Зарождение демократии в Афинах
Педагогические
|
Способствовать ознакомлению с особенностями общественно-политического устройства Афинского полиса периода правления аристократии; содействовать развитию умений анализировать причины недовольства демоса, характеризовать личность Солона, основные положения его реформ; создать условия для формирования представлений о реформах Солона как зарождении демократических порядков в Афинах; способствовать ознакомлению с реформами Клисфена, развитию умения характеризовать их |
Тип и вид урока |
Изучение и первичное закрепление новых знаний / урок-исследование |
Планируемые
|
Овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества |
Личностные
|
Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде |
Метапредметные
|
Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях |
Основное содержание темы, понятия и термины |
Местоположение Афинского полиса. Утверждение демократии. Реформы Солона (594 г. до н. э.). Реформы Клисфена (509 г. до н. э.). Демос, демократия, архонт, Народное собрание, граждане, аристократия, долговое рабство |
Образовательные ресурсы |
Учебник. Карта «Древняя Греция». Электронное приложение к учебнику. Рабочая тетрадь № 2. Схема «Состав населения Аттики в эпоху Солона» |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Формы, |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма |
|
характеристика |
формируемые УУД |
||||
I. Организационный момент |
Фронтальная. Словесный. Слово учителя |
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место |
Быстрое включение в деловой ритм |
|
II. Актуализация знаний |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, работа с картой |
– Покажите на карте территорию Афинского государства. – Почему крестьяне Аттики бедствовали? Как они теряли землю и свободу? – Расскажите о господстве знати в Афинах. Какие законы были «написаны не чернилами, а кровью»? |
Показывают на карте территорию Афинского государства. Объясняют причины бедственного положения крестьян. Характеризуют законы Драконта |
Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные:
слушают |
Беседа по вопросам, работа с картой |
III. Постановка учебной задачи |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя |
Сообщает тему урока. Формулирует проблему: – Есть ли связь между демократией в Афинах и демократией в настоящее время? |
Слушают учителя, принимают учебную задачу |
Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем |
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Состав населения Аттики в конце VII в. до н. э. |
Коллективная. Словесный, практический. Рассказ учителя, работа со схемой, беседа |
Организует совместное составление схемы на основе рассказа (см. Приложение 1) |
Называют и характеризуют население Аттики; составляют схему под руководством учителя |
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи |
Составление схемы, беседа по вопросам |
Требования демоса |
Коллективная. Словесный, творческий, исследовательский. Инсценировка, беседа |
Говорит, что демос был недоволен Демос восстает против знати. - Неравенство между бедными и богатыми привело к восстанию демоса. - Смута продолжались долго. - Начались переговоры. - В 594 г. до н.э. избрали архонтом Солона. - Солон установил новые законы. - Законы записали на деревянных досках и выставили на городской площади. Отмена долгового рабства - Все долги были прощены. - Долговое рабство отменялось. - Все рабы - должники были отпущены на волю. - Те, кто был в рабстве за границей, выкупались. - Рабами в Афинах были только чужеземцы. РТ стр.15 Задание №20 (У.стр.144 п.2) |
Инсценируют встречу богатого торговца и аристократа. Анализируют разговор, называют требования демоса: участие в управлении страной, отмена долгов, наделение землей |
Познавательные: создают способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные:
владеют монологической и диалогической
формами речи в соответствии |
Инсценировка,
беседа |
Реформы Солона (594 г. до н. э.) |
Групповая. Словесный, практический,
исследовательский. |
Создает условия для работы с текстом § 30, материалом к уроку, вопросами и заданиями к § 30 Перемены в управлении Афинами - Архонтом мог стать не только знатный, но и любой богатый человек. - Стали созывать Народное собрание: - все свободные граждане. - Солон отменил жестокие законы Драконта. - Учрежден выборный суд. - Судьи избирались из числа всех граждан (по жребию). - Описание судебного процесса (стр. 139): - Выступали обвинитель, обвиняемый, свидетели. - Судьи голосовали тайно: бросали в сосуд камешки: - белый (оправдание), - черный (обвинение). - Если камешков было поровну, то обвиняемый оправдывался. РТ стр.14 Задание №18 |
Характеризуют личность Солона, его реформы. Осуществляют запись тезисов «Реформы Солона» |
Познавательные: осуществляют поиск нужной информации в учебнике, дополнительных материалах |
Тезисы, беседа по вопросам |
Реформы Клисфена (509 г. до н. э.) |
Фронтальная. Словесный. Рассказ, беседа |
Рассказывает о реформах Клисфена (см. Приложение 3) |
Характеризуют деятельность Клисфена |
Познавательные: воспринимают на слух рассказ учителя |
Беседа по вопросам |
V. Закрепление знаний |
Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, работа со схемой |
Солон вынужден покинуть Афины. - «Трудно в великих делах сразу же всем угодить». (Солон) - Солон навлек на себе ненависть всех: - богатые недовольны отменой долгового рабства. Почему? - бедняки недовольны тем, что не было передела земли. - Солон уехал за границу и вернулся только через несколько лет. – Вычеркните то слово на схеме, которое стало лишним после реформ Солона. Предлагает ответить на проблемный вопрос, сформулированный в начале урока |
Вычеркивают из схемы лишнее слово «должники». Объясняют
значение понятия «демократия», его употребление |
Познавательные: овладевают умением подводить под понятия, выводить следствия; устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство. Коммуникативные: допускают существование различных точек зрения |
Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании |
Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя |
Комментирует задание. Задания 18–21, 23, 24 в рабочей тетради |
Воспринимают задание, уточняют |
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения |
Задания
|
Ресурсный материал к уроку
Приложение 1
НАСЕЛЕНИЕ АТТИКИ В КОНЦЕ VII в. до н. э.
