайд 11 - Давайте проверим, на сколько хорошо у нас развито это свойство внимания. Вам необходимо будет в уме, без помощи пальцев сосчитать кружочки в каждой цветовой группе. Кто сделает это быстрее и точнее, у того концентрация внимания развита на высоком уровне.
- Давайте проверим, кто из вас оказался прав. Кто немного не успел, то такие задания можно использовать для тренировки этого свойства внимания! Попробуйте себя оценить, поставив себе от 1-5 баллов. |
- Виды и свойства внимания.
Слушают учителя.
Предполагают.
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос.
Слушают учителя.
Хлопают, топают.
- Объем внимание.
Слушают учителя.
Слушают учителя. Выполняют задание.
Оценивают себя.
Отвечают на вопрос.
Предполагают. Записывают.
Слушают учителя
Слушают учителя. Выполняют задание.
Проверяют. Оценивают себя. |
П,Р,К,К,Л. |
4. Закрепление новых знаний и способов деятельности |
- Некоторые люди могут легко и просто переходить от одного занятия к другому. У таких людей внимание подвижное, гибкое. Для других переход от одного дела к другому связан с определённым усилием: им нужно некоторое время, чтобы «собраться с мыслями», «войти в работу». Эти люди различаются по такому свойству внимания, как переключение и распределение внимания.
- Давайте попробуем сформулировать определение. Слайд 12 - Верно, давайте запишем это в свойства. Переключение внимания – это сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой. Распределение внимания – способность
человека удерживать внимание на одной деятельности и при этом некоторое
внимание уделять и другой деятельности. - Сейчас мы с вами поиграем еще в одну игру «Сказка». Ваша задача прослушать стихотворения Агнии Барто «Дело было в январе», но текст будет сопровождаться моими хлопками. Ваша задача запомнить содержание текста и количество моих хлопков.
- Сколько хлопков я сделала? А о чем было содержание? Молодцы! Попробуйте себя оценить, поставив себе от 1-5 баллов. |
Слушают учителя.
Предполагают.
Слушают учителя. Записывают в таблицу.
Слушают учителя. Записывают в таблицу.
Слушают учителя. Выполняют задание.
Отвечают на вопрос. Оценивают себя.
|
П,Р,К,К,Л. |
5. Подведение итогов и рефлексия деятельности. |
- Наше занятие подходит к концу. Мы познакомились с важной стороной психики – вниманием.
- Чем сопровождается внимание?
- Без внимания жизнь была бы невозможна, потому что нельзя одновременно всё видеть, всё слышать, обо всём думать. Посмотрите внимательно на заполненную таблицу и сделайте для себя вывод.
- Что для вас было трудным сегодня?
- Что больше всего понравилось?
- Хотите ли вы больше и глубже узнать науку психологию? А множество открытий и интересных фактов мы с вами узнаем на последующих занятиях! До новых встреч! |
Слушают учителя.
- Внимание сопровождает и восприятие, и память, и мышление, и воображение.
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос. Прощаются с учителем. |
К. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.