Конспект пробного урока
по психологии
в 3 «А» классе
Тема: «Секреты нашей памяти»
студентки 403 группы
Тучиной Ольги Валерьевны
Урок будет выдан: 16.02.2023
Начало урока: 11:15
Гимназия №13
Учитель: Дикаева Евгения Евгеньевна
Методист: Ахметова Любовь Николаевна
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Ф.И.О. Тучина Ольга Валерьевна
Направление: Духовно-нравственное.
Класс: 3 «А».
Тема занятия: «Секреты нашей памяти».
Цель: формирование познавательной сферы учащихся третьего класса и развитие памяти как психического процесса.
Форма организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная. Дидактические средства: презентация, лист исследователя «себя», ручка. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
Этап |
План внеурочного занятия |
Время |
Планируемые результаты |
|
|
Личностные |
Метапредметные (П, Р, К) |
||
1. Мотивация к учебной деятельности |
Мотивация. |
1 мин. |
Формировать интерес к новому учебному материалу.
|
Коммуникативные: - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
2. Актуализация субъектного опыта обучающегося |
Подведение к теме через пословицы про память.
Понятие «Память»
Что было бы если бы не было памяти? |
12 мин. |
Формировать интерес к новому учебному материалу. |
Познавательные: - строить логическое рассуждение. Регулятивные: - принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности |
Произвольная и непроизвольная память.
Кратковременная и долговременная память. |
13 мин. |
Воспитывать целостное мировоззрение, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира и принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
Познавательные: - строить логическое рассуждение. Регулятивные: - контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
4. Закрепление новых знаний и способов деятельности |
Знакомство с правилами запоминания.
Мини – эксперимент «Группы слов»
Притча «Молитва»
Упражнение «Пиктограмма» |
12 мин. |
Воспитывать целостное мировоззрение, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира и принятие и освоение социальной роли обучающегося. |
Познавательные: - строить логическое рассуждение. Регулятивные: - контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Коммуникативные: - излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
5. Рефлексия учебной деятельности |
Подведение итогов. |
2 мин. |
|
Коммуникативные: - осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. |
|
Содержание внеурочного занятия
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
УУД, формируемые на занятии |
1. Мотивация к учебной деятельности |
Слайд 1 - Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть на занятии.
|
Слушают учителя.
|
К,Л. |
2. Актуализация субъектного опыта обучающегося |
- Для того чтобы узнать тему нашего занятия я предлагаю Вам внимательно посмотреть на доску. На доске вы видите высказывания. В нем пропущено одно слово. Отгадав и определив это слово, вы узнаете, чему будет посвящено наше занятие.
«Без … человек не сможет ничего вспомнить, не сможет сформулировать и двух идей».
Слайд 2 - Действительно, речь на нашем занятии пойдет о памяти. Все, что мы узнаем, хранится в памяти. «Память - есть кладовая ума», - говорил великий полководец Суворов. Но почему же памяти посвящено столько мудрых мыслей? Что такое память? Для чего она нам нужна? Слайд 3 - Память – это запоминание, сохранение и воспроизведение в нужный момент человеком того, что он слышал и видел, прочитал и понял. А давайте на минуту представим, что у человека бы не было памяти. Что было бы тогда?
- Без памяти люди не могли бы передавать накопленный опыт от поколения к поколению, а человечество – не могло бы развиваться. Когда мы что-то запоминаем, то связываем это с тем, что уже есть в нашей памяти. Поэтому, чем больше человек знает, тем больше связей он может установить, тем легче ему запомнить что-то новое. Становится понятно, почему учителя и воспитатели советуют нам больше читать?
|
Слушают учителя.
- Память.
Слушают учителя. Предполагают.
Слушают учителя. Предполагают.
Слушают учителя. - Да.
|
П,Р,К,Л. |
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности |
- Ребята, сегодня мы узнаем о памяти чуть больше! У вас на столах лежат листы исследователя. Сегодня в течении урока мы с вами их заполним.
- Помните ли вы, что было на первом уроке? Какой фильм вы смотрели по телевизору? Что кушали сегодня на завтрак?
- А старались ли вы специально запомнить эту информацию? Слайд 4 - Верно, у вас сработала непроизвольная память. Давайте запишем в нашу табличку.
- Но ребята, человек может управлять своей памятью, прилагать усилия для запоминания. Как называется такая память?
- Верно, давайте запишем. И сейчас мы проверим, как же хорошо у нас развито произвольная память. Игра «Вкус и запах». Представьте лимон. Какого он цвета? Каков он на вкус? Вспомни, как пахнет лимон. Расскажи об этом. Представь, что ты держишь лимон в руке. Что ты чувствуешь? Слайд 5 - Все то, что человек запоминает, сохраняется в его памяти. Но сохранение это происходит по-разному. Выделяют также долговременную и кратковременную память. Запишите это в лист. Слайд 6 - Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность - несколько секунд или минут, затем забывается.
- Вы посмотрели фильм, прочитали книжку. Но вот прошло совсем мало времени, и уже напрочь забылось, о чем были этот фильм и книга. Другой пример: вас познакомили с кем-то, а при новой встрече с этим человеком, вы никак не можете вспомнить его имя. Это кратковременная память. Слайд 7 - Сейчас мы попробуем проверить нашу кратковременную память. Внимательно посмотри на ряд цифр на слайде. Попробуйте их запомнить. В листе исследователя в задании номер два запишите их. Слайд 8 - Давайте проверим. Если у вас получились такие цифры - поставьте плюс. Теперь попробуем еще раз.
