Конспект по развитию речи "Части тела человека"

  • docx
  • 26.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Публикация № ПОУ 002298.docx

Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку

«Открытый урок»

 

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Человек – части тела»

 

 

 

 

 

 

Голдина Нелли Леонидовна,

учитель – логопед

МДОУ «Детский сад

комбинированного вида

№ 8 «Журавлик»

т. 89532613322, nelligoldina@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

г. Котлас

2014

Аннотация.

 

В данной методической разработке представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста  по теме «Человек - части тела».

Методические материалы предназначены для учителей - логопедов, учителей - дефектологов, воспитателей, родителей неговорящих детей младшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание.

 

1.     Введение

2.     Конспект непосредственно образовательной деятельности

3.     Техническая карта мероприятия

4.     Список используемых источников

5.     Приложение № 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей. Причины этого явления многообразны: перинатальное поражение ЦНС,  внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникающие в процессе родов, заболевания ребенка, травмы, и т. д. К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой нормализуется. А самый значимый для коррекции речи детей возраст - от трех до пяти лет бывает упущенным. В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью - при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы у ребенка своевременно выявили предполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению. Необходимо как можно раньше диагностировать речевые нарушения у ребёнка и начать коррекционную работу. Поэтому, работа логопеда с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста, является одной из наиболее важной и актуальной.

В коррекционной работе по развитию речи с данным контингентом детей ведущее место отводится формированию фонетического восприятия. Необходимо вызывать у ребёнка интерес к звукам окружающего мира и звукам речи, учить его прислушиваться, дифференцировать неречевые и речевые звуки. Побуждать к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных слов, а затем и к самостоятельному их воспроизведению.

Отсутствие у ребёнка активной речи не позволяет строить коррекционные занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т. д., поэтому все задания необходимо предлагать в игровой форме. Педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребёнка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании.

Игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребёнка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; артикуляционные упражнения помогают выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения различных звуков; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, ребёнок учится слушать, запоминать, - таким образом, развивается его слуховое восприятие, игры с пальчиками способствуют развитию мелкой моторики.

Данное занятие предназначено для неговорящих детей младшего дошкольного возраста.

В организации коррекционной работы участвует не только учитель – логопед, но и воспитатели и родители.

Совместная работа с воспитателями и родителями, является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи детей. Для повышения компетентности родителей проводятся индивидуальные и групповые  консультации, открытые занятия, обучающие семинары - практикумы и другие формы работы.

В кабинете логопеда представлена картотека игр и упражнений, которая является стимулом к активному участию родителей в обучающем процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, который включает в себязадания на развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики и речевого дыхания.

 

 

 

 

 

Конспект непосредственно образовательной деятельности

для неговорящих детей младшего дошкольного возраста

по теме

«Человек – части тела»

 

Цель: Расширение пассивного и активного словаря по лексической теме «Человек – части тела».

Задачи:

1. Обогащать пассивный и активный словарь по теме «Человек – части тела».

2. Учить детей слушать и выполнять простые  инструкции взрослого.

3.Формировать фонематическое восприятие.

4. Формировать речевое дыхание.

5. Развивать артикуляционную моторику.

6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

7. Побуждать к воспроизведению звуков, звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных слов.

Продолжительность проведения НОД: 15 -20 минут.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

                  I.            Организационный момент.

В гости к детям приходит кукла – мальчик Петя.

 - Ребята, смотрите, кто пришел к вам в гости?

- Это Петя. Он пришёл к вам, чтобы посмотреть, как вы играете с язычком, делаете ветерок, тренируете пальчики. Петя тоже хочет научиться, поможем ему?

               II.             Основная часть.

Упражнение на развитие дыхания «Пёрышки».

 - Посмотрите, какие красивые пёрышки я вам принесла.

- Давайте на них подуем и покажем Пете, какой мы умеем делать тихий, плавный ветерок.

Дети сдувают перышки с ладошек (выполняем длительный, плавный выдох).

- Прекрасно! (педагогическая оценка деятельности детей)

Развитие мелкой моторики.

- А сейчас поиграем в прятки с наши пальчики.

 

Пальчиковая гимнастика «Прятки».

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так  -

И головки убирали.

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы).

 

 -  А ещё мы умеем пальчиками рисовать.

- Давайте научим Петю.

 

Пальчиковая гимнастика  «Рисуем человечка».

Точка, точка, запятая, (указательным пальцем это нарисовать на столе),Вышла рожица кривая (нарисовать ротик в виде дуги),Ручки, ножки (нарисовать это указательными пальцами в виде полос), огуречик (нарисовать овал),Получился человечек.

- Отлично!

 

Развитие артикуляционной моторики.

