Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Многообразие насекомых"
Оценка 4.8

Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Многообразие насекомых"

Оценка 4.8
docx
биология
7 кл
12.06.2020
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Многообразие насекомых"
Конспект урока биологии в 7 классе по теме "Многообразие насекомых"
Класс 7.docx

Конспект урока биологии в 7 классе.

 

Тема урока   «Многообразие насекомых»

Цель урока: выявить характерные особенности отрядов  класса   Насекомые, выяснить какую роль они играют в природе и жизни человека.

Задачи урока для учителя:

·        способствовать расширению кругозора учащихся;

·        продолжить формирование умений узнавать изученных животных на таблицах, рисунках, коллекциях, сравнивать между собой;

·        сформировать понятие о разнообразии ротовых аппаратов у насекомых;

·        развивать умение быстро ориентироваться при выполнении данных на уроке заданий, выступать перед аудиторией слушателей;

·         развивать интерес к миру насекомых;

Задачи урока для учащихся:

·       находить в различных источниках и анализировать информацию о строении насекомых;

·       применять  полученные знания при решении задач.

 

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, исследовательский.

Методические приемы: фронтальный опрос, коллективные формы работы, групповая работа, самостоятельная работа, творческая работа.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, учебник под редакцией Пасечника В.В.. Предметная линия УМК «Линия жизни». Москва «Просвещение», 2016г.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

 

Учащиеся расширяют знания о многообразии насекомых, знакомятся с особенностями строения и жизнедеятельности отрядов, учатся различать их среди биологических объектов; овладевают основами экологической грамотности: способностью оценивать последствия деятельности человека в природе, осознанием необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний, видов животных.

Личностные:

У учащихся развиваются познавательный интерес и мотивы, направленные на изучение насекомых, интеллектуальные умения доказывать, анализировать, сравнивать, делать выводы, формируются установки на ведение здорового образа жизни, соблюдение правил личной гигиены для борьбы с насекомыми, распространяющими возбудителей болезней человека.

Метапредметные:

Учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о насекомых в учебнике, научно-популярной литературе, биологических словарях, Интернете и интерпретировать ее, переводить из одной формы подачи в другую, использовать информационно-коммуникативные технологии при подготовке презентаций.

Ход урока.

 

1.     Мотивирование на учебную деятельность.

Добрый день, ребята! Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.

2.      Актуализация знаний.

1.      Какой тип животных мы с вами изучаем? (членистоногие)

2.      Какие характерные признаки этого типа? (хитиновый покров, членистое строение тела, членистое строение конечностей)

3.      Какие классы входят в этот тип животных? (ракообразные, паукообразные, насекомые)

4.      Какой класс мы сейчас изучаем? (насекомые)

Давайте вспомним основные признаки этого класса и выполним следующее задание (выбирают уровень задания)

 

 Тест (белый лист-«3»)

1. Отделы тела насекомых: а)головогрудь, хвост б) голова, грудь, брюшко в)головогрудь, брюшко

2.Покровы тела насекомых: а)известковый б)костный в)хитиновый

3. Майский жук – это: а)обитатель почвы б)листоед в)водный жук

4. Усы – это: а)органы зрения б)вкуса в)обоняния, осязания

5. Дыхальца насекомых расположены: а)на брюшке и груди б)на голове в)на груди.

Самопроверка . Ответы:1-б, 2-в, 3-б, 4-в, 5-а.

 

Тест (желтый лист-«4»)

1.Грудь насекомых состоит из: а)трех сегментов б) четырех сегментов в) шести сегментов

2.Тело насекомых состоит из а)трех отделов б)четырех отделов в)члеников

3.Насекомые имеют: а) пять пар конечностей б) две пары в) три пары

4.У насекомых: а)только простые глаза б)только сложные глаза в) сложные и простые глаза

           5.У насекомых, как и у паукообразных, имеется:

            а) крылья  б)  замкнутая кровеносная система в) мальпигиевы сосуды

            г)жевательный желудок

Самопроверка . Ответы:1-а 2-а, 3-в, 4-в, 5-в.

