Развивающее занятие социального педагога
«Учусь общаться»
Пояснительная записка:
а) Занятие по развитию коммуникативной компетенции «Учусь общаться».
б) Современное качество образования определяет целостная система универсальных знаний, умений и навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности личности. Коммуникативная компетентность является одной из ключевых компетентностей. В настоящее время она представляется особенно востребованной. Умение работать в команде, продуктивно разрешать конфликтные ситуации, публично представлять результаты своей работы, является сегодня актуальным во многих сферах деятельности. Занятие направлено на развитие коммуникативной компетенции, которая формируется в ходе индивидуальной и групповой форм организации деятельности школьников. Сотрудничество детей в коллективе оказывает положительное влияние на их деятельность: возрастает объём осваиваемого материала и глубина его понимания; растёт познавательная активность и творческая самостоятельность обучающихся; ребята получают большее удовольствие от занятий, комфортней чувствуют себя в школе; меняется характер взаимоотношений между детьми; возрастает сплочённость, при этом само- и взаимоуважение растёт одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности; школьники приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить своё поведение с учётом позиций других людей.
в) Дополнительные материалы, представляющиеся вместе с разработкой
· Методика: конспект мероприятия.
· Ресурсы: презентация.
· Список используемых информационных ресурсов (литература)
Конспект развивающего занятия
«Учусь общаться»
Продолжительность: 40 минут.
Аудитория: 10–12 лет.
Количество участников:20 человек.
Формы проведения: беседа, игра, упражнения, чтение притчи «Сказка про гвозди», работа в малых подгруппах.
Цель: способствовать пониманию учащимися важности установления уважительных отношений при взаимодействии друг с другом.
Задачи:
· раскрыть понятие «общение»;
· объяснить роль уважительных отношений при межличностном взаимодействии на принципе: «Относись к другим людям так, как бы хотелось, чтобы они относились к тебе»;
· способствовать умению гармонично взаимодействовать со сверстниками;
· рассмотреть конструктивные способы решения ситуаций.
Оборудование и материалы: презентация, мяч, кроссворд, листки с пословицами, притча «Сказка про гвозди».
Ход занятия.
Здравствуйте ребята! Как прошёл ваш учебный день? С каким настроением вы пришли на наше мероприятие?
Теперь скажите, что мы сейчас с вами делали? Правильно, разговаривали. Какое ещё можно дать определение? Вели беседу, общались.
Тема нашего сегодняшнего занятия «Учусь общаться». Сегодня мы попробуем научиться общаться друг с другом правильно, рассмотрим, что нам может помочь, а что помешать в общении.
Стихотворение
Нужны в общении слова
И ты об этом знаешь.
И их направленность важна
К кому их обращаешь.
Мысли выразят слова,
Речь их подкрепляет.
Чем привлекут они тебя,
А может напугают?
Слова и омут, и алмаз
Возносят...разрушают.
Произнесённые не раз
На нашу жизнь влияют.
Дискуссия:
Цель: сформулировать у учащихся понятие «общение».
Общение – это форма жизнедеятельности, сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, обусловленный потребностями в совместной деятельности. Процесс общения включает в себя:
· Обмен информацией;
· Взаимодействие;
· Восприятие и понимание другого человека.
Цели общения:
· Установление контакта;
· Сообщение и получение информации, обмен мнениями, замыслами, решениями, сообщениями;
· Побуждение, стимулирование активности партнёра;
· Координация действий;
· Обмен эмоциями;
· Установление отношений – осознание своего места в межличностных связях (ролевых, деловых)
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ОБЩЕНИЕ: Люди не могут быть одинокими. Так установлено природой, что каждый человек нуждается в общении. Кому-то просто нужно выговориться, а кто-то не может без диалога. Ответ на вопрос, зачем общение человеку, даст история первобытного общества. Сначала люди «разговаривали» с помощью жестов и мимики. Ими обозначались опасность, радость, недовольство, объекты охоты. Постепенно люди начали общаться при помощи речи, что стало намного интереснее и увлекательнее. Общение нужно, чтобы понимать друг друга, выражать свои просьбы, желания, делиться своими мыслями, передавать накопленный опыт, обмениваться информацией, узнавать что-то новое и т.п. Вне общения не возможна человеческая деятельность. Диалог – это естественная среда человека. Однако каждый человек должен уметь контактировать с окружающими правильно. Нас учат общаться сначала родители, затем педагоги, товарищи и другое окружение. Очень важно ещё с раннего возраста овладеть искусством общения.
Ребята, а как вы понимаете, что такое общение? И для чего люди общаются? Как вы думаете, существуют ли правила общения?
Как нужно общаться или правила общения
- Когда общаетесь с человеком, всегда смотрите ему в глаза. Тогда контакт между собеседниками наступит гораздо быстрее.
- Всегда при диалоге старайтесь улыбнуться и поддержать тему собеседника. Если вам что-то непонятно, никогда не стесняйтесь поинтересоваться. Помните, не стыдно спрашивать, ведь речь идёт о вашем развитии.
- Никогда не повышайте голос. Интонация должна быть приятна для собеседника, без грубости и фальши в голосе.
- Старайтесь даже с друзьями общаться культурно. Обращайтесь к ним по имени. Не нужно при общении вспоминать его фамилию или дразнить, ведь человеку это может быть очень неприятно и даже обидно.
Упражнение «Твое имя»
Цель: Установить контакт с подростками и создать положительную мотивацию к предстоящему уроку.
Участники встают, социальный педагог передаёт мяч, первому участнику. Получивший мяч, называет,как можно больше вариантов своего имени (Катя, Катюша, Катенька), затем мячик передает другому участнику. Задание повторяются для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями, в какой интерпретации им ближе всего их имя.
