Урок географии, 6 класс
Тема урока: «Загрязнение и охрана гидросферы»
Цели: 1. Ознакомить со значением экологически чистой воды в жизни человека.
2.Рассмотреть причины загрязнения водоёмов.
3.Воспитывать бережное и экономное отношение к воде.
Оборудование : презентация, музыкальное сопровождение (шум воды)
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Приветствие детей. Представление помощников.
2.Постановка цели занятия. Слайд.
-Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим? /Звучит шум воды/
- Вода – бесценный дар природы. Вода – одно из главных богатств на Земле. Почему так - говорят? О значении воды говорили писатели и поэты, художники рисовали водоёмы. Послушайте некоторые высказывания о воде.
" Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты -сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете", - написал Антуан де Сент - Экзюпери.
- 1 ученик - Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
- 2 ученик -
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И снежинке,
И в росинке.
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
- 3 ученик
- Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить
3.Изучение нового материала.
А)Расходование воды населением. Слайд «Расходование воды».
- Да, жизнь без воды невозможна! Посмотрите, сколько воды тратит в сутки один житель (городской житель – 150 л., сельский житель – 55л.)
- Сколько стоит 1 литр воды в разных странах? Зависит ли потребление воды от её стоимости? (Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, конках и лыжах. Воду мы пьём и едим, потому, что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. На самом деле - это солевой раствор.
Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только "поит", но ещё и кормит - по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода "добывает" электрический ток на электростанциях. Вода моет города, машины, дороги. Вот она какая, вода!)
- Много интересного мы знаем о воде. А все ли знают , что тело человека тоже содержит воду.
– 4 воспитанник - Тело новорождённого состоит из воды на 86 %, старика - около 50 %.
- Человек может прожить без пищи 3 - 4 недели, а без воды лишь несколько дней.
- Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках.
Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды.
- Ежедневно человек выпивает 2, 5 литра воды и 1, 5 литра получает через кожу - душ, ванну.
- Основная часть мозга - вода. (На самом деле - это солевой раствор.) Да, это очень интересно! А где мы с вами можем встретить сразу много воды? / в реке, озере, море…/
Б) Загрязнение воды. Слайд «Загрязнение воды»
- Почему в этой реке опасно купаться? / в реке небезопасно купаться, ведь вода в ней грязная. /
- Кто же загрязняет воду? Что можно отнести к загрязнителям воды? / бытовой мусор, мазут,
нефть, отходы заводов и фабрик, сельское хозяйство, водные животные - Ребята, а если вы увидите, что в реку сбрасывают отходы промышленного предприятия, как поступите? пройдёте мимо; позовёте взрослых; сообщите в общество по охране природы.
1 ученик - Пройти мимо нельзя! Позвать взрослых?! А может им всё равно! А что такое общество охраны природы?
2 ученик - А я знаю, что это. В этом обществе люди занимаются охраной воздуха, почвы, воды, восстановлением и охраной лесов от пожаров, а также охраной животных и растений. Здесь заботятся о здоровье человека.
1 ученик - Вот в это общество я и обращусь.
В) Охрана воды. Слайд «Охрана воды».
Казалось бы, воды на Земле сколько угодно - океаны моря покрывают большую часть поверхности планеты. Воды одного только Тихого океана хватило бы для нужд человека на долгие годы. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А ведь людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Поэтому население заинтересовано в чистоте воды. Воду тоже чистят. И делают это на очистных сооружениях.
Вначале воду избавляют от микробов. Уничтожают имеющиеся вирусы и бактерии.
Следующий этап - очистка воды с помощью химического реагента. Его добавляют в мутную речную воду. Растворяясь, он обволакивает невидимые глазу частицы, которые делают воду мутной. Мелкие частицы и реагент образуют хлопья, которые потом можно легко удалить.
Избавившись от вирусов, бактерий и вредных мелких частиц, вода отправляется на следующую процедуру - песочную. Представьте школьную промокашку, через которую фильтруют воду. Примерно по такому же принципу воду фильтруют через 4-х метровый слой кварцевого песка, который задерживает содержащиеся в ней частицы грязи.
После всех принятых "процедур" наша вода перестала быть мутной. Самое время отправляться на чистку с помощью активированного угля. Он прекрасно впитывает в себя содержащиеся в воде углероды и одновременно обогащает воду полезной микрофлорой.
Здесь же в воду добавляют фтор и хлор, без которых никак нельзя. Но в небольших количествах.
Далее воду отправляют в резервуары, а оттуда в город. Но прежде её качество тщательно проверяют работники местной лаборатории. Здесь делается 65 различных анализов на качество и безопасность - бактериологические, органолептические, технологические и многие другие. И только после этого медики дают добро на отправку чистой воды в город.
Сегодня, открыв кран на кухне, мы наливаем в стакан чистую воду.
Но, не секрет, что такой чистой, какой вода поступает из резервуаров, в город она не доходит. И виной тому - старые трубы, по которым она проходит в дома. Поэтому, важно ещё и своевременно ремонтировать водопроводные трубы.
4) Обобщение по теме.
- Много интересного, удивительного и полезного мы сегодня узнали о воде. Какой же, можно сделать вывод?
1. - Не загрязняйте реки и озёра!
2. - Не бросайте мусор в реки!
3. - Не оставляйте отходы на берегу!
4. - Закрывайте краны.
5. Пусть на Земле
не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода
/
В. Огнецвет. /
5. Домашнее задание. Составить памятку о воде.
Берегите воду!
1. Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды вытекает из незакрытого крана в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку).
2. Своевременно ремонтируйте краны.
3. Не засоряйте водоёмы.
4. Не оставляйте мусор на берегу.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.