Проект урока по русскому языку в 5 классе
Проект урока по русскому языку по теме «Синонимы, антонимы, омонимы».
Класс 5б УМК Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М. Александрова Состав класса: в классе 23 человека, из них с нормой развития – 22, с ЗПР – 1 человек
|
Содержание урока
Структура урока |
Взаимодействие в образовательном процессе |
Примечание |
||
Действия педагога |
Действия обучающегося с нормой развития |
Действия обучающегося с ОВЗ |
||
1. Мотивация.
|
-Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Тихо девочки за парты сели. Тихо мальчики за парты сели. На меня все посмотрели.
-Ребята, у нас урок по русскому языку - Проверьте свою готовность к уроку. -Данил, скажи всем, что необходимо к уроку? -Молодец, Данил, правильно подготовился к уроку.
-Просигнальте мне. -Все готовы к уроку?
|
Выполняют действия.
Контролируют свою подготовку к уроку по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте.
Сигнализируют сигнальной карточкой (зелёный цвет – «готовность» или красный цвет «не готов»)
Слушают. Смотрят. Думают.
|
Выполняет действия.
Отвечает.
Сигнализируют сигнальной карточкой (зелёный цвет – «готовность» или красный цвет «не готов»)
Слушает. Смотрит. Думает.
|
Организую ситуацию контроля и самооценки готовности к предстоящей работе на уроке. Спрашиваю «особенного ребёнка» в классе, хвалю.
Предоставляется возможность ответить «особенному» ребёнку.
|
2.Целеполагание
|
-В стране родного языка
-Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны! -Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное… (Слово!) – А для чего служат слова, что они обозначают? (Действия, признаки, количество, явления, состояния и др.) – Как называется раздел русского языка, изучающий словарный. состав? (Лексика).
Объявление темы и цели урока. Оформление темы в тетрадях.
-Чему нам нужно научиться? Обсудите в парах цель урока.
- С вами будем говорить о некоторых понятиях лексики, пользоваться словарями, совершенствовать навыки чтения, самостоятельно пополнять свои знания. И в конце урока самые активные ребята получат сертификаты. |
Открывают тетрадь, записывают число, слушают учителя, для того, чтобы сформулировать тему урока.
-
Действия, признаки, количество, явления, состояния.
Лексика.
Оформление темы в тетрадях (слайд 1)
Формулируют цель урока.
-Знать, что такое синонимы, антонимы, омонимы. Различать эти слова в речи. - Проговаривают цель урока.
|
Открывает тетрадь, записывает число, слушает учителя, для того, чтобы сформулировать тему урока Слушает.
Слово!
Лексика.
Оформление темы в тетради. (слайд 1)
Формулирует цель урока. -Знать, что такое синонимы, антонимы, омонимы. Различать эти слова в речи. - Проговаривает цель урока. |
Спрашиваю «особенного ребёнка» в классе, хвалю.
Слайд 1
Сильный ученик помогает ребенку с ОВЗ в определении темы.
|
3. Объяснение темы.
|
- На доске записаны предложения: Зимой погода-…….. А летом - ……. Дополните предложения. Прочитайте, что у Вас получилось.
Слова с противоположным значением- антонимы.
|
Отвечают.
Зимой погода-холодная, А летом-теплая.
Проговаривают определение.
Определение записывают в тетрадь. |
. Участвует в беседе. Зимой погода-холодная, А летом-теплая.
Слушает. Проговаривает определение. Определение записывает в тетрадь. |
Спрашиваю «особенного ребёнка» в классе, хвалю.
Слайд 2
Слайд 3
|
4. Реализация учебной задачи
5. Мозговой штурм.
6.Закрепление изученного.
7.Оценка |
А теперь проведем тренировочные упражнения. Подобрать антонимы к словам.
- Перед вами слова: восторг, радость, удивление, восхищение. Что общего у этих слов? -Поработайте в паре.
-
-Просигнальте, кто дружно работал в паре?
-Обсудите в паре и назовите алгоритм наших действий.
-Сравните буквы, напишите, определите общий элемент. Организую ситуацию текущей самооценки взаимопроверки -Поднимите руки, кто доволен своей работой. –Кто заметил, что допустил ошибки?
Организую ситуацию анализа буквы. -Рассмотрите строчную букву х. -Из скольких элементов она состоит? -Как называются эти элементы? -сравните строчную и заглавную буквы х,Х. -Если мы вместе научимся писать строчную букву, сможете ли вы сами научиться писать заглавную букву Х?
В парах выберите элементы для строчной буквы х. Используйте «ключ» для проверки. (с.32)
Организую ситуацию текущей оценки. -Расскажите, как удалось поработать в парах. Как договаривались, что делали?
-Найдите и рассмотрите букву в рамке. Как правильно писать? Составим алгоритм написания буквы х.
-Прочитаем, как пишется буква под счёт.
-Обведите букву под счёт.
-Выполните самоконтроль и взаимоконтроль посадки и приступайте к выполнению задания.
Организую ситуацию письма элементов и целой буквы под счёт с проговариванием учителя в громко-речевой форме. Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я, друзья, от вас не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь.
Организую ситуацию текущей оценки.
-Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно.
-Организую письмо в воздухе для повторения алгоритма. Организую ситуацию первичного закрепления и применения алгоритма написания буквы. Предлагаю следовать далее по плану. -Найдите первую рабочую строку. -Выполните задание самостоятельно, проговаривая счёт. Организую ситуацию оценки и взаимооценки. -Ребята, оцените работу, подчеркните зелёным цветом самую удачную букву.
-Оцените соседа, подчеркните простым карандашом самую правильную и красивую букву.
