Конспект урока для детей с ОВЗ в инклюзивном классе по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы».

  • Разработки уроков
  • doc
  • 08.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока для детей с ОВЗ в инклюзивном классе по теме «Синонимы. Антонимы. Омонимы»..doc

 

Проект урока по русскому языку  в 5 классе

Проект урока по русскому языку по теме «Синонимы, антонимы, омонимы».

 

Класс 5б

УМК Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова

Состав класса: в классе 23 человека, из них с нормой развития – 22, с ЗПР – 1 человек

Цели урока: СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ

«обычные» дети

«особенные» дети

- образовательные: знать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

 

 

- образовательные: знать и понимать определение синонимов, антонимов, омонимов; использовать их в речи в соответствии со стилистическими особенностями; пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, обучать самостоятельно пополнять свои знания.

развивающие: развитие связной речи учащихся, логического мышления, памяти, интереса к русскому языку, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательная: воспитание осознанной потребности в знаниях, чуткости и внимательности к слову.

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 

 личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли омонимов, синонимов, антонимов в речи.

 

 

 

 личностные: формировать интерес к русскому языку; формирование мотивации к обучению, к самосовершенствованию.

метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты.

предметные : обеспечить понимание учащимися роли омонимов, синонимов, антонимов в речи с помощью практических заданий.

 

   

 

 

 

Содержание урока

 

Структура урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Примечание

Действия педагога

Действия обучающегося

с нормой развития

Действия обучающегося

с ОВЗ

1.       Мотивация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Тихо девочки за парты сели.

Тихо мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

 

-Ребята, у нас урок по русскому языку

Проверьте свою готовность к уроку.

-Данил, скажи всем, что необходимо к уроку?

-Молодец, Данил, правильно подготовился к уроку.

 

-Просигнальте мне.

-Все готовы к уроку?

 

 

 

 

Выполняют действия.

 

 

 

 

 

Контролируют свою подготовку к уроку по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте.

 

Сигнализируют сигнальной карточкой (зелёный цвет – «готовность» или красный цвет «не готов»)

 

Слушают. Смотрят. Думают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняет действия.

 

 

 

 

 

Отвечает.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сигнализируют сигнальной карточкой (зелёный цвет – «готовность» или красный цвет «не готов»)

 

Слушает. Смотрит. Думает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организую ситуацию контроля и самооценки готовности к предстоящей работе на уроке.

Спрашиваю «особенного ребёнка» в классе, хвалю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предоставляется возможность ответить «особенному» ребёнку.

 

 

 

 

 

 

2.Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

 

-Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

-Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное…

(Слово!)

– А для чего служат слова, что они обозначают?

(Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.)

– Как называется раздел русского языка, изучающий словарный. состав? (Лексика).

 

 Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях. 

 

 

 

 

 

 

 

-Чему нам нужно научиться? Обсудите в парах цель урока.

 

 

- С вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, самостоятельно пополнять свои знания. И в конце урока самые активные ребята получат сертификаты.

Открывают тетрадь, записывают число, слушают учителя, для того, чтобы сформулировать тему урока.  

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Действия, признаки, количество, явления, состояния.

 

 

 

 

Лексика.

 

 

Оформление темы в тетрадях (слайд 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют цель урока.

 

-Знать, что такое синонимы, антонимы, омонимы. Различать эти слова в речи.

- Проговаривают цель урока.

 

 

 

 

Открывает тетрадь, записывает число, слушает учителя, для того, чтобы сформулировать тему урока  

Слушает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слово!

 

 

 

 

 

 

 

Лексика.

 

 

Оформление темы в тетради. (слайд 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулирует цель урока.

-Знать, что такое синонимы, антонимы, омонимы. Различать эти слова в речи.

- Проговаривает цель урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спрашиваю «особенного ребёнка» в классе, хвалю.

 

 

 

Слайд 1

 

 

 

 

 

 

 

Сильный ученик помогает ребенку с ОВЗ в определении темы.

 

3. Объяснение темы.

 

 

 

 

 

- На доске записаны предложения:

Зимой погода-……..

А летом - …….

Дополните предложения. Прочитайте, что у Вас получилось.

 

 

 

 

 

Слова с противоположным значением- антонимы.

 

 

 

Отвечают.

 

Зимой погода-холодная,

А летом-теплая.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проговаривают определение.

