Урок № 6 |
10А от 12.10. |
10Б от 08.10. |
10В от 12.10. |
2021 |
|||||||
Тема |
Единицы языка. Уровни языковой системы. Разделы науки о языке. Словари русского языка. |
||||||||||
Цель урока: |
расширить и углубить общие сведения о русском языке, дать понятие о языке как знаковой системе, его устройстве, единицах и уровнях. |
||||||||||
Задачи: |
|||||||||||
предметные: |
помочь учащимся создать целостные представления о языке как системе, взаимосвязи его уровней и единиц; обобщить и проверить знания по пунктуации, совершенствовать учебно-языковые умения и навыки работы с текстом (с упором на стили речи, проблемы); |
||||||||||
метапредметные: |
воспитывать: интерес к предмету в ходе освоения лингвистической темы и размышления над содержанием дидактического материала на тему уровни языковой системы русского языка в современном мире; языковую личность учащегося, развивающего разные виды компетентности: лингвистической, языковой, речевой, культуроведческой, правописной; развивать: память, логическое мышление, речь, способности, эмоции; формировать умения самостоятельно пополнять знания при обращении к справочной литературе, а также навыков продуктивного интеллектуального труда школьников. |
||||||||||
личностные: |
воспитывать уважение, любовь, интерес к русскому языку; формировать понимание связи языка и истории, культуры народа. |
||||||||||
Тип урока: обобщение ранее изученного. |
|||||||||||
Методы урока: теоретический с элементами практики. |
|||||||||||
Технология: педагогического сотрудничества. |
|||||||||||
Оборудование: презентация, учебник. |
|||||||||||
ХОД УРОКА |
|||||||||||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ |
||||||||||
|
|||||||||||
Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи. |
Приветствуют. Дежурные по классу отвечают. |
||||||||||
|
|||||||||||
Объявление тетрадей, темы урока, цели, задач. Оформление журнала приема-передачи. |
Оформление записей. |
||||||||||
|
|||||||||||
Заслушать происхождение фразеологизмов. |
Отвечают по желанию. |
||||||||||
|
|||||||||||
Назовите разделы всего русского языка. |
Запись. |
||||||||||
|
|||||||||||
Изучение презентации с элементами краткого конспектирования: Понятие структуры • Структура – единство однородных элементов в пределах целого. • Структура – внутренне свойство системы. В понятие структуру входят элементы, которые её составляют. Структура – правила, элементы – объекты. • Структура важнее, чем составляющие её элементы, т.к. известно, что каждый элемент приобретает свойство только в системе. Например:
Звук (кот) К Суффикс – строй-К-А Слово (предлог) ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ • Система – это единство однородных взаимообусловленных элементов, совокупность элементов, которая характеризуется: 1. закономерными отношениями между элементами; 2. целостностью как результатом этого взаимодействия; 3. автономностью поведения; 4. несуммарностью свойств системы по отношению к свойствам составляющих её элементов. ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА и ОСНОВНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ (УРОВНИ) ЯЗЫКА • Человеческий язык – это система взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. • Элементом языковой системы является слово. • В языке существуют и другие единицы: фонема, морфема, лексема (слово),предложение. • Каждая ЯЕ состоит из единиц низшего уровня и/или входит в состав высшего уровня. Состоит из Единица Входит в Язык - «системы систем», которую образуют единицы разных уровней. Уровни – это подсистемы общей языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы. В пределах одного уровня единицы вступают друг с другом в непосредственные отношения, в которые не могут вступать единицы разных уровней. • В языке сосуществуют, составляя единую сложную структуру, различные единицы, каждая из которых выполняет свою особую функцию. • Эти единицы объединяются в особые подсистемы, или образуют уровни в его структуре. • Уровень - та часть структуры языка, которая имеет соответствующую одноимённую единицу. • Единицы языка • Уровни языковой системы: Простейшая, далее не делимая единица языка. Значения не имеет. Служит для опознавания и различения значимых единиц языка – морфем. • Морфемы v Минимальная значимая единица языка v Главная морфема – корень, в котором заключено основное лексическое значение слова. v Суффикс, приставка, окончание вносят дополнительные значения – словообразовательные, грамматические. • Слово Основная значимая единица языка Служит для наименования предметов, их свойств, состояний, явлений, отвлечённых понятий, для выражения дополнительных значений. Имеет лексическое и грамматическое значение. Принадлежит к определенной части речи. Части речи Ø Имя существительное Ø Имя прилагательное Ø Имя числительное Ø Местоимение Ø Глагол Ø Наречие Ø Предлоги Ø Союзы Ø Частицы Ø Междометия (особый грамматический класс) Предложение Ø Одна из основных единиц синтаксического уровня. Ø Минимальная единица речи, речевого общения, коммуникации. Ø Это высказывание, фраза, являющиеся сообщением о чём-либо. Ø Рассчитано на слуховое и зрительное восприятие. Ø Обладает смысловой и интонационной законченностью. Ø Имеет эмоциональную окрашенность. Ø Двусоставные Ø Односоставные Ø Сложносочинённые Ø Сложноподчинённые Ø Бессоюзные СИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ЯЗЫКОВЫХ ЕДИНИЦ Для языка важнейшим различием между уровнями является понятие языковой знак (он двусторонен), т.е. имеет план выражения и план содержания. • Незнаковый уровень – фонемный, • Знаковые уровни: морфемный, лексический и синтаксический. 1) Классификация уровней с коммуникативной точки зрения может разделить уровни на знаки, полузнаки и сигналы. Основной знак языка - слово. С коммуникативной т.зр: 1. Предложение – полный знак; 2. Слово – частичный знак; 3. Морфема – полузнак; 4. Фонема – сигнал. 2) Классификация ЯЕ делятся на: 1. Коммуникативные – (предложения); 2. Номинативные - (слова); 3. Строевые – (фонемы) Л.Ельмслев выделял фигуру – строевую единицу (не знак), входящую в знаковую систему как часть знака. Это единица, у которой есть только план выражения (односторонняя). Определить языковой знак можно по типам отношений с другими знаками. 1) иерархические (соподчинения); 2) синтагматические (линейные); 3) парадигматические (системные). Именно эти отношения лежат в основе разграничения понятий «язык – речь».
