Конспект урока ИЗО 4 класс "Золотая Хохлома вчера и сегодня"
Оценка 4.6

Конспект урока ИЗО 4 класс "Золотая Хохлома вчера и сегодня"

Оценка 4.6
Документация
docx
изобразительное искусство
10 кл—11 кл
06.01.2021
Конспект урока ИЗО 4 класс "Золотая Хохлома вчера и сегодня"
Конспект урока
публик хох.docx

 

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  школа №6

                       С углубленным изучением некоторых предметов

 

 

 

 

 

 

           Конспект  урока  Изобразительного искусства  по теме

           «Народные промыслы. Золотая Хохлома – вчера и сегодня»

            4 класс

                                          

 

                                                                   Педагог

                                                                    Аксюкова Светлана Александровна.

 

 

 

                                                         Пятигорск    2021 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Народные промыслы. Золотая Хохлома – вчера и сегодня»

 

Тип урока: комбинированный

Цель: знакомство с историей возникновения хохломской росписи и произведений промысла; понятие «стилизация»; изображения своей композиции;

Задачи:

Обучающие: формировать навыки работы в области художественной росписи, использование основных приемов хохломской росписи, применение стилизации в своей композиции, способствовать приобретению навыков выражения эстетических впечатлений  изобразительным путем, закрепить навыки работы с цветом;

Развивающие: развитие  творческого воображения, наблюдательности, способности к творческой интерпретации увиденного, и творческому самовыражению;

Воспитательные: погружение в богатый мир самобытного народного  творчества призвано вызвать интерес и желание учеников самим испытать свои силы в художественной росписи, сформировать положительно-эмоциональный настрой в творческой деятельности, стимулировать желание узнать и другие декоративные  промыслы;

Методы:

Словесные: беседа, объяснительно-иллюстративный метод, диалог.

Наглядные: демонстрация традиционных предметов быта с хохломской росписью, а так же неожиданное применение такой росписи на предметах 21 века: аэрография на автомобилях, граффити на зданиях, элементы росписи  одежды в коллекциях знаменитых модельеров, ноутбук и компьютерная мышь, расписанные стилизованными хохломскими узорами; наглядные пособия (посуда, ложки, детский стульчик, поднос).

Практические: выполнение композиции хохломской росписи.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Планируемые результаты:

Предметные: стимулировать проявление творческой активности учащихся, их фантазию и закрепление  формирования умений и навыков в работе с красками.

Личностные: формирование  умения использовать цвет и элементы узоров для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению, умение планировать результаты своей работы.

Метапредметные:

Регулятивные: создает орнамент, используя выразительные свойства гуаши; самостоятельно выбирает цвет фона для работы; оценивает результат своего труда.

Познавательные: получает новые  сведения  о древнем промысле  и о его неожиданной популярности в современном мире; узнает о понятии  «стилизации»  природных мотивов в орнаменте и применении этого  приема в своей работе.

Коммуникативные: умеет: слушать одноклассников и учителя, обмениваться мнениями, конструктивно реагировать на критические замечания, убедительно отстаивать свой художественный подход, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, оценить коллективную работу всего класса.

Оборудование для учителя: наглядные пособия, компьютер, репродукции картин художников;

Оборудование для учащихся: листы А 3, карандаши, кисти, палитры, стаканчики для воды, гуашь, салфетки, трафареты.

Ход урока

Организационный момент

1-2 мин.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

- Здравствуйте ребята. Сегодня тема нашего урока изобразительного искусства «Золотая Хохлома—вчера и сегодня». Почему «золотая», почему «вчера и сегодня» все это я сейчас расскажу

- Проверьте, все ли готовы к уроку.

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему.

Личностные: понимают важность знаний для чело-

века и имеют желание учиться.

Сообщение нового материала

8-10 мин.

Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Золотая Хохлома – вчера и сегодня».

Мы живем в 21 веке – это век мега скоростей, он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряясь все больше и больше. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями, новыми героями, новым искусством. Мы хотим быть современными, прогрессивными. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье.

- Ребята, рассмотрите представленные вашему вниманию произведения искусства. К какому из видов изобразительного искусства они относятся?