-Расскажите о своей работе в парах. Какие действия выполнили? Как работали?(выслушиваю 2 пары) -Подайте сигнал те пары, которые остались довольны своей работой.
Динамическая пауза. |
Записывают в тетрадь слова, отвечают, а затем проверяют со слайда 5
Работают в паре. Отвечают:
-Общее- это лексическое значение, слова одной части речи.
Обсуждают в паре. Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт. 1. Посчитаю и назову элементы. 2. Сконструирую букву из элементов. 3. Напишу букву под счёт в воздухе. 4. Напишу букву под счёт в прописи. .Напишу слоги, слова и предложения. 5. Выполню задание Вопрос Вопросыча.
-Подают сигналы.
Рассматривают, анализируют букву. -Буква х состоит из двух полуовалов. - Они очень похожи, только разного размера.
-Сможем!!!
Выполняют задание в парах. Выбирают элементы буквы.
Проговаривают ход выполнения задания. -Мы работали дружно, я нашел один элемент, а ….-другой элемент. По «ключу» проверили работу.
Находят и рассматривают букву. Определяют алгоритм написания буквы. -Начинаем писать первый полуовал, потом напишем второй полуовал. Находят и читают алгоритм написания буквы под счёт. –и-раз-и-и-и.два-и (х)
Пишут букву под счёт с проговариванием учителя.
Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль посадки. Определяют действия и их последовательность (прямая спина, постановка ног, наклон головы, положение тетради и ручки).
-Выполняют самооценку. Подают сигнал.
Пишут в воздухе, проговаривая алгоритм –и-раз-и-два-и
Проговаривают следующее действие. -Нужно написать букву х под счёт в рабочей строке. Выполняют задание самостоятельно. Пишут букву под счёт, проговаривая. Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах. В парах осуществляют взаимопроверку.
Рассказывают о том, как осуществляли взаимопроверку и оценку.
-Подают сигналы. |
Записывает в тетрадь слова и проверяет со слайда 5
Работает в паре. Слушает, затем отвечает.
- Общее- лексическое значение, эти слова одной части речи.
Отвечает: -Два.
Слушают.
Конструируют букву из 4 готовых элементов, под руководством учителя выбирают нужные элементы в прописи.
Сигналят.
|
Слайд 4
Слайд 5
Самооценка.
Работа с конвертом «Элементы букв»
Работа с сигнальными карточками.
Сигналят в паре.
Пропедевтика на будущую учебную задачу следующего урока. Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике) Умение действовать по алгоритму написания буквы х. |
- А чем они отличаются?
-Как называются такие слова? (Синонимы).
-А теперь проведем тренировочные упражнения. Подобрать синонимы к словам.
- Для чего синонимы служат в речи? Что вы знаете о синонимах?
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА Отдых наш- физминутка, Занимай свои места: Раз-присели, два-привстали. Руки кверху все подняли. Сели, встали, сели, встали, Ванькой-встанькой словно стали. А потом пустились вскачь (прыжки на месте), Будто мой упругий мяч.
-Движемся дальше.
5. Мозговой штурм.
Ребята послушайте такую сказочную историю: Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы! Это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: - О, Всемилостивейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Кран, кран, кран мне ниспошли, о, Всевышний! И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а подъемный… (И.Верзилин). - Объясните, почему произошла ошибка? Составьте предложения с этими словами.
А что такое омонимы?
- Откройте толковый словарик, найдите омонимы и запишите по образцу упражнения 232 по два словосочетания с каждым словом.
-Работа с тренировочными упражнениями (слайд 11) Работа в группах.
|
Оттенками лексического значения.
Синонимы. Определение записывают в тетрадь.
Записывают слова в тетрадь, отвечают, а затем проверяют со слайда 8.
Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и избежать повторов.
Выполняют движения.
Слушают
Определение записывают в тетрадь.
В толковом словаре находят антонимы и записывают по образцу упражнения 232 по два словосочетания с каждым словом
Работа по группам. (обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга со слайда 12)
Оценивают себя в тетради. Фиксируют успех или неуспех цветом.
Комментируют самооценку. |
Слушает, затем повторяет. Синонимы. Определение записывает в тетрадь.
Записывает слова в тетрадь и проверяет со слайда 8.
Слушает, затем повторяет.
Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мыслей, чтобы сделать речь точной и выразительной и избежать повторов.
Выполняет движения.
Слушает
Определение записывает в тетрадь
Выполняет задание под руководством учителя.
Работа по группам (слабый ученик работает с более сильным учеником и проверяет со слайда 12)
Оценивается под руководством учителя. |
Слайд 6.
Слайд 7
Слайд 8.
Самооценка.
Слайд 9
Слайд 10
Самооценка
Слайд 11
Слайд 12
|
|
8. Контроль
|
-Ребята, какую цель мы поставили перед собой?
-Как вы считаете, достигли ли цели?
-В чём ценность нового умения? -Действительно, новое знание и умение сделало нас еще умнее, самостоятельнее! |
Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.
-Учусь красиво и правильно говорить
-Достигли.
|
Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.
-Достигли. |
Слайд 13
|
9. Рефлексия деятельности
10.Домашнее задание |
Организую дискуссию. -Что тебя порадовало на уроке? -Над чем тебе нужно поработать? -Кто себя может похвалить?
-На следующем уроке нас ждут новые открытия?
-Урок окончен. Спасибо за работу!
|
-Я научился различать синонимы, антонимы, омонимы, я собой доволен!
|
-И я научился.
|
Формирование умения анализировать и осмысливать свои достижения.
Спасибо за внимание!
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.