Методическая разработка урока истории в 5 классе.
Тема: «Государство на берегах Нила».
Учитель: Дёмина Алена Юрьевна.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование, с элементами дискуссии.
Технология: кейс-технология, ИКТ, проблемно-диалогическое обучение.
Методы обучения: наглядный, поисковый, метод ситуационной задачи, дискуссия.
Формы обучения: индивидуальная, самостоятельная работа; работа в группах с различными источниками информации по выполнению проблемных заданий;
- самооценка и взаимооценка.
УМК: учебник История Древнего мира. 5 класс. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С
Цели:
обучающие: дать представление о местоположении Египта на карте и особенностях природных и климатических условий, процессе образования единого государства в Древнем Египте; объяснить значение понятий цивилизация, речные пороги, оазис, рельеф, фараон, столица.
Развивающие:
- владеть различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога, дискуссии;
- развивать учебно-интеллектуальные умения: умение мотивировать деятельность, работать с различными источниками информации, логически осмысливать информацию, решать проблему, обобщать, делать выводы;
- развивать коммуникативную компетенцию.
Воспитательные:
- воспитывать толерантную личность, которая знает и уважает историю другого государства.
- воспитывать уважительное отношение к оппоненту, ведущему дискуссию.
Ход урока.
Учитель: Здравствуйте, мы начинаем изучение нового этапа в истории человечества – историю появления цивилизаций.
Актуализация знаний, настрой на активную учебно-познавательную деятельность.
Сл.1. Более 5 тысяч лет назад появились первые государства.
- Знаете ли вы, какие государства появились первыми на планете? (обращение к личному социальному опыту учащихся. Ответы: Египет, Индия, Китай, Месопотамия).
- кто стоял во главе государства? (правитель).
- рассмотрите внимательно карту. Что объединяет первые государства, исходя из географического положения (появились в долинах крупных рек).
Выход на тему урока.
Учитель: Одно из первых крупных государств появилось в долине реки Нил – Древний Египет. (запись темы урока).
Ученые изучают историю Египта на основе различных источников. Сл. 2
Назовите виды источников, представленные на экране. (письменные, вещественные).
Учитель: согласно письменному источнику, древнегреческий историк Геродот называл Египет «Даром Нила». Как вы понимаете его слова? (ответы учащихся). Выясним, прав ли был Геродот?
Работа с картой. (стр. 30 учебника).
- где расположен Египет? )в северо-восточной части Африки)
- что защищает Египет с Запада? (Ливийская пустыня)
- назовите море, омывающее Египет с севера (Средиземное море).
- какие занятия существовали у древних египтян? (земледелие).
- где расположены основные районы земледелия? (по берегам р. Нил, в оазисах).
Запись в тетрадь. Оазис - островок растительности в пустыне.
- куда впадает р. Нил? ( в Средиземное море).
Запись в тетрадь Место, где река Нил делиться на рукава, называется дельта.
О разливах Нила есть информация в учебнике. П. 2 стр. 32 читать.
Самостоятельная работа «Пометки на полях»: на основе прочитанного, найдите аргументы, подтверждающие утверждение «Египте – дар Нила», и аргументы, опровергающие это утверждение.
Дискуссия: Продолжаем искать ответ на утверждение Геродота: «Египет – дар Нила»? Команда «Да» проговаривает аргументы «за», команда «нет» - аргументы против. (Важно, чтобы учащиеся нашли аргументы «за» и «против», учитель направляет дискуссию, при необходимости корректирует ответы учащихся).
Оставим ответ на этот вопрос открытым и обратимся к вещественным источникам, дошедшим до наших дней: египетские барельефы и фрески, изображающие сцены из жизни египтян.
Сл. 3. Какие выводы можно сделать на основании этих изображений? (Нил играл значительную роль в повседневной жизни египтян, затрагивал различные сферы: земледелие, рыбная ловля, возможно торговля).
Учитель: О том, как относились египтяне к Нилу, можно судить по сохранившимся до наших дней документам.
Анализ документа. Стр. 34 Хвалебные песни египтян Нилу и солнцу.
- о каком отношении египтян к Нилу свидетельствуют эти песни? (египтяне считают Нил источником жизни, пищи, богатства).
Рефлексия: мини-эссе «Египет – дар Нила?». (Выслушать 2-3 учеников, подвести итоги).
Египет – одна из первых цивилизаций, зародившихся на планете. Существованием своим цивилизация обязана великой реке Нил, на берегах которой была основана. Нил давал людям пресную воду, урожай, рыбу и других речных обитателей, морское сообщение в далекие государства.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.