«Где есть желание, найдется путь».
План-конспект открытого урока по алгебре в 8 классе
СЛУ с двумя переменными
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе:
Урок является вторым в разделе решение задач с помощью систем уравнений.
I. Универсальные учебные действия:
1) Личностные – осознание учащимися важности составления систем для решения задач, умение оценивать себя.
2) Познавательные – умение извлекать нужную информацию из прочитанного текста.
3) Коммуникативные- через стихи, диалоги ( умение слушать и излагать свое мнение).
4) Регулятивные – взаимный контроль( исправление ошибок у соседа по парте), самоконтроль ( умение понимать причины ошибок), контроль со стороны учителя.
II. Цели урока: развитие познавательного интереса при решении задач,
создание учебно-методических условий, способствующих достижению обучающимися следующих результатов:
- предметных:
осмысление ранее изученных понятий «выражение переменных из формул» и «способы решения систем уравнений различными способами», умения составлять уравнения по тексту задачи в разнообразных интерпретациях; применять правила выражения переменных; овладения навыкам составления и решения уравнений , систем для решения несложных задач.
- метапредметных:
1) творческого решения практических задач; умения самостоятельно выполнять творческую работу;
2) способность вступать в речевое общение, участие в диалоге;
3) формировать умения оценивать свои учебные достижения, своё эмоциональное состояние.
- личностных:
1) проявление воли и настойчивости для достижения конечных результатов;
2) умение выдвигать гипотезы, отыскивать доказательства и рассуждать логично;
3) выработка уверенности во взаимоотношениях с людьми;
4) умения уверенно и легко выполнять математические операции.
5) формировать навыки самостоятельной работы и самооценки знаний.
III. Задачи урока:
1) образовательная: способствовать совершенствованию полученных знаний по применению и развитию при работе с задачами,
2) практическая: обучение навыкам поискового чтения из текста с извлечением информации для составления уравнения,
3) развивающая: проверить уровень самостоятельной деятельности обучающихся по применению знаний в различных ситуациях,
4) воспитательная: способствовать развитию любознательности и творческой активности обучающихся.
IV. Описание применяемых образовательных технологии, обоснование их использования:
1) Здоровьесберегающие технологии ( физкультминутка, минута психологической разгрузки, правильная осанка при записи, освещение класса).
2) Игровые ( стихи, старинные задачи) – чтобы вызвать интерес и активность учащихся и способствовать более быстрому и прочному запоминанию алгоритма составления уравнений.
Формы и методы работы на уроке подобраны исходя из психолого-педагогических особенностей данного класса.
V. Используются формы работы: а)индивидуальная, б)групповая, в)фронтальная.
Оснащение урока:
1) Учебно-методические пособия: учебник «Алгебра 7».
2) Разработки уроков по алгебре для 7 класса по учебнику под редакцией Теляковского.
3) Раздаточный материал, подготовленный учителем для решения.
VI. Используемые технологии: а)уровневой дифференциации, б)индивидуального обучения, в)проблемно поисковой, г) групповые.
VII. Методы работы:
1) методы организации учебно-познавательной деятельности: а)словесный, б)наглядный, в)практический, г)самостоятельная работа, д) работа под руководством.
2) методы контроля и самоконтроля: а)устный опрос, б)фронтальный опрос, в)письменный контроль, г)тест, д) взаимный контроль, е) самоконтроль
Планируемый результат:
Знать:
Уметь:
· работать в группах, индивидуально.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3 Физкультминутка.
4. Минута психологической разгрузки.
5. Решение задачи.
6. Рефлексия.
7. Самооценка.
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Деятельность учителя
|
Деятельность ученика
|
Мы сегодня закрепим способы решения систем
уравнений и составление систем уравнений к
задачам. Открыли
тетради, записали число, классная работа, тему урока.
|
Приветствие. Запись в тетрадях числа, классной работы и темы урока. |
2. Актуализация знаний.
Деятельность учителя II 1,2,3; III 3); V а),б)
|
Деятельность ученика I, 4); VII д) |
Вчера один из учеников решал с ошибкой и никак не мог выразить одну переменную через другую. Давайте поможем.
|
Весь класс решает тест (проверка с помощью доски и обмен тетрадями с соседом по парте) 1. Выразить х через у х+3у=6 2. Выразить у через х 2х-у=3 3. Решением системы уравнений является пара 4. Результат сложения уравнений х+5у =7, 3х-2у=4 равен 5. Графики прямых параллельны, то система имеет
решение: |
3. Физкультминутка.
