Решение задач на тему «Кипение, испарение и конденсация». 8 й класс
Цель урока: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Кипение, испарение и конденсация», продолжить работу над формированием умений учащихся решать качественные и вычислительные задачи по данной теме.
Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Задачи развития учащихся:
Форма урока: Применение технологии ТИБО (индивидуально - групповое обучение по Н.Н. Суртаевой)
Тип урока: Комбинированный.
Сегодняшний наш урок будет посвящен решению качественных и расчетных задач, а тема решения задач посвящена «Кипению, испарению и конденсации», т. е. переходу веществ из одного агрегатного состояния в другое. На предыдущих уроках мы с вами рассмотрели процессы парообразования, вы помните, что они могут проходить двумя способами или двумя путями (испарение и кипение). Мы изучили эти процессы, а также узнали, что такое удельная теплота парообразовании и конденсации, познакомились с формулой для расчета количества теплоты затрачиваемого для превращения жидкости в пар и наоборот. Итак, продолжаем работать над темой: Решение задач на тему «Кипение, парообразование и конденсация». Откройте тетради, запишите число и тему. Работать будете по разработанным мною картам - инструкциям.
Карта - инструкция №1 для индивидуальной работы: Решение задач на тему «Кипение, парообразование и конденсация»
Часть I. Цель: Работая над данной темой, вам предстоит:
- повторить понятия: конденсация, парообразование, испарение, кипение, температура кипения;
- повторить такие физические величины, как удельная теплоемкость, удельная теплота плавления, парообразования;
- узнать, как решать простейшие задачи на расчет количества теплоты.
Часть II. Цель: При изучении темы вы должны:
- усвоить содержание понятий (части 1);
- знать единицы измерения удельной теплоты парообразования;
- знать формулу для расчета количества теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости и наоборот пара в жидкость.
Часть III. Цель: По окончанию изучения темы вы должны:
- уметь решать простейшие и поэтапные задачи на расчет количества теплоты, необходимого для превращения в пар жидкости и наоборот пара в жидкость;
- приводить примеры использования знаний регулирования температуры кипения в медицине и быту.
Часть IV. По ходу записывайте непонятные вопросы, части темы, которые вызывают у вас затруднения. После завершения работы по карте-инструкции №1 приступайте к работе в бригаде по карте-инструкции №2
Задание №1. Вставьте пропущенные слова
А) Явление превращения жидкости в пар называется __________________________.
Б) Явление превращения пара в жидкость называется _________________________.
В) Парообразование происходящее с поверхности жидкости называется ________________.
Г) Существует два способа перехода жидкости в газообразное состояние: ______________ и ______________.
Д) Температура при которой жидкость кипит, называют _____________ ______________.
Задание №2 Используя учебник, заполните таблицу
Удельная теплоемкость льда, с []
Температура плавления льда, t [оС]
Удельная теплоемкость воды, с []
Удельная теплота плавления льда, λ [ ]
Удельная теплота парообразования воды, L [ ]
Температура кипения воды, t [оС]
Задание №3 ТЕСТ
А. Это парообразование, которое происходит при tкип. .
Б.Это парообразование, которое происходит при tкип. только с поверхности жидкости
В.Это парообразование, которое происходит при tкип. с поверхности и по всему объему жидкости. Г.Это переход жидкости в пар.
А. Уменьшается. Б. Увеличивается. В. Не изменяется. Г.Сначала увеличивается, а потом уменьшается.
А. При нагревании жидкости интенсивно образуются пузырьки воздуха.
Б. Пузырьки, отрываясь от горячего дна устремляются вверх.
В. Пузырьки, всплывая, попадают в верхние, еще не достаточно прогретые слои воды и быстро схлопываются.
Г. Пузырьки всплывают на поверхность равномерно прогретой воды и взрываются.
4. В романе Ж. Верна «Дети капитана Гранта» путешественники на перевале в Андах обнаружили, что термометр, опущенный в закипевшую воду, показал всего лишь 87º С. Возможно ли такое?
А. Нет, при любых условиях tкип. воды 100º С.
Б.Да. Высоко в горах атмосферное давление низкое и tкип. воды уменьшается.
В.Нет, термометр был испорчен.
