Обучение грамоте
Тема: «Повторение изученных букв. Знакомство с рассказами Л. Н. Толстого»
Цели:
- продолжить работу над формированием навыка чтения;
- формировать навык грамотного письма.
Учебные задачи:
- формировать умение «видеть» букву;
- умение прочитывать тексты, написанные разным шрифтом;
- продолжить работу над формированием правильного чтения;
- развивать орфографическую зоркость;
- развивать связную речь, фонематический слух, моторику, мыслительные операции;
- учить характеризовать героев (выделять признаки);
- формировать понятия о дружбе, доброте, отзывчивости;
- учить работать в парах, группами, сообща.
Учебные умения:
- видеть орфограммы в словах;
- правильно, грамотно формулировать предложения;
- различать понятия «звук», «буква»;
- анализировать произведение;
- выражать своё отношение к положительным и отрицательным поступкам героев;
- характеризовать героев произведения.
Воспитательные задачи:
- прививать любовь к чтению, к книге;
- формировать познавательный интерес;
- воспитывать чувство сопричастности и сопереживания;
- воспитывать умение слушать, учитывать мнение других.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Технологии: здоровьесберегающие технологии способом «подвижного» обучения.
Оборудование: учебник «Русская азбука» для 1 класса В. Г. Горецкого, плакат с пословицей, магнитная азбука, слоговая таблица, таблица согласных, таблички с чертами характера, карточки с кроссвордами, с индивидуальными заданиями, с тестами, картинки с изображением мальчиков, «пушистиков», указка, молоточек.
Ход урока
1. Мобилизирующее начало.
Хоровое проговаривание.
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Дети садятся.
II. Сообщение темы урока.
На доске плакат с пословицей
- Прочитайте предложение. Как вы думаете, что это? (пословица).
Хоровое чтение пословицы.
Дети объясняют, как понимают слово «худо».
- Я предлагаю этой пословицей обозначить тему нашего урока. А в конце урока, я, думаю, нам удастся, как можно полнее раскрыть смысл этой пословицы.
- Откроем ладошки навстречу новым знаниям. Оглянитесь, как много интересного вокруг. Но, в любом путешествии необходимо соблюдать определенные правила.
На стене висят таблички с правилами. Дети озвучивают их.
Не выкрикиваем |
Не перебиваем друг друга |
Мы слышим друг друга |
Учимся работать сообща |
Дети садятся.
- Дети, возьмемся за руки, чтобы почувствовать помощь товарища. Закроем глазки и проговорим: «Я готов к уроку!»
III. Работа в группах. Постановка цели урока.
- Составим слоги: I группа составляет слоги из букв, над которыми написаны зеленые цифры, II группа – из букв, над которыми написаны цифры оранжевого цвета, III группа – из букв, над которыми написаны цифры синего цвета. (Работа в группах).
Проверка. На доске перевернутые слоги маль ки чи
- Это – мальчики.
(Вывешиваются картинки с изображением мальчиков).
- Оставим мальчиков у нас в гостях? Они хотят посмотреть, чему вы научились, а еще просили вас по их поступкам определить, присущие им черты характера. Выполним их желание? (да).
Итак, цель урока…
Дети читают на обратной стороне доски:
Повторить изученное. Определить черты характера мальчиков.
- Закроем глазки, проговорим: «Мы выполним нашу задачу»
III. Повторение изученного.
1. Различение звуков, букв.
-Из чего мы составили слово «мальчики»? (из слогов).
Слоги? (из букв). Сколько в слове «мальчики» букв, звуков? (8 букв, 7 звуков). Почему? (мягкий знак не обозначает звука)
- Можно ли оставшиеся буквы разделить на группы? (Да, можно разделить на 2 группы: на буквы, обозначающие гласные, и на буквы, обозначающие согласные)
- Перед вами 2 инструмента: молоточек и указка. Указка будет у дирижёра, чтобы «пропевать» гласные, а молоточек, чтобы стучать по согласным.
- Гласными называются те звуки, которые …(продолжают дети) можно пропеть, протянуть и они не встречают во рту преграду.
- Согласными называют те звуки, которые …(продолжают дети) нельзя пропеть, протянуть и они встречают во рту преграду.
