Тема: «Гласные буквы Е,е»
Педагогическая цель:в ходе практической деятельности создать условия для ознакомления учащихся с функциональными особенностями гласной буквы Е
Задачи:
1. Создать условия для
· определения роли буквы е в слове, обозначающей два звука в начале слова и после гласного и [э] в слиянии с мягким согласным;
· формирования навыка чтения слов с буквой е.
2. Способствовать развитию речи, фонематического слуха.
3. Способствовать воспитанию внимания и интереса к учебной деятельности.
Тип урока:урок изучения нового звука и буквы
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: корректируют деятельность: вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечают пути их устранения.
Познавательные:общеучебные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; логические – определяют особенность буквы е.
Коммуникативные:умеют работать в паре, контролировать друг друга
Ресурсы:учебник «Азбука», картинки с ребусами и звуками, опорные схемы слов, лента букв, карточка с буквами Е,е (печатные и письменные).
Ход урока:
1.Организация класса
- Доброе утро! Я рада вас всех видеть. Проверьте свою готовность к уроку: на партах лежит Азбука, тетрадь-половинка, пенал, дневник.
2.Актуализация опорных знаний
- Вспомним, с помощью чего мы общаемся? (Мы общаемся с помощью речи).
- Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)
- Из чего состоят предложения? (Предложения состоят из слов связанных по смыслу.)
- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).
- Из чего состоят слова? (Слова состоят из звуков).
- Какие бывают звуки? (Звуки бывают гласные и согласные).
-Какими бывают гласные звуки? (Гласные звуки бывают ударные и безударные).
- Какими бывают согласные звуки? (Согласные звуки бывают звонкие и глухие, твёрдые и мягкие).
- Молодцы!
3.Включение в учебную деятельность
-Чтобы познакомиться с новым звуком мы разгадаем с вами ребус.
(на доске ребус слова ЛЕС)
- Вы верно отгадали. Зашифровано слово лес. Откройте свои тетради половинки, отступите две строчки от прошло работы и нарисуйте схему слова Лес.
- Проверим: сколько звуков в слове лес? (3) А слогов? (1) Ударение мы будем показывать над схемой? (нет) Почему? (гласная всего одна, ударение в слове перепутать невозможно).
3.Выявление места и причины затруднения
- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверка выполнения работы.
- Сравните правильную схему слова и схему в тетради соседа. Поставьте «+», если все верно или «-» если есть ошибки. Дайте возможность соседу исправить их.
- Какой новый звук услышали в слове «ЛЕС»? (звук «Э»)
-Задайте этому звуку вопрос?(Гласный звук или согласный?)
-Как будем определять, гласный он или согласный? (Будем произносить и слушать)
-Какой буквой мы обозначим звук «Э» в слове «ЛЕС»? (Буква «Э»)
-Но тогда согласный мы будем произносить твердо- ЛЭС,а на схеме – звук «л»-мягкий.
4.Построение действий выхода из затруднения.
Определение места буквы на ленте букв.
-Посмотрите на ленту букв. Вспомните,с какими гласными в слоге-слиянии согласные читаются мягко? (С гласной «и»)
-Нам тоже нужна такая буква, с которой в слоге-слиянии согласный звук будет читаться мягко. Но этот звук должен быть очень похож на звук [э].
-Это гласная буква «Е». Напечатайте слово ЛЕС рядом со схемой.
-С какой же буквой мы познакомимся сегодня на уроке? (Буква Е)
5.Открытие новых знаний.
-Для чего же нужна гласная буква «Е»?(показывать на мягкость предшествующего согласного)
Учитель вывешивает опорную схему №1
-Но это не вся работа буквы «Е».Эту букву называют труженицей.
-Что значит слово «труженица»? (Тот ,кто много работает)
-Верно, и мы узнаем еще много интересного о букве «Е». Отправляемся дальше.
6.Физминутка
Лева проведет для всех небольшую физкультминутку
7.Выявление нового затруднения
-В нашем лесу живет один необычный зверек. Отгадайте кто же это? (енот)
- У меня на доске две схемы. Как же нам выяснить, какая схема правильная?(Произнести слово медленно)
-Сколько слогов в слове?(2)
-Какой слог ударный?(2)
-В каком слоге было затруднение?(1)
-Произнесём его медленно, растягивая каждый звук. Внимательно слушаем.Сколько звуков услышали? Какие звуки слышите? ([й’] и [э].)
-Если нам нужно написать это слово, какой вопрос мы звукам зададим? ( Как на письме обозначить эти звуки?Какой буквой?)
- Попробуем произнести эти звуки покороче. Мы в жизни так медленно не говорим. (Произносим слово ЕНОТ.)
- Какая буква просится для обозначения звуков ([й’] и [э])? (Буква е, она может обозначать сразу два звука [й’] и [э].)
-В каких случаях это происходит?» (Когда буква е стоит в самом начале слова, она обозначает два звука [й’э].
Учитель вывешивает опорную схему №2
-Приведите примерыслов, где буква е стоит в начале.(Ель,ерши, ежи.)
-Опишите ели, какие они?(Ели зеленые, высокие, красивые, стройные)
Учитель вывешивает слова ВЫСОКИЕ КРАСИВЫЕ
-Где стоит буква «е»?(в конце слова)
-Сколько она дает звуков один или два?
-Почему?(стоит после гласных)
-Вот и еще одна работа буквы «Е»-дает два звука после гласных.
Учитель вывешивает опорную схему №3
8.Физминутка(2 мин.)
Если буква «Е» обозначает звук «Э»после мягкого согласного-1 раз топнуть,
Если буква «Е» обозначает два звука «йэ»-хлопнуть в ладоши 2 раза
Слова: небо, поезд,ежи,белка,Петя , доел ,верные
9.Первичное закрепление и применение нового знания
Работа с картинкой к сказке «По щучьему велению» (учебник, с. 72)
– Узнайте сказку.
– Как зовут героя сказки? Как она называется?
– Вы узнали на иллюстрации Емелю?
– На чем едет Емеля? Что у него в санях?
– Кто бросился навстречу Емеле? Как ведут себя прохожие?
– Опишите одежду Емели и прохожих.
Работа с пословицами (учебник, с. 72)
- Как вы понимаете пословицы?
- Найдите букву Е в пословицах.
10.Итог урока
-С какой новой буквой мы познакомились?
-Почему букву «Е» называют труженицей?
- Прочитайте слова на с. 73. Найдите слова, в которых буква Е обозначает два звука. А когда буква Е обозначает один звук?
11.Рефлексия
-У вас на столах лежат цветные карандаши, поднимите красный, если выиспытывали затруднения, желтый-понимали все, но немного ошибались, зеленый-все поняли, не ошибались, активно работали на уроке.Молодцы. С буквой Е мы не прощаемся, мы встретимся с ней на след уроке обучения грамоте и письма.
12. Домашнее задание.
На листе А4 составить ребус слова с буквой Е.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.