Конспект теоретического материала
ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
Педиатрический профиль
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Тема Иммунопрофилактика.
Цели: – освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
– освоение соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде,
объяснять ему суть вмешательств
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства,
взаимодействуя с участниками лечебного процесса
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и
службами
ПК 2.4. Применять медикаментозные средства в соответствии
с правилами их использования
ОК 1. – ОК 8., ОК 12.
Задачи: в ходе освоения ПМ обучающийся должен знать:
– причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы
диагностики, проблемы пациента, организацию и методы оказания
сестринской помощи при нарушениях здоровья;
– пути введения лекарственных препаратов
Учебные вопросы:
1. Основные направления профилактики инфекционных заболеваний.
2. Принципы иммунопрофилактики.
3. Деятельность участковой медсестры по организации прививочной работы.
4. Деятельность медсестры прививочного кабинета.
Учебная информация:
1. Основные направления профилактики инфекционных заболеваний.
Профилактика детских инфекций включает неспецифический и специфический аспекты и состоит из:
1) мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний;
2) мероприятий в очаге инфекции с учётом 3-х звеньев эпидемического процесса:
А) меры воздействия на 1 звено (источник инфекции):
– раннее выявление источника инфекции
– изоляция и лечение источника инфекции
– экстренное сообщение в ЦГСЭН
– обследование контактных
– наблюдение за контактными
Б) меры воздействия на 2 звено (механизм передачи инфекции):
– масочный режим
– дезинфекция (дезинсекция, дератизация)
– стерилизация материала и мединструментария
– кварцевание
В) меры воздействия на 3 звено (восприимчивый организм):
– активная иммунизация
– пассивная иммунизация
– химиопрофилактика
– общеукрепляющие мероприятия
2. Принципы иммунопрофилактики.
Активная иммунизация применяется для создания приобретённого активного искусственного иммунитета. Для проведения активной иммунизации используют различные виды биологических препаратов (вакцины, анатоксины). Они теряют свою активность при изменении температуры (повышение или снижение) и воздействии солнечного света. Поэтому прививочные препараты д.б. постоянно защищены от солнечного света и храниться при температуре 0-8ºС (обязательно соблюдение холодовой цепи).
Холодовая цепь – система, позволяющая сохранить активность прививочных материалов на всех этапах их хранения и транспортировки (от предприятия-изготовителя до вакцинируемого).
Обязательно соблюдение интервалов между введением прививочного АГ, т.к. организм не сразу после иммунизации способен ответить на новое антигенное раздражение развитием иммунитета («отрицательная фаза иммунитета»). Укорочение интервалов между введением прививочного антигена может вызвать повышение реакции и осложнения.
Поствакцинальные осложнения могут проявляться так:
– местные реакции и осложнения (инфильтрат более 2 см в диаметре, абсцесс, флегмона),
– сильные общие реакции с лихорадкой и интоксикацией,
– реакции с поражением ЦНС,
– реакции аллергического характера,
– реакции с поражением различных органов, присоединение острой интеркуррентной инфекции, обострение хронических болезней и оживление латентной инфекции.
Профилактика поствакцинальных осложнений требует внимательного учёта противопоказаний к применению вакцин, строгого соблюдения правил вакцинации и хранения прививочных препаратов, охранительного и гигиенического режима после прививок. (Приложение 1)
3. Деятельность участковой медсестры по организации прививочной работы.
Участковая м/с ведёт учёт детского населения участка. При отсутствии централизованной картотеки планирует график прививок на каждый последующий месяц в соответствие с Национальным календарём профилактических прививок. (Приложение 2)
Представляет участковому педиатру детей с противопоказаниями для пересмотра и коллегиального решения специалистами вопроса о проведении вакцинации. Вызывает на диспансерные осмотры ослабленных детей, реализует план обследования, назначенный врачом, проводит совместно с другими сотрудниками оздоровление ребёнка.
Приглашает детей на прививку. Помогает врачу вести осмотр ребёнка перед прививкой, проводит термометрию.
Проводит патронаж детей после прививки. Ведёт учёт поствакцинальных реакций, информирует о них участкового педиатра.
Обобщает сведения о выполнении прививок на участке, причины непривитости каждого ребёнка и составляет ежемесячный отчёт о проделанной работе.
Ведёт прививочную документацию: историю развития ребёнка (ф.№112/у), карту профилактических прививок (ф.№063/у)
4. Деятельность медсестры прививочного кабинета.
М/с проверяет количество флаконов с вакциной на рабочий день, контролирует температуру в холодильнике и отмечает показания в журнале.
Проводит психологическую подготовку ребёнка к прививке.
