Конспект урока физики в 8 классе по теме: Взаимодействие постоянных магнитов
Оценка 4.7

Конспект урока физики в 8 классе по теме: Взаимодействие постоянных магнитов

Оценка 4.7
docx
17.02.2022
Конспект урока физики в 8 классе по теме: Взаимодействие постоянных магнитов
Физика 8 класс 8 урок 46 Взаимодействие постоянных магнитов.docx

Учитель физики: Дмитриева Л.Н.

Физика, 8 класс. Урок №35.  Дата:   

Тема: Взаимодействие постоянных магнитов 

Цели: дать понятие постоянного магнита, магнитного поля, исследовать взаимодействие постоянных магнитов, ознакомиться со свойствами постоянных магнитов и магнитного поля, а также магнитным полем Земли; развивать умение анализировать, сравнивать, систематизировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; формировать навыки работы в группах, прививать интерес к предмету через различные компоненты воспитательного процесса.

Планируемые результаты.

Предметные: научатся экспериментально определять свойства постоянных магнитов.

Метапредметные.

Познавательные УУД: находить необходимую информацию в учебнике, проводить анализ информации.

Регулятивные УУД: осуществлять планирование и регуляцию своей деятельности в ходе работы в группах, выдвигать гипотезу, предлагать пути ее решения, коррекция результатов работы.

Коммуникативные УУД: учитывать позицию другого человека в ходе проведения опыта, умение вступать в диалог, донести свою позицию до других.

Личностные: формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитие внимательности, аккуратности.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Оборудование: постоянные полосовые магниты, железный гвоздь, магнитные стрелки, металлические опилки, лист бумаги, штатив, компас, ноутбук, презентация.

Видеоурок. https://www.youtube.com/watch?v=t1-YdA5Zwrg

План урока.

1.       Организационный момент. 1 мин.

2.       Актуализация опорных знаний. 4 мин.

3.       Изучение нового материала. 30 мин

4.       Закрепление нового материала. 5 мин

5.       Подведение итогов урока. 2 мин

6.       Домашнее задание. 1 мин

7.       Рефлексия. 2 мин.

Ход урока

I.     Организационный момент. «Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же хорошим, а может быть, стало еще лучше. Приступим к уроку.»

II.  Актуализация опорных знаний.

Блиц - опрос

1.    Что такое электрическое поле, электрический заряд?

2.    Как взаимодействуют одноименные заряды? Разноименные?

III.             Изучение нового материала.

 План изучения темы.

1.    Понятие постоянного магнита.

2.    Основные свойства магнитов.

3.    Взаимодействие магнитов.

4.    Графическое изображение магнитных полей.

5.    Магнитное поле Земли.

     Ещё в глубокой древности было замечено, что некоторые железные руды притягивают к себе железные тела. Древние греки называли куски таких руд магнитными камнями, вероятно, по названию города Магнезия, из которого привозили такую руду. Сейчас их называют природными магнитами.  

    Существуют также искусственные магниты. На этом уроке вы узнаете о некоторых свойствах магнитов, их взаимодействии, о магнитном поле и магнитном поле Земли.

Восприятие и первичное осмысление материала. Немного истории… Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа.

О каком камне идёт речь?      Магнит.

Даль в своём словаре написал: «Магнитный камень, железняк, руда, со свойствами притягивать железо и, обращаясь на перевесе, указывать на север и на юг, а также передавать это свойство железу».

В тетрадях запишите первое определение.

Магниты – это вещества, которые обладают постоянными магнитными свойствами.

Какими же свойствами обладают постоянные магниты?

Свойства магнитов.

1. Взаимодействие постоянного магнита с разными материалами. 

Оборудование: магнит, несколько тел, изготовленных из разных материалов.

Поднесите магнит к предметам, изготовленным из различных мате­риалов, установите, все ли из них   притягиваются магнитом.

Сделайте вывод. (Учащиеся делают выводы.)

Вывод. Хорошо притягиваются магнитом чугун, сталь, железо и некоторые сплавы, значительно слабее никель и кобальт.

 2. Изучение магнитных взаимодействий. 

