Конспект учебного занятия
Михайлова Светлана Петровна - учитель истории и обществознания МКОУ «Еманжелинская СОШ»
Предмет
|
история
|
Класс
|
8 |
УМК
|
· Данилов А.А., Журавлёва О.Н., Барыкина И.Е. Рабочая программа и тематическое планирование курса «Истории России» 6-9 классы- М., Просвещение, 2017 · Журавлёва О.Н. Поурочные рекомендации. 8 класс-М., Просвещение, 2017 · Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др; под ред. А.В. Торкунова «История России XVIII века. 8 класс». В 2 ч.- М., Просвещение, 2018г. · Артасов И.А., Данилов А.А и др История России. 8 класс. Рабочая тетрадь – М., Просвещение, 2018 · Артасов И.А. Контрольные работы. 8 класс – М., Просвещение, 2017
|
Учебная тема |
Российская империя при Екатерине II (10ч) |
Тема урока |
Народы России. Национальная и религиозная политика Екатерины II (Материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся) – 1ч
|
Задачи |
1. Выяснить, что было характерно для национальной и религиозной политики России во в/п XVIIIв 2. Сравнить политику Екатерины II (по данным направлениям) с политикой предшествующего периода (эпоха дворцовых переворотов). 3. Способствовать развитию у учащихся следующих УУД: выделять главную мысль в тексте, структурировать текст; аргументировать свою точку зрения; устанавливать причинно-следственные связи; сравнивать деятельность правителей и делать выводы. |
Основные понятия и термины: |
Унификация, гетман, черта осёдлости, толерантность |
Тип урока |
Практическая работа
|
Ресурсы урока |
Учебник (часть 1 и 2), рабочие листы, карта
|
Этапы учебного занятия
Название этапа |
Формы организации, взаимодействия |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся |
|
Организационный
|
Вступительное слово учителя
|
Приветствие.
Сегодня на уроке мы обсудим национальную и религиозную политику Екатерины Великой. По ходу урока вы будете заполнять рабочие листы, а в конце урока сдадите их на проверку. Запишите тему (стр32 учебника)
С помощью текста учебника на стр 32-37 озвучьте основные вопросы нашего урока.
|
Приветствуют учителя.
Записывают тему в рабочий лист
Называют основные вопросы темы (пункты §) |
|
Мотивационный |
|
Россия XVIII в – это многонациональное и многоконфессиональное государство. Что это значит? Аргументируйте.
А сегодня мы узнаем какой была национальная и религиозная политика Екатерины Великой. |
Работают с картой, высказывают предположения (отработка понятия «конфессия», межпредметные связи с обществознанием)
|
|
Этап освоения новых знаний
|
Демонстрация карты
Беседа
Проверка
Вывод урока
|
Мы знаем, что при Екатерине II территория Российской империи увеличилась. Какие территории вошли в состав государства?
Часть украинских и прибалтийских земель вошли в состав России раньше. Вспомните, в чём была особенность управления этих земель в эпоху дворцовых переворотов? Как жилось крестьянам на этих землях?
А теперь прочитайте название п1 (стр32). Вспомните, что означает термин «унификация» и предположите, как могла измениться политика властей на национальных окраинах?
Давайте проверим правильность ваших предположений. Прочитайте п1 и п2. учебного материала (стр 32-33) и выполните задание 1 в рабочих листах.
Заслушать 2-3 учащихся
Екатерина ликвидировала не только гетманство на Украине, но и казачью вольницу. Вместо запорожских казаков появляются кубанские казаки. Как это произошло? – п3 (стр 33), задание 2 в рабочем листе.
Далее продолжаем работу с текстом учебника и выполняем задания № 3 и 4 (если класс не очень сильный, то 1. необходимо помочь им с задание № 4 (совместно составить вопросы для сравнения), 2. дети не успеют выполнить полностью практическую работу в классе, доделывают её дома)
Что изменилось в религиозной и национальной политике России во в/п XVIII& |
Поиск и выделение необходимой информации из карты, перечисляют территории и показывают их.
Отвечают на вопросы (привлекают предметные знания)
Отработка понятия (межкурсовые связи с новой историей) Высказывают предположения.
Читают тексты Поиск и выделение необходимой информации. Вносят ответы в рабочий лист
Самопроверка, уточняют или вносят исправления
Работа с текстом, сжатие текста. Вносят ответы в рабочий лист
Читают текст. Поиск необходимой информации в тексте. Заполнение рабочих листов. Сравнивают. Систематизируют информацию. Заполняют таблицу. Делают вывод.
Делают вывод.
|
|
Рефлексия
|
|
Что нового узнали? Что было интересно? Что было сложно? |
|
|
Оценочный |
|
На полях рабочего листа поставьте оценку своей работы на сегодняшнем уроке (самооценка). Сдайте свои рабочие листы, и я посмотрю какие оценки вы себе поставили, а также проверю и оценю информацию из рабочего листа + моя оценка за устную работа на уроке |
Оценивают результаты своей деятельности |
|
Информация о д/з |
|
Вариант 1: Стр 32- 37, с помощью Интернета и дополнительной литературы выяснить, какие религии исповедовались на территории Южного Урала (вашего региона) в XVIIIв. Вариант 2: Стр 32-37, закончить практическую работу
|
|
|
Рабочий лист
Фамилия, имя уч-ся___________________________________________________________
Тема ________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Задание 1. С помощью текста учебника (п1-2)
Запишите одним словом смысл понятия «унификация»______________________________
В чём выразилась унификация на окраинах Российской империи (запишите 3 примера)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Основные этапы формирования кубанского казачества
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3.
1. Зачем Екатерина II приглашала в Россию иностранцев? _______________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Национальный состав переселенцев _______________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Каким образом российское правительство привлекало иностранцев? ____________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4.
Сравните религиозную политику Екатерины II и религиозную политику в эпоху дворцовых переворотов. Для этого используйте материал 1 части учебника (стр 105-108). Ответ оформляется в виде таблицы. Самостоятельно сформулируйте линии сравнения. На основании сравнения сделайте вывод.
|
Религиозная политика |
|
Линии сравнения |
Эпоха дворцовых переворотов |
Екатерина II |
|
|
|
Вывод: ______________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.