Всероссийский конкурс на лучшую методическую разработку
«Открытый урок»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию «Человек – части тела»
Голдина Нелли Леонидовна,
учитель – логопед
МДОУ «Детский сад
комбинированного вида
№ 8 «Журавлик»
т. 89532613322, nelligoldina@yandex.ru
г. Котлас
2014
Аннотация.
В данной методической разработке представлен конспект непосредственно образовательной деятельности по работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста по теме «Человек - части тела».
Методические материалы предназначены для учителей - логопедов, учителей - дефектологов, воспитателей, родителей неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
Содержание.
1. Введение
2. Конспект непосредственно образовательной деятельности
3. Техническая карта мероприятия
4. Список используемых источников
5. Приложение № 1
Введение.
Количество детей с речевой патологией в последнее время имеет тенденцию к возрастанию. С каждым годом увеличивается число детей со сложной речевой патологией, в частности практически неговорящих детей. Причины этого явления многообразны: перинатальное поражение ЦНС, внутриутробные инфекции различного характера, гипоксия плода, хронические заболевания матери, осложнения, возникающие в процессе родов, заболевания ребенка, травмы, и т. д. К сожалению, некоторые родители не придают значения отставанию ребёнка в речевом развитии, стараются не обращать внимания, и надеются на то, что всё само собой нормализуется. А самый значимый для коррекции речи детей возраст - от трех до пяти лет бывает упущенным. В школе у такого ребенка возникают проблемы с устной и письменной речью - при обучении чтению и письму. А ведь этого могло бы и не быть, если бы у ребенка своевременно выявили предполагающие к недоразвитию речи факторы и приняли меры по их устранению. Необходимо как можно раньше диагностировать речевые нарушения у ребёнка и начать коррекционную работу. Поэтому, работа логопеда с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста, является одной из наиболее важной и актуальной.
В коррекционной работе по развитию речи с данным контингентом детей ведущее место отводится формированию фонетического восприятия. Необходимо вызывать у ребёнка интерес к звукам окружающего мира и звукам речи, учить его прислушиваться, дифференцировать неречевые и речевые звуки. Побуждать к воспроизведению по подражанию отдельных звуков (гласных), звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных слов, а затем и к самостоятельному их воспроизведению.
Отсутствие у ребёнка активной речи не позволяет строить коррекционные занятия на основе объяснения материала, рассказа, ответов на вопросы и т. д., поэтому все задания необходимо предлагать в игровой форме. Педагог должен взять на себя активную роль в игре и вести ребёнка за собой. Происходит это в играх, основанных на подражании.
Игры с игрушками развивают внимание и речевую активность ребёнка; дыхательные игровые задания позволяют формировать правильное речевое дыхание; артикуляционные упражнения помогают выработать полноценные движения и определенные положения органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения различных звуков; различая и запоминая звучание музыкальных инструментов, звуковых коробочек, звукоподражаний, ребёнок учится слушать, запоминать, - таким образом, развивается его слуховое восприятие, игры с пальчиками способствуют развитию мелкой моторики.
Данное занятие предназначено для неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
В организации коррекционной работы участвует не только учитель – логопед, но и воспитатели и родители.
Совместная работа с воспитателями и родителями, является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи детей. Для повышения компетентности родителей проводятся индивидуальные и групповые консультации, открытые занятия, обучающие семинары - практикумы и другие формы работы.
В кабинете логопеда представлена картотека игр и упражнений, которая является стимулом к активному участию родителей в обучающем процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, который включает в себязадания на развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики и речевого дыхания.
Конспект непосредственно образовательной деятельности
для неговорящих детей младшего дошкольного возраста
по теме
«Человек – части тела»
Цель: Расширение пассивного и активного словаря по лексической теме «Человек – части тела».
Задачи:
1. Обогащать пассивный и активный словарь по теме «Человек – части тела».
2. Учить детей слушать и выполнять простые инструкции взрослого.
3.Формировать фонематическое восприятие.
4. Формировать речевое дыхание.
5. Развивать артикуляционную моторику.
6. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
7. Побуждать к воспроизведению звуков, звукоподражаний, звукокомплексов и отдельных слов.
Продолжительность проведения НОД: 15 -20 минут.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
В гости к детям приходит кукла – мальчик Петя.
- Ребята, смотрите, кто пришел к вам в гости?
- Это Петя. Он пришёл к вам, чтобы посмотреть, как вы играете с язычком, делаете ветерок, тренируете пальчики. Петя тоже хочет научиться, поможем ему?
II. Основная часть.
Упражнение на развитие дыхания «Пёрышки».
- Посмотрите, какие красивые пёрышки я вам принесла.
- Давайте на них подуем и покажем Пете, какой мы умеем делать тихий, плавный ветерок.
Дети сдувают перышки с ладошек (выполняем длительный, плавный выдох).
- Прекрасно! (педагогическая оценка деятельности детей)
Развитие мелкой моторики.
- А сейчас поиграем в прятки с наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Прятки».
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так -
И головки убирали.
(Ритмично сгибать и разгибать пальцы).