Оборудование: 1 магнит подвесить, другой подносить к нему. Зарисуйте результаты.

Вывод. Одноименные полюсы магнита отталкиваются, разноименные — притягиваются

 3.  Наблюдение картины магнитного поля постоянных магнитов. 

Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), стаканчики с металлическим порошком.

накройте полосовой магнит бумагой, насыпьте порошок. Слегка постучите по ней пальцем. Рассмотрите полученное изображение.

Повторите опыт для дугового магнита.

Рисунки, которые у вас получились, дают представление о картине магнитного поля поло­сового и дугообраз­ного магнитов. Как магнитные линии магнитного поля тока, так и маг­нитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита, так же как магнит­ные линии катушки с током.

4.  Наблюдение картины магнитного поля двух полосовых магнитов. 

Оборудование: два магнита, стаканчики с металлическим порошком.

Накройте магнит бумагой, насыпьте на неё опилки, легко постучите. Рассмотрите магнитные линии магнитного поля двух магнитов, обращенных друг к другу: одноименными полюсами;

раз­ноименными полюсами.Вывод(рисунки).

 5. Все ли точки магнитов обладают одинаковой силой?  

Оборудование: металлические скрепки, магниты (полосовой и дуговой).

Возьмите полосовой магнит, поднесите несколько скрепок точно к середине магнита, где проходит граница между красной и синей половинками. Притягивает ли магнит скрепки?

Приближайте скрепки к разным местам магнита, начиная от середины. Какие места обнаруживают наиболее сильное магнитное действие? Повторите то же с дуговым магнитом.

Сделайте вывод. (Учащиеся делают вывод.)

Вывод. Линия посередине магнита, называемая нейтральной, не обнаруживает магнитных свойств. Наиболее сильное магнитное действие обнаруживают полюса магнита.

6. Оборудование: гвоздь, скрепки, магнит. 
Возьмите иголку и поднесите её к скрепкам. Прилипают ли скрепки к иголке? 
Потрите иголку о магнит в одном направлении, а затем поднесите к скрепкам. Прилипают ли скрепки? 
Сделайте вывод. (Учащиеся делают выводы)
В первом случае иголка не прилипла к скрепкам. Стоило иголке «пообщаться» с магнитом, как она сама стала магнитом. 
Вывод. Железо, сталь, никель, кобальт и некоторые другие сплавы в присутствии магнитного желез­няка приобретают магнитные свойства

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Гимнастика для глаз

Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами (показать на опыте).

Постоянные магниты это тела, которые длительное время сохраняют намагниченность.

Полюс место магнита, где обнаруживается наиболее сильное действие.

Nсеверный полюс магнита                             Sюжный полюс магнита

Происхождение магнитного поля постоянных магнитов
Как объяснить намагниченность магнитов? Оказывается, что все дело в особом поле, создаваемом магнитом. Вокруг любого магнита существует магнитное поле. Оно и притягивает железо к магниту.

Видеофрагмент «Постоянные магниты»

Историческая справка… Компас появился в Европе не раньше 12 века. Мореплаватели до этого момента ориентировались по Солнцу, звёздам, по Полярной звезде, течениям, преобладающим ветрам, даже по цвету воды.

Магнитный компас изобрёл итальянский учёный Флавий Джой. А английский физик 14 века Уильям Герберт изготовил шарообразный магнит, исследовал его с помощью маленькой магнитной стрелки и пришёл к выводу, что земной шар – это огромный космический магнит. Изучая горные породы, геофизики установили, что магнитные полюса Земли менялись за последний миллион лет 7 раз.

О существовании земного магнетизма человеку стало известно, начиная с 800 г. до нашей эры. С древних времен известен способ ориентации относительно сторон света при помощи компаса. О магнитном поле Земли можно судить по поведению двух магнитных стрелок: одной, способной поворачиваться только влево-вправо (стрелка обычного компаса), и другой способной поворачиваться вверх-вниз (стрелка наклонения). Обойдя с этими двумя стрелками весь земной шар, можно нарисовать магнитные силовые линии Земли. На Земле есть две замечательные точки: стрелка наклонения здесь становится вертикально и показывает острием вниз, а стрелка компаса крутится, как ей вздумается. Эти две точки – магнитные полюса Земли.                                                                           Запишите: магнитное поле Земли.

