Конспект урока : "Графический портретный рисунок"
Оценка 5

Конспект урока : "Графический портретный рисунок"

Оценка 5
doc
12.12.2022
Конспект урока : "Графический портретный рисунок"
ГРАФИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ КОНСПЕКТ.doc

Конспект урока

 

           Разработал  учитель изобразительного искусства.

           МБОУ лицей №73 «Лицей информационных

           систем и технологий» г. Пензы.

           Алпатова Нина Федоровна

 

Тип урока : Комбинированный урок.

 

Тема урока: Графический портретный рисунок.

Цели урока:

  • закрепить знания учащихся, полученные на предыдущем уроке – приемы рисования головы человека. Познакомить учащихся с особенностями графического портрета.
  • систематизировать знания по жанру портрета, его разновидностям, развивать понимание того, что в портретном изображении должен выражаться характер и внутренний мир человека.

Задачи урока:

  • Обучающие: продолжать изучать пропорции лица, приемы изображения головы человека, формировать умение найти координатные (опорные) точки лица, обучить технике рисования графическими средствами.
  • Развивающие: развивать наблюдательность, зрительную память, глазомер.
  • Воспитательные: воспитывать интерес к человеку, умение находить красоту, гармонию, прекрасное во внутреннем и внешнем облике человека; активизировать познавательный интерес к творчеству и созиданию.

Оборудование для учителя: презентация, таблица пропорций головы человека, выставка репродукций портретов с картин художников (подготовленная учителем), текст стихотворения Н.Заболоцкого «Любите живопись, поэты», музыка.

 Для учащихся: лист бумаги А 3, восковый карандаш (черный).

 

Универсальные учебные действия:

Личностные: приобретать интерес к изображениям человека как способу нового понимания и видения человека, замечать индивидуальные особенности и характер человека;

Метапредметные: получать представления о графических  портретах мастеров разных эпох, о разнообразии графических средств в решении образа человека;

Предметные: овладевать новыми умениями в рисунке, передавая индивидуальные особенности человека в портрете.

 

Ход урока

 

1. Организационный момент.

Приветствие учителя :

-Любите живопись, поэты!
-Лишь ей, единственной, дано
-Души изменчивой приметы
-Переносить на полотно…

– Кто, ребята, узнал эти строки? Правильно, это строки из стихотворения  Н.Заболоцкого “Портрет”.

- Сегодня мы продолжим наш разговор об этом жанре искусств. Научимся рисовать человека графическими средствами, передавая в портрете его характер и настроение.

 

 

 

2. Закрепление знаний прошлого урока.

- Вспомним, что мы с вами знаем об этом жанре. С этой целью решим кроссворд, который поможет нам обобщить наши знания о портрете   ( слайд 1 ).

 

Вопросы к кроссворду:

  1. Портрет, изображающий человека не в полный рост – (поясной)
  2. Портрет, с которого на нас смотрят несколько лиц – (групповой)
  3. Что лежит в основе любого портрета – (пропорции лица)
  4. Погрудный портрет – (бюст)
  5. Портрет, который предполагает изображение человека и его общественное положение, выполняемый всегда на заказ – (парадный)
  6. Портрет, раскрывающий внутренний мир человека – (камерный)
  7. Художник, написавший свой портрет – (автопортрет)

 

В ходе решения кроссворда на полях слайда появляются примеры разновидностей портрета, которые сопровождаются комментарием учителя.

- Так, что же такое портрет. Вспомните значение этого слова ( слайд 2 )

- В изобразительном искусстве портрет – это жанр, целью которого является отображение человека. На портрете изображается внешний облик (а через него и внутренний мир) конкретного, существовавшего в прошлом или существующего в настоящем человека

.

3. Проверка домашнего задания.

- Посмотрите на галерею портретов.  (на доске открывается выставка репродукций портретов, приготовленная учителем) : В. А. Серов «Портрет К.А.Обнинской

(с кроликом)», П. А. Федотов « Портрет Н. П. Жданович», О. Ренуар « Девушки в черном», П.Д. Корин «Александр Невский», Леонардо да Винчи «Автопортрет», А.Матисс «Женщина с распущенными волосами».

