Образовательная система: «Школа России»
Класс: 2
Ф.И.О. учителя: Фоменко Татьяна Николаевна
Учебный предмет: математика
Тема: Буквенные выражения (Урок открытия нового знания)
Цель: сформировать умение читать, записывать, составлять буквенные выражения и находить их значения.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с новым термином «буквенные выражения».
2. Совершенствовать вычислительные умения и навыки.
3. Развивать умение решать текстовые задачи ранее изученных видов.
4. Развивать умения решать логические задачи.
5. Создавать условия для формирования УД.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
1. Умеют читать, записывать, составлять буквенные выражения и находить их значения.
2. Умеют выполнять арифметические действия.
3. Умеют анализировать задачу, выполнять краткую запись задачи в различных видах: в таблице, на схематическом рисунке, на схематическом чертеже.
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Формулируют учебную задачу урока с помощью учителя.
2. Контролируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.
3. Способны к самооценке.
Познавательные:
1. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание.
2. Выделяют необходимую информацию.
3. Строят логическую цепочку рассуждений.
4. Анализируют, сравнивают, делают выводы.
Коммуникативные:
1. Умеют слушать и слышать речь учителя и одноклассников.
2. Умеют вступать в коллективно-учебное сотрудничество, аргументируют свою точку зрения.
Личностные:
1. Имеют мотивацию к учебной деятельности.
2. Стремятся развивать память, внимание, логическое мышление.
3. Проявляют самостоятельность.
Оборудование: учебник, карточки.
Ход урока
1.Организация начала урока
1.1. Приветствие
Прозвенел звонок для вас!
Он зовёт нас в светлый класс!
По местам тихонько сели
На меня все посмотрели.
1.2. Проверка готовности к уроку
– Ребята, проверьте пожалуйсто, всё ли у вас готово к уроку.
1.3. Эмоциональный настрой
- Ребята, каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, добрым, незабываемым)
- А чтобы наш урок был именно таким, мне нужна ваша помощь. Вы должны быть на уроке активными, внимательными, послушными и трудолюбивыми.
- Только внимание, только умение мыслить помогает нам делать новые открытия и преодолевать трудности. А тот, кто преодолевает трудность – находит мудрость. Постараемся получить на уроке максимум знаний.
- Откройте свои тетради и запишите число.
2.Актуализация опорных знаний
2.1.Устный счёт
- Как вы думаете, с чего мы начнём нашу работу? (С устного счёта)
- Наш устный счёт мы начинаем с разминки. Я предлагаю вам поработать в парах и решить задачу на логику.
Карточки у детей на столах. Три первых урока были: математика, русский язык, чтение. Математика не первый, чтение – не первый и не третий. Каков порядок уроков? (Русский язык, чтение, математика)
- Кто уже решил задачу, поднимите сигнальные карточки.
- Кто желает ответить на вопрос?
- Кто думает иначе?
- Молодцы ребята.
2.2.Повторение компонентов действия сложения и вычитания
- А сейчас давайте вспомним, какие действия с числами вы умеете выполнять? (Складывать и вычитать)
- Как называются числа при действии сложения? (1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма)
- Как называются числа при действии вычитании? (уменьшаемое, вычитаемое, разность)
- Молодцы ребята.
3.Целеполагание
- А сейчас, посмотрите на доску
Запись на доске. 34+20, 85–70, 68+8, 46–3, 93–6, 14+а.
- Что записано на доске? (Выражения)
Вывешиваю карточку на доску с понятием «выражения».
- Запишите выражения и найдите их значения.
- Что значит найти значение выражения? (Решить его)
- Смогли ли вы найти значение последнего выражения? (Нет)
- Почему? (Не умеем решать такие выражения)
- Что такое а? (Буква)
- Как вы думаете, как называются такие выражения? (Буквенные)
- Какова тема нашего урока? (Буквенные выражения)
- Какие задачи урока?
- Что мы будем делать на уроке?
- Что мы с вами сейчас делали? (Планировали свою деятельность)
4.Открытие новых знаний
4.1.Чтение букв латинского алфавита
- Ребята, при записи буквенного выражения используются буквы латинского алфавита.
- Давайте прочитаем буквы латинского алфавита.
Запись на доске.
а – «а»
в – «бэ»
с – «цэ»
d – «дэ»
k – «ка»
х – «икс»
у – «игрек».
- Запишите буквы латинского алфавита себе в тетради.
- Кто записал, руку на локоток.
- Молодцы ребята!
4.2.Работа с правилом в учебнике на стр.76
- А сейчас ребята, откройте, пожалуйста, свои учебники на стр.76. Внизу страницы, за чертой, прочитайте правило.
