Конспект поурочного плана по музыкальной литературе "Соната, повторение. Л.Бетховен «Патетическая соната» вступление", 2 год обучения
Оценка 4.9

Конспект поурочного плана по музыкальной литературе "Соната, повторение. Л.Бетховен «Патетическая соната» вступление", 2 год обучения

Оценка 4.9
docx
14.12.2021
Конспект поурочного плана по музыкальной литературе "Соната, повторение. Л.Бетховен «Патетическая соната» вступление", 2 год обучения
Бетховен Патетическая соната вступление.docx

IV четверть.

Урок №1

 

Тема урока: Соната, повторение. Л.Бетховен «Патетическая соната» вступление.

Цель урока: закрепить и углубить ранее полученные знания по теме "соната".

Задачи урока:

- образовательные: повторить с учащимися пройденный материал по сонатной форме включить, актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;

- развивающие: развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определять их характер и настроение; 

- воспитательные: воспитывать организованность, активность, интерес к изучаемому материалу.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы: проблемный (подводящий к теме диалог, побуждающий диалог от проблемной ситуации), музыкальные обобщения, эмоциональная драматургия, ассоциативные связи,  звуковая и зрительная наглядность, сравнение.

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока: учебник, тетради, плакат с названием «Патетическая соната», плакат эмоциональных терминов, портреты композиторов, аудио- и видеозаписи, компьютер, доска.

 Ход урока:     организационный момент (приветствие)

1.     Повторение пройденного материала.

Слайд 1. Мы уже знакомы с вами  с камерной музыкой. Посмотрите на слайд. Какие определения вам уже знакомы? Пьеса, романс, камерная музыка.  Давайте вспомним их особенности и  приведём примеры.

Ребята, как вы думаете, зачем нам нужна музыка? (Через музыку можно передавать не только своё настроение, но и более глубокие чувства, мысли и рассказывать о важнейших событиях). Я надеюсь, что именно это свойство музыки поможет нам понять одно музыкальное познание. Сегодня мы познакомимся еще с одним примером камерной музыки.  Сейчас я предлагаю послушать одно известное музыкальное произведение.

Слайд 2. (звучит «Лунная соната» Л.Бетховена).

Я не случайно начала урок с Лунной сонаты Бетховена. Как вы думаете, о каком музыкальном жанре мы будем с вами сегодня говорить? Вспомним, какие основные музыкальные жанры бывают (по способу исполнения: вокальные и инструментальные). Слайд 3. Тема нашего сегодняшнего урока -  «Патетическая соната Л.Бетховена».

Слайд 4. Давайте вспомним, что же такое соната? (Это многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов).

Слайд 5. Какая музыка называется камерной(Это музыка, написанная для небольших инструментальных ансамблей, или солирующих инструментов и предназначенная для исполнения в небольшом помещении).

Слайд 6.  И что такое циклические формы в музыке? (Циклические формы в музыке — музыкальные формы произведения, предполагающие наличие отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единством замысла).

Слайд 7. Давайте вспомним, когда возник термин соната. (Термин соната возник еще в 16 веке. Он произошел от слова sonare, что в переводе означает – звучать). Первоначально сонатами называли любое инструментальное сочинение, а все вокальные сочинения назывались кантатами (т.к. cantare в переводе - это петь). Но позже соната стала одним из жанров инструментальной музыки. Слайд 8. Ещё раз повторим, что  соната - это многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов.

Слайд 9. Мы подошли с вами к такому понятию, как сонатная форма. Сонатная форма  -музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция .

 Слайд 10. Классическая сонатная форма состоит из 3 - 4 частей. Это: а) экспозиция б) разработка в) реприза г)часто после этих трех основных частей следует кода.

Слайд 11.  Экспозиция, основные музыкальные темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую. Главная партия отвечала за демонстрацию первой темы в сонатной форме и носит определяющую функцию для характера музыки. Она задает импульс мелодии. Пока побочная партия приводила развитие к уравновешенному состоянию и лирически сосредотачивала, затормаживая процесс. Она во всем противостоит главной, часто длится дольше, чем главная партия, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке.

 Слайд 12. Разработка, название говорит само за себя: здесь представленные в экспозиции темы развиваются и изменяются; Мелодия как правило, медленная, лирическая. . Эта часть обычно наиболее драматичная, кульминационная для всего произведения, приносит напряжение.

Слайд 13. Реприза – повтор первой части (экспозиции), при этом все присутствующие темы звучат в единой тональности. Темы возвращаются в своем первоначальном виде. 

Слайд 14. Кода усиливает ощущение завершенности, законченности произведения, утверждает основной образ.

Что такое кода?

Слайд 15. Кода - окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.

Какой мы можем сделать вывод? (сонатная форма -  музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция).

Существовали и церковные сонаты . Как вы думаете, где их можно было услышать? (В церквях).

