Конспект урока: Эстафеты. Подвижные игры на развитие быстроты и координации.
Оценка 4.7

Конспект урока: Эстафеты. Подвижные игры на развитие быстроты и координации.

Оценка 4.7
docx
08.07.2024
Конспект урока: Эстафеты. Подвижные игры на развитие быстроты и координации.
Шахматы.docx

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 №273-ФЗ 9 (с изменениями от 03. 07. 2016)
  •  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Минобрнауки России от 06. 10. 2009 № 373 (ред. от 31.12. 2015) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования)
  • «Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности Гражданина России»
  •  Авторской программы А. А. Тимофеева «Шахматы»

Программа соответствует требованиям СанПина, обеспечивает достижение планируемых результатов.  

На изучение курса внеурочной деятельности «Введение в шахматы» во 2  классе планом внеурочной деятельности отводится 34 часа в год.

Планируемые результаты

1. Личностные и метапредметные результаты освоения результаты освоения курса внеурочной деятельности

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.

·                   Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:

Ø   формирование основ российской гражданской идентичности;

Ø   ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;

Ø   наличие чувства прекрасного;

Ø   формирование основ шахматной культуры;

Ø   понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;

Ø   наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;

Ø   готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

Ø   уважительное отношение к иному мнению;

Ø   приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;

Ø   воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств и обстоятельств других людей и сопереживания им;

Ø   умение управлять своими эмоциями;

Ø   дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Ø   формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;

Ø   оказание бескорыстной помощи окружающим.

·                   Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся: познавательных, коммуникативных и регулятивных.

1.            Познавательные УУД:

Ø   умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;

Ø   владение способом структурирования шахматных знаний;

Ø   способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;

Ø   умение находить необходимую информацию;

Ø   способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;

Ø   умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

Ø   способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать решения.

2.            Коммуникативные УУД: результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные

Ø   умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;

Ø   способность формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;

Ø   умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнера (собеседника);

Ø   возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

3.            Регулятивные УУД:

Ø   умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

Ø   способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 

 

 

2. Содержание курса

     Для занятий используется специальная литература,  карточки с диаграммами для решения задач и упражнений,  демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат.

Первое знакомство с Шахматным  королевством.

Из истории шахмат.

Шахматная доска - поле шахматных сражений:

Знакомство с основными понятиями:

Горизонтали,

Вертикали

Диагонали

Дидактические игры и задания:

"Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

"Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

"Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

"Назови вертикаль". Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее.

"Назови горизонталь". Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь. (Например: "Вторая горизонталь").

  Шахматные фигуры. Первое знакомство. 

«Тронул - ходи!». Белая и черная армии.

Дидактические игры и задания:

"Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

"Угадай-ка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это за фигура.

"Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

"Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

Начальная позиция.

Расстановка фигур перед шахматной партией.

Правило: "Ферзь любит свой цвет".

Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Дидактические игры и задания:

"Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют начальную позицию.

"Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

 ЛАДЬЯ

Ход, взятие.

Дидактические игры и задания:

Одна против пешек. Лабиринт. 

Игра «Один в поле воин», «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры».

 

СЛОН

Ход, взятие.  Белопольные и чернопольные слоны.

Легкая и тяжелая фигура.

Ладья против слона.

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Один в поле воин", "Сними часовых","Лабиринт", "Кратчайший путь", "Атака неприятельской фигуры", "Взятие", "Защита"

ФЕРЗЬ 

«Могучая фигура» Ферзь. Дороги Ферзя.

 Ход, взятие.

Ферзь против ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение",  "Один в поле воин", "Лабиринт", "Кратчайший путь".   

КОРОЛЬ

Ход Короля. И Король в поле воин (взятие).

Дидактические игры и задания:

 "Игра на уничтожение", "Один в поле воин".

КОНЬ

Ход, взятие, сила.                                            

Игра конем на усеченной доске.

Конь против ферзя, ладьи, слона

Дидактические игры и задания:

"Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых",  "Кратчайший путь".

ПЕШКИ

 Благородные пешки черно-белой доски.

«Маленькая да удаленькая. Всю доску прошла - фигуру нашла». Ход пешки, взятие, превращение, сила.

«Подножка» (правило взятие на проходе).

 Дидактические игры и задания:

 «В бой идут одни только пешки».

 «Игра на уничтожение».

 Относительная ценность фигур.

Ценность фигур.