Приложение 2
В гавани встретились двое: богатый торговец и аристократ. Между ними завязался спор.
– Я богаче тебя, – говорит торговец, – посмотри, вот грузятся мои корабли. Носильщики заполняют их амфорами с маслом и вином, расписными сосудами. Взгляни, прямо перед нами склад с товарами. Он мой. У меня красивый дом в Афинах, рабы. Я тоже хочу управлять Афинами! – раздраженно продолжает он. – Почему только вы, аристократы, судите, избираете из своей среды девять правителей, заседаете в Совете старейшин? Я тоже хочу быть правителем и не хуже вас справлюсь с этими обязанностями.
Презрительная улыбка чуть тронула губы аристократа:
– Ты богаче, это верно. Но что с того? Богатым можно стать, а знатным нужно родиться! Ты забыл, кто был твой дед? Я напомню: он был простым мужиком, поденщиком и гнул спину на моего деда. А уж кто был твой прадед, ты, верно, и сам того не знаешь. Ха-ха! Мои же предки известны всей Аттике. Мои деды, и прадеды, и прапрадеды – все заседали в совете старейшин. А ведем мы род от самих богов. Не смей равняться с нами! – добавил аристократ с чувством превосходства. – Ты простой человек, и твои предки были простыми людьми. А все мои предки были знаменитыми людьми. Вот этим я отличаюсь от тебя*.
Вопросы: 1. Что означают слова: «богатым можно стать, а знатным нужно родиться»? 2. Чем были недовольны афинские купцы и владельцы кораблей? Чего они требовали?
Приложение 3
РЕФОРМЫ КЛИСФЕНА
Реформы Клисфена, проведенные в 509 г. до н. э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового строя. Они уничтожили старое деление населения на четыре племени. Аттика была разделена на десять территориальных фил, каждая из которых включала три находящиеся в разных местах территории – городскую, прибрежную и земледельческую. Они делились в свою очередь на демы. Такая структура фил подрывала политические позиции земельной аристократии, так как на первых двух территориях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев. Крестьянство было освобождено от влияния древних родовых традиций, на которых основывался авторитет знати. Доступ к участию в политической позиции получили и те, кто не входил в местную племенную организацию. На смену кровнородственному пришел территориальный принцип деления населения.
Клисфен упразднил Совет Четырехсот и на основе вновь созданной территориальной организации населения учредил Совет Пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил по 50 человек от каждой. Совет руководил политической жизнью Афин в период между созывами Народного собрания и осуществлял исполнение его решений. Был создан еще один орган – коллегия десяти стратегов, которая также комплектовалась с учетом территориальной организации населения: по одному представителю от каждой филы. Первоначально стратеги имели лишь военные функции, но позднее они оттеснили на второй план архонтов и стали высшими должностными лицами Афинского государства.
С целью предотвратить попытки аристократии реставрировать старые порядки при Клисфене в практику Народных собраний была введена особая процедура, получившая название остракизма. Ежегодно созывалось Народное собрание, определявшее голосованием, нет ли среди сограждан таких лиц, которые являются опасными для государства. Если такие лица назывались, собрание созывалось вторично, и каждый его участник писал на остраконе (глиняном черепке) имя того, кто, по его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет.
Остракизм, направленный вначале против родовой аристократии, использовался впоследствии в политической борьбе между различными группировками, существовавшими в афинском обществе.
Реформы Клисфена завершили длительный процесс становления государства в Древних Афинах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.