Конспект урока биологии в 7 классе.
Тема урока «Многообразие насекомых»
Цель урока: выявить характерные особенности отрядов класса Насекомые, выяснить какую роль они играют в природе и жизни человека.
Задачи урока для учителя:
· способствовать расширению кругозора учащихся;
· продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, коллекциях, сравнивать между собой;
· сформировать понятие о разнообразии ротовых аппаратов у насекомых;
· развивать умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий, выступать перед аудиторией слушателей;
· развивать интерес к миру насекомых;
Задачи урока для учащихся:
· находить в различных источниках и анализировать информацию о строении насекомых;
· применять полученные знания при решении задач.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский.
Методические приемы: фронтальный опрос, коллективные формы работы, групповая работа, самостоятельная работа, творческая работа.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник под редакцией Пасечника В.В.. Предметная линия УМК «Линия жизни». Москва «Просвещение», 2016г.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Учащиеся расширяют знания о многообразии насекомых, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности отрядов, учатся различать их среди биологических объектов; овладевают основами экологической грамотности: способностью оценивать последствия деятельности человека в природе, осознанием необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных.
Личностные:
У учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение насекомых, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы, формируются установки на ведение здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены для борьбы с насекомыми, распространяющими возбудителей болезней человека.
Метапредметные:
Учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о насекомых в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях, Интернете и интерпретировать ее, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникативные технологии при подготовке презентаций.
Ход урока.
1. Мотивирование на учебную деятельность.
Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
2. Актуализация знаний.
1. Какой тип животных мы с вами изучаем? (членистоногие)
2. Какие характерные признаки этого типа? (хитиновый покров, членистое строение тела, членистое строение конечностей)
3. Какие классы входят в этот тип животных? (ракообразные, паукообразные, насекомые)
4. Какой класс мы сейчас изучаем? (насекомые)
Давайте вспомним основные признаки этого класса и выполним следующее задание (выбирают уровень задания)
Тест (белый лист-«3»)
1. Отделы тела насекомых: а)головогрудь, хвост б) голова, грудь, брюшко в)головогрудь, брюшко
2.Покровы тела насекомых: а)известковый б)костный в)хитиновый
3. Майский жук – это: а)обитатель почвы б)листоед в)водный жук
4. Усы – это: а)органы зрения б)вкуса в)обоняния, осязания
5. Дыхальца насекомых расположены: а)на брюшке и груди б)на голове в)на груди.
Самопроверка . Ответы:1-б, 2-в, 3-б, 4-в, 5-а.
Тест (желтый лист-«4»)
1.Грудь насекомых состоит из: а)трех сегментов б) четырех сегментов в) шести сегментов
2.Тело насекомых состоит из а)трех отделов б)четырех отделов в)члеников
3.Насекомые имеют: а) пять пар конечностей б) две пары в) три пары
4.У насекомых: а)только простые глаза б)только сложные глаза в) сложные и простые глаза
5.У насекомых, как и у паукообразных, имеется:
а) крылья б) замкнутая кровеносная система в) мальпигиевы сосуды
г)жевательный желудок
Самопроверка . Ответы:1-а 2-а, 3-в, 4-в, 5-в.
Тест (красный лист-«5 »)
1.Тело насекомых состоит: а)из головогруди и брюшка б)из головы, груди и брюшка в)все отделы слились в одно целое
2.Роль органов осязания у многих насекомых играют: а)ротовые органы б)крылья в)усики и лапки
3. Дыхальца насекомых расположены: а) на голове б)на груди в) на брюшке и груди
4.Фасеты помогают : а)видеть б)слышать в)чувствовать
5.Надкрылья расположены на: а)голове б)брюшке в)груди
Самопроверка . Ответы:1-б 2-в, 3-в, 4-а, 5-в.
Время вышло, каждый из вас оценивает выполнение первого задания по критериям и сравнивает с эталоном, который представлен на экране. Ребята, поднимите руку, у кого есть ошибки, у кого нет ошибок. Вы молодцы, хорошо справились с первым заданием.
3.Целеполагание
Ты посмотри вокруг себя-
Везде живые существа
Одни жужжат, таскают мёд
Ведь пчёлы «трудовой народ».
Другие вечно нас кусают-
Их комарами называют.
И тут, куда не посмотри
Кружатся стаями они.
А есть назойливые мухи,
Они всегда шумят под ухом,
Мешают, вечно лезут в рот
И кстати тоже любят мёд.