Сравнительная сила фигур.

Дидактические игры и задания:

"Кто сильнее". Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: "Какая фигура сильнее? На сколько?"

"Обе армии равны". Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны.

 Шах.

Что такое шах. Понятие о шахе.

Шах ферзем, ладьёй, слоном, конем, пешкой.

Защита от шаха.

Дидактические игры и задания:

"Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны    определить: стоит ли король под шахом или нет.

"Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.

"Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.

 Мат - цель игры.

Дидактические  игры и задания:

"Шах или мат". Шах или мат черному королю? "Мат или пат".

Решение шахматных задач и упражнений.

 Ничья.

Варианты ничьей.

Пат.  Отличие пата от мата. Примеры на пат.

Дидактическое задание:

"Пат или не пат".

 Рокировка.

Длинная и короткая рокировка.

Правила рокировки.

Дидактическое задание:

"Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

  Шахматная партия.

Начало шахматной партии.

Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию.

 

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ.

Обозначение горизонталей, вертикалей, полей.

Дидактические задания:

«Назови вертикаль»

«Назови горизонталь»

«Назови диагональ»

«Какого цвета поле»

Обозначение шахматных фигур и терминов.

Запись начального положения.

Краткая и полная шахматные нотации.

Запись шахматной партии.

Игровая практика с записью шахматной партии.

ЦЕННОСТЬ ФИГУР.

Сравнительная сила фигур.

Дидактические задания:

«Кто сильнее»

«Обе армии равны».

Достижение материального перевеса.

Дидактические задания:

«Выигрыш материала».

Способы защиты.

Дидактическое задание «Защита».

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.     Практическая игра.

2.     Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.     Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.     Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические

        игрушки.

5.    Участие в турнирах и соревнованиях


                          Календарно- тематическое планирование по шахматам

                         во 2 классе  - 34 ч.

№ п/п

Тема урока

Часы

Дата

Пл

Фк

1

Шахматы- мои друзья. История возникновения шахмат.

1

 

 

2

Шахматная  доска

1

 

 

3

Горизонталь.

1

 

 

4

Вертикаль.

1

 

 

5

Диагональ.

1

 

 

6

Шахматная нотация.

1

 

 

7

Шахматные фигуры и начальная позиция.

1

 

 

8

Ладья.

1

 

 

9

Слон.

1

 

 

10

Ферзь.

1

 

 

11

Конь.

1

 

 

12

Пешка.

1

 

 

13

Превращение пешки

1

 

 

14

Король

1

 

 

15

Ценность фигур

1

 

 

16

Нападение

1

 

 

17

Взятие. Взятие на проходе

1

 

 

18

Шах и защита от шаха

1

 

 

19

Мат

1

 

 

20

Пат- ничья

1

 

 

21

Рокировка

1

 

 

22

Основные принципы игры в начале партии

1

 

 

23

Мат двумя ладьями одинокому королю

1

 

 

24

Мат ферзем и ладьей одинокому королю.

1

 

 

25

Мат ферзем и королем одинокому королю.

1

 

 

26

Материальное преимущество.

1

 

 

27

Нарушение основных принципов игры в начале партии.

1

 

 

28

Партии-миниатюры.

1

 

 

29

Запись шахматной партии.

1

 

 

30

Шахматный этикет.

1

 

 

31

Шахматный турнир.

1

 

 

32

Шахматный турнир.

1

 

 

33

Шахматный турнир.

1

 

 

34

Шахматный турнир.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся: познавательных, коммуникативных и регулятивных

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся: познавательных, коммуникативных и регулятивных

Коммуникативные УУД: результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные Ø умение находить компромиссы…

Коммуникативные УУД: результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные Ø умение находить компромиссы…

Содержание курса Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат

Содержание курса Для занятий используется специальная литература, карточки с диаграммами для решения задач и упражнений, демонстрационная шахматная доска и фигуры, комплекты шахмат

Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана

Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана

СЛОН Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны

СЛОН Ход, взятие. Белопольные и чернопольные слоны

Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь"

Игра на уничтожение", "Сними часовых", "Один в поле воин", "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Кратчайший путь"

Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет

Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей

ШАХМАТНАЯ НОТАЦИЯ. Обозначение горизонталей, вертикалей, полей

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ 1

Календарно- тематическое планирование по шахматам во 2 классе - 34 ч

Календарно- тематическое планирование по шахматам во 2 классе - 34 ч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.07.2024