- Какие выражения называются буквенными?
- Молодцы ребята.
4.3.Упражнение в чтении буквенных выражений
- Посмотрите на доску.
Запись на доске. в – 12, 34 – х, 14 – у.
- Как вы прочитаете эти выражения?
- Кто желает прочитать вслух?
- Давайте прочитаем все вместе.
- Молодцы ребята, вы хорошо потрудились, и поэтому я предлагаю вам отдохнуть.
- Встаньте, выйдите из-за своих парт.
Физминутка
4.4.Упражнение в решении буквенных выражений
- Посмотрите на доску.
Запись на доске. х – 7.
- Как вы думаете, как найти значение буквенного выражения? (Вместо буквы подставить какое-либо число, то есть значение данной буквы)
- Действительно ребята, чтобы найти значение буквенного выражения, нужно вместо буквы подставить какое-либо число, то есть значение данной буквы.
- Давайте попробуем найти значение буквенного выражения, при х=7, х=14, х=20.
- Кто хочет поработать у доски?
4.5.Составление алгоритма решения выражений
- Давайте же разберемся, как решать буквенные выражения.
- Когда вы работали у доски. Что вы делали с буквенным выражением сначала? (Прочитали выражение)
- Вы прочитали выражение, что будете делать дальше? (Запишем выражение)
- Хорошо записали выражение, что нам нужно сделать дальше, чтобы найти значение данного выражения? (Вставить числовое значение буквы)
- Молодцы. И что же мы сделаем последним? (Найдём значение выражения)
- Что мы сейчас делали? (Составляли алгоритм решения выражений)
- У нас с вами получился алгоритм решения буквенных выражений, и он нам пригодится на сегодняшнем уроке.
Алгоритм вывесить на доску.
1. Прочитать выражение.
2. Записать выражение.
3. Вставить числовое значение.
4. Найти значение выражения.
- В учебнике на стр.77 вверху страницы за красной чертой прочитайте правило.
- Что узнали из данного правила?
- А сейчас послушайте и посмотрите, как правильно записывать нахождение значений буквенных выражений.
Записываю и объясняю.
к+7 и к-7, если к=10, к=7
10+7=17 10-7=3
7+7=14 7-7=0
- Ребята, что мы делали на данном этапе?
5. Введение новых знаний в опыт
5.1.Составление буквенных выражений
- А сейчас ребята я предлагаю вам поработать по рядам.
- Каждый ряд получит задание. Вам нужно будет составить буквенное выражение:
1ряд – с буквой а, в;
2ряд – с буквой с, d;
3ряд – с буквой х, у;
- Кто желает сказать какое выражение он придумал?
- Какие затруднения у вас возникли при выполнении данного задания?
- Что же такое буквенное выражение?
- Можем ли мы найти значение буквенного выражения? (Нет, надо знать значение буквы)
- Молодцы ребята.
Найдите и подчеркните буквенные выражения.
Подчеркните буквенные выражения 25 + 8 46 – а d + 50 7 - в 78 - 8 100 - x k - 9 7+20 3 + c d + 6 72 - 8 12 – 5 |
Подчеркните буквенные выражения 25 + 8 46 – а d + 50 7 - в 78 - 8 100 - x k - 9 7+20 3 + c d + 6 72 - 8 12 – 5 |
5.2.Решение задачи №2, стр.77
- А сейчас я предлагаю вам поработать по учебнику.
- На стр.77 найдите задание 2.
- Кто прочитает вслух?
- Посмотрите на доску. Какой вариант краткой записи верен?
Запись на доске.
1)Было – 50р. 2)Было – 50р. и 10р.
Истратила – 30р. Истратила – 30р.
Осталось - ? Осталось - ?
- Давайте прочитаем задачу ещё раз.
- О чём идёт речь в задаче?
- Сколько денег было у мамы?
- Сколько она истратила?
- Какой вопрос задачи?
- Как записать решение задачи выражением? ((50+10) – 30=30 (р.))
- Есть ли другой вариант решения задачи?
- Запишите другой вариант решения задачи в тетради самостоятельно.
- Кто хочет сказать свой вариант решения задачи?
- Что мы делали на данном этапе?
6.Итог урока. Рефлексия
-Что нового мы узнали сегодня на уроке?(познакомились с латинскими буквами и буквенными выражениями)
-Что мы научились делать с буквенными выражениями? (научились читать, писать и находить их значения)
-Приведите примеры буквенных выражений.
7. Домашнее задание
- Откройте свои дневники, запишите домашнее задание. С.77 з.3,4.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.