Конспект урока истории в 5 классе по теме: Вавилонское царство и его законы
Тип урока: урок овладения новыми знаниями.
Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обязательных для исполнения всем населением страны.
Задачи:
Предметные:
- ознакомить учащихся с содержанием законов царя Хаммурапи, показать их значение для жителей Вавилона
- продолжить формирование умений анализировать исторические документы, делать выводы
- развивать умение работать в группе, договариваться, развивать мышление, речь обучающихся, умение анализировать отдельные статьи законов, делать умозаключения.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
- Познавательные: через самостоятельную исследовательскую работу со статьями закона путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему «справедливости» законов царя Хаммурапи.
- Регулятивные: действовать в соответствии с поставленной задачей, вносить коррективы в действия учащихся (при работе с лентой времени, на этапе первичного закрепления, рефлексии и т.д.)
- Коммуникативные: уметь работать в группе, сотрудничать, договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.
Личностные:
- ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе
- формировать уважительное отношение к чужому мнению
Оборудование: 1. Вигасин А.А. История Древнего мира: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение, 2018
2. Карта «Древний Восток» 3. Презентация «Законы Вавилонского царства» 4.Толковый словарь С.И Ожегова, 5. Конституция РФ « Проспект» 2023
Ход урока:
I. Организационный этап: подготовка класса к работе.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся: постановка проблемы
Проблема: по каким правилам живут люди в государстве? Всегда ли эти правила справедливы?
Учащиеся: Эти правила называются законами.
Учитель: А как вы думаете, почему возникли эти правила – законы? Какие у вас будут предположения, версии решения проблемы?
Фиксируем версии на доске:
1) общие правила (законы жизни): 2) чтобы был порядок
Учитель: Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Учащиеся: Будем говорить о новом государстве, о законах.
3 Актуализация знаний обучающихся:
Учитель: Прежде чем начнем знакомиться с новым материалом, давайте вспомним о чем говорили на прошлом уроке
Учащиеся: Со страной Междуречье, по-гречески Месопотамия.
Проверка домашнего задания.
На партах лежат листочки с текстом.
Учитель: Ребята, ваша задача на скорость (кто быстрее и правильнее) вставить пропущенные слова в предложениях:
В Двуречье протекают две реки: Е_ _ _ _ т и Т _ _ р
Страна, лежащая между Евфратом и Тигром, называется Д_ _ _ _ _ _ е или М _ _ _ _ _ _ _ _ е.
Царь города Урук был любимым героем сказаний. Его звали Г _ _ _ _ _ _ _ ш. Письмо, возникшее в древности в Южном Двуречье, называется к _ _ _ _ _ _ _ ь.
Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.
Учитель: Смогли ли вы полностью выполнить задание?
Учащиеся: Нет.
Учитель: Какое предложение осталось незаполненным?
Учащиеся: Знаменитым вавилонским царем был Х _ _ _ _ _ _ _ и. Он правил с __________ по ________ год до н.э.
Учитель: Почему не смогли заполнить?
Учащиеся: Мы не знаем, когда правил царь Хаммурапи.
Учитель: тема нашего урока: Вавилонский царь Хаммурапи и его законы.
Учитель: Работа с картой. Найдите на карте Вавилон.
Работа с учебником.
Прочитайте п1 на с.69. Ответьте на вопросы
1) Где находилось древнее государство Вавилон?
2) Что вывозили и ввозили в страну?
4. Первичное усвоение новых знаний
Учитель: Молодцы! Вы верно справились с заданиями.
А теперь вернемся к той проблеме, которую мы поставили в начале урока.
Что такое закон?
Чтение определения слова «закон» в толковом словаре Ожегова.
Запись определения в тетради.
А как называется в нашей стране основной закон?
Ученики: Конституция РФ.
Учитель: Что вы знаете про Конституцию нашей страны?
Да, в этом году Конституции РФ исполняется 30 лет.
А как вы думаете, были ли законы в Древнем Вавилоне?
Учащиеся: Наверное, были.
Учитель: Вы правы, царь Хаммурапи составил первые в древности законы, и они были высечены на высокой каменной плите, которая сохранилась до наших дней и сейчас хранится в музее, давайте посмотрим рис. на с.71 учебника. Что мы видим?
Учащиеся: Мы видим изображение на камне, где Бог Шамаш вручает царю жезл – знак власти.
Учитель: Да, царь Хаммурапи считал себя самым справедливым из царей, а свои законы – самыми справедливыми. И чтобы узнать, так ли это, мы сейчас поработаем с документами, где записаны некоторые из законов царя Хаммурапи.
Представьте себе, что у городских ворот прямо под открытым небом в тени от пальм заседает суд. Хмурые охранники опираются на боевые топорики. Вокруг стоят обвинители и обвиняемые, толпятся зеваки. Идет разбор жалоб. Жрец привел тощего бедняка.
«Это ты похитил одежду богини Иштар?- грозно вопрошает судья?
2 О, господин, - еле слышно лепечет несчастный,- злые демоны помутили мой рассудок. Бедняку лучше умереть, чем жить. Расскажу все без утайки.
