Конспект учебного занятия
Для детей 5-6 лет.
«Ходы шахматных фигур»
(педагог Конева Е.Н.)
Участники занятия: обучающиеся кружка «Декор».
Продолжительность занятия: 30 минут.
Тема: «Ходы шахматных фигур».
Цели урока: познакомить с шахматными фигурами и их ходами.
Задачи:
Обучающие: усвоить базовые понятия о шахматных фигурах.
Воспитательные: формирование потребности в достижении цели.
Развивающие: развивать интерес к познавательной деятельности.
Основные понятия: пешка, ладья, конь, слон, ферзь, король, белые и чёрные фигуры. Оборудование и материалы: магнитные доска и шахматные фигуры, индивидуальные шахматные доски и фигуры.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Конева Екатерина Николаевна, я рада видеть вас на своем занятии.
II. Актуализация знаний
Сегодня к нам с вами в гости пришел Незнайка. (Показ картинки Незнайки). И принес письмо. Прочтем что там?
Здравствуйте ребята, мне друзья подарили настольную игру, «Шахматы», а как играть не научили. Помогите разобраться что это внутри коробки и как этим играть?
III.Постановка проблемы
Ребята научим Незнайку играть в шахматы?
Что для этого мы должны узнать? (Ответы детей и подсказка). Как расположить доску. Как называются фигуры. Как они ходят. (одобрение или опровержение их слов).
IV.Открытие «нового знания»
У доски есть один секрет. Кто его знает? Доска должна лежать так, чтобы правое нижнее поле было белым.
А как же узнать, где стоят белые, а где черные? Для этого нужно посмотреть, какая цифра возле этого белого поля. Если это цифра 1 то у нас стоят белые, а если цифра 8 то черные.
Молодцы ребята. А еще незнайка написал вопросы. Попробуем на них ответить и помочь разобраться в шахматной игре?
-Ребята, что делают противники за шахматной доской? (играют в шахматы).
-Какого цвета поля на шахматной доске? (белое и чёрное)
-Что следует за чёрным полем? (белое поле)
-Какую форму имеет центр: круглую или квадратную? (квадратную)
Вы молодцы. Хорошо отвечали. А сможете ли вы ответить на мои вопросы? Игра «Доскажи словечко».
«Доскажи словечко» :
В поле много есть дорожек.
Будь и смел и осторожен.
Вверх и вниз пойдёшь – ты знай, это линия (вертикаль)
Вправо- влево -(горизонталь).
А с угла на угол, вдаль нас ведёт (диагональ).
Замечательно. Давайте вместе с незнайкой узнаем как называются фигуры, где они стоят и как ходят фигуры.
Фигуры названия где стоят и как ходят:
- Фигуры ещё спят на своих шахматных клетках, а нам уже не терпится с ними познакомиться. Отнесемся к ним с большим уважением. Шахматы играют особыми шахматными фигурами. Это не игрушки. Среди ваших будущих друзей есть царские особы. Вот его величество - КОРОЛЬ! (в руках два Короля белого и черного цвета)
Шахматный Король – Его Величество, он в партии самый высокий и самый заметный, еще бы нет. На шахматной доске его фигура похожа на человечка с короной на голове в виде пики или креста. В каждом войске королей всего лишь по одному: чёрный и белый. (демонстрация хода фигуры)
- А вот Ферзь-преданный защитник и помощник Короля, поэтому стоит всегда рядом с ним на поле своего цвета. (Демонстрирует две фигуры белого и черного цвета). В каждом войске по одному Ферзю.
Самый сильный это Ферзь
С ним в бой ты зря не лезь!
Он бьёт по многим клеткам,
Стремительно и метко!
Шахматный Ферзь – фигура
ростом вышла чуть меньше короля. А еще у него на голове есть небольшая круглая
шапочка (корона). На демонстрационной шахматной доске у ферзя Вы увидите
красивую корону с пятью остроконечными зубцами.
Ферзь выбирает свой собственный цвет
белый на белом квадрате стоит,
чёрному чёрный удачу сулит.
Есть свой квадрат у любого ферзя,
путать ферзей с королями нельзя! (демонстрация хода фигуры)
- Фигуру вам представлю я с красивым именем - ЛАДЬЯ.
Как танк могучий и стальной,
Она несётся по прямой,
Любые ей доступны дали
На вертикали и диагонали.
В начале игры углы сторожит
От мощи тяжёлой их, войско дрожит.
Шахматная Ладья на доске весьма напоминает крепостную неприступную башню. Ладей в каждом войске по две.