Упражнение «Копилка народной мудрости»
Цель: с помощью народных пословиц уточнить понятие «общение».
А теперь давайте познакомимся с пословицами и поговорками, в которых народ отразил свое отношение к общению. Вашему вниманию предлагаются зашифрованные высказывания. Попробуйте их расшифровать.
· Слово Доброе человеку – дождь в засуху что. (Доброе слово человеку – что дождь в засуху).
· не Слово воробей – не вылетит, поймаешь. (Слово не воробей – вылетит, не поймаешь).
· речь Хорошую – слушать хорошо и. (Хорошую речь, хорошо и слушать).
· говори Меньше, делай больше да. (Меньше говори, да больше делай).
Ребята, в жизни мы общаемся с большим количеством людей разных по возрасту. Давайте обсудим с вами с кем же вам легче общаться и почему.
Упражнение «кто Я», « Какой я?»
Цель: способствовать самоанализу и пониманию учащимися своих качеств, влияющих на процесс общения.
Давайте напишем 10 предложений «кто Я?», дополнив их существительными, характеризующими их. Затем 10 предложений « Какой Я?», в виде прилагательных, какой я в общении (например, ученик - старательный)
Игра «Назови эмоцию»Мы можем узнать настроения человека не только по голосу, но и по эмоциям. Давайте объясним, какие эмоции представлены на слайде.
Цель: помочь осознать учащимся влияние эмоций и чувств на процесс общения.
Ребята, а теперь подумаем, что мы выражаем при общении?
При общении мы выражаем свои эмоции и чувства. Давайте подумаем, как комфортнее общаться с человеком, когда видишь его, смотришь в глаза или когда просто слышишь его голос. Можно ли узнать эмоции и настроение человека только по голосу?
Давайте проведём небольшой эксперимент. Повернитесь друг к другу спиной, а потом задавайте друг другу вопросы с различной интонацией, задание будет написано на листочке. Тот человек, которому задаётся вопрос, должен ответить с каким настроением он был задан и как он это понял.
Упражнение «Спина к спине»
Цель: несмотря на человека понять его настроение по интонации.
- Садятся спиной друг к другу. Каждому ребёнку даются по три предложения и описание той интонаций, какой они должны сказать эти предложения.
Затем происходит обмен впечатлениями.
ЭМОЦИИ, ЧУВСТВА
Передавая мяч по кругу, назовите эмоции или чувства, мешающие общению (злость, агрессия). Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции и чувства, помогающие общению (радость, веселье, сопереживание).
Эмоции бывают разные и возникают иногда совсем неожиданно от нас. «Взрыв» эмоций может нам навредить и принести боль окружающим.
Упражнение «Музыка и чувства»
Цель: способствовать осознанию учащимися эмоционального настроя, проявляющегося под воздействием различных факторов (например, музыки).
Учащиеся, прослушав музыку, делятся впечатлениями о том, какие чувства и эмоции она у них вызвала.
Ребята, вот видите, у каждого из вас одна и та же музыка вызвала разные чувства и эмоции. Это показывает, какие мы с вами разные. Поэтому и общение у нас протекает по-разному. С кем-то мы легко находим общий язык, а с кем-то нам тяжело общаться.
Теперь очень важный вопрос, можем ли мы научиться контролировать свои эмоции?
Притча о гвоздях
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.
В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.
Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.
Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:
- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься - шрам останется.
Обсуждение:
· Ребята, какой был мальчик?
· Зачем отец дал ему мешочек гвоздей?
· Сколько гвоздей в первый день вбил мальчик?
· Почему он вытащил гвозди из столба?
· Что сказал отец сыну?
· В чем смысл фразы: «сколько дыр осталось в заборе, вот столько и шрамов ты оставил в сердцах своих друзей»?
· Как вы думаете, что посоветовал отец сыну?
Просмотр мультфильма и его обсуждение
Заключение. Подведение итогов.
Вывод: Итак, ребята, мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое ваше слово, каждое ваше желание отражаются на окружающих вас людях. Сначала продумайте, что хотите сказать собеседнику. Проверяй свои слова вопросом к самому себе: «Не делаешь ли ты зла, неудобства людям?» Делайте все так, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо. Не стоит тратить время на ссоры, не стоит обижаться по пустякам на другого человека. Стихотворение Михаила Матусовского «Есть слова ..»
Каждый человек – уникален. Нужно верить в свои силы и жить по принципу: «Относись к людям, так как бы ты хотел, чтобы они отнеслись к тебе».
Спасибо за урок! Спасибо за работу, всего доброго!
Литература:
1. Жизненные навыки. Тренинговые занятия с младшими подростками (5-6 класс)/ С.В. Кривцова, Д.В. Рязанова, О.И. Еронова, Е.А. Пояркова; под ред. С.В. Кривцовой. – М.: Генезис, 2012.
2. Зимин В.И., Спирин А.С. Пословицы и поговорки русского народа. Объяснительный словарь. – М.: “Сюита”, 1996.
3. Н.В. Клюева. Учим детей общению. – Ярославль: 1997.
4. Т.Н. Князева. Я учусь учиться. Психологический курс развивающих занятий для младших школьников. – М.: 2004.
1. Малые жанры русского фольклора: Хрестоматия: Учеб.пособие для филол. спец. вузов. /Сост. В.Н. Морохин. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Высш. шк., 1986.
2. В. Петрова. Азбука нравственного воспитания //Воспитание школьников 4/2006, с. 26.
3. 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.
4. Энциклопедия для девочек и мальчиков. Сост. Л.И. Павлова. – М.: 2000.
5.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.