- А ещё мы умеем пальчиками рисовать.
- Давайте научим Петю.
Пальчиковая гимнастика «Рисуем человечка».
Точка, точка, запятая, (указательным пальцем это нарисовать на столе),Вышла рожица кривая (нарисовать ротик в виде дуги),Ручки, ножки (нарисовать это указательными пальцами в виде полос), огуречик (нарисовать овал),Получился человечек.
- Отлично!
Развитие артикуляционной моторики.
- Дети, покажите Пете, как вы умеете умывать личико.
Игра «Водичка- водичка».
Водичка-водичка,
Умой мое личико (потереть лицо ладонями),
Чтобы глазки блестели (потереть глаза кулачками),
Чтобы щечки краснели (потереть ладонями щеки),
Чтоб смеялся роток (широко улыбнуться)
И кусался зубок (пощелкать зубами).
- А что находится у вас за зубками? (язычок)
- Сейчас мы с ним поиграем (взрослый надевает картонный язычок на шею). Дети садятся перед зеркалом и выполняют артикуляционную гимнастику.
Артикуляционные упражнения:«Лопатка», «Часики», «Щёточка», «Качели» (используются картинки с изображением и описанием упражнений в стихах) (см. приложение № 1)
- Замечательно!
- Ребята, на ножки вставайте, зарядку начинайте!
Физкультминутка «Зарядка».
Каждый день по утрам
Делаю зарядку,
Очень нравится мне
Всё делать по порядку:
Весело шагать, весело играть,
Руки поднимать, руки опускать.
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
(Дети повторяют движения за взрослым)
- Молодцы! Старались. А теперь поиграем.
Развитие понимания речи.
Игра «Добрые ладошки» (цель - уточнить понимание слов, обозначающих части тела, части лица).
- Погладим щёки.
- Погладим уши.
- Погладимколени.
- Погладим плечи.
- Погладимживот и т. д.
- Отлично!
Развитие речевого подражания.
Игра « Куколка» (цель – развитие речевого подражания - повторение звука, слова, фразы).
- Дети, что - то наш Петя устал. Давайте уложим его спать: покачаем и споём песенку: А – А – А! Взрослый качает куклу, а дети напевают.
- Петя проснулся. Смотрите, как он танцует, топает ножками: Топ – топ – топ! Дети повторяют.
- А теперь он поёт песенку: Ля – ля – ля! Дети поют песенку.
Взрослый стимулирует повторение слов и фраз с помощью вопросов: Как зовут куклу? Что делает кукла? Как Петя топает? Как он поёт песенку?
- Замечательно!
III. Заключительная часть.
- Давайте вспомним, что мы делали сегодня на занятии, чему научили Петю? (с помощью вопросов взрослого дети отвечают)
- Вы сегодня очень старались! Молодцы!
- Пете пора уходить, его ждут в гости другие ребята.
- Давайте скажем ему до свидания. Он обязательно придёт к вам ещё, чтобы посмотреть чему вы научились.
Техническая карта мероприятия.
Этапы мероприятия |
Краткое содержание этапа |
Необходимые материалы |
Примерное время проведения этапа |
1.Организационный мент. |
В гости к детям приходит кукла – мальчик Петя. |
Кукла. |
1- 2 мин. |
2.Основная часть.
|
Упражнение на развитие дыхания « Пёрышки» |
Пёрышки. |
15 мин. |
Пальчиковая гимнастика «Прятки», «Рисуем человечка». |
|
||
Игра на развитие артикуляционной моторики «Водичка – водичка»; артикуляционные упражнения:«Лопатка», «Часики», «Щёточка», «Качели».
|
Картонный язычок. Картинки с изображением и описанием упражнений в стихах. Большое зеркало. |
||
Физкультминутка «Зарядка» |
|
||
Игра «Добрые ладошки»» - уточнить понимание слов, обозначающих части тела, части лица.
|
|
||
Игра «Куколка» - развитие речевого подражания - повторение звука, слова, фразы.
|
Кукла. |
|
|
3.Заключительная часть.
|
Вспоминаем, что мы делали на занятии, чему научили Петю. |
Кукла. |
1 - 2 мин. |
Список используемых источников
1. Гранкина О.Б. Цикл индивидуальных логопедических занятий с неговорящим ребёнком. – Краснодар, 2012.
2. Датешидзе Т.А.: Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития. – СПб.,2004.
3. Ермакова И.А. «Развиваем мелкую моторику малышей». – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2008. - 32с.
4. Закревская О.В. «Развивайся, малыш!»: система работы по профилактике отставания и коррекции отклонений в развитии детей раннего возраста. М.: Изд. ГНОМ и Д, 2007. -88с.
5. Нищева Н. В.: «Веселая артикуляционная гимнастика». – М.: Детство-Пресс, 2009. - 30с.
Приложение 1
|
«Часики» - Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта. Маятник туда, сюда.
|
|
|
«Качели» - Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним зубам. А сейчас качели
вверх,
|
|
|
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Язык широкий покажи. И лопатку подержи.
«Щёточка» -Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы |
|
|
Рот откройте, улыбнитесь, |
|
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.