конспект урока

  • doc
  • 22.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала конспект урока.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока  литературного чтения по теме

«Русские народные сказки» 1 класс

Урок литературного чтения в 1 классе

Тема: Русские народные сказки.

Цель: углубленное изучение жанра русского народного творчества – сказок.

Задачи: на материале русских народных сказок раскрыть специфику и особенности жанра; формировать умение представлять и характеризовать персонажей; отрабатывать навыки чтения; умение соотносить иллюстрацию со сказкой, находить главную мысль сказки; развивать память, связную речь, творческое воображение, выразительность речи, движений, используя актёрские средства (перевоплощение в героев); прививать интерес к чтению русских народных сказок; формировать навыки работы в группе.

Методы: объяснительно- иллюстративный, репродуктивный, метод стимулирования учения.

Подготовительная работа: повторение сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», «Курочка Ряба»; беседа о театрализованных представлениях и о видах театра.

Оборудование: карточки с иллюстрациями к народным сказкам ( «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Лиса, заяц и петух»), книги – В. Сутеев «Сказки», «Русские народные сказки», атрибуты для театрализации, на доске – рисунок сказочного окна с бабушкой-сказочницей, под окном написано «Жили-были...»(см. приложение).

Ход урока:

I.                    Организационный момент.

- Вы готовы к уроку? Давайте начнём.

II.                 Постановка цели урока.

-Посмотрите на доску. Что здесь нарисовано?                       Бабушка рассказывает 

                                                                                                      сказку. Она живёт в

                                                                                                      деревне. Сидит у окошка.

                                                                                                       Так начинаются сказки по

                                                                                                      телевизору.

- Я знаю, что вы все любите сказки! Покажите мне, как       Дети с помощью пантоми-

сильно вы их любите.                                                                мы показывают свою

                                                                                                      любовь к сказкам.

- Какие сказки вы знаете?                                                          Колобок, Теремок,Золушка,

                                                                                                      Репка, Гуси-лебеди и т. д.

- Молодцы! Много сказок назвали.

- Давайте рассмотрим вот эти книги. Прочитайте, что          «Сказки» В.Сутеев

написано на обложке первой книги и объясните, что            Сказки – это название

обозначают эти слова.                                                                 книги, В.Сутеев - автор

                                                                                                       этих сказок, этой книги.

- В этой книге вы видите известные вам сказки «Кораб-

лик», «Под грибом», «Кто сказал МЯУ?».

- А теперь рассмотрим эту книгу. Как она называется?         «Русские народные сказки»

- А кто же автор этой книги, кто написал эти сказки?

Какие сказки живут в этой книге? Это и предстоит нам

выяснить на сегодняшнем уроке.

- Сегодня мы начинаем изучение русских народных ска-

зок. Мы вспомним много знакомых вам сказок, может

быть , кто-то услышит их впервые.

III.              Изучение нового материала.

- Ребята, откройте учебники на странице 29. Посмотрите,

мы начинаем изучение нового раздела. Кто мне скажет       Сказки, загадки, небылицы

как он называется?

- Теперь работаем на следующей странице. Сейчас мы

прочитаем эту статью о сказках.

1. Учитель с одним из учеников читает статью в диалоге.    Следят по учебнику.

2. Первичная проверка понимания

а) словарная работа

мудрость народа - большие знания, опыт, глубокий ум.

мечты – предмет желаний, стремлений.

намёк – слова или поступок, услышав или увидев

               который, человек должен что-то понять,

               о чём-то догадаться.

добрым молодцам – из народной словесности: удалец,

                                  храбрец.

б) работа по вопросам

- Почему интересно читать сказки? Что там можно                В сказках всё волшебное, 

Встретить?                                                                                    разные чудеса, приключе-

                                                                                                       ния, там можно встретить

                                                                                                       говорящих зверей.

- Чему может научить нас сказка?                                             Сказка может научить нас

                                                                                                       какой-нибудь мудрости.

3. Повторное чтение (по цепочке).                                             Дети читают статью ещё

                                                                                                       раз по цепочке.

4.Работа над пословицей.

- Кто понял, почему часто говорят: «Сказка – ложь, да в       Потому что сказка – это

ней намёк – добрым молодцам  урок»?                                     неправда, то чего в жизни

                                                                                                        не бывает. Но в ней есть

                                                                                                       мудрость. Она учит нас

                                                                                                       быть дружными, добрыми,

                                                                                                       смелыми.                     

- Давайте  поиграем в знакомую нам игру «Ассоциации»

       Что вы представляете, когда слышите слово «СКАЗКА»?    Чудо, добро, бабушка,

                                                                                                       волшебство, лиса, вечер и

                                                                                                       и т. д.

- Как вы думаете, почему у вас возникли такие ассоциа-      В сказках всегда побеждает

ции, как добро?                                                                             добро.

Лиса?                                                                                            Это герой многих сказок.

