Конспект урока по окружающему миру на тему «ПОЖАР». 2 класс «Школа России»
Цели: систематизация знаний обучающихся о мерах по предупреждению пожаров и правил поведения во время пожара.
Задачи:
образовательные:
выработать у обучающихся последовательность действий при пожаре;
систематизировать знания обучающихся о причинах и мерах предупреждения пожаров;
развивающие:
развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;
развивать образное мышление, связную речь обучающихся;
формировать умение аргументировать своё мнение;
воспитательные:
развивать у младших школьников желание и умение работать в коллективе;
воспитывать уважение к мнению собеседника;
развивать любознательность и интерес к учебной деятельности;
формировать у обучающихся навыки для сохранения своей жизни и окружающих.
Тип урока: комбинированный (открытие новых знаний, обобщение и систематизации знаний)
Методы обучения:
проблемный
метод стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности
поисковый
Формы работы:
коллективная
индивидуальная
Оборудование:
ВИДЕОФИЛЬМЫ: «Смешарики», «Пожар в школе», презентация,
тест,
модель телефона,
памятка,
компьютер,
рабочие тетради № 2,
учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
- Над какой большой темой
мы работаем? (Здоровье и безопасность). (5 детей работают по
индивидуальным карточкам).
- О чём мы говорили на наших уроках?
- Назовите тему предыдущего урока. (Домашние опасности).
- Дома вы рисовали специальные предупреждающие знаки . (Дети показывают знаки)
- Кто хочет дополнить ответы ребят?
Опрос дом.зад по презентации (по картинкам)
3. Самоопределение к деятельности.
- Сегодня мы продолжим разговор о том, какие опасности подстерегают нас дома. Послушайте отрывок из стихотворения С.Маршака “Рассказ о неизвестном герое” и определите тему урока:
Прочтёт стихотворение Каминская Софья.
Ехал один гражданин по
Москве –
Белая кепка на голове,
Ехал весной на площадке трамвая,
Что-то под грохот колёс напевая.
Вдруг он увидел – напротив, в окне.
Мечется кто-то в дыму и огне.
Много столпилось людей на панели.
Люди в тревоге под крышу смотрели:
Там из окошка сквозь огненный дым
Руки ребёнок протягивал к ним.
- Что случилось в этом доме? (Пожар).
-Откройте стр.22. учебника.
- Однажды Серёжа и его
папа тоже стали очевидцами пожара.
- Пожар – одно из самых страшных и опасных бедствий. Прочитайте. Что
случилось в доме (дети читают)
-Почему возник пожар?
- Пожар, свидетелями которого стали Серёжа и папа, возник из-за того, что кто-то из жильцов оставил без присмотра включённую газовую плиту.
Люди не соблюдали правила пожарной безопасности.
-Подумайте и скажите, чем опасен пожар?
Итак, назовите тему нашего урока.
-Пожар. Что такое пожар.
- На какой вопрос мы
получим ответ?
- Вопросы урока: почему возникает пожар, как себя вести во время пожара,
как потушить пожар, куда обратиться за помощью?
- На другой день в класс, где учился Серёжа пришёл пожарный.
Что знаете об этой профессии? - Какими качествами должен обладать человек, который выбрал для себя эту профессию?
Баткова Ева
На борьбу с пожарами направляются очень смелые люди - пожарные. Профессию пожарных без преувеличения можно отнести к разряду самых опасных в мире. Часто эти люди сами погибают от огня, с которым приехали бороться. Это важная и благородная профессия, ведь не каждый из нас согласится бегать по горящему зданию, которое вот-вот может рухнуть, в попытках спасти людей, которые ещё не успели выбраться с него. Правда, и благодарность тех, кто обязан спасателям жизнью, безгранична.
- Пожарные – героические люди, которые всегда готовы прийти на помощь. Но иногда они приезжают слишком поздно. Как вы думаете, почему? (Люди поздно сообщают о пожаре, не могут правильно назвать адрес из-за паники, волнения).