В истории развития ребёнка фиксирует допуск врача к вакцинации, интервалы между прививками и их соответствие индивидуальному прививочному календарю.
Регистрирует прививку в карте профилактических прививок (ф. 063/у), журнале учёта профилактических прививок (ф. № 64/у), истории развития ребёнка (ф. 112/у), индивидуальной карте ребёнка (ф. №026/у), сертификате профилактических прививок.
Выполняет вакцинацию и даёт рекомендации родителям по уходу за ребёнком.
Заказывает и получает прививочные препараты, медикаменты, перевязочные средства, медицинские инструменты.
Отвечает за использование и проводит выбраковку бактерийных препаратов. Соблюдает правила хранения вакцин при проведении иммунизации и правила обработки прививочного инструмента.
Отвечает за санитарно-гигиенический режим прививочного кабинета.
В конце рабочего дня уничтожает всю оставшуюся вакцину в открытых флаконах. Записывает в регистрационном журнале количество использованной вакцины и подводит итог (количество оставшихся доз). Проверяет и записывает температуру холодильника.
Ежемесячно составляет отчёт по прививочной работе.
Выводы по теме:
1. Профилактика детских инфекций включает неспецифический и специфический аспекты и состоит из мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний и мероприятий в очаге инфекции с учётом 3-х звеньев эпидемического процесса (источник инфекции, механизм передачи инфекции, восприимчивый организм).
2. Активная иммунизация применяется для создания приобретённого активного искусственного иммунитета.
3. Холодовая цепь – система, позволяющая сохранить активность прививочных материалов на всех этапах их хранения и транспортировки (от предприятия-изготовителя до вакцинируемого).
4. Участковая м/с под руководством участкового педиатра планирует график прививок на каждый последующий месяц в соответствие с Национальным календарём профилактических прививок.
5. Поствакцинальные осложнения могут проявляться в виде местных и общих реакций с поражением ЦНС и др. органов, аллергических реакций, присоединения острой интеркуррентной инфекции, обострения хронических болезней и оживления латентной инфекции.
Вопросы для самопроверки:
1. Что понимают под неспецифической профилактикой детских инфекций?
2. В чём заключается специфическая профилактика детских инфекций?
3. Каковы основные принципы иммунопрофилактики?
4. Что такое холодовая цепь?
5. Как могут проявляться поствакцинальные осложнения?
6. В чём состоят обязанности участковой м/с по организации прививочной работы?
7. В чём состоят обязанности медсестры прививочного кабинета?
Список литературы и ссылки на Интернет-ресурсы:
1. Приказ Минздрава и соц. развития РФ от 16 апреля 2012 г. № 366н «Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи»
2.Приказ Минздрава и соц. развития РФ от 5 мая 2012 г. № 521н «Об утверждении порядка оказания медицинской помощи детям с инфекционными заболеваниями»
3.Приказ Минздрава России от 21.03.2014 № 125н «Об утверждении национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям»
4.Тульчинская. В.Д., Соколова Н.Г. , Шеховцова В.Д. Сестринское дело в педиатрии: Учебное пособие под ред. Морозовой Р.Ф.[Текст] – Изд. 19-е, испр. – Ростов-н/Д: Феникс, 2014. – 383с. – (Медицина).
