Конспект урока
Оценка 5

Конспект урока

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
19.04.2022
Конспект урока
Конспект урока
Правописание о.ё после шипящих.docx

Урок русского языка в 5 классе

                                                                        Подготовила учитель

 русского языка и литературы

                                                                               Жичко Елена Геннадьевна

 

Тема: Буквы ё-о после шипящих в корне слова

Цель: формирование навыка правописания о,ё после шипящих в корне слова; развитие умения проверять написание путем подбора однокоренных слов.

Задачи:

1)    создать условия, способствующие формированию навыка правописания о,ё после шипящих;

2)    развить умения выделять морфему, в которой находится орфограмма;

3)    воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: компьютер, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент
Вступление учителя и организация внимания

– Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите на ваши рабочие места. У каждого на парте должен лежать раздаточный материал. Готовы?

Начинаем наш урок!
Очень хочется, чтоб в прок

Он пошел вам, и тогда,

Будем грамотны всегда.

II. Постановка учебных задач
  
– Предлагаю послушать небольшую сказку «Капризные шипящие».

 Дружно живут согласные с гласными. Ещё бы! Им без гласных никак с работой не справиться. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной, когда перед ней оказывается шипящая. С буквами  Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно рядом с ними буквам О и Ё. То всем шипящим подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе. И они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать… Тсс.. Слышите, что говорят шипящие?
– Осторож-ж-но! Мы – ш-ш-шипящ-щ-щие!

– А кто из вас догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Правлписание о, ё после шипящих).

– А какое правило вы уже знаете, которое связано с шипящими? (Правописание а,у,и после шипящих).

  – Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа и тему: «Буквы о-ё после шипящих в корне слова».

 – Ребята, а как вы думаете, чему мы с вами должны научиться?

(Мы научимся определять, какую гласную мы пишем после шипящих в корне слова, О или Ё?).

III.  Изучение нового материала

Ребята получают письма от почтальона, в которых нужно исправить ошибки:

Здравствуй, дорогой друг!

     Хочу рассказать тебе историю о том, что  недавно я увидел  щоголя в капюшёне. Он распахнул дверь одного из магазинов и, услышав шёрох, вошол  внутрь. Хозяин улыбнулся почотному гостю и расставил товары. Здесь было всё: на  шолковой  ткани искусный шёв, вкусные жолуди, анчёусы, крыжёвник и даже чорный рыцарский плащ. Но герой не мог купить и дешовой расчоски: денег у него не было.

–Сможете ли вы справиться с этим заданием, не зная правила правописания о,ё после шипящих? (Нет)

– Предлагаю использовать алгоритм для того, чтобы сформулировать правило написания букв о-ё после шипящих. (Если к слову мы можем подобрать однокоренное с Е, то пишем Ё, если нет, то пишем О)

А мы правильно сформулировали правило? Проверим по учебнику. Откройте учебник и сверьте (Читают вслух)

  – А как называются слова, которые пишутся не по правилу, которые   нужно запомнить? (Исключения)

–А в каких словах, кроме исключений, тоже пишем гласную о? (В иноязычных словах)

–Чтобы легче запомнить их, посмотрите на выделенные слова на слайде и послушайте шуточный рассказ:

     Автомобиль движется по шоссе. За рулем опытный шофер-шотландец. С ним рядом в машине – жонглер, жокей, переводчик Жора-обжора. Все они едут на веселое шоу. Настроение у всех мажорное. Каждый занят своим делом. Жонглер жонглировал крыжовником. Жокей рассматривал новые шорты для лошади, а Жора ел шоколад и запивал его крюшоном. Вдруг раздался шорох, все были шокированы происшедшим. Это у обжоры лопнул шов на шортах.

– Напишите в ответ незнакомцу правило, положите в конверт.

А теперь я предлагаю вам составить «облако слов» из слов, в которых нужно писать гласную о:

Изображение выглядит как текст, электроника

Автоматически созданное описание      

Словарная работа

Беседа с классом:

– Кто такой жонглёр?

