Урок русского языка в 5 классе
Подготовила учитель
русского языка и литературы
Жичко Елена Геннадьевна
Тема: Буквы ё-о после шипящих в корне слова
Цель: формирование навыка правописания о,ё после шипящих в корне слова; развитие умения проверять написание путем подбора однокоренных слов.
Задачи:
1) создать условия, способствующие формированию навыка правописания о,ё после шипящих;
2) развить умения выделять морфему, в которой находится орфограмма;
3) воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.
Ход урока
I. Организационный момент
Вступление учителя и
организация внимания
– Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите на ваши рабочие места. У каждого на парте должен лежать раздаточный материал. Готовы?
Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб в прок
Он пошел вам, и тогда,
Будем грамотны всегда.
II. Постановка учебных задач
– Предлагаю
послушать небольшую сказку «Капризные шипящие».
Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без
гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих
подружек. Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая. С буквами Я,
Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О
и Ё. То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И они
согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать… Тсс.. Слышите, что говорят
шипящие?
– Осторож-ж-но! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!
– А кто из вас догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Правлписание о, ё после шипящих).
– А какое правило вы уже знаете, которое связано с шипящими? (Правописание а,у,и после шипящих).
– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова».
– Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны научиться?
(Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё?).
III. Изучение нового материала
Ребята получают письма от почтальона, в которых нужно исправить ошибки:
Здравствуй, дорогой друг!
Хочу рассказать тебе историю о том, что недавно я увидел щоголя в капюшёне. Он распахнул дверь одного из магазинов и, услышав шёрох, вошол внутрь. Хозяин улыбнулся почотному гостю и расставил товары. Здесь было всё: на шолковой ткани искусный шёв, вкусные жолуди, анчёусы, крыжёвник и даже чорный рыцарский плащ. Но герой не мог купить и дешовой расчоски: денег у него не было.
–Сможете ли вы справиться с этим заданием, не зная правила правописания о,ё после шипящих? (Нет)
– Предлагаю использовать алгоритм для того, чтобы сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О)
– А мы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник и сверьте (Читают вслух)
– А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые нужно запомнить? (Исключения)
–А в каких словах, кроме исключений, тоже пишем гласную о? (В иноязычных словах)
–Чтобы легче запомнить их, посмотрите на выделенные слова на слайде и послушайте шуточный рассказ:
Автомобиль движется по шоссе. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шорты для лошади, а Жора ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.
– Напишите в ответ незнакомцу правило, положите в конверт.
– А теперь я предлагаю вам составить «облако слов» из слов, в которых нужно писать гласную о:
Словарная работа
Беседа с классом:
– Кто такой жонглёр?
– А жокей?
– Какое настроение у всех было?
– Что ел и пил Жора?
Жонглёр – цирковой артист, занимающийся жонглированием.
Жокей – профессиональный наездник на скачках.
Мажор, а, м.. переносное. Бодрое, веселое настроение.
Крюшон, -а, м. Прохладительный фруктовый напиток.
Распределительный диктант
Распределить слова в 2 колонки (о,ё):
Ж..лтый, ш..лк, пч..лы, ш..в, трущ..ба, ш..рох, обж..ра, чащ..ба, крыж..вник,
ш..фёр, ж..нглёр, ш..рты, ш..ссе, ч..рный, ч..рствый, щ..тка, прич..ска, ч..рточка, пш..нка, щ..лка.
Физминутка
IV. Закрепление нового материала
Комментированное письмо. Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните орфограммы:
Тонкая ж_рдочка, деш_вый товар, спелый ж_лудь, длинная беч_вка, завитая ч_лка, красивый ш_лк, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, ч_рная кош_лка, легкий ч_лн, ж_сткая щ_тка, чугунная реш_тка, кривой ш_в, щ_лкать, ч_порный вельможа, тихий ш_рох, спелый крыж_вник, городские трущ_бы, полуш_пот, ш_ковая терапия, ож_г руку, ож_г руки, ж_нглер, ш_фер, мокрое ш_ссе.
Тестовая работа
А1. Укажите слово, в котором пишется буква о
1) Реш_тка;
2) ж_лудь;
3) пч_лы;
4) ш_рох.
А2. Укажите слово, в котором пишется буква ё
1) Щ_лкать;
2) ш_колад;
3) ж_кей;
4) ш_тландец.
А3. Укажите строку, в которой все слова пишутся с буквой ё
1) Щ_лкнуть, ч_рный, ш_л;
2) ш_лковый, крыж_вник, тяж_лый;
3) стереж_т, ш_колад, ш_рох;
4) капюш_н, ж_лтый, ш_ссе.
А4. Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка
1) На черном небе слабо проступала
водянистая туча.
2) Тормоза завизжали – это шоферы педали нажали.
3) Сижу за решеткой в темнице сырой.
4) Две жордочки положены
через поток.
А5. Укажите предложение, в
котором допущена орфографическая ошибка
1) Фрукты были упакованы в решетчатые
ящики.
2) Молча взял он лошадь за челку левой рукой.
3) Мелкий дождик шол всю ночь.
4) На ней были шелковое красное платье и черный ремень.
Проверка результатов на слайде.
– Ребята, встаньте те, кто выполнил без ошибок. Молодцы!
V. Подведение итогов, рефлексия
– Выберите нужный предмет. Мясорубку – нужно переработать информацию. Урна – информация не пригодится. Чемодан – возьмете информацию с собой.
VI. Домашнее задание
§ 9, упр. 84.
Составить шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой ё после шипящих – “Шипящий детектив”( по желанию учащихся).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.