Магнитное  поле Земли

Установлено, что земное магнитное поле надежно защищает по­верхность Земли от космического излучения, действие которого на живые организмы разрушительно. В состав космического излучения, кроме электронов, протонов, входят и другие частицы, движущиеся в пространстве с огромными скоростями.

Иногда возникают магнитные бури – кратковременные изменения магнитного поля Земли, которые сильно влияют на стрелку компаса. Наблюдения показывают, что появление магнитных бурь связано с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца в мировое пространство выбрасываются потоки заряженных частиц, электронов и протонов. Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами, изменяет магнитное поле Земли и вызывает магнитную бурю. Магнитные бури – явление кратковременное, которое отрицательно влияет на живые организмы.

На земном шаре встречаются области, в которых направление магнитной стрелки постоянно отклонено от направления магнитной линии Земли. Такие области называют областями магнитной аномалии.

Видеофрагмент «Магнитное поле Земли»

1.       Постоянные магниты – тела из стали или специальных сплавов, способные притягивать железные предметы и длительное время сохраняющие свою намагниченность.

2.       Основные свойства магнитов:

·                    участки поверхности магнита, где магнитное действие проявляется    наиболее сильно, называют  полюсами магнита;

·                    магнит имеет два полюса: северныйN и южныйS;

·                    одноименные полюса магнита отталкиваются, а разноименные притягиваются;

·                    невозможно получить магнит  только  с одним полюсом;

·                    магниты оказывают действие только на тела, изготовленные из магнитных  материалов (Fe, Ni, Co  и их сплавов);

·                    при нагревании пост.  магнита  до определенной температуры (точка Кюри) его маг. свойства исчезают.

3.                       Вокруг любого магнита существует магнитное  поле. Магнитное поле первого магнита действует с некоторой силой на второй магнит, а магнитное  поле второго  магнита действует с некоторой силой на первый магнит; Магниты действуют на не намагниченные тела. Пример: гвоздь.

4.                       Графически магнитные поля изображают с помощью  магнитных линий (спектр магнитного поля) – условных линий, вдоль которых в маг. поле устанавливаются оси маленьких магнитных стрелок. Магнитные линии замкнуты. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса и входят в южный.

5.                       Наша планета Земля является большим магнитом и  имеет магнитное поле:

· вблизи южного (S) географического  полюса Земли находится северный магнитный полюс;

· вблизи северного (N) географического полюса находится южный магнитный полюс;

· линии магнитного поля не параллельны поверхности Земли;

· магнитное поле Земли периодически изменяетсямагнитные бури;

· участки на поверхности на поверхности Земли, где направление, на которое указывает магнитная стрелка, постоянно не совпадает с направлением магнитного поля Земли, называют магнитными аномалиями.

IV.                  Закрепление нового материала.

Что такое постоянный магнит?

Перечислите свойства постоянных магнитов. С помощью каких опытов можно выявить свойства постоянных магнитов?

Что называют магнитными линиями? Как можно увидеть спектр магнитного поля?

Докажите, что Земля имеет магнитное поле.

Чем можно объяснить возникновение магнитных бурь?

Что такое магнитная аномалия?

V.                     Подведение итогов урока. Оценивание

VI.                  Домашнее задание. Изучить §16 стр.70-73, ответить на вопросы стр.70, выполнить экспериментальное задание 16.1   

VII.               Рефлексия. На доске: интерес, страх, скука, увлеченность нового, непонимание, познание.  Выписать одну или две эмоции, какие вы испытали

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Учитель физики: Дмитриева Л.Н

Учитель физики: Дмитриева Л.Н

О каком камне идёт речь?

О каком камне идёт речь?

Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами ( показать на опыте )

Если магнитную стрелку приблизить к другой такой же стрелке, то они повернутся и установятся друг против друга противоположными полюсами ( показать на опыте )

Кюри ) его маг. свойства исчезают

Кюри ) его маг. свойства исчезают
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2022