О представителях какого класса Членистоногих идёт речь в этом стихотворении? Конечно, о насекомых.
Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением. Сегодня мы продолжим с ними знакомство.
Предположите, какая же тема нашего урока?
Тема. « Многообразие Насекомых».
Сформулируйте цель урока в соответствии с темой урока.
Слайд презентации:
Задание: На слайде изображены представители профессии, имеющей отношение к теме нашего урока. Предположите, что это за профессия и обоснуйте свое мнение.
(компетенции - понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных для получения выводов):
Энтомолог – человек, изучающий насекомых.
Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. По исследованиям ученых на каждого человека приходится по 250 насекомых. Количество видов насекомых больше, чем количество видов всех животных и растений вместе взятых. Согласно систематике, класс Насекомые делится на множество отрядов. Какие же признаки легли в основу этого деления?
4. Первичное усвоение новых знаний
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поработать в группах. Задание:
Пользуясь материалом параграфа, заполните таблицу «Класс Насекомые». (компетенции: интерпретация данных для получения выводов, понимание особенностей естественнонаучного исследования )
Отряд |
Тип ротового аппарата |
Число и строение крыльев |
Представители |
Жесткокрылые |
|
|
|
Чешуекрылые |
|
|
|
Блохи |
|
|
|
Двукрылые |
|
|
|
Перепончатокрылые (на примере медоносной пчелы) |
|
|
|
5. Физминутка
Бабочка
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
Давайте послушаем группы.
Группа отвечает, сравнивает с эталоном, остальные дети дополняют столбцы таблицы.
Вывод:
Итак, вернёмся к нашему проблемному вопросу, давайте сделаем вывод;
Какие же особенности строения насекомых легли в основу их деления на отряды и обеспечивают им господство в окружающей среде?
(предполагаемые ответы обучающихся) Строение ротового аппарата, количество и особенности строения крыльев легли в основу деления этого многочисленного класса на отряды.
СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЁТУ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ПИЩИ
ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ
ЗАПОЛНЕНИЕ МЕСТ ОБИТАНИЯ, НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Значение насекомых в природе и в жизни человека.
Просмотр видеофрагмента
Насекомые удивительны и привлекательны. Из-за своих маленьких размеров они практически незаметны, но нашу жизнь они оказывают очень большое влияние.
Давайте вместе составим схему «Значение насекомых»:
Сначала послушаем стихотворение.
Для чего в природе насекомые нужны?
Мы сейчас об этом вам рассказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут насекомые опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды.
А для человечества, много лет подряд
Шелковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота
В них любовь и сказка, счастье и мечта.
1,опыление растений
2.переносчики заболеваний
3.вредители леса
4.хозяйственное значение
5.эстетическое значение(бабочки)
6.Первичная проверка понимания.
А теперь давайте немного с вами поиграем.
Отгадать загадки и распределить животных по отрядам.
( Компетенция: интерпретация данных, научное объяснение явлений)
1.
Не найдешь на белом свете |
2.
Расту червячком, питаюсь листком. |
3.
Не зверь, не птица,
А нос – как спица. (Комар) двукрылые
4.
Домовитая хозяйка |
||
5. Кто над нами
вверх ногами
6. В чёрных точках красный плащ Носит жук. Растеньям — страж. С вредной тлёй воюет ловко Эта… (Божья коровка)
жесткокрылые
Теоретические вопросы:( компетенция: научное объяснение явлений) 1. Почему нельзя уничтожать всех насекомых-вредителей, несмотря на огромный вред, который они приносят сельскому хозяйству? Элементы ответа: Большинство даже вредных для народного хозяйства насекомых нельзя полностью уничтожать, потому что это повлечёт нарушение необходимых пищевых связей между организмами в природе. 2.Насекомые — наиболее распространенные животные на Земле. Среди них встречаются виды, ведущие одиночный и общественный образ жизни. Какое преимущество дает некоторым насекомым общественный образ жизни? Элементы ответа: 1) совместными действиями возводят жилища и защищают его обитателей;
2) совместными действиями запасают пищу и выкармливают матку и потомство;
3) имеет место своеобразное разделение труда между членами колонии;
4) к общественным насекомым относятся муравьи, пчёлы, термиты 7. Домашнее задание Для всех: п.47, прочитать, ответить на вопросы, дополнить схему «Значение насекомых». По желанию: 1)интересные факты из жизни насекомых. 2) заполнить таблицу «Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний». 8.Рефлексия |
||
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.