К доске выходит ученик - дирижер. Дети встают. Дирижер сначала берет указку, показывает в слове «мальчики» на буквы, обозначающие гласные (Дети «пропевают» их).
Дирижер молоточком стучит по буквам, обозначающим согласные звуки. Дети произносят их. (Звук «л» – мягкий, так как мягкий знак смягчает согласный, звук «к» – мягкий, так как гласная «и» указывает на мягкость согласного)
- Постучим молоточком по таблице согласных. (Таблица висит на стене класса. Дети поворачиваются к стене).
Б |
К |
З |
Т |
Р |
М |
Н |
В |
З |
Р |
Ш |
Л |
Н |
С |
Х |
Ж |
Л |
П |
Ф |
Х |
Ч |
Ш |
Б |
Р |
П |
Т |
С |
Т |
К |
Л |
М |
Н |
Д |
Г |
М |
К |
Т |
Ф |
Т |
Р |
М |
Г |
Н |
Ж |
З |
В |
Д |
Ф |
Х |
Ф |
Г |
М |
Н |
Б |
С |
К |
Т |
Ф |
М |
Н |
П |
Т |
К |
З |
Р |
М |
В |
Д |
Г |
Б |
Ф |
К |
З |
Р |
Ч |
З |
С |
Ч |
К |
Т |
Ф |
Т |
Щ |
Д |
М |
Л |
Х |
В |
Д |
М |
Д |
Г |
Р |
Ш |
К |
Т |
Б |
С |
Т |
Ц |
Т |
Р |
С |
Ч |
Ш |
Т |
Р |
Г |
Х |
Л |
Д |
К |
В |
Ч |
Т |
Б |
Л |
М |
Н |
З |
М |
Ф |
Т |
Ч |
С |
Б |
Н |
П |
Ж |
Л |
Ч |
Щ |
Г |
Х |
Р |
Б |
С |
Л |
Н |
Р |
Г |
Л |
Ц |
М |
Б |
Д |
Ф |
Ж |
Ц |
Ж |
Н |
Б |
С |
М |
Н |
П |
Р |
Л |
К |
Ф |
Х |
Ц |
Ч |
Ш |
П |
Ф |
Щ |
М |
Ж |
Д |
Ш |
Х |
Ч |
М |
К |
Б |
П |
Р |
В |
Ц |
К |
П |
Ш |
Л |
Ц |
З |
Ч |
К |
Л |
Н |
В |
Д |
Щ |
Ф |
Т |
Р |
М |
Н |
П |
Ш |
Л |
Ж |
Ц |
С |
Х |
Р |
З |
Б |
Ч |
В |
Ш |
Ч |
Ж |
Н |
Б |
В |
Д |
З |
Т |
Г |
П |
Ч |
Х |
Б |
К |
Учитель стучит молоточком сначала по горизонтали, затем по вертикали и по диагонали..
Учитель обращает внимание детей на буквы «м», «л», «ч», «к», обозначающие согласные звуки:
«Буквы на прогулку вышли,
Попробуй, узнай, кто из них лишний?»
- Лишняя буква «ч», так как она обозначает только мягкий звук «ч» (т.е. он всегда мягкий), а остальные буквы имеют мягкий звук и твердый звук.
- Назовите еще буквы, обозначающие только мягкий звук (Щ, Й), буквы, обозначающие только твердый звук. (Ж, Ш, Ц).
2. Повторение изученных орфограмм. Чтение открытых слогов
- А зачем нам это знать?
- Нам необходимо это знать, чтобы писать грамотно, без ошибок. Мы знаем орфограммы: ЧА – ЩА - пиши с гласной «а». ЧУ – ЩУ – пиши с гласной «у». ЖИ – ШИ – пиши с гласной «и». (Опорные таблицы с орфограммами висят выше доски)
- А мальчики увидели в нашем классе орфограммы в словах на доске. Ваши глазки такие же зоркие?