Шел ночью я мимо храма богини Иштар и вспомнил. Когда в моем доме был хлеб, то не было соли. Когда была соль, то не было хлеба. Всю жизнь меня терзает голод…» О, смилуйся надо мной, добрая богиня Иштар»,- взмолился я и вошел в храм. Внутри было пусто и тихо. Рядом со статуей богини горели светильники. Казалось, сама Иштар источала свет. Мне почудилось, что богиня ласково кивнула головой, словно подала знак. Я подошел ближе и стал снимать со статуи дорогое покрывало. А в голове мелькнула мысль: у богини множество одежд, а я наг и умираю от голода!
На рыночной площади я отдал драгоценную ткань за мешок за мешок сладких фиников. Тут раздался крик:» Вор!.. Ты заплатишь за святотатство!»
Судья выслушал обвиняемого и вынес приговор.
Эта история записана более3,5 тысяч лет назад на глиняной табличке. Правда , конца история не имеет и мы не знаем о дальнейшей участи обвиняемого
На парте лежат листы с текстом законов
1 Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен
2. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен
3. Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку.
4. Если человек причинит смерть чужому рабу, он должен отдать раба за раба
5.Если человек причинит смерть чужому волу, то он должен отдать вола за вола.
6 Если человек имеет долг, его жена, сын, дочь должны быть в рабстве три года, на четвертый год должно должен отпустить на свободу.
Задание:
Предположите, какому наказанию согласно законам Хаммурапи подвергся несчастный бедняк.
Учитель: Представьте себе, некий купец привез в Вавилон строительный лес. Выгодно продал и собирается в обратный путь. По пути встретил молодого раба.» что ты тут делаешь?» « Мой господин зашел в кабак выпить холодного пива, а мне приказал ждать его в тени пальмы.»
« Ты смышленый и послушный раб,- продолжает купец,- но твой господин дурно обращается с тобой. Какой багровый шрам у тебя на спине! Неужели от удара? Купец наклоняется к рабу и шепчет ему в уши «Выгодное дельце предлагаю: мне надо отплыть, да болезнь скосила моего рулевого. Хочешь его заменить? На севере я дам тебе свободу. Раб соглашается и корабль отплывает.
Какое наказание ждет купца, если его поймают?
Почему за кражу раба и за кражу вещи наказание одинаковое?
Ученики: Раб- чужеземец был приравнен к вещи.
А теперь ознакомтесь с законами под номерами 4,5.
Учитель:« Кому придет в голову убивать чужого вола?»
Представьте себе, группа односельчан приходят к судье. Шумят, спорят.» В чем дело?» - спрашивает судья .Все замолкают. Один из земледельцев показывает нам другого: « Вот этот человек нанял у меня вола, чтобы распахать землю. Я пожалел соседа, дал ему на день вола. Тогда он вместе с сыном вспахали и засеяли поле. Потом привязал вола и ушел отдыхать. Да, видно, плохо привязал. Вол сорвался с привязи, забрался в огород и все вытоптал. А этот неразумный, чем рассердиться на себя, бросился на моего красавца и ударил мотыгой. Я прибежал, но уже было поздно. Идем , говорю, к судье, ты вернешь мне серебром стоимость убитого вола. А он упирается, если бы не добрые люди, то не пришел бы в суд.
Справедлив ли закон об убийстве чужого вола?
Учащиеся: Да, справедлив. Если не сберег то, что тебе дали на время, за это надо отвечать.
Учитель: А вот еще один пример. Некий строитель вызвался построить дом для богатого вавилонянина. Внезапно случилось несчастье: во вине строителя произошел обвал. Бревнами и кирпичами, упавшими со второго этажа, задавило чужого раба. По закону строитель должен возместить владельцу раба стоимость погибшего.
Справедливо ли это наказание?
Учащиеся: Нет, не справедливо. Это ведь человек, за него деньги платить нельзя.
Учитель: Какой вывод можно сделать из сравнения двух законов( об ответственности за убийство человека и вола) о положении рабов в Вавилоне?
Ученики: Раб- чужеземец не считался человеком, приравнивался к скоту.
Учитель: Прочитайте закон под номером 6.
Ответьте на вопросы6
1) Почему царь Хаммурапи ограничил срок долгового рабства тремя годами?
2) Почему закон защищает не рабовладельца, а раба- должника?
Ответы вы найдете в учебнике на с.72 п.5 « Законы о богачах и бедняках»
Чтение и ответы на вопросы.
5 Закрепление
Учитель; А сейчас, ребята, закрепим новый материал. Решим тесты.
1) За убийство чужого раба убийцу
а) изгоняли из страны б) заставляли отдать раба в) убивали
2) За кражу раба- человека
а) наказывали штрафом б) заключали в тюрьму в) убивали
3) За оскорбление вельможи или жреца обидчика
а) заключали в тюрьму б)наказывали плетью в) казнили
4) За неуплату долга человек
а) наказывали плетью б) отдавали детей в рабство в) подвергали смертной казни
Проверка работы: взаимопроверка
6 Домашнее задание
№14 прочитать и пересказать.
Доп. Материал. Составить рассказ от имени путешественника, посетившего Вавилон.
7 Рефлексия
Учитель: Ребята, какую цель мы сегодня поставили с вами на уроке?
Достигли мы этой цели?
Что нового на уроке узнали?
- Что понравилось на уроке…
- Что было трудно…
- Что хотелось бы…
8 Оценки за урок.
Учитель : Спасибо за урок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.