Ф. де Соссюр: синтагматические и ассоциативные типы отношений соответствуют 2-м разным уровням: 1. Синтагматические – членение целого на элементы. 2. Парадигматические – группировка элементов по ассоциативному сходству. – СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Синтагматические отношения (синтагма) – линейные отношения между единицами языка в цепочке при последовательном употреблении в реальной речи. Этот тип отношений представлен на всех уровнях языка: фонемы образуют морфемы, морфемы – слова, слова образуют предложения. Всё это – синтагматические отношения или связи. Синтагматические отношения – это отношения, в которые вступают единицы одного уровня, соединяясь друг с другом в процессе речи, или в составе единиц более высокого уровня. Синтагматические отношения проявляются в сочетаемости, e.g. девочка поёт. Синтагматика - сочетаемость главного и зависимого слова, влияние единиц друг на друга. • Примеры синтагматических отношений ЯЕ: 1. в=о=д=а, во=да (фонетико-фонологический уровень); 2. вод=а, ид=у, син=ий (морфологический уровень); 3. учи=тель, при=ехать (словообразовательный подуровень); 4. высокий человек, высокий тополь (лексический уровень); 5. Гора – высокая (синтаксический уровень). – ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ Парадигматические отношения – нелинейные и неодновременные отношения. Это объединение элементов в группы в памяти или сознании говорящего в силу общности либо формы, либо содержания, либо того и другого. Члены парадигмы либо взаимно исключают, либо соединяют друг друга. Парадигматические отношения – отношения взаимной противопоставленности в системе языка между единицами одного уровня так или иначе связанные по смыслу (синонимы, антонимы). На этих отношениях основываются парадигматические ряды. • Грамматическая парадигма – парадигма падежа, лица и числа. • Лексическая парадигма: объединение ЛЕ по общему признаку, но и противопоставленных друг другу: ворон, ястреб, сокол, орёл. • Примеры парадигматических отношений оппозитивного типа: 1. фонологический уровень <г>ора <к>ора 2. морфологический уровень гор<а> гор<ы> 3. словообразовательный подуровень гор<н>ый гор<ец 4. лексический уровень высокий – низкий 5. словообразовательный подуровень чита[льня] чита[лка] 6. синтаксический уровень
Студенты
успешно сдали экзамены и разъехались на каникулы. • Примеры иерархических отношений между единицами разных ярусов: 1. фонемы <в> <о> <д> <а> входят в морфемы <вод><а>; 2. морфемы <вод><а> входят в слово <вода>; 3. слово <вода> входит в предложение <Вода течет>. КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ УРОВНЕЙ 1. Свойства единиц каждого уровня не выводимы из свойств единиц предыдущего уровня. 2. существование отдельного уровня предполагает, что всё высказывание без остатка может быть представлено в терминах единиц этого уровня. e.g. Ма – мА | мо – ет | Ра – му. 3. Каждый уровень обладает собственной синтактикой. e.g. Frieden-, kampf – отдельные слова Freiden-s-kampf – одно слово из разных морфем. Der Kampf fur Frieden. Понятие подсистемы шире, чем понятие уровень. |
|||||||||||
При остатке времени использовать презентацию со словарями. |
|||||||||||
7. Рефлексия |
|||||||||||
- Какие выводы вы сделали после урока? - Над чем задумались? |
Анализируют, делают выводы. |
||||||||||
|
|||||||||||
Повторить структуру сочинения ОГЭ 9.3. Решить упражнения ЕГЭ (9-12). |
Запись в дневник. |
||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.