Видимо, ладья упряма,
если ходит только прямо,
не петляет — прыг да скок,
не шагнёт наискосок.
Так от края и до края
может двигаться она.
Эта башня боевая
неуклюжа, но сильна.
Шаг тяжёлый у ладьи,
в бой её скорей веди. (демонстрация хода фигуры)
- Посмотрите внимательно и скажите сколько таких фигур в каждом войске? (по две)
- Особая фигура – СЛОН.
Но на слона похож едва ли он.
Своей родной диагонали
Всегда, как рыцарь, верен он.
Острый шлем есть у слона
Узнаём сразу, без труда.
- В начале партии у каждого игрока в распоряжении два слона.
Если слон на белом поле
встал вначале (не забудь!),
он другой не хочет доли —
знает только белый путь.
А когда на поле чёрном
слон стоит, вступая в бой,
ходит, правилам покорный,
чёрной тропкой слон такой.
До конца игры слоны
цвету одному верны. (демонстрация хода фигуры)
КОНЬ - Ещё одно животное на поле. (Педагог показывает белого и черного коня).
Скачут
наши кони умело и поле меняют смело.
Знает маленький игрок буквой «Г» у них скачок!
Шахматный Конь. Фигуру коня никогда ни с чем не перепутаешь. Без труда вы найдете эту фигуру. Сколько их на шахматном поле?
- Как же называется самая маленькая фигура? Правильно- это ПЕШКА.
Пешка – маленький солдат, всегда команды ждет,
Чтоб с квадрата на квадрат двинуться вперёд. (демонстрация хода фигуры)
Шахматная Пешка – маленький человечек в круглом шлеме. Шахматные пешки ходят только вперёд. Их смело бросают в бой на врага и особо не жалеют. Пешек в каждой армии больше всего – по восемь.
Пешка, маленький солдат,
лишь команды ждёт,
чтоб с квадрата на квадрат
двинуться вперёд.
На войну, не на парад,
пешка держит путь,
ей нельзя пойти назад,
в сторону свернуть.
Чтоб в борьбу вступить скорей,
в рукопашный бой,
первым ходом можно ей
сделать шаг двойной.
А потом — вперёд, вперёд,
за шажком шажок.
Ну, а как же пешка бьёт?
Бьёт наискосок.
Всю доску пройти должна
пешка до конца –
превратится там она
в грозного бойца.
Кем ей стать – ферзем, ладьей?
Может быть, конем?
Как решить вопрос такой,
Мы потом поймем. (демонстрация хода)
- Вот мы и познакомились со всеми шахматными фигурами. Давайте немного разомнемся.
Физминутка.
Поработали, ребятки!
А теперь-все на зарядку!
Руки вверх- по вертикали,
В стороны - по горизонтали.
А теперь - по диагонали,
Руки вниз - по вертикали.
Раз- присели, встали-два,
Отдохнула голова.
И по шахматным дорожкам
Побежали наши ножки.
-Как вы думаете, что мы сейчас изображали? (Движение фигур по шахматному полю)
V. Первичное закрепление
- Посчитайте, сколько пешек в каждой армии? (по 8)
- Посчитайте, сколько всего фигур на шахматной доске? (32)
Игра «Чей след» демонстрация карточек с полями для хода. Предложение обучающимся решение заданий на новое знание и демонстрацией правильных ответов.
VI. Самостоятельная работа
Расставление фигур в начальную позицию с проверкой правильности расстановки. Игра фигурами.
VII. Повторение
Повторение и закрепление названий фигур с помощью игры «Угадай и доскажи словечко».
Словесная игра «Угадай и доскажи словечко»:
Ни к чему, ребята, спешка –Потеряться может… (пешка)
На доске есть у меня Две лошадки, два (коня)
Мне приснился странный сон: с муравьем боролся (слон)
В углу стоит бадья, в бадье плывёт (ладья)
Кто сможет подсказать пароль? Его Величество (король).
На шахматной доске — Сильнейший он.
«Плывет», ну, как ладья, и «топает», как слон.
VIII. Подведение итогов
Ребята, как Вы думаете, Незнайке мы сегодня много рассказали о шахматах? Он понял, как играть? Как вы думаете помогли мы Незнайке? А вы познакомить с шахматными фигурами и их ходами?
Рефлексия: Кому, сегодня что – то было трудно, возьмите черную пешку, кому, все легко и понятно – белую. А кто после нашего занятия сможет научить как ходят или называются фигуры возьмите белого коня.
Если зря не зазнаваться, каждый день тренироваться, думать, размышлять, играть –можно шахматистом стать! Спасибо вам за ваше старание и внимание. До свидания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.