 

 

Определение записывают в тетрадь.

 .

Участвует в беседе.

Зимой погода-холодная,

А летом-теплая.

 

 

 

 

 

Слушает. Проговаривает определение.

Определение записывает в тетрадь.  

 Спрашиваю «особенного ребёнка» в классе, хвалю.

 

Слайд 2

 

Слайд 3

4. Реализация учебной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Мозговой штурм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Закрепление изученного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Оценка

А теперь проведем тренировочные упражнения.

Подобрать антонимы к словам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Перед вами слова: восторг, радость, удивление, восхищение. Что общего у этих слов?

-Поработайте в паре.

 

-

 

 

 

 

 

-Просигнальте, кто дружно работал в паре?

 

 

 

 

 

 

-Обсудите в паре и назовите алгоритм наших действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Сравните буквы, напишите, определите общий элемент.

Организую ситуацию текущей самооценки

взаимопроверки

-Поднимите руки, кто доволен своей работой. –Кто заметил, что допустил ошибки?

 

Организую ситуацию анализа буквы.

-Рассмотрите строчную букву х.

-Из скольких элементов она состоит?

-Как называются эти элементы?

-сравните строчную и заглавную буквы х,Х.

-Если мы вместе научимся писать строчную букву, сможете ли вы сами научиться писать заглавную букву Х?

 

В парах выберите элементы для строчной буквы х. Используйте «ключ» для проверки. (с.32)

 

Организую ситуацию текущей оценки.

-Расскажите, как удалось поработать в парах. Как договаривались, что делали?

 

 

-Найдите и рассмотрите букву в рамке. Как правильно писать? Составим алгоритм написания буквы х.

 

 

 

-Прочитаем, как пишется буква под счёт.

 

 

-Обведите букву под счёт.

 

 

-Выполните самоконтроль и взаимоконтроль посадки и приступайте к выполнению задания.

 

 

 

Организую ситуацию письма элементов и целой буквы под счёт с проговариванием учителя в громко-речевой форме.

 Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

 

Организую ситуацию текущей оценки.

 

-Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно.

 

-Организую письмо в воздухе для повторения алгоритма.

Организую ситуацию первичного закрепления и применения алгоритма написания буквы.

Предлагаю следовать далее по плану.

-Найдите первую рабочую строку.

-Выполните задание самостоятельно, проговаривая счёт.

Организую ситуацию оценки и взаимооценки.

-Ребята, оцените работу, подчеркните зелёным цветом самую удачную букву.

 

-Оцените соседа, подчеркните простым карандашом самую правильную и красивую букву.

 

-Расскажите о своей работе в парах. Какие действия выполнили? Как работали?(выслушиваю 2 пары)

-Подайте сигнал те пары, которые остались довольны своей работой.

 

Динамическая пауза.

Записывают в тетрадь слова, отвечают, а затем проверяют со слайда 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в паре.  Отвечают:

 

-Общее- это лексическое значение, слова одной части речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Обсуждают в паре.

Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт.

1. Посчитаю и назову элементы.

2. Сконструирую букву из элементов.

3. Напишу букву под счёт в воздухе.

4. Напишу букву под счёт в прописи.

.Напишу слоги, слова и предложения.

5. Выполню задание Вопрос Вопросыча.

 

 

 

-Подают сигналы.

 

 

 

 

 

Рассматривают, анализируют букву.

-Буква х состоит из двух полуовалов.

- Они очень похожи, только разного размера.

 

-Сможем!!!

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание в парах. Выбирают элементы буквы.

 

 

 

Проговаривают ход выполнения задания.

-Мы работали дружно, я нашел один элемент, а ….-другой элемент. По «ключу» проверили работу.

 

Находят и рассматривают букву.

Определяют алгоритм написания буквы.

-Начинаем писать первый полуовал, потом напишем второй полуовал.

Находят и читают алгоритм написания буквы под счёт. –и-раз-и-и-и.два-и (х)

 

Пишут букву под счёт с проговариванием учителя.

 

Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль посадки. Определяют действия и их последовательность (прямая спина, постановка ног, наклон головы, положение тетради и ручки).

 

-Выполняют самооценку. Подают сигнал.

 

Пишут в воздухе, проговаривая алгоритм

и-раз-и-два-и

 

 

 

 

 

 

Проговаривают следующее действие.

