Конспект подгруппового занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшей группы
с общим недоразвитием речи
по теме «Количественные числительные ОДИН, ОДНА»
Цель занятия: согласование числительных «один», «одна» с существительными.
Задачи:
образовательные: формирование умения соотносить на слух и правильно согласовывать в речи существительные мужского и женского рода с числительными один, одна и подбирать существительные к этим числительным; уточнение и расширение лексического словаря, закрепление знаний об овощах и фруктах; овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования.
развивающие: развитие общей и мелкой моторики, слухового и зрительного внимания, творческого воображения, логического мышления.
воспитательные: воспитание коммуникативных навыков, любознательности, усидчивости; создание положительного эмоционального настроя, желание участвовать в общей деятельности.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, домашних животных, игрушки –животные, д/и «Кто где живёт?», мяч, письмо от Незнайки.
План занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы.
3. Игра «Расставь картинки».
4. Игра «Назови, не ошибись».
5. Физкультурная минутка
6. Упражнение «Исправим Незнайкины ошибки».
7. Игра «Кто где живёт?»,
8. Итог занятия.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед:
- Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
- Дети, посмотрите, какой красивый мяч нам подарили. А что можно сделать с мячом? (Ответы детей). Правильно, с мячом играют в разные игры. Я вам предлагаю поиграть в игру «Один – много».
У бабушки с дедушкой в деревне одна корова, а в стаде пасутся …коровы, лошадь – лошади, коза - ….
Дети садятся на стульчики.
2.Сообщение темы. Логопед читает стихотворение:
- Мама на земле одна,
И одна у нас страна,
Дом один и нос один,
Ты один у мамы сын.
Дети, какое слово чаще всего повторяется в этом стихотворении? (один, одна). Количество названных в этом стихотворении предметов одинаковое, а говорим мы о них по-разному: мама, страна — одна, дом, нос, сын — один. Сегодня мы с вами будем учиться подбирать слова один и одна к другим словам.
3. Игра «Расставь картинки».
Логопед выставляет на магнитную доску картинки с изображением корзины и ящика.
- Дети, недавно у нас были занятия об овощах и фруктах. Мы теперь знаем названия многих овощей и фруктов, знаем где они растут. Называя их, мы тоже говорим по-разному. Сейчас вы будете расставлять картинки с изображением овощей или фруктов под корзиной или ящиком. Саша, сколько корзин на доске? (одна корзина). А сколько ящиков? (один ящик). Если про нарисованный на картинке предмете говорим один, то картинку ставим под ящиком, если говорим одна — под корзиной.
(Дети по одному подходят к столу логопеда, берут картинки. Каждый произносит название нарисованного предмета и ставит картинку на магнитную доску под корзиной или ящиком.).
Потом все дети хором проговаривают сочетания слов, голосом выделяя окончания числительных.
4. Игра «Назови, не ошибись».
Логопед: Вы знаете много домашних животных. А какие части тела вы можете назвать у животных?(логопед выставляет на доску картину с изображением лошади) Что у лошади одна (голова, спина, грива, шея… А что один? (хвост, живот, нос, рот, лоб, затылок, подбородок)
5. Физкультурная минутка
Кошка
Раз, два, три, четыре!
(скользящие удары ладонями друг о друга)
В нашем доме кошки жили
(поочередно выдвигают вперед то одну руку,
то другую)
Кошки с мячиком играли,
(соединяют пальцы рук)
Кошки молоко лакали,
(подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком
имитируют лакание)
Кошки коготки точили,
(легко царапают по очереди пальцы, начиная с
большого)
Мышек сереньких ловили.
(зажимают кулачки)
6. Упражнение «Исправим Незнайкины ошибки».
Логопед объясняет детям, что Незнайка прислал письмо как всегда с ошибками. Затем предлагает ребятам послушать письмо и исправить ошибки: «Я живу в маленьком домике. У меня один комната. В ней один кровать и одна диван, одна шкаф и один лампа. На стене висит один картина».
Дети по очереди говорят правильные предложения и выделяют голосом окончания числительных.
7. Игра «Кто где живёт?»
- Дети, а сейчас мы пойдём в гости к фермеру дяде Пете. А кто такой фермер? Где он живёт? Чем он занимается? Правильно, фермер - это профессия, живут они в деревне и занимаются сельским хозяйством. У дяди Пети — большое хозяйство, много земли, много домашних животных. Сейчас животные на пастбище, но им пора возвращаться домой. Поможем дяде Пете пригнать животных домой на скотный двор. Для своих домашних животных он построил два огромных загона. В одном загоне, который обозначен синим кружочком, живут животные, про которых говорим один, а в другом, который обозначен красным кружочком, живут животные, про которых говорим одна. Сейчас мы поможем разместить животных. (Дети размещают животных, проговаривая свои действия).
8. Итог занятия. Ребята, вы просто молодцы! Мне очень понравилось, как вы сегодня выполняли задания! Вы были очень внимательными и старательными. Что больше всего вам понравилось на занятии? (Ответы детей). А теперь попрощаемся с дядей Петей и возвращаемся в наш любимый детский сад!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.