- Дети, покажите Пете, как вы умеете умывать личико.

Игра «Водичка- водичка».

Водичка-водичка,

Умой мое личико (потереть лицо ладонями),

Чтобы глазки блестели (потереть глаза кулачками),

Чтобы щечки краснели (потереть ладонями щеки),

Чтоб смеялся роток (широко улыбнуться)

И кусался зубок (пощелкать зубами).

- А что находится у вас за зубками? (язычок)

- Сейчас мы с ним поиграем (взрослый надевает  картонный язычок  на шею). Дети садятся перед зеркалом и выполняют артикуляционную гимнастику.

Артикуляционные упражнения:«Лопатка», «Часики», «Щёточка», «Качели»  (используются картинки с изображением и описанием упражнений  в стихах) (см. приложение № 1)

- Замечательно!

 

- Ребята, на ножки вставайте, зарядку начинайте!

Физкультминутка «Зарядка».

Каждый день по утрам

Делаю зарядку,

Очень нравится мне

Всё делать по порядку:

Весело шагать, весело играть,

Руки поднимать, руки опускать.

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.

(Дети повторяют движения за взрослым)

- Молодцы! Старались. А теперь поиграем.

 

 Развитие понимания речи.

Игра «Добрые ладошки»  (цель - уточнить понимание слов, обозначающих части тела, части лица).

- Погладим  щёки.

- Погладим уши.

- Погладимколени.

- Погладим плечи.

 - Погладимживот и т. д.

- Отлично!

 Развитие речевого подражания.

Игра « Куколка» (цель – развитие речевого подражания  - повторение звука, слова, фразы).

 - Дети, что - то наш Петя устал. Давайте уложим его спать: покачаем и споём песенку: А – А – А! Взрослый качает куклу, а дети напевают.

- Петя проснулся. Смотрите, как он танцует, топает ножками: Топ – топ – топ! Дети повторяют.

 - А теперь он поёт песенку: Ля – ля – ля! Дети поют песенку.

Взрослый стимулирует повторение слов и фраз с помощью вопросов: Как зовут куклу? Что делает кукла? Как  Петя топает? Как он поёт песенку?

- Замечательно!

 

            III.             Заключительная часть.

 

- Давайте вспомним, что мы делали сегодня  на занятии, чему научили  Петю?  (с помощью вопросов  взрослого дети отвечают)

 - Вы сегодня очень старались! Молодцы!

 - Пете пора уходить, его ждут в гости другие ребята.

 -  Давайте скажем ему до свидания.  Он обязательно придёт к вам ещё, чтобы  посмотреть чему вы научились.

 

Техническая карта мероприятия.

Этапы мероприятия

Краткое содержание этапа

Необходимые материалы

Примерное время проведения этапа

1.Организационный мент.

В гости к детям приходит кукла – мальчик Петя.

Кукла.

1- 2 мин.

2.Основная часть.

 

Упражнение на развитие  дыхания « Пёрышки»

Пёрышки.

15 мин.

Пальчиковая гимнастика «Прятки», «Рисуем человечка».

 

Игра на развитие артикуляционной моторики «Водичка – водичка»; артикуляционные упражнения:«Лопатка»,  «Часики»,  «Щёточка», «Качели».

 

Картонный язычок. Картинки с изображением и описанием упражнений  в стихах.

Большое зеркало.

Физкультминутка

 «Зарядка»

 

Игра «Добрые ладошки»» - уточнить понимание слов, обозначающих части тела, части лица.

 

 

Игра «Куколка» - развитие речевого подражания  - повторение звука, слова, фразы.

 

Кукла.

 

3.Заключительная часть.

 

Вспоминаем, что мы делали на занятии, чему   научили  Петю.

Кукла.

1 - 2 мин.

 

 

 

Список используемых источников

1.     Гранкина О.Б. Цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнком. – Краснодар, 2012.

2.     Датешидзе Т.А.: Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб.,2004.

3.     Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику малышей». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. - 32с.

4.     Закревская О.В. «Развивайся, малыш!»: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.: Изд. ГНОМ и Д, 2007. -88с.

5.     Нищева Н. В.: «Веселая артикуляционная гимнастика». – М.: Детство-Пресс, 2009. - 30с.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

 

 

Описание: Часики

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда.
Делает вот так: «Раз – два»

 

Описание: Качели

«Качели»

- Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверх,
Тянем, тянем до небес.
Вниз теперь их полёт,
И никто не отстаёт.

 

Описание: Лопаточка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лопаточка»

- Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи.

И лопатку подержи.

 

 

«Щёточка»

 -Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы

Артикуляционная гимнастика в стихах — Чистим зубки

Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние.

 


Скачано с www.znanio.ru