Рискуя собственной жизнью, они бросаются в огонь для спасения людей и их имущества. Современная пожарная техника позволяет в считанные минуты локализовать огонь и свести до минимума нанесенный пожаром ущерб. Зачастую, пожарным помогают и обычные люди.
У пожарных есть помощники – те устройства и приспособления, с помощью которых они тушат пожар.
- Слайд (см картинку с устройствами)
4.Работа над новым материалом.
- Каждый человек стремиться обустроить свой дом как можно уютнее, удобнее и теплее.
Проблемный вопрос:
- Как вы думаете, огонь –
наш друг или враг?
- Приведите примеры, когда огонь выступает, как друг человека, помощник, и как
враг.
- Почему огонь из друга может превратиться во врага?
Слайд
(Люди забывают о правилах безопасного обращения с огнём).
Физкультминутка- игра
«Это я, это я, это все мои друзья»
Я буду задавать вопросы, а вы,
если согласны, шагаете и должны хором отвечать: «Это я, это я,
это все мои друзья», а если не согласны, садитесь на корточки и
молчите.
Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу,
И квартиру от огня?
(Это я, это я, это все мои друзья)
Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
(Молчат)
Кто соседней детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
(Это я, это я, это все мои друзья)
Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел.
(Молчат)
Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто помочь другому рад?
Кто пример для всех ребят?
(Это я, это я, это все мои друзья)
-Молодцы ребята! Хорошо справились.
-Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. Его берегли, постоянно поддерживали. Огонь – давний друг человека. Без огня мы уже не можем обходиться ни дня.
-Да, огонь верно служит людям в повседневном быту: помогает приготовить пищу, согревает, освещает комнаты, когда нет электричества. Не могут обойтись без него и люди некоторых профессий на производстве
-Миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен. Но если дать ему волю, то добро превращается во зло. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. А каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей. В нашей стране от детских шалостей с огнём ежегодно гибнет много людей. И становится обидно, когда дома, квартиры и всё, что создано руками человека,- всё уносит пожар за несколько часов. Вы сейчас слушаете и думаете, что к вам сказанное не относится,- вы лично спичками не играете и друзьям своим не позволяете это делать. А количество пожаров растёт.
- Как вы думаете, что такое пожар?
- Пожаром называется
неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей
среды, ценностей и даже гибели человека.
Какие чувства вы испытали? (Страх, растерянность, ужас).
- Что ещё может быть причиной пожара? Слайд
Фильм - смешарики
5. Закрепление.
Работа по учебнику стр.23 -24.
- Составьте правила пожарной безопасности.
(Не играй со спичками,
зажигалками. Выключай электроприборы, газ. Не зажигай фейерверки, петарды,
бенгальские свечи, бытовые свечи без взрослых).
- Прочитайте памятку с
правилами в учебнике на стр.23.
- Какие правила пожарной безопасности мы не назвали? Слайд
- Если пожар всё-таки
возник, как нужно себя вести? ( Нельзя паниковать, пугаться).
- Существуют правила поведения на пожаре:
а) Если огонь небольшой,
можно его затушить водой, набросить плотную ткань, одеяло.
б) Если огонь не погас – убегай из дома в безопасное место. Звони по телефону
01.
в) При пожаре в подъезде не садись в лифт. Он может отключиться, и ты
задохнёшься.
г) Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно
спасут.
Слайд 6
2 часть
- Но нужно знать, куда бежать. Если в школе вдруг возник пожар, необходимо эвакуироваться, т.е. выйти из опасной зоны.
- Что значит эвакуироваться? (Это выход из опасной зоны.)
Как выходим? (План эвакуации школы, подаётся сигнал тревоги: короткие звонки, знаки на стенах “Бегущий человек”).
Знакомство с индивидуальными средствами защиты.
- При пожаре дым гораздо
опаснее огня. Большинство людей погибает от дыма. Если чувствуешь, что
задыхаешься, опустись на корточки и продвигайся к выходу ползком – внизу меньше
дыма.