Задание №4 Решите задачу
Задача 1. Какое количество теплоты требуется для обращения 300 г воды взятой при температуре 1000 С в пар?
Дано: СИ Решение:
m=
L=
Учащиеся, справившиеся с индивидуальными заданиями быстрее других, работают над вопросом из сказки
Сказка
Жил-был царь. У него были три дочери: старшая, средняя и младшая. Младшая была самая красивая, самая любимая. Царь был стар и умен. Он давно издал указ, по которому первая дочь, выходящая замуж, получит полцарства. Зная указ, средняя и старшая дочери очень хотели замуж, и часто из-за этого ссорились. Младшая дочь замуж не собиралась. Чтобы разрешить все вопросы с замужеством и уладить ссоры, царь предложил провести такое соревнование.
Он поставил на стол три чайника. Они были совершенно одинаковы, как по внешнему виду, так и по вместимости. Царь налил в каждый чайник равное количество воды из ведра.
«Мои любимые дочери, - начал свою речь царь, - сейчас каждая из вас возьмет по чайнику и отправиться вместе со мной на кухню. Там вы поставите чайники на плиту и дождетесь, пока они закипят. Та дочь, у которой закипит чайник раньше, выйдет замуж первой».
Как не странно, но расчеты царя были точными, первым закипел чайник у младшей дочери. Почему?
в чайник не заглядывала! Ответ: Старшая и средняя дочери очень хотели, чтоб их чайники закипели быстрее, и часто поднимали крышки чайников, проверяя, не кипит ли в них вода. Младшая дочь замуж не хотела и
: Решение задач на тему «Кипение, парообразование и Мокрое бельё, вывешенное на улице, через некоторое время становится сухим даже зимой. Чем это объяснить? (Испарении протекает при любой температуре)
Задание №2 Решите задачу
Зайдите на сайт . В левом верхнем углу выберите: Мультимедиа 8 кл - Внутренняя энергия - Подборка заданий «Вычисление количества теплоты» - Решите 10 задачу используя таблицу индивидуального задания №2
Q1 - количество теплоты, затраченное на нагревание льда до температуры плавления;
Q2 - количество теплоты, затраченное на плавление льда;
Q3 - количество теплоты, затраченное на нагревание воды до температуры кипения;
Q4 - количество теплоты, затраченное на превращение воды в пар;
Q5 - общее количество теплоты
Проверка правильности выполненных заданий
После выполнения всех заданий ребята занимают свои места.
Контроль знаний(7 мин)
Вариант №1
А) испарение и плавление; Б) испарение и кипение; В) кипение и конденсации
2. При какой температуре происходит испарение?
А) при определенной для каждой жидкости
Б) чем меньше плотность жидкости, тем при более низкой
В) при любой
3. Как температура кипения жидкости зависит от давления воздуха?
А) при увеличении давления температура кипения жидкости понижается.
Б) при уменьшении давления температура кипения повышается
В) при уменьшении давления температура кипения понижается.
4. Сколько энергии выделится при конденсации 3 кг водяного пара при температуре 100оС?
А) 3∙106 Дж; Б) 2,3∙105 Дж; В) 6,9∙106 Дж
Вариант №2
А) происходит с поверхности жидкости
Б) наступает при нагревании жидкости
В) наблюдается лишь у некоторых жидкостей
А) Температура жидкости во время кипения остается постоянной.
Б) При кипении жидкости ее температура уменьшается.
В) По мере выкипания жидкости ее температура возрастает.
3.Темпераутрой кипения называют температуру, при которой…
А) парообразование становится очень интенсивным.
Б) пузырьки с паром появляются на стенках нагреваемого сосуда с жидкостью.
В) происходит рост воздушных пузырьков с паром внутри жидкости.
Г) наступает кипение жидкости.
4.Какое количество теплоты необходимо для обращения в пар 2 кг воды при температуре 100оС?
А) 2∙106 Дж; Б) 2,3∙105 Дж; В) 4,6∙106 Дж
Выбирая нужные варианты ответов, ответьте на вопрос "Каким
для вас был урок?»
1) занимательным
2) познавательным
3) интересным
4) скучным
5) дружелюбным
6)непонятным.
Проверка и выставление оценок (может быть перенесено на следующий урок)(5 мин)
Домашнее задание: Подготовиться к к/р
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.