Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 36 общеразвивающего вида»
Конспект
образовательной деятельности
в старшей группе
«Птицы нашего края»
Подготовила: воспитатель
Поздеева Л.В.
г. Печора
Задачи:
• Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц;
• Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение);
• Учить правильному поведению в природной среде;
• Воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям, приучать заботиться о птицах ближайшего окружения;
• Формировать желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в практической деятельности.
Материал: картинки с изображением птиц, насекомых, корм в тарелочках для птиц, музыкальная запись с пением птиц.
Тазики с водой, масло растительное – для исследовательской деятельности.
-Звучит музыка с пением птиц. На столах в тарелках лежат сухие ягоды рябины, еловые, сосновые шишки, кусочки сала, крошки хлеба. На другом столе - бумажные изображения жуков, насекомых, дождевых червей, мух. Дети, сегодня мы с вами вспомним все, что знаем о птицах, сделаем выводы: для чего они нужны и проведем опыты. А сейчас я предлагаю вам загадки:
· Прилетает к нам с теплом, путь, проделав длинный,
лепит домик под окном из травы и глины. (Ласточка) По двору шныряет, крохи собирает. ( Воробей) Окраской сероватая, повадкой – вороватая,
крикунья хрипловатая - известная персона, это ….. ворона. Вертунья, белобока, а зовут ее ……. сорока. Сейчас, дети, подойдите к столу и возьмите по одной карточке с изображением птиц. Отнесите и положите карточки на тот стол, чем питается ваша птица. Какие две группы птиц мы получили? (зимующие и перелетные )
-Чем отличаются птицы двух групп?
-Почему не все птицы улетают от нас?
-А какие птицы улетают первыми? Почему? А какие последними? Почему тело водоплавающих птиц не покрывается льдом – я предлагаю вам провести опыт.
–Подойдите сюда - это два пруда. Один пальчик намочите жиром, а другой нет. Засуньте пальцы в воду, поводите и встряхните. Посмотрите, на каком пальце много воды. Какой можно сделать вывод? (все водоплавающие птицы перышки смазывают жиром, чтобы во время плавания тело не намокало.)
Еще один опыт
-Чем отличаются лапы водоплавающих птиц от других? А для чего им нужны перепонки, мы сейчас проверим: разомкнули пальцы и гребем , а сейчас сомкнули пальцы и погребем, как водоплавающие. Как лучше грести? Какие предметы сделаны как лапы водоплавающих птиц? (ласты, чтобы быстрее плавать и весла.) Сели. Найдите на карточке птиц, которые живут у нас зимой. Рассматриваем ворону.
- Дети, вспомните, как ходит ворона? (перекачивает головой) А какая она по характеру ? ( хитрая) В чем ее хитрость проявляется? (может подражать смех человека, лай собак, можно научить говорить.) Расскажите, как они хитрят (собираются две вороны, одна начинает дразнить или лаять, как собака, а другая – прячется и крадется к лакомому кусочку и в это время крадет кусок, улетают обе.) А теперь найдите во втором ряду 4-ю птицу. Кто это? (сорока)
Что интересного мы знаем о ней? (она строит несколько гнезд и выбирает самую лучшую, гнезда она строит с крышей- куполом)
-Какую птицу называют северным попугаем? (свирестель)
Расскажите об этой птице. (Они очень интересно едят : налетают тучей, поедят, а потом начинают баловаться и сшибать оставшиеся ягоды, чтобы они укрылись снегом и другие их не нашли, а когда они будут лететь обратно, их съедят, т. к. ягоды под снегом хорошо сохраняются.
-У какой птицы клюв крестиком? (у клеста) Почему ей такой клюв нужен? Как еще иначе зовут клеста? (еловик)
- Что необыкновенное мы узнали об этой птице? – выводит птенцов зимой т. к. в это время много корма. Какая птица не вьет гнезда? Какой вред и какую пользу она приносит?
Физминутка:
Влез кулик молодой на колоду – бултых в воду. Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох. Влез на колоду и снова бултых в воду. Совсем кулик головой поник. Вспомнил кулик молодой, Что у него за спиной, и полетел. Дети, а может человек определить, откуда и куда перелетают птицы?
- Есть такие ученые, которые, изучают их полеты – это орнитологи. Чтобы определить маршрут птиц, к лапке птицы прикрепляют кольцо с номером или яркие кусочки пластика (чтобы не ловить птиц), а иногда прикрепляют специальные приборы, которые передают сигналы на спутник. Тогда за ними следят почти также, как за летящими самолетами. Так ученые –орнитологи узнали, что в наши края утки прилетают из Индии или Африки. -Люди всегда ждали с нетерпением прилет птиц и даже посвящали ему праздники. К одному из них пекли из теста жаворонков. В наше время мы отмечаем День птиц -22 марта. Жаворонков мы не спекли, а выучили стихи о птицах. Сейчас дети их прочтут.
СНЕГИРИ. Тихо – тихо сидят на снегу снегири - На головках бобровые шапочки; У самца на груди отраженье зари, Скромно- серые перья на самочке.
ВОРОБЕЙ. Я - веселый воробьишка, серый маленький воришка. Я беспечен и болтлив, и пуглив, чив - чив. Мне едою служат крошки, мне едою служат мошки.
Я хитер и шаловлив, суетлив, чив-чив. Дни мои зимою тяжки - нет ни крошки, ни букашки, Вот тогда я молчалив, еле жив, чив - чив.
……………………………………………………………….
Я давно уже мечтаю о кормушке за окном, Чтобы сыпать птицам крошки и подкармливать зерном. Я решил, что к холодам смастерю кормушку сам. Взял я тонкие дощечки, пилку, гвозди, молоток, Повозился, постарался и готовую кормушку я повесил на сучок.
Рефлексия: Вот мы и вспомнили все о птицах. Так нужны ли птицы? Для чего они нужны? А как вы им помогали выжить холодную и голодную зиму? (рассказы детей) На следующем занятии я вам предлагаю выполнить коллективную аппликацию « Пусть летят они, летят».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.