- Обратимся к ним. Какие портреты вы видите? Охарактеризуйте их.

- Посмотрите еще раз на портреты нашей галереи.

 

4. Введение в тему.

Вступительное слово учителя: -“Портрет, как жанр, сформировался в искусстве один из первых. Ни литературные произведения, ни труды историков не могут дать такого яркого представления о характере человека,как правдивый портрет. Портрет рисуют с натуры. -Перед художником стоит сложная задача – передать внешний облик человека: лицо, фигуру, костюм. Но главная ценность портрета в том, что изображается не только  внешний облик человека, но и его характер. До наших времен дошли портреты императоров, царей, королей, писателей, ученых, художников,выдающих философов,живших в разные времена и эпохи. С изобретением фотоаппарата художники не перестали рисовать портреты. Фотография – это лишь миг, она никогда не сможет заменить нарисованную картину.

 

5. Беседа по картинам.   ( слайд 3 )

-Перед вами картины М. Врубеля. Кто узнал и может назвать полотна великого художника, которые стали классикой в изображении добра и зла.                                                     (“Демон” и “Царевна Лебедь”)

-Какие средства выразительности использовал автор картин для передачи внутреннего мира героев?                                                                                                         (композиционное и цветовое решение, ритмичность мазка художника и поза героя и т. д.)

 

 -Для выполнения этих картин художник рисует много эскизов, зарисовок и набросков

–он в поиске, но карандашные работы не передают нам целостности картины, это лишь подготовительный материал для творчества мастера.

 

6. Объяснение нового материала.

Учитель: -  Достаточно долго карандашный рисунок являлся вспомогательным для творчества художника и лишь относительно недавно это стал самостоятельный вид искусства – графика. Слово «Графика» происходит от греческого слова «графо» - пишу, черчу, рисую. Итак, графика – это прежде всего рисунок, искусство строгое, линейное, основанное на сочетании черного и белого, причем белым является бумага, а черным – карандаш, уголь или другой «сухой» красящий материал.

Графический портрет стал отдельным видом искусства

.

- Сегодня на уроке я предлагаю вам выполнить графический портрет. Помните, что в основе любого портрета лежат пропорции головы человека.  (вывешивается таблица пропорций головы человека : фас, анфас, профиль. Учитель напоминает учащимся о правилах построения головы человека )  Учитель направляет взгляд учащихся на портреты , выполненные в графике. ( слайд 4 )

- Голова имеет овальную форму, напоминающую «яйцо». Писатель Н.В. Гоголь утверждал: «…голова бывает редькой вниз и редькой вверх…». В нашем случае подходит первое сравнение, когда верхняя часть головы широкая, а нижняя – узкая.

 

Как рисовать портрет

 

(учитель объясняет и показывает ход выполнения графического рисунка на доске, а учащиеся смотрят, как надо вести работу восковым карандашом ).

 

-  Ребята, для нашего портрета мы возьмем положение головы – фас. Работать восковым карандашом надо также, как и простым карандашом, т.е. проводить линии, штрихи и пятно.

 

1. Первоначально следует разместить рисунок на листе бумаги. (найти композицию портрета). Рисунок располагают почти посредине листа, немного выше центра. Как и всякий предмет голову начинают рисовать с общего, а не с частностей. Голова напоминает форму яйца. Посередине листа проводим вертикальную среднюю линию, она будет делить правую и левую части головы, делать ее симметричной.

 

 

2. Голова делится на три части: 1 – лоб; 2 – брови, глаза, нос, скуловые кости; 3 – рот, подбородок.

 

 

 

3. Не забывайте, что правая часть лица похожа на левую и наоборот. На верхней линии рисуют брови ( 1 ).Ниже бровей располагают глаза. Форма глаз – дугообразная линия. Примерно, разделив на 3 части среднюю часть головы, получаем уровень глаз. Расстояние между глазами равно по ширине одному глазу. В середине глаза рисуем скобки – радужки глаз и зрачок посередине.