 

Тест (красный лист-«5 »)

1.Тело насекомых состоит: а)из головогруди и брюшка б)из головы, груди и брюшка в)все отделы слились в одно целое

2.Роль органов осязания у многих насекомых играют: а)ротовые органы б)крылья в)усики и лапки

3. Дыхальца насекомых расположены: а) на голове б)на груди в) на брюшке и груди

4.Фасеты помогают : а)видеть б)слышать в)чувствовать

5.Надкрылья расположены на: а)голове б)брюшке в)груди

             Самопроверка . Ответы:1-б 2-в, 3-в, 4-а, 5-в.

 

Время вышло, каждый из вас оценивает выполнение первого задания по критериям и сравнивает с эталоном, который представлен на экране. Ребята, поднимите руку, у кого есть ошибки, у кого нет ошибок. Вы молодцы, хорошо справились с первым заданием.

3.Целеполагание

Ты посмотри вокруг себя-

Везде живые существа

Одни жужжат, таскают мёд

Ведь пчёлы «трудовой народ».

Другие вечно нас кусают-

Их комарами называют.

И тут, куда не посмотри

Кружатся стаями они.

А есть назойливые мухи,

Они всегда шумят под ухом,

Мешают, вечно лезут в рот

И кстати тоже любят мёд.

О представителях какого класса Членистоногих идёт речь в этом стихотворении? Конечно, о насекомых.

Ученые выделили этих животных в отдельный класс, так как они имеют общее внешнее и внутреннее строение, их образ жизни связан с определёнными условиями, они отличаются от других животных способами выведения потомства, поведением. Сегодня мы продолжим с ними знакомство.

Предположите, какая же тема нашего урока?

Тема. « Многообразие  Насекомых».

Сформулируйте цель урока в соответствии с темой урока.

Слайд презентации:

 

https://thumbs.dreamstime.com/b/%D0%BE%D1%85%D0%BE%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D0%B1%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%BA%D0%B8-23889563.jpg https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4f/US_Navy_030919-N-5821W-002_uses_a_microscope_to_identify_an_insect_at_the_entomology_department.jpg Задание: На слайде изображены представители профессии, имеющей отношение к теме нашего урока. Предположите, что это за профессия и обоснуйте свое мнение.

    (компетенции - понимание особенностей естественнонаучного исследования, интерпретация данных для получения выводов):

Энтомолог – человек, изучающий  насекомых.

Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. По исследованиям ученых на каждого человека приходится  по  250  насекомых. Количество видов насекомых больше, чем количество видов всех животных и растений вместе взятых.  Согласно систематике, класс Насекомые делится на множество отрядов.  Какие же признаки легли в основу этого деления?

4. Первичное усвоение новых знаний

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю поработать в группах. Задание:

Пользуясь материалом параграфа, заполните таблицу «Класс Насекомые». (компетенции: интерпретация данных для получения выводов, понимание особенностей естественнонаучного исследования )

Отряд

Тип ротового аппарата

Число и строение крыльев

Представители

Жесткокрылые

 

 

 

Чешуекрылые

 

 

 

Блохи

 

 

 

Двукрылые

 

 

 

Перепончатокрылые

(на примере медоносной пчелы)

 

 

 

 

5. Физминутка

Бабочка

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавли­вая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)

Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Давайте послушаем группы.

Группа отвечает, сравнивает с эталоном,  остальные дети дополняют столбцы таблицы.

Вывод:

Итак, вернёмся к нашему проблемному вопросу, давайте сделаем вывод;

 Какие же особенности строения насекомых легли в основу их деления на отряды и обеспечивают им господство в окружающей среде?

(предполагаемые ответы обучающихся) Строение ротового аппарата, количество и особенности строения крыльев легли в основу деления этого многочисленного класса на отряды.

СПОСОБНОСТЬ К ПОЛЁТУ И ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПОВЕРХНОСТЯМ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНОЙ ПИЩИ

 ХОРОШО РАЗВИТЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ

ЗАПОЛНЕНИЕ МЕСТ ОБИТАНИЯ, НЕДОСТУПНЫХ ДЛЯ ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СЛОЖНЫХ ИНСТИНКТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Значение насекомых в природе и в жизни человека.

Просмотр видеофрагмента

Насекомые удивительны и привлекательны. Из-за своих маленьких размеров они практически незаметны, но нашу жизнь они оказывают очень большое влияние.

