Урок №2
Тема: Противоположные числа
Цель: ввести понятие противоположных чисел, их расположения в ряде целых чисел и на координатной оси; формировать умения находить число, противоположное данному.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Проверка домашнего задания. Заслушивание сообщений на тему: «Где вы встречаетесь с отрицательными и положительными числами?»
II. Актуализация опорных знаний.
1. Какие числа называются положительными? отрицательными?
2. Какое число не положительно и не отрицательное?
3. Что такое координатная прямая?
4. Что называется координатой точки на прямой?
5. Какую координату имеет начало координат?
III. Закрепление ранее изученного материала. Работа с рабочей тетрадью к учебнику С.М. Никольский. 6 класс. Автор – М.К. Потапов, А.В. Шевкин.
В рабочей тетради предложено выполнить ряд заданий на подготовку к изучению действий с рациональными числами. Предложено обозначений выигрышных очков в виде черных точек на белом квадрате (плюс три очка или +3). Проигрышные очки изображаются наоборот – белыми точками на черных квадратах (минус 5 очков или -5).
Рекомендации по выполнению заданий авторов рабочей тетради: нужно постараться от чтения записей +2 и –3 как «2 выигрышных очка» и «3 проигрышных очка» плавно перейти к чтению их как «+2 очка» и «–3 очка» (мотивируя этот переход упрощением речи). Но опускать знак «+» не следует, так как для учащихся этот знак имеет определённый смысл, его полезно сохранять до изучения операций с целыми числами.
IV. Изучение нового материала.
Как вы понимаете слово симметрия, симметричный? Приведите примеры?
Работа с учебником с.47, п. 2.2.
V. Закрепление изученного материала.
Устно №208-210
Письменно №214, 215.
Решение теста № 9 из сборника тестов для учебника С.М. Никольского Математика 6 класс. Автор: Чулков П.В. Математика. Тематические тесты. 6 класс.
1. Температура воздуха в Можайске вечером составляла 4 тепла, а к 4 ч утра она понизилась на 8. Какой стала температура воздуха в Можайске в 4 ч утра?
Решение: +4 – 8=-4. Рассуждаем следующим образом: представим градусник, если температура понизилась на 8 градусов, это значит что она опустилась от =4 на восемь делений: т.е. если температура была +4, то до 0 мы имеем четыре деления или позиции, остается еще 4 деления вниз мы попадаем на позицию -4. Значит температура будет -4.
2. Сколько целых чисел расположено правее числа -7, но левее числа 17?
Решение: от -7 до 0 таких чисел 6 (-6,-5,-4,-3,-2,-1), само число 0, и от 0 до 17 целых чисел 16 (1,2,3…15,16). Итак: 6+1+16=23
3. Сколько целых чисел расположено правее числа -17, но левее числа -9?
Решение: между числами -17 и -9 расположены числа -16,-15,-14,-13,-12,-11,-10. Всего таких чисел 7.
4. Кузнечик может прыгнуть с любого числа на соседнее. Какое наименьшее количество прыжков ему надо совершить, чтобы с числа – 3 попасть на число 23?
Решение: от -3 до 0 получаем 3 прыжка, от 0 до 23 получаем 23 прыжка, всего 3+23=26 прыжков
5. Вычислите с помощью ряда целых чисел: 5-19
Решение: мы должны от целого числа 5 переместиться влево на 19 шагов или чисел, от 5 до 0 имеем пять шагов, остается проделать 14 шагов, значит ответ -14.
VI. Итоги урока. Рефлексия.
Какой вывод из изученного можно сделать? Число, противоположное отрицательному – положительное, а число, противоположное положительному – отрицательное.
VII. Домашнее задание. Прочитать п 2.2. Письменно № 226
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.