Дети находят орфограммы в табличках с правилами поведения, которые висят на доске. В слове сообща орфограмма «Ща – пиши с гласной «а», в слове слышим орфограмма «ШИ – пиши с гласной и», в слове друг – парный согласный, проверочное слово «нет друга», в слове работать орфограмма «ь»
Не выкрикиваем |
Не перебиваем друг друга |
Мы слышим друг друга |
Учимся работать сообща |
Гимнастика для глаз (зажмурили глазки, открыли, повторить 8 раз).
IV. Определение черт характера мальчиков
- Садимся на стульчики. Вернемся к цели нашего урока. Изученное повторяем. (Учитель указывает на написанную на доске цель). А вот про черты характера мальчиков забыли. Мальчики не обманули родителей, а сказали правду, что пошли к нам на урок, значит они какие?
- Они правдивые, честные (на доску вывешиваются таблички с чертами характера по мере их определения)
правдивые |
честные |
- Какие аккуратные таблички мальчики сделали для нас, они старались. Значит, мальчики какие?
аккуратные |
трудолюбивые |
старательные |
- Мальчики увидели, нашли все орфограммы. Значит, они какие?
наблюдательные |
внимательные |
- Назовем еще раз все черты характера мальчиков. Эти черты характера какие, положительные или отрицательные?
- Положительные, хорошие. Значит, и мальчики хорошие, воспитанные.
воспитанные |
V. Работа в парах.
- Каждой паре мальчики предлагают кроссворд с заданием: прочитать слова и сосчитать, сколько черт характера указано в кроссворде.
|
п |
р |
а |
в |
д |
и |
в |
ы |
е |
|
||||||||||||
|
в |
о |
с |
п |
и |
т |
а |
н |
н |
ы |
е |
|||||||||||
|
т |
р |
у |
д |
о |
л |
ю |
б |
и |
в |
ы |
е |
|
|||||||||
|
с |
т |
а |
р |
а |
т |
е |
л |
ь |
н |
ы |
е |
|
|||||||||
|
а |
к |
к |
у |
р |
а |
т |
н |
ы |
е |
|
|||||||||||
н |
а |
б |
л |
ю |
д |
а |
т |
е |
л |
ь |
н |
ы |
е |
|
||||||||
- Ребята, задумайтесь, кому из вас присущи эти черты характера?
Физминутка
VII. Знакомство с рассказом Л. Н. Толстого
- Учитель подходит к шкафу, где оформлена выставка книг, прикреплен портрет Л. Н. Толстого.
Учитель сообщает краткие сведения о Л.Н. Толстом, знакомит детей с выставкой, говорит, что, если нет книг Л. Н. Толстого, то их можно взять в библиотеках.
Работа с учебником
Открываем «Азбуку», с.220. Я прочитаю рассказ, а вы внимательно прослушайте и ответьте на вопросы: Как зовут мальчиков? Какая черта характера проявилась в данной ситуации? Как она их характеризует?
- Мальчиков зовут Петя и Миша. Они оказались жадными.
VIII. Жужжащее чтение
- Почему мама забрала у мальчиков коня? Бывали ли с вами такие же ситуации? Что предлагаете сделать Мише и Пете?
- Попросить у мамы прощения и играть дружно.
IX. Чтение в группах по ролям
- Мне так не хочется вешать табличку со словом «жадные».
Дети предлагают простить мальчиков.
X. Итог урока
- Вернемся к теме нашего урока. Как теперь понимаете смысл пословицы?
- Мальчики не уступили друг другу, не сделали добро, вот и остались без игрушки.
- Удалось ли нам выполнить намеченную цель урока? (Обращаемся к цели урока, написанной на доске.)
- Цель урока выполнили.
- Что нового узнали на уроке?
- Узнали, что по поступкам можно определить черты характера человека. Поступки бывают отрицательные и положительные.
XI. Рефлексия.
Детям предлагается тест, где написаны черты характера:
правдивые
честные
аккуратные
трудолюбивые
внимательные
наблюдательные
добрые
Поставьте знак « +» около тех черт характера, которые присущи вам.
- Понравился ли вам урок? Раскрасьте того «пушистика», какое настроение у вас сейчас. (У каждого ребенка картинка с изображением «пушистиков»)
XII. Домашнее задание (по выбору).
- Прочитать рассказ;
- Прочитать рассказ, продолжить его;
- Придумать свою версию данной ситуации.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.