 

 

 

 

4. Нос располагается на середине лица. Начало носа – переносица, она идет от бровей. Форма носа у людей бывает разная. Простая форма, с которой можно сравнить нос – призма. Прямые линии носа скругляются, рисуются крылья носа и показываются ноздри. Высота носа равна высоте ушей.

 

5. Рот у человека находится ниже носа. Делим нижнюю часть головы на 3 дополнительные части. Вверху – уровень рта. Внизу – уровень подбородка. Губы состоят из 2-х частей: сверху губа красивая, напоминает 2 дугообразные линии, а внизу –  одна большая дугообразная линия.

 

 

 

6. Намечаем прическу. Дальнейшая работа будет в конкретности построения и выявления тоном формы каждой детали портрета. Не все детали надо прорисовывать одинаково. Глаза прорисовываются более конкретно, кончик носа с ноздрями и рот ,а остальные части лица обобщаются, как бы уходят на второй план. Прорисовывается тоном и шея.

 

 

7. Учитель показывает готовый портрет, заранее приготовленный к уроку, выполненный графическим материалом, восковым карандашом. (портрет висит на доске до конца урока )

 

 

 

 

 

 

7. Физкультминутка.

  1. Встали дети, вышли из дома (из-за парты).
  2. Закрыли дом – (руки завели за спину, сложили замок на лопатках, одна рука заводится снизу другая сверху – потом наоборот).
  3. Встретили друга, поздоровались с ним (одной рукой, затем другой).
  4. Друг угостил вас лимоном (без слов покажите друг другу, какой он кислый).
  5. Вы обиделись – (показали мимикой лица обиду).
  6. Друг дает вам цветок – вы удивились (показали мимикой лица удивление).
  7. Улыбнулись друг другу.

– Молодцы, садимся!

- А знаете ли вы, что … . Чтобы разозлиться, обидеться нашему лицу приходится задействовать 64 лицевые мышцы, а чтобы улыбнуться – всего 17 мышц. Так что улыбаться намного легче – делайте это чаще!

 

8. Практическая работа.

(Звучит музыка.)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

  1. Контроль организации рабочего места.
  2. Контроль правильности выполнения приемов работы.
  3. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
  4. Контроль объема и качества выполняемой работы.

 

 

9. Итог урока.

Проводится выставка и анализ  работ учащихся. Вернисаж. Дети видят свои работы, сравнивают их и выбирают лучшие портреты.

– Сегодня на уроке мы познакомились с графическим портретом. Эпиграфом к уроку были строки из стихотворения Н.Заболоцкого.

«Любите живопись, поэты!

ведь ей единственной дано

Души изменчивой приметы переносить на полотно.»

- Слово « живопись » – живо писать в портретном искусстве имеет интерес к миру человеческих чувств и настроений и по праву может считаться « зеркалом » человеческой души. Одновременно, созданный графическими средствами портрет дает нам возможность передать характерные черты человека и его индивидуальность более быстрыми в исполнении средствами.

 

Учитель ставит оценки за портреты в журнал.

10. Рефлексия.

- Какие картины художников вы сегодня рассматривали?

- С чего вы начали работу над портретом?


Конспект урока

Конспект урока

Закрепление знаний прошлого урока

Закрепление знаний прошлого урока

Для выполнения этих картин художник рисует много эскизов, зарисовок и набросков –он в поиске, но карандашные работы не передают нам целостности картины, это лишь подготовительный…

Для выполнения этих картин художник рисует много эскизов, зарисовок и набросков –он в поиске, но карандашные работы не передают нам целостности картины, это лишь подготовительный…

Голова делится на три части: 1 – лоб; 2 – брови, глаза, нос, скуловые кости; 3 – рот, подбородок

Голова делится на три части: 1 – лоб; 2 – брови, глаза, нос, скуловые кости; 3 – рот, подбородок

Объяснение нового материала.

Объяснение нового материала.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.12.2022