Конспект урока
Разработал учитель изобразительного искусства.
МБОУ лицей №73 «Лицей информационных
систем и технологий» г. Пензы.
Алпатова Нина Федоровна
Тип урока : Комбинированный урок.
Тема урока: Графический портретный рисунок.
Цели урока:
Задачи урока:
Оборудование для учителя: презентация, таблица пропорций головы человека, выставка репродукций портретов с картин художников (подготовленная учителем), текст стихотворения Н.Заболоцкого «Любите живопись, поэты», музыка.
Для учащихся: лист бумаги А 3, восковый карандаш (черный).
Универсальные учебные действия:
Личностные: приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, замечать индивидуальные особенности и характер человека;
Метапредметные: получать представления о графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека;
Предметные: овладевать новыми умениями в рисунке, передавая индивидуальные особенности человека в портрете.
Приветствие учителя :
-Любите живопись, поэты!
-Лишь ей, единственной, дано
-Души изменчивой приметы
-Переносить на полотно…
– Кто, ребята, узнал эти строки? Правильно, это строки из стихотворения Н.Заболоцкого “Портрет”.
- Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств. Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.
- Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре. С этой целью решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете ( слайд 1 ).
Вопросы к кроссворду:
|
|
В ходе решения кроссворда на полях слайда появляются примеры разновидностей портрета, которые сопровождаются комментарием учителя.
- Так, что же такое портрет. Вспомните значение этого слова ( слайд 2 )
- В изобразительном искусстве портрет – это жанр, целью которого является отображение человека. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека
.
- Посмотрите на галерею портретов. (на доске открывается выставка репродукций портретов, приготовленная учителем) : В. А. Серов «Портрет К.А.Обнинской
(с кроликом)», П. А. Федотов « Портрет Н. П. Жданович», О. Ренуар « Девушки в черном», П.Д. Корин «Александр Невский», Леонардо да Винчи «Автопортрет», А.Матисс «Женщина с распущенными волосами».
- Обратимся к ним. Какие портреты вы видите? Охарактеризуйте их.
- Посмотрите еще раз на портреты нашей галереи.
Вступительное слово учителя: -“Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Ни литературные произведения, ни труды историков не могут дать такого яркого представления о характере человека,как правдивый портрет. Портрет рисуют с натуры. -Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека: лицо, фигуру, костюм. Но главная ценность портрета в том, что изображается не только внешний облик человека, но и его характер. До наших времен дошли портреты императоров, царей, королей, писателей, ученых, художников,выдающих философов,живших в разные времена и эпохи. С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты. Фотография – это лишь миг, она никогда не сможет заменить нарисованную картину.
5. Беседа по картинам. ( слайд 3 )
-Перед вами картины М. Врубеля. Кто узнал и может назвать полотна великого художника, которые стали классикой в изображении добра и зла. (“Демон” и “Царевна Лебедь”)
-Какие средства выразительности использовал автор картин для передачи внутреннего мира героев? (композиционное и цветовое решение, ритмичность мазка художника и поза героя и т. д.)
-Для выполнения этих картин художник рисует много эскизов, зарисовок и набросков
–он в поиске, но карандашные работы не передают нам целостности картины, это лишь подготовительный материал для творчества мастера.
6. Объяснение нового материала.Учитель: - Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика. Слово «Графика» происходит от греческого слова «графо» - пишу, черчу, рисую. Итак, графика – это прежде всего рисунок, искусство строгое, линейное, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является бумага, а черным – карандаш, уголь или другой «сухой» красящий материал. Графический портрет стал отдельным видом искусства . - Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет. Помните, что в основе любого портрета лежат пропорции головы человека. (вывешивается таблица пропорций головы человека : фас, анфас, профиль. Учитель напоминает учащимся о правилах построения головы человека ) Учитель направляет взгляд учащихся на портреты , выполненные в графике. ( слайд 4 ) - Голова имеет овальную форму, напоминающую «яйцо». Писатель Н.В. Гоголь утверждал: «…голова бывает редькой вниз и редькой вверх…». В нашем случае подходит первое сравнение, когда верхняя часть головы широкая, а нижняя – узкая.
Как рисовать портрет
(учитель объясняет и показывает ход выполнения графического рисунка на доске, а учащиеся смотрят, как надо вести работу восковым карандашом ).
- Ребята, для нашего портрета мы возьмем положение головы – фас. Работать восковым карандашом надо также, как и простым карандашом, т.е. проводить линии, штрихи и пятно.
1. Первоначально следует разместить рисунок на листе бумаги. (найти композицию портрета). Рисунок располагают почти посредине листа, немного выше центра. Как и всякий предмет голову начинают рисовать с общего, а не с частностей. Голова напоминает форму яйца. Посередине листа проводим вертикальную среднюю линию, она будет делить правую и левую части головы, делать ее симметричной.
2. Голова делится на три части: 1 – лоб; 2 – брови, глаза, нос, скуловые кости; 3 – рот, подбородок.
3. Не забывайте, что правая часть лица похожа на левую и наоборот. На верхней линии рисуют брови ( 1 ).Ниже бровей располагают глаза. Форма глаз – дугообразная линия. Примерно, разделив на 3 части среднюю часть головы, получаем уровень глаз. Расстояние между глазами равно по ширине одному глазу. В середине глаза рисуем скобки – радужки глаз и зрачок посередине.
4. Нос располагается на середине лица. Начало носа – переносица, она идет от бровей. Форма носа у людей бывает разная. Простая форма, с которой можно сравнить нос – призма. Прямые линии носа скругляются, рисуются крылья носа и показываются ноздри. Высота носа равна высоте ушей.
5. Рот у человека находится ниже носа. Делим нижнюю часть головы на 3 дополнительные части. Вверху – уровень рта. Внизу – уровень подбородка. Губы состоят из 2-х частей: сверху губа красивая, напоминает 2 дугообразные линии, а внизу – одна большая дугообразная линия.
6. Намечаем прическу. Дальнейшая работа будет в конкретности построения и выявления тоном формы каждой детали портрета. Не все детали надо прорисовывать одинаково. Глаза прорисовываются более конкретно, кончик носа с ноздрями и рот ,а остальные части лица обобщаются, как бы уходят на второй план. Прорисовывается тоном и шея.
7. Учитель показывает готовый портрет, заранее приготовленный к уроку, выполненный графическим материалом, восковым карандашом. (портрет висит на доске до конца урока )
|
|
– Молодцы, садимся!
- А знаете ли вы, что … . Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!
(Звучит музыка.)
Во время практической работы учитель делает целевые обходы.
Проводится выставка и анализ работ учащихся. Вернисаж. Дети видят свои работы, сравнивают их и выбирают лучшие портреты.
– Сегодня на уроке мы познакомились с графическим портретом. Эпиграфом к уроку были строки из стихотворения Н.Заболоцкого.
«Любите живопись, поэты!
ведь ей единственной дано
Души изменчивой приметы переносить на полотно.»
- Слово « живопись » – живо писать в портретном искусстве имеет интерес к миру человеческих чувств и настроений и по праву может считаться « зеркалом » человеческой души. Одновременно, созданный графическими средствами портрет дает нам возможность передать характерные черты человека и его индивидуальность более быстрыми в исполнении средствами.
Учитель ставит оценки за портреты в журнал.
10. Рефлексия.
- Какие картины художников вы сегодня рассматривали?
- С чего вы начали работу над портретом?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.