Вечер?                                                                                           Мама перед сном всегда

                                                                                                       рассказывает сказки.

Чудо?                                                                                             В сказках происходят

                                                                                                        чудеса?

Бабушка?                                                                                       Бабушки придумывают и          

                                                                                                        рассказывают сказки.

- Вы правы.

- Так как мы говорим, что в сказке есть чудо, а урок наш о

сказке, значит, сейчас случится чудо.

- Ой, смотрите, я превращаюсь.

( учитель прячется за ширму и появляется в образе «бабуш-

ки – сказочницы» )

- Здравствуйте, ребята, я бабушка Арина. Я пришла расска-

зать вам о сказках.

Когда-то давно сказки рассказывались только вслух, никто

их не записывал. Самым первым творцом их во все време-

на был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек,

рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил

и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или

сыну, а те, когда выросли рассказали своим детям. Когда

появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это

 время она жила в народе и рассказывалась устно. Сказки

бывают разные. Есть сказки волшебные, в них обязательно

должны быть чудеса и волшебные предметы. Есть бытовые

сказки, в которых описывается жизнь простых людей. Есть

сказки о животных, в таких сказках животные могут гово-

рить, ходить друг к другу в гости. Сказка обязательно учит

чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несёт

 с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь,

да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

IV.              Физкультминутка.

В лесу темно,                                                                                 Дети ложатся на парты,     

Все спят давно.                                                                             опускают головы на руки.

Все птицы спят,

Одна сова не спит,                                                                       Встают из-за парт.

Летит, кричит.                                                                              Машут руками.

Совушка- сова,                                                                             Показывают, какая у неё  

Большая голова,                                                                            большая голова.    

На суку сидит,                                                                               Присаживаются на

Головой вертит,                                                                           корточки, вертят головой. 

Во все стороны глядит,                                                               Смотрят по сторонам.

Да вдруг – как полетит!                                                               Выпрямляются, взмахи

                                                                                                        руками.

V.                Закрепление изученного материала.

- А теперь сказочница- бабушка Арина посмотрит, знаете

ли вы сказки.

Игра «Узнай сказку» (учитель выставляет на доску приго-    Дети узнают и называют

товленные картинки).                                                                  сказки.

- Посмотрите на иллюстрацию на странице 31 и вспомните  Рассказывают сказку по

название этой сказки. Расскажите её с помощью рисунков.    цепочке.

- Молодцы! Вы справились с заданием.

- А помните ли вы о чём эти сказки? Кто их герои?                Да.

- Замечательно. У меня есть предложение. Давайте сыграем  Давайте.

эти сказки, как в театре.

Театрализация сказок с использованием разных видов

 театра.(« Колобок», «Теремок»- куклы на

 руку, за ширмой, «Репка»- пальчиковый театр)

Во время театрализации обсуждается характер героев,

поведение, манеры, голос. Учитель рассказывает сказку

за автора. В конце каждой театрализации обсуждается

главная мысль- «урок» сказки. Например, «Опишите              Медведь добрый, косола-

медведя. Какой он? Как ходит, говорит? Как его                     пый, громко ревёт.

изобразить?», «Чему научила нас сказка «Теремок»?             Сказка учит нас быть

           (см. Приложение- фото)                                                  дружными; и не трогать 

                                                                                                       того, что мы можем

                                                                                                       сломать.

VI.              Итог урока.

(Учитель снова превращается в себя)

- Ребята, как вы думаете, почему я больше не бабушка          Наверно, наш урок

Арина?                                                                                           заканчивается.

- Конечно, потому что наш урок подходит к концу. Давайте

подведём итоги.

- О чём мы говорили на уроке?                                                   О русских народных

                                                                                                          сказках.

- Что вы о них узнали?                                                                 Ответы детей.

 - Прочитайте названия русских народных сказок, добавив

гласные:

                   ВЛК СМР КЗЛТ,                                                       Волк и семеро козлят, 

                   МШ МДВД, КЛБК,                                                   Маша и медведь, Колобок,

                   ЛСЧК С СКЛЧКЙ,                                                    Лисичка со скалочкой,  

                    ГС-ЛБД, РПК, ТРМК.                                             Гуси-Лебеди, Репка,

                                                                                                        Теремок.

- Как вы думаете, чем сказка отличается от малых фольк-     Сказки длиннее, это целые

лорных жанров– пословицы, поговорки, загадки, считалки?  истории, в них есть герои

                                                                                                       и т. д.

- Во всём мире у разных народов существуют свои народ-

ные сказки. И русские, и казахские, и эвенские, и африкан-

ские. Скажите, чем отличаются русские народные и афри-    В русских сказках – русс-

канские народные сказки?                                                           кие герои, звери. А в

                                                                                                       африканских – другие .

VII.           Домашнее задание:

  1. Подобрать поговорки и пословицы к сказкам.
  2. Выполнить поделку «Любимый сказочный герой

русских народных сказок».