План-конспект мастер-класса
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
художественной направленности
театра-студии «Импульс»
МАОУДО ДЮЦ г.Северодвинска
Предмет «Театральная игра»
Педагог: Шитикова Надежда Михайловна
Участники мастер-класса: педагоги дополнительного образования.
Тема занятия: «Тренинг-основа работы в рамках театра-студии «Импульс».
Цель занятия: Познакомить педагогов с приемами актерского тренинга в развитии творческих способностей детей 7-9 лет театра - студии «Импульс».
Задачи:
1. Формировать навыки театральной игры.
2. Развивать зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
3. Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
В театральной студии итоговая цель детей - это выход на сцену в роли постановочной работы. Как и в любом коллективе в театре существует тренировочный момент- тренинг. Тренинг включает в себя общеразвивающие игры, театральные игры направленные на раскрепощение ребенка.
Тренинговые занятия исключают оценочный уровень восприятия. Здесь не бывает плохого или хорошего, правильного или неправильного. Выполняя упражнения не надо делать хорошо, достаточно действовать. В начале обучения ребенок все делает хорошо, это принципиально, особенно для детей. В правильной и раскованной игре возникает творческая взаимосвязь и взаимопонимание, подлинный ансамбль, а в нем трудности станут наполовину легче. Также немаловажную роль играет состязательность. В большинстве случаев люди азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны, как групповые. И в тренировке упражнение вы можете найти себе соперника и пытаться его превзойти.
Представленные упражнения могут использоваться педагогами других направлений деятельности.
1. Игра «Знакомство с сюрпризом» ( создание комфортной атмосферы, настроя на работу, развитие памяти)
Дети сидят полукругом, произносят свое имя и придумывают дополнительное слово к имени. Например: «Света- цветочек, Лена куколка» и т.д. Имена произносят слева направо поочереди произнося имена всех предыдущих.
2. Игра « Запомни» ( развитие зрительной памяти, внимания )
Дети сидят полукругом. Один ребенок встает лицом к группе и запоминает кто и где сидит. Затем выходит за дверь. В полукруге меняются две пары местами. Ведущий возвращается и рассаживает детей по местам. Далее меняются 3 пары, половина группы и все.
3. Игра « Найди предмет» ( тренировать зрительной внимание)
Педагог произвольно раскладывает на столе 10 предметов ( книга, мяч, карандаш и т.д.).Водящий ребенок внимательно смотрит и запоминает расположение предметов. Затем отворачивается, педагог меняет местами предметы или убирает какой-то. Водящий должен назвать пропавший предмет, либо разложить все, как было. Далее водящих может быть двое, трое.
4. Игра « Какой предмет?» ( расширить кругозор, обогащать словарный запас, развивать мышление)
Педагог называет предмет, кидает мяч детям поочереди, дети называют какой может быть этот предмет. Например: яблоко - зеленое, гнилое, сочное, маленькое, невкусное…
5. Игра « Тема» ( развивать логическое мышление, память)
Педагог называет тему , кидает мяч .Дети называют слова , которые относятся к этой теме. Например: кухня – чайник, микроволновка, холодильник….Тема: животные…
6. Игра «Конкурс лентяев» ( обучать полному расслаблению мышц всего тела)
Педагог говорит о том , что много очень животных знают дети. А кто знает кто такой барсук. Дети дают ответ и изображают ленивого барсука.
-Хоть и жарко, хоть и зной, занят весь народ лесной
Лишь барсук – лентяй изрядный, сладко спит в норе прохладной.
Лежебока видит сон, будто делом занят он.
На заре и на закате все не слезть ем с кровати. ( В.Викторов)
7. Упражнения со скороговорками ( развивать правильную речь, учить эмоциональной и интонационной выразительности ).
Дети сидят полукругом, педагог проговаривает скороговорку,затем проговаривают все вместе. Дети условно делятся на две группы.Одна группа говорит первую часть скороговорки с вопросительной интонацией. Другая группа отвечает второй частью скороговорки в утвердительном тоне.
8. Упражнение «Соревнование» ( уметь сосредоточиться на своей задаче, работать в паре )
Детям раздаются жетоны с цифрами, распределяются по парам с одинаковыми цифрами. Далее дети вытягивают карточку со скороговоркой - одна пару. Учащимся предлагается прочитать скороговорку вместе: 1 раз - шепотом, 2 раз – торжественно,3 раз-кто быстрее.
9. Упражнение «Синоним» (развивать логическое мышление, уметь высказывать свою мысль)
Детям раздаются карточки со скороговорками. Далее нужно рассказать мысль или событие в скороговорке синонимами, не использовать слов , которые есть в тексте.
Используемые методы: практический, наглядный, словесный
Дидактический материал: мяч, цветные карточки «Скороговорки», цветные жетоны, 10 предметов .
Список использованной литературы
1. Баряева Л., Выканова И., Загребаева И., Зарин А. Театрализованные игры-занятия. - СПб.: «Союз», 2001
2. Введенская Л. А. Что ни звук, то и подарок. - М.: «Новая школа», 1996
3. Изард К. С. Эмоции человека. - М., 2001
4. Козак О. Н. Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет. - СПб.: «Союз», 2000
5. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Яуза-пресс, ЭКСМО; ЛЕПТА Книга, 2007
6. Колчеев Ю. В., Колчеева Н. М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса, 2000
7. Нахимовский А. М. Театральное действо от А до Я. - М.: «АРХТИ», 2002
8. Никитина А. Б. Театр, где играют дети.- М.: «Владос», 2001
9. Чистякова М.И. Психогимнастика, - М.: Просвещение, 1990
10. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. Программа и репертуар. – М.: Владос, 2004
11. Уроки хороших манер. http://www.solnet.ee/sol/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.