– А жокей?

– Какое настроение у всех было?

– Что ел и пил Жора?

Жонглёр – цирковой артист, занимающийся жонглированием.

Жокей – профессиональный наездник на скачках.

Мажор, а, м.. переносное. Бодрое, веселое настроение.

Крюшон, -а, м. Прохладительный фруктовый напиток.

Распределительный диктант

Распределить слова в 2 колонки (о,ё):

 Ж..лтый, ш..лк, пч..лы, ш..в, трущ..ба, ш..рох, обж..ра, чащ..ба, крыж..вник,

ш..фёр, ж..нглёр, ш..рты, ш..ссе, ч..рный, ч..рствый, щ..тка, прич..ска, ч..рточка, пш..нка, щ..лка.

Физминутка

IV. Закрепление нового материала

 Комментированное письмо. Вставьте пропущенные буквы, выделите корень, подчеркните орфограммы:

     Тонкая ж_рдочка, деш_вый товар,  спелый ж_лудь,  длинная беч_вка,  завитая ч_лка, красивый ш_лк, ч_рствый хлеб, тяж_лая ноша, ч_рная кош_лка, легкий ч_лн,  ж_сткая щ_тка, чугунная реш_тка, кривой ш_в, щ_лкать,  ч_порный вельможа,  тихий ш_рох,  спелый крыж_вник, городские трущ_бы, полуш_пот, ш_ковая терапия, ож_г руку, ож_г руки, ж_нглер, ш_фер, мокрое ш_ссе.

Тестовая работа

А1. Укажите слово, в котором пишется буква о

1) Реш_тка;

2) ж_лудь;

3) пч_лы;

4) ш_рох.

А2. Укажите слово, в котором пишется буква ё

1) Щ_лкать;

2) ш_колад;

3) ж_кей;

4) ш_тландец.

А3. Укажите строку, в которой все слова пишутся с буквой ё

1) Щ_лкнуть, ч_рный, ш_л;

2) ш_лковый, крыж_вник, тяж_лый;

3) стереж_т, ш_колад, ш_рох;

4) капюш_н, ж_лтый, ш_ссе.
А4.  Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка
1) На черном небе слабо проступала водянистая туча.
2) Тормоза завизжали – это шоферы педали нажали.
3) Сижу за решеткой в темнице сырой.
4) Две жордочки положены через поток.
А5.
Укажите предложение, в котором допущена орфографическая ошибка
1) Фрукты были упакованы в решетчатые ящики.
2) Молча взял он лошадь за челку левой рукой.
3) Мелкий дождик шол всю ночь.
4) На ней были шелковое красное платье и черный ремень.

Проверка результатов на слайде.

– Ребята, встаньте те, кто выполнил без ошибок. Молодцы!

V. Подведение итогов, рефлексия

– Выберите нужный предмет. Мясорубку – нужно переработать информацию. Урна – информация не пригодится.  Чемодан – возьмете информацию с собой.

            Изображение выглядит как чашка, кухонная посуда

Автоматически созданное описание                 Изображение выглядит как сиденье, мебель, стул

Автоматически созданное описание                              Изображение выглядит как внутренний, аксессуар, футляр, желтый

Автоматически созданное описание

 

VI. Домашнее задание

§ 9, упр. 84.

Составить шуточный рассказ со славами-исключениями и с буквой ё после шипящих – “Шипящий детектив”( по желанию учащихся).

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка в 5 классе

Урок русского языка в 5 классе

Тсс.. Слышите, что говорят шипящие? –

Тсс.. Слышите, что говорят шипящие? –

А мы правильно сформулировали правило?

А мы правильно сформулировали правило?

Словарная работа Беседа с классом: –

Словарная работа Беседа с классом: –

А2. Укажите слово, в котором пишется буква ё 1)

А2. Укажите слово, в котором пишется буква ё 1)

VI . Домашнее задание § 9, упр

VI . Домашнее задание § 9, упр
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.04.2022