5. Национальная электронная медицинская библиотека [Электронный ресурс] (http//www.nemb.ru)
Приложение 1
Основные принципы иммунопрофилактики
Принципы иммунопрофилактики |
Реализация принципов
|
1. Принцип полного здоровья иммунизируемого |
Перед иммунизацией проверить в истории развития ребенка (ф. 112) и записать, что ребенок здоров и ему показано проведение определенной прививки |
2. Принцип неукоснительного соблюдения санитарно-гигиенических норм
|
К проведению прививок допускать только здоровых медработников, не имеющих даже легких травм на руках, гнойных поражений кожи и слизистых оболочек (независимо от локализации). Перед проведением вакцинации: а) в прививочном кабинете: пол, стены, мебель обработать дезраствором; столы, кушетки застелить стерильными простынями; б) вакцинирующий должен: коротко остричь ногти; надеть чистый халат, шапочку; снять кольца, браслеты и т. п.; тщательно помыть руки с мылом и протереть кончики пальцев спиртом. Все необходимое для проведения вакцинации БЦЖ и туберкулинодиагностики хранить отдельно |
3. Принцип правильного хранения вакцинных препаратов
|
Хранить вакцины в холодильнике. Вакцину из вскрытой ампулы, если это допустимо аннотацией, использовать только в течение первых 2 - 4 часов при условии содержания под марлевой салфеткой (и светозащитным конусом для БЦЖ, коревой, «Тримовакс» вакцин), в холодильнике |
4. Принцип проверки вакцины перед употреблением
|
Перед введением вакцины проверить: срок годности, наименование вакцины на упаковке и ампуле (флаконе); состояние ампулы (трещины, надломы); состояние вакцинного препарата (цвет, наличие нитей, хлопьев и т.п.) |
5. Принцип строгого соблюдения техники введения вакцины
|
БЦЖ-вакцина вводится внутрикожно АКДС-вакцина – внутримышечно АДС, АД-анатоксины – внутримышечно или подкожно Полиомиелитная – per os «Имовакс полио» – в/м Паротитная, коревая моновакцины – подкожно «Тримовакс» (против кори, краснухи, эпидпаротита) – подкожно «Энджерикс» (против гепатита В) – внутримышечно «Хаврикс» (против гепатита А) – внутримышечно |
6. Принцип четкой Регистрации проведенной вакцинации
|
Данные о проведенной прививке (дату иммунизации, наименование вакцинного препарата, технику введения, дозу, серию препарата) внести в журнал профпрививок, прививочный сертификат, историю развития ребенка (ф. 112), карту профпрививок (ф. 63) |
7. Принцип строгого учета поствакцинальных осложнений
|
Наблюдать за привитыми: в течение 1 часа непосредственно после проведения прививки; в течение последующих 3 дней (предупредить родственников о проведении профилактики). О случаях возникновения поствакцинальных реакций незамедлительно сообщить врачу |
Приложение 2
Национальный календарь профилактических прививок
Категории и возраст граждан, подлежащих обязательной вакцинации |
Наименование профилактической прививки |
|
Новорожденные в первые 24 часа жизни |
Первая вакцинация против вирусного гепатита В |
|
Новорожденные на 3-7 день жизни |
Вакцинация против туберкулеза |
|
Дети 1 месяц |
Вторая вакцинация против вирусного гепатита В |
|
Дети 2 месяца |
Третья вакцинация против вирусного гепатита В (группы риска) |
|
Первая вакцинация против пневмококковой инфекции |
||
Дети 3 месяца |
Первая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка |
|
Первая вакцинация против полиомиелита |
||
Первая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска) |
||
Дети 4,5 месяцев |
Вторая вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка |
|
Вторая вакцинация против гемофильной инфекции (группы риска) |
||
Вторая вакцинация против полиомиелита |
||
Вторая вакцинация против пневмококковой инфекции |
||
Дети 6 месяцев |
Третья вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка |
|
Третья вакцинация против вирусного гепатита В |
||
Третья вакцинация против полиомиелита |
||
Третья вакцинация против гемофильной инфекции (группа риска) |
||
Дети 12 месяцев |
Вакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
|
Четвертая вакцинация против вирусного гепатита В (группы риска) |
||
Дети 15 месяцев |
Ревакцинация против пневмококковой инфекции |
|
Дети 18 месяцев |
Первая ревакцинация против полиомиелита |
|
Первая ревакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка |
||
Ревакцинация против гемофильной инфекции (группы риска) |
||
Дети 20 месяцев |
Вторая ревакцинация против полиомиелита |
|
Дети 6 лет |
Ревакцинация против кори, краснухи, эпидемического паротита |
|
Дети 6-7 лет |
Вторая ревакцинация против дифтерии, столбняка |
|
Ревакцинация против туберкулеза |
||
Дети 14 лет |
Третья ревакцинация против дифтерии, столбняка |
|
Третья ревакцинация против полиомиелита |
||
Взрослые от 18 лет |
Ревакцинация против дифтерии, столбняка - каждые 10 лет от момента последней ревакцинации |
|
Дети от 1 года до 18 лет, взрослые от 18 до 55 лет, не привитые ранее |
Вакцинация против вирусного гепатита В |
|
Дети от 1 года до 18 лет, женщины от 18 до 25 лет (включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно против краснухи, не имеющие сведений о прививках против краснухи |
Вакцинация против краснухи |
|
Дети от 1 года до 18 лет включительно и взрослые в возрасте до 35 лет (включительно), не болевшие, не привитые, привитые однократно, не имеющие сведений о прививках против кори |
Вакцинация против кори |
|
Дети с 6 месяцев, учащиеся 1-11 классов; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям (работники медицинских и образовательных организаций, транспорта, коммунальной сферы); беременные женщины; взрослые старше 60 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями легких, сердечно-сосудистыми заболеваниями, метаболическими нарушениями и ожирением |
Вакцинация против гриппа |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.