Всё верно, их можно было услышать в церквях. Это произведения, которые писали специально для сопровождения богослужения.

Слайд 16. Как вы думаете, сонаты писали только для одного инструмента или для нескольких? (Одного или двух).

Интересно то, что композиторы пишут сочинения не только для одного инструмента – например для фортепиано и для 2- х инструментов, например для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано. Вот, например, Бетховен писал сонаты только для фортепиано и написал он 32 сонаты.

У Моцарта 17 сонат и они тоже все написаны для одного инструмента- фортепиано. У Фридерика  Шопена всего 4 сонаты, написанные для фортепиано. У С.С.Прокофьева 9 сонат и тоже для фортепиано.  (показ портретов)

Слайд 17. Ребята, как вы думаете, можно ли сравнить музыкальный жанр сонату с литературным жанром повестью или романом? Почему?

Потому что, как и повесть, роман соната делится на несколько «глав» т.е. - частей. Как и повесть или роман соната населена различными «героями» - музыкальными темами. Темы эти не просто следуют одна за другой, а взаимодействуют, влияют друг на друга, а иногда и вступают в конфликт.

2.     Новая тема.

Слайд 18. Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста Людвига Ван Бетховена. Родился он в 1770 году в г. Бонн в семье музыкантов. Свое первое публичное выступление в концертном зале он дал в возрасте 7 лет.

Слайд 19. Бетховен стал законодателем классической фортепианной сонаты. Он пытался показать в сонатах, как человек идет к своей победе, преодолевая борьбу, трудности и лишения. Одна из самых ярких его сонат – “Патетическая”, так назвал ее сам композитор.

Чаще всего сонаты обозначаются номерами и не имеют названий. Иногда композиторы давали названия своим сонатам. Например, у Бетховена мы можем услышать «Лунную сонату» (сонату №14), «Патетическую сонату» (соната №8). Слайд 20. «Патетическая» - страстная, взволнованная, полная воодушевления. В ней оказалось так много нового, необычного что вокруг неё сразу разгорелись споры .

Соната №8 состоит из 3-ёх частей.

Первая часть – в быстром темпе и напряжённая. В музыке проявляется борьба человека с судьбой. Трагическая безысходность, усталое изнеможение…

Вторая часть - сонаты (в ля бемоль мажоре) обозначена  композитором как «Adagio cantabile» — «Медленно, певуче».

Третья часть – финал.

3.     Вступление «Патетической сонаты»

Слайд 21. Послушайте вступление сонаты и скажите, какое душевное состояние передает музыка?

Слайд 22. Бетховен сочинил эту сонату в самые трудные годы своей жизни, когда он почувствовал первые признаки страшной болезни - глухоты.

В «Патетической сонате Бетховен словно говорит слушателям, что готов сражаться с недугом. Необычно для классической сонаты уже то, что в этом произведении, что первая часть начинается медленным вступлением. И оно еще  дважды напоминает о себе в сонатном allegro — перед разработкой в начале коды. У Бетховена медленное вступление к «Патетической сонате» само  по  себе  остроконтрастно  начиная с первого такта.

Здесь сразу же слышится конфликтное сопоставление двух образных элементов. Это громовой аккордовый удар, похожий на грозное повеление судьбы, и ответный — тихий, скорбный, но упорно возражающий мотив- возглас. И далее вступление развертывается как напряженный диалог — словно в театральном произведении, в трагедии или в  трагической  сцене  из оперы.

4.     Подведение итогов.

  Завершение урока.

Закрепление пройденного материала, повторение основных терминов. Что такое соната? Какая музыка называется камерной? Что такое циклическая форма? В какой форме пишется 1 часть сонаты? Из каких разделов состоит эта форма?

Основные термины для запоминания:

Соната, камерная музыка, циклическая форма, сонатная форма.

Домашнее задание. Выучить все новые понятия.  Выполнить письменно задания в рабочей тетради №124, №125.

Р.т.Д.з..jpg

             

 

 

 

 



Скачано с www.znanio.ru

IV четверть . Урок №1 Тема урока :

IV четверть . Урок №1 Тема урока :

Слайд 1. Мы уже знакомы с вами с камерной музыкой

Слайд 1. Мы уже знакомы с вами с камерной музыкой

Слайд 8. Ещё раз повторим, что соната - это многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов

Слайд 8. Ещё раз повторим, что соната - это многочастное циклическое произведение, состоящее из трех или четырех частей, предназначенное для одного или двух инструментов

Слайд 15. Кода - окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора

Слайд 15. Кода - окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора

Слайд 18. Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста

Слайд 18. Особое место жанр сонаты занимал в творчестве великого немецкого композитора и пианиста

И оно еще дважды напоминает о себе в сонатном allegro — перед разработкой в начале коды

И оно еще дважды напоминает о себе в сонатном allegro — перед разработкой в начале коды

Домашнее задание. Выучить все новые понятия

Домашнее задание. Выучить все новые понятия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2021