-Нужно написать букву х под счёт в рабочей строке.

Выполняют задание самостоятельно. Пишут букву под счёт, проговаривая.

Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах.

 В парах осуществляют взаимопроверку.

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывают о том, как осуществляли взаимопроверку и оценку.

 

-Подают сигналы.

Записывает в тетрадь слова и проверяет со слайда 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работает в паре.  Слушает, затем отвечает.

 

- Общее- лексическое значение, эти слова одной части речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечает:

-Два.

 

Слушают.

 

Конструируют букву из 4 готовых элементов, под руководством учителя выбирают нужные элементы в прописи.

 

 

 

 

Сигналят.

 

 

Слайд 4

 

Слайд 5

 

 

 

 

 

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с конвертом «Элементы букв»

 

 

 

 

 

 

 

Работа с сигнальными карточками.

 

Сигналят в паре.

 

 

 

 

 

 

Пропедевтика на будущую учебную задачу следующего урока.

Первичное закрепление

(Применение алгоритма

на практике)

Умение действовать по алгоритму написания буквы х.

 

- А чем они отличаются? 

 

 

-Как называются такие слова? (Синонимы).

 

 

 

 

 

-А теперь проведем тренировочные упражнения.

Подобрать синонимы к словам.

 

 

 

- Для чего синонимы служат в речи?  Что вы знаете о синонимах?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Отдых наш- физминутка,

Занимай свои места:

Раз-присели, два-привстали.

Руки кверху все подняли.

Сели, встали, сели, встали,

Ванькой-встанькой словно стали.

А потом пустились вскачь

(прыжки на месте),

Будто мой упругий мяч.

 

-Движемся дальше.

 

 

5. Мозговой штурм.

 

Ребята послушайте такую сказочную историю: 

  Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему:

 - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний!

         И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный… (И.Верзилин).

- Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения с этими словами.

 

А что такое омонимы?

 

 

 

Откройте толковый словарик, найдите омонимы и запишите по образцу упражнения 232 по два словосочетания с каждым словом.

 

 

 

 

 

 

-Работа с тренировочными упражнениями (слайд 11) Работа в группах.

 

 

Оттенками лексического значения.

 

 

Синонимы. Определение записывают в тетрадь.

 

 

 

 

Записывают слова в тетрадь, отвечают, а затем проверяют со слайда 8.

 

 

 

 

Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и избежать повторов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение записывают в тетрадь.

 

 

В толковом словаре находят антонимы и записывают по образцу упражнения 232 по два словосочетания с каждым словом

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по группам. (обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга со слайда 12)

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают себя в тетради. Фиксируют успех или неуспех цветом.

 

Комментируют самооценку.

 

 

 

 

Слушает, затем повторяет.

Синонимы. Определение записывает в тетрадь.

 

 

 

 

Записывает слова в тетрадь и проверяет со слайда 8.

 

 

 

 

 

Слушает, затем повторяет.

 

 

Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и избежать повторов. 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняет движения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определение записывает в тетрадь

 

 

Выполняет задание под руководством учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по группам (слабый ученик работает с более сильным учеником и проверяет со слайда 12)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивается под руководством учителя.

 

Слайд 6.

 

Слайд 7

Слайд 8.

 

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 9

 

Слайд 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самооценка

 

 

 

Слайд 11

 

Слайд 12

8. Контроль

 

 

-Ребята, какую цель мы поставили перед собой?

 

-Как вы считаете, достигли ли цели?

 

 

-В чём ценность нового умения?

-Действительно, новое знание и умение сделало нас еще умнее, самостоятельнее!

Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.

 

-Учусь красиво и правильно говорить

 

-Достигли.

 

 

 

Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.

 

 

 

 

 

 

-Достигли.

 

 

 

 

 

 

Слайд 13

 

9. Рефлексия деятельности

 

 

 

 

 

10.Домашнее задание

Организую дискуссию.

-Что тебя порадовало на уроке?

-Над чем тебе нужно поработать?

-Кто себя может похвалить?

 

-На следующем уроке нас ждут новые открытия?

 

 

 

-Урок окончен. Спасибо за работу!

 

 

-Я научился различать синонимы, антонимы, омонимы, я собой доволен!

 

 

 

 

 

-И я научился.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование умения анализировать и осмысливать свои достижения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спасибо за внимание!