- Вывод. Запомнить взрослым необходимо: чаще в пожарах гибнут от дыма.
- Как ещё можно защититься от дыма? (Марлевые повязки, респираторы).
Слайд
Работа по учебнику на стр.24 - 25.
- Рассмотрите предметы, изображённые на стр.25. Для чего они необходимы? Как ими пользоваться? (пожарный шланг – брандспойт, огнетушитель, ремень, каска, перчатки, маска на лицо и т.д.).
Пожарный:
Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал.
Смело трубку в руку взять,
“01” сумей набрать.
И назвать ещё потом город, улицу и дом,
И квартиру, где живёте,
И с каким она замком,
И ещё сказать:
“Даю вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою”.
- ПОЖАР МЫ БЫСТО
ПОБЕДИМ, КОЛЬ ПОЗВОНИМ ПО … 01! (Карточка 01)
- Почему телефон пожарной службы 01? (Простой, легко запомнить, дорога
каждая минута, даже в темноте легко набрать) Слайд
- Как правильно вызвать пожарных по телефону? (112)
-Помните, от точности и
быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.
- Как вы думаете, можно ли звонить по телефону 01 ради развлечения, если
пожара нет? Почему?
ЭТО ПРЕСТУПЛЕНИЕ.
Практическая работа.
6. Обобщение.
- Если вы обнаружили пожар в школе или почувствовали запах дыма, немедленно сообщите об этом учителю, находящемуся поблизости.
- Не пытайтесь самостоятельно потушить пожар.
- Действуйте по команде учителя. Никогда не прячьтесь в задымлённом помещении в укромные места. При эвакуации покидайте опасное место в составе класса. Ведите себя спокойно, не создавайте паники.
- Если в помещении дым, пригнитесь к полу, по возможности дышите через мокрую ткань, мокрое полотенце.
- Запомни это сам и расскажи другим.
Учитель: Молодцы! Вижу, что вы все хорошо усвоили правила безопасности при пожаре. Ребята! Соблюдение правил пожарной безопасности поможет сохранить в целости и сохранности любую квартиру, любой дом, где вы живете, любое предприятие, где работают ваши мамы и папы, сберечь жизнь и здоровье людей предельно осторожны в обращении с огнем и ни в коем случае не допускайте превращения огня в пожар!
7. Итог урока. Рефлексия.
-Ну а наш урок подошел к концу.
- О чём мы говорили на уроке?
- Чем опасен пожар?
- Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос? (Хором отвечают)
- Какой момент урока вам больше всего запомнился?
Сегодня я научился…Теперь я смогу…Мне было трудно (легко)
Я понял что, …
Я хочу быть живым и здоровым, поэтому я …
- Дети, большое спасибо вам за проделанную работу! За активную работу на уроке я вам дарю раскраски с изображением пожарного и памяткой «Что делать в случае пожара». - Я думаю, что наш урок не прошёл бесследно. - Желаю вам здоровья и добра.
8. Домашнее задание.
- Составь рассказ на тему «Что я расскажу младшим о пожаре», с. 22 – 25.
Приложение. Индивидуальные карточки.
1 вариант
ФИ__________________________________________________
Какой из этих предметов опасно брать мокрыми руками?
а) полотенце в) ложку
б) утюг г) нож
Без взрослых никогда нельзя брать в рот:
а) сок в) лекарства
б) молоко г) хлеб
Соедините линиями предметы и опасности, которые они несут.
Табурет, стул ожог
Розетка падение
Соковыжималка удар током
Чайник отравление
Лекарство повреждение пальца
2 вариант
ФИ__________________________________________________
Какой из этих предметов опасно брать мокрыми руками?
а) ложку в) полотенце
б) утюг г) нож
Без взрослых никогда нельзя брать в рот:
а) молоко в) хлеб
б) сок г) лекарства
Соедините линиями предметы и опасности, которые они несут.
Табурет, стул повреждение пальца
Розетка падение
Соковыжималка удар током
Чайник отравление
Лекарство ожог
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.