Давайте вместе составим схему «Значение насекомых»:

Сначала послушаем стихотворение.

 

Для чего в природе насекомые нужны?
Мы сейчас об этом вам рассказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут насекомые опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды.
А для человечества, много лет подряд
Шелковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки – природы нашей красота

В них любовь и сказка, счастье и мечта.

1,опыление растений

2.переносчики заболеваний

3.вредители леса

4.хозяйственное значение

5.эстетическое значение(бабочки)

6.Первичная проверка понимания.

А теперь давайте немного с вами поиграем.

Отгадать загадки и распределить животных по отрядам.

( Компетенция: интерпретация данных, научное объяснение явлений)

1.     Не найдешь на белом свете
Силачей таких, как эти,
Трудовой такой семьи!
Кто же это ? (Муравьи)         перепончатокрылые

2.     Расту червячком, питаюсь листком.
Потом засыпаю, себя обмотаю.
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу.
Но с новой весной я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю,
Как птичка порхаю. (Бабочка).    чешуекрылые

3.     Не зверь, не птица,
А нос – как спица.      (Комар)      двукрылые

          

4.     Домовитая хозяйка
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделится медком. (Пчела).  перепончатокрылые

5.     Кто над нами вверх ногами
Ходит - не страшится,
Упасть не боится, целый день летает,
Всем надоедает?     (Муха)     двукрылые

 

6.       В чёрных точках красный плащ

            Носит жук. Растеньям — страж.

            С вредной тлёй воюет ловко

            Эта…             (Божья коровка)    жесткокрылые

7.     У кошки есть,
У собаки есть,
А сколько есть - 
Никогда не счесть.

Блохи

 Теоретические вопросы:( компетенция: научное объяснение явлений)

1.    Почему нельзя уничтожать всех насекомых-вредителей, не­смотря на огромный вред, который они приносят сельскому хо­зяйству?    

Элементы ответа: Большинство даже вредных для народного хозяйства насекомых нельзя полностью уничтожать, потому что это повлечёт нарушение необходимых пищевых связей между организмами в природе.

2.Насекомые — наиболее распространенные животные на Земле. Среди них встречаются виды, ведущие одиночный и общественный образ жизни. Какое преимущество дает некоторым насекомым общественный образ жизни?

Элементы ответа: 1) совместными действиями возводят жилища и защищают его обитателей;

 

2) совместными действиями запасают пищу и выкармливают матку и потомство;

 

3) имеет место своеобразное разделение труда между членами колонии;

 

4) к общественным насекомым относятся муравьи, пчёлы, термиты

7. Домашнее задание

Для всех: п.47, прочитать, ответить на вопросы, дополнить схему «Значение насекомых».

По желанию:   1)интересные факты из жизни насекомых.

                         2) заполнить таблицу «Насекомые – переносчики возбудителей заболеваний».

8.Рефлексия

 

 


 

Конспект урока биологии в 7 классе

Конспект урока биологии в 7 классе

Метапредметные: Учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о насекомых в учебнике, научно-популярной…

Метапредметные: Учащиеся учатся сравнивать объекты, делать выводы в результате сравнения, обобщать полученные сведения, работать с разными источниками информации, находить информацию о насекомых в учебнике, научно-популярной…

Тест (желтый лист-«4») 1.Грудь насекомых состоит из: а)трех сегментов б) четырех сегментов в) шести сегментов 2

Тест (желтый лист-«4») 1.Грудь насекомых состоит из: а)трех сегментов б) четырех сегментов в) шести сегментов 2

Они всегда шумят под ухом,

Они всегда шумят под ухом,

Пользуясь материалом параграфа, заполните таблицу «Класс

Пользуясь материалом параграфа, заполните таблицу «Класс

Строение ротового аппарата, количество и особенности строения крыльев легли в основу деления этого многочисленного класса на отряды

Строение ротового аппарата, количество и особенности строения крыльев легли в основу деления этого многочисленного класса на отряды

Компетенция: интерпретация данных, научное объяснение явлений) 1

Компетенция: интерпретация данных, научное объяснение явлений) 1

Кто над нами вверх ногами Ходит - не страшится,

Кто над нами вверх ногами Ходит - не страшится,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2020