- Легко было вспомнить второй ряд? - Это происходит из-за того, что объём внимания у кратковременной памяти ограничен. Слайд 9 - Долговременная память обеспечивает продолжительное сохранение материала. Некоторые эпизоды из детства помнятся очень отчетливо. Спросите у своих близких, родителей, бабушек и дедушек, и они расскажут вам интересные случаи, бывшие десятилетия назад. Таблица умножения, выученная в детстве, «сидит» в памяти навечно. Это и есть долговременная память. Объем у долговременной памяти неограничен. |
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос.
- Нет.
Записывают.
- Произвольная.
Записывают.
Отвечают на вопросы.
Слушают учителя. Записывают в таблицу.
Слушают учителя.
Слушают учителя.
Записывают числа.
Проверяем
- Нет.
Слушают учителя.
|
П,Р,К,К,Л. |
4. Закрепление новых знаний и способов деятельности |
Слайд 10 - Запоминанию нужно учиться и сейчас мы с вами узнаем правила, с помощью которых материал запомниться лучше и сделаем выводы, о том, как успешно запоминать информацию. А поможет раскрыть нам секреты успешного запоминания древнегреческая богиня памяти - Мнемозина, которую жители Эллады знали и почитали не меньше, чем знаменитого Зевса, Артемиду, Апполона или Афину. Как любая древнегреческая богиня, Мнемозина мудра - она предпочитает не преподносить готовые рецепты, а делать так, чтобы люди трудились и сами получали знания, используя ее подсказки, задания и испытания. Готовы ли вы к испытаниям Мнемозины и к поиску ее секретов? …
- Чтобы познакомиться с первым правилом я предлагаю провести мини – эксперимент.
Мини – эксперимент «Группы слов» - Я зачитаю вам три группы слов. Ваша задача их внимательно прослушать, запомнить, а потом записать на листочке.
1. Компьютер, яблоко, сердце, трава, буква, крышка, ладонь, стол. 2. Эмбарго, логарифм, консистенция, гипоталамус, макинтош, антропогенез, энтомоз, нуклеоид. 3. По вечерам наша мама очень любит готовить блинчики с творогом.. Слайд 11 - Какие слова вы записали в первый столбик? Во второй? Третий?
- Посмотрите, количество слов для запоминания каждый раз было одним и тем же – 8, но почему же у нас получились такие разные результаты. Что лучше запоминается и почему? Слайд 12 Правило №1 - «Если хочешь что – то запомнить, нужно понять смысл. Лучше запоминается то, что нам понятно»
- Чтобы узнать, в чем заключается второеправило, я расскажу вам такую историю.
Притча «Молитва» Французский психолог Бине был не верующим в Бога человеком, а его жена наоборот была религиозна. Каждый день перед сном она читала молитву, того же требовала и от супруга. Бине, не желая обижать жену, покорно повторял за ней слова молитвы. Так продолжалось много лет. Однако после стольких повторений он так и не запомнил ни одной строчки, не смог самостоятельно воспроизвести ее.
- Как вы думаете почему? Слайд 13 Правило №2 - «Лучше запоминается то, что нам интересно. Для успешного запоминания необходимо поставить себе цель – запомнить». Слайд 14 - 16 - Ребята, сейчас все сосредоточатся, сконцентрируют свое внимание. Внимательно посмотрите на таблицы, расположенные на слайде, запомните предметы в таблицах, затем определите, что изменилось.
- Какое правило мы можем назвать? Слайд 17 - Верно. Правило № 3. Лучше запоминается тогда, когда ты сосредоточен и внимателен.
Упражнение «Пиктограмма» - Сейчас я буду зачитывать вам слова или словосочетания, а вы должны к каждому из названных слов сделать какой-нибудь схематический значок, отражающий данное понятие. Свирепый тигр, мотоцикл, обида, радость, грустная сказка, хорошая погода, обеденный стол, слезы, урок. окно, клей, замок, цветок.
- Что нам помогало запомнить? Какой вывод можно сделать? Слайд 18 - Верно. Правило №4. Конспектируя то, что нужно запомнить мы запоминаем лучше.
|
Слушают учителя.
Слушают учителя.
Слушают. Запоминают. Воспроизводят.
Называют слова.
- Предполагают.
Слушают учителя.
Слушают учителя.
Предполагают.
Слушают учителя.
- Лучше запоминается тогда, когда ты сосредоточен и внимателен.
Слушают учителя.
Рисуют.
- Рисунки. |
П,Р,К,К,Л. |
5. Подведение итогов и рефлексия деятельности. |
- Наше занятие подходит к концу. Мы познакомились с важной стороной психики – память.
-Давайте вспомним, какие правила, мы сегодня узнали? -Применяли ли вы эти правила ранее?
-Почему человеку нужно знать данные правила?
-Какие упражнения вам было легко выполнять?
-С какими трудностями вы столкнулись на занятии?
- Ребята, вы замечательно справились с заданиями и усвоили правила, которые помогут вам успешно запоминать материал. Хотите ли вы больше и глубже узнать науку психологию? А множество открытий и интересных фактов мы с вами узнаем на последующих занятиях! До новых встреч! |
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос.
Отвечают на вопрос. Прощаются с учителем. |
К. |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.