Деятельность учителя IV 1);
|
Деятельность ученика
|
Учитель монотонным голосом предлагает отдохнуть учащимся. Закройте глаза. Расслабьтесь. Поводите глазами вверх, вниз, влево, вправо. Откройте глаза. Потянитесь как маленькие котята. Улыбнитесь друг другу. И с хорошим настроением продолжим работу. |
Учащиеся выполняют все указания учителя молча. |
4.Минута психологической разгрузки
Деятельность учителя III 4);
|
Деятельность ученика II 1); VII д);
|
В развитии алгебры как науки большую роль сыграла книга английского физика и математика Исаака Ньютона «Всеобщая арифметика» изданная в 1707 году. В предисловии к своей книге он писал, что алгебраическим путем решаются очень трудные задачи, решение которых было бы тщетно искать при помощи одной арифметики»
В своей «Всеобщей арифметике» Ньютон называет буквы, знаки действий, алгебраические выражения и уравнения языком алгебры. Ньютон оказал огромное влияние на последующее развитие алгебры. После него авторы учебников уже рассматривали алгебру как общую арифметическую дисциплину, математику -занимающуюся изучением и дальнейшим развитием численных методов решения алгебраических уравнений. |
Один из учеников подготовил сообщение и рассказывает всем учащимся. В истории арифметики и алгебры большое значение имеют труды Мухаммеда Ал-Хорезми. Он написал книгу, посвященную решению уравнений, которая называлась «Книга о восстановлении и противопоставлении». Книга начинается с введения чисел, далее идет представление главной темы первого раздела книги- решения уравнений. Все представленные уравнения являются линейными или квадратными и состоят из чисел, их квадратов и корней. Интересно отметить, что во всех книгах Аль-Хорезми, математические вычисления фиксируются исключительно при помощи слов, ни один символ, таким образом, им не использовался. Преобразование выполняется посредством двух операций - ал-джабр и ал- мукабала. Слово « ал-джабр» Ал-Хорезми употребляется в значении «восполнение» для обозначения процесса перенесения слагаемых из одной части уравнения в другую термин « ал-мукалаба» означает « противопоставление» и используется для обозначения процесса сокращения равных членов в обеих частях уравнения. От слова «ал-джабр» возникло слово « алгебра»
|
5.Решение задач.
Деятельность учителя I 3); II 2); III 1),2),3); VI в); VII в
|
Вы должны были прочитать задачи с помощью составления систем уравнений. В каких случаях при решении задачи целесообразно составлять не уравнение, а систему? [когда есть две величины, которые не связаны напрямую] Естественно, почти во всех случаях, когда можно составить уравнение, можно составить и систему, и наоборот.
Поэтому, что именно составлять, надо решать в каждом конкретном случае. Не бойтесь вводить «лишние» переменные – это упрощает составление системы, а эти переменные уничтожатся сами! «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно, не упуская случая, сделать его немного занимательным» Задача № 1115 из учебника Как-то лошадь и мул вместе вышли из дома, |
Деятельность ученика IV 2); VI в)
|
||||||||||||||||||||||||
Учащиеся заполняют таблицу
|
6. Рефлексия (концентрация внимания).
Деятельность учителя II 4); V в)
|
Деятельность ученика I 2); VII б;
|
Учитель читает задание, написанное на доске.
Решить системы уравнений |
Поднятая правая рука ученика выражает мысль о желании ответить. 1) ; 2) ; 3) . |
7. Самооценка
Деятельность учителя II 5); VII 2 е) |
Деятельность ученика I 4);
|
|||||||||||||||||||||
Учитель предлагает оценить свою работу на уроке учащимся и поставить оценки |
|
8. Подведение итогов урока
Деятельность учителя II 2)
|
Деятельность ученика VI в)
|
На каких уроках вы уже встречались со словом система уравнений? «Всякая хорошо решенная математическая задача доставляет умственное наслаждение» Г.Гессе Вы активно поработали на уроке, приятно было с вами работать. Что сегодня на уроке вам понравилось? |
Физика – Международная система единиц. Биология – система кровообращения человека. Химия – периодическая система элементов Д.И.Менделеева Русский язык – система частей речи, система гласных. Учащиеся делятся впечатлениями от урока |
9. Домашнее задание.
Придумать или найти необычную задачу, которая решается с помощью системы уравнений, решить её и оформить все на альбомном листе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.