9 класс
Тема: «Внешняя политика России на рубеже XIX-XX вв.
Русско-японская война 1904-1905 гг.»
Цели урока:
ü ознакомить учащихся с основными направлениями российской внешней политики на рубеже XIX-XX вв.;
ü разъяснить причины, ход и результаты русско-японской войны 1904-1905 гг.;
ü обучение навыку информационно-смыслового анализа текста;
ü развитие навыка перевода информации в схему;
ü развитие умений работы с картографическими источниками;
ü воспитывать чувство гордости за подвиги русских солдат.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: КВЖД, Тройственный союз, Антанта.
Оборудование: учебник, тетрадь, проектор, ноутбук.
План изучения новой темы:
1. Внешняя политика России в 1894-1904 гг.
2. Соотношение сил и возможностей России и Японии.
3. Русско-японская война 1904-1905 гг.
4. Внешняя политика России в 1905-1914 гг.
Ход урока
1 |
Проверка знаний (3-5 минут) |
Тестовые задания 3х уровней сложности |
||||||
2 |
Изучение нового Материала
Работа с учебником
Фиксируем результаты работы с учебником в схеме.
Почему?
Заполнение таблицы
Анализ схемы
|
Россия на рубеже веков переживала сложный процесс модернизации, т.е. перехода от традиционного (аграрного) общества к индустриальному. От успеха модернизации зависело сохранение независимости и целостности Российского государства. Модернизация, как мы видели на предыдущем уроке, породила острые общественные проблемы, которые разрешались с огромными трудностями. Зададимся вопросом, какой в условиях такого протекания модернизации должна была быть внешняя политика России? Один из учащихся читает вслух текст учебника на с.29-30. –мои комментирования. Мы обнаружим, что на рубеже веков внешняя политика Российской империи имела два основных направления: европейское и дальневосточное. Первое ставило своей целью не допустить войны, что, безусловно, нарушило бы процесс модернизации; целью второго являлось расширение сферы влияния России на Дальнем Востоке.
Комментарий учителя. Усиление позиций России на Дальнем Востоке не устраивало Англию, США и Японию. Япония стала готовиться к войне с Россией. Россия ответила тем же, но Япония подготовилась раньше и лучше. Работа со схемой.
Актуализируем полученные знания. Причина русско-японской войны должна быть понятна – борьба России с Японией за господство в Северо-Восточном Китае и прилегающей к нему Корее. Запишем это в тетрадях и на доске.
Российскую делегацию на мирных переговорах в городке Портсмут (США) возглавлял С.Ю.Витте. Ранее он был противником обострения отношений с Японией, которые привели к войне. Во время войны Витте выступал за ее скорейшее завершение. Он считал, что в условиях революции, которая началась 9 января 1905 г., в том числе и из-за позорной сдачи японцам Порт-Артура, Россия не может вести победоносную войну, хотя летом, наконец, было достигнуто численное преимущество русской армии в Маньчжурии, а Япония почти полностью исчерпала свои людские резервы и возможности пополнения вооружений и боеприпасов. Рассказ учителя сопровождается составлением схемы.
|
||||||
3 |
Закрепление |
Беседа по вопросам: Ø Дайте характеристику основных направлений российской внешней политики на рубеже веков. Ø Укажите причины войны. Ø Каким было соотношение сил и возможностей России и Японии? Ø Каков ход боевых действий и результаты русско-японской войны? Ø Дайте характеристику российской внешней политики в 1905-1907 гг. |
||||||
4 |
Вывод |
Синквейн |
||||||
5 |
Домашнее задание |
Прочитать параграф 4, записи в тетради, подготовиться к проверочной работе. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.