Практикум для педагогов
«Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования»
Цель: Оказание консультативно-методической помощи педагогам, работающим с детьми с ЗПР в школе, осознание значимости работы с особыми детьми и выработка таких качеств как позитивное отношение к ребенку, эмоциональное принятие ребенка.
Задачи:
1. Содействовать повышению творческого потенциала и профессиональной компетентности педагогов.
2. Проанализировать приемы создания ситуации успеха на уроке для учащихся с ЗПР.
3. Обмен опытом, развитие навыков работы в команде.
Материал: ватманы, листы бумаги, письменные принадлежности, карточки с заданиями, презентация Power Point.
Ход семинара-практикума:
Приветствие
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Наша встреча проходит в рамках темы «Работа с детьми с ЗПР в учреждениях образования». Сегодня мы рассмотрим и обсудим методы работы с данной категорией детей.
Упражнение «Все дети разные» (1 минута)
Цель: формирование у учителей эмоционально-положительного отношения к детям имеющим ЗПР.
Педагог-психолог: Все дети разные, каждый ребенок индивидуальность.
Есть дети, с которыми общаться одно удовольствие: им все интересно, они вежливы, способны и очень милы, кажется, что все у них легко и быстро, получается (слайд со звездочками).
А есть, на первый взгляд очень спокойные: посадишь его, и он сидит, поставишь – стоит, с ним спокойно взрослым, а спокойно ли ему в этом состоянии (слайд с кубиками).
Другие дети очень - очень подвижные: им трудно удержаться на одном месте (слайд с мячиками).
Бывают дети, у которых много-много колючек: то они начинают спорить с взрослыми, то дерутся с другими детьми (слайд с ежиком), и ему может быть очень плохо с этими колючками?
Все дети разные, они не похожи друг на друга.
Просмотр мультфильма «Кастрюлька Анатоля» (3 минуты)
Цель: обратить внимание педагогов и психологов на работу с детьми с ЗПР. Помочь осознать серьезность и необходимость оказания своевременной помощи и поддержки учащимся с трудностями в обучении.
Таким образом, мы видим, что у каждого особенного ребенка есть свои особенности в виде вот таких кастрюлек, которые мешают и им и окружающим. Чем заканчивается мультфильм? Тем что нашелся педагог, который смог превратить эту помеху во что-то полезное.
Задача педагогов, найти решение этой ситуации, помочь. Но для этого необходимо наличие профессиональных и личностных качеств у педагога, чтобы правильно это сделать.
Предлагаю вам методику, которая поможет определить насколько эти качества сформированы у вас и над чем следует поработать.
Очень прошу отвечать искренне, листочки подписывать не нужно.
Методика «Школа»
Цель: самооценка готовности педагогов к работе с детьми с ОВЗ.
Каждый из вас сталкивается в своей профессиональной деятельности с учащимися с ОВЗ.
Вспомните какого-нибудь конкретного ученика.
На листе запишите 10 качеств, каким вы видите его после окончания школы.
Отложите листочки, мы к ним вернемся.
От кого зависит то, что вы написали? Родители, педагоги.
Сейчас, мы с вами попробуем проанализировать ваши профессионально-личностные качества, которые вы ежедневно применяете в работе с этим и другими детьми с ОВЗ.
Я выделила 5 качеств, которые особенно важны при организации работы с данной категорией учащихся. Это: профессиональная готовность, самоконтроль, педагогический оптимизм, толерантность и эмпатия, умение работать в команде.
Сейчас вы попробуете оценить насколько это качество у вас присутствует (10бальная шкала, 0 – этого качества нет, 10 – присутствует в полной мере)
Профессионально-личностные качества педагогов, работающих с детьми с ОВЗ
1. Профессиональная готовность к работе с данной категорией детей (наличие соответствующей подготовки к данной работе, опыт работы в данном направлении, знание особенностей данной категории учащихся, разработка инд.маршрутов детей с ОВЗ)
2. Самоконтроль и саморегуляция - личностные качества, способность проектировать и организовывать свою деятельность, обеспечивающую развитие учащихся. Способны ли вы организовать свою деятельность так, чтобы эти дети получали необходимые знания? Способны ли вы контролировать себя, когда что-то не получается?
3. Педагогический оптимизм - готовность и желание работать с такими детьми, вера в их успехи. Насколько вы готовы психологически работать с такими детьми? Верите ли вы в их успехи?
4. Толерантность и эмпатия – положительное отношение к детям и готовность работать с ними, признание ценности личности ребенка независимо от его нарушения. Насколько по-доброму вы к ним относитесь и формируете в одноклассниках положительное отношение к ним, их принятие?
5. Командная работа – готовность применять рекомендованные методы и технологии, работа в команде со специалистами, готовность к более тесному контакту с родителями ребенка. Готовы ли вы прислушиваться в советам коллег, специалистов? Готовы ли вы к общению с их родителями и работе с ними?
Итак, вы оценили свои профессионально-личностные качества. Теперь мы с вами будем строить школу, для этого нам нужно перенести эти результаты на данную схему.
Что у нас получилось? У кого получилась ровная модель школы?
Есть ли такие у кого модель немного подкашивается?
Те элементы, где идет подкос и необходимо дорабатывать. Для кого-то это знания, для кого-то эмпатия или работа в команде.
А теперь посмотрите на список качеств, которые вы написали вначале. Какие ваши качества помогут их сформировать.
«Новогоднее настроение»
Скоро Новый год. Всегда хочется чего-то волшебного и позитивного, хочется поверить в чудо. Для нас этот год выдался непростым.
У вас есть небольшие открыточки, я предлагаю вам подумать и написать на них искреннее пожелание, чего бы вам хотелось пожелать больше всего.
А теперь, вам нужно подарить эту открыточку с пожеланием самому вашему близкому человеку. Как вы думаете кому? Конечно самому себе. Я желаю вам чтобы ваши пожелания исполнились в этом году. С наступающим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.