- Верно, к декоративно-прикладному. В декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы, в том числе и декоративная роспись.

- С какими росписями вы уже знакомы? (познакомились на прошлом уроке?)

- А теперь я попрошу вас посмотреть на эти чудесные, расписанные вручную плошки, подносы, ложки, детские стульчики и сказать, в какой  росписи они выполнены?

- Верно! Это хохломская роспись. Я прочитаю вам небольшое стихотворение, в котором очень лаконично и в то же время очень подробно описана и сама Хохломская роспись, и работа мастериц, создающих эту красоту, такую древнюю и, одновременно, удивительно современную, созвучную нашему 21 веку.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

Отголоски лета в золоте травы

Рощи-перелески, шелковые всплески

Солнечно-медовой золотой листвы.

За окошком метели и морозы трещат,

А в избе за палитрой мастерицы сидят.

Ни цветка, ни травинки

В сером зимнем лесу,

Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.

Пламя лижет дровишки, от печного тепла,

Словно летом, полянка

В их глазах расцвела.

Кисть купается в краске,

Здесь прижалась разок,

И блеснул на посуде золотой завиток.

Звонко тренькнет синичка

За промерзлым стеклом,

Кисть рисует реснички

Рядом с тем завитком.

А сухие былинки под веселым мазком

Превратились в травинки,

Усик вьется ползком.

Блещут краски так ярко

Золотой хохломы,

Что в лучах ее теплых

Согреваемся мы.

- А сейчас я расскажу вам о возникновении этой росписи.

Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное село Хохлома, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. В 17 веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице- Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, т.к. в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Издавна делали и расписывали посуду в лесных деревнях Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но зовут ее не кулигинской, не семинской , а хохломской.

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома» Развозили расписную деревянную посуду и за границу И разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.

Главный элемент росписи - травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад.

- Вы уже знакомы с таким понятием как «стилизация». Она присутствует и в хохломской росписи в изображении этих самых ягод, цветов и травки. А главные цвета как вы заметили – золотой, красный, черный. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье. Поэтому  хохлома зовется золотой.

Я рассказала о  прошлом Хохломы, а теперь посмотрим  Хохлому 21 века.

                                           Велика Россия наша,

                                           И талантлив наш народ.

                                          О Руси родной умельцах

                                          На весь мир молва идет.

И это не просто слова, а именно «на весь мир».

На экране  демонстрируются современные применения  этой древней росписи:

Автомобильный концерн «АУДИ» выпустил линейку автомобилей расписанных в разных темах хохломской росписи.

На гонках «Формулы 1» в Сочи многие болиды были расписаны хохломскими узорами.

Улица в итальянском городке, где фасады всех домов расписаны хохломскими узорами.

Небоскреб в Австралии, выстроенный в виде кружки с хохломской росписью.

Одежда знаменитых модных домов с элементами хохломской  росписи.

Ноутбук и компьютерная мышь с ягодами и птицами.

Сумки, игрушки, чехлы для смартфонов ,мебель, посуда, ручки, тетради, постельное белье, и многое другое все это  - сегодняшняя древняя Хохлома.

 Теперь, я уверена, что вы не будете считать Хохлому чем-то устаревшим и несовременным и испытаете гордость от того, что это наш народ не только создал такую красоту, но и сумел сохранить её до наших дней.

Отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют

Результаты:

Личностные: способны к эстетической оценке произведений русского народного творчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство», имеют мотивацию учебной деятельности

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,

умеют произвольно и осознанно строить  высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск нужной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) .

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний, имеют стремление к получению новых  знаний и умений.

Коммуникативные: умеют строить понятное высказывание; активно слушать одноклассников и учителя ; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; формулировать вопросы, рассуждать и находить ответы.

Практическое задание

25-30 мин.

Изображение своей композиции: ученики выбирают предмет, который будут расписывать ( ковш, поставец, поднос, дощечка-рыба, дощечка-автомобиль, кружка, кувшин, ковш-лебедь) и получают соответствующий трафарет. После окончания работы устраивается импровизированная ярмарка и  голосованием определяются три – четыре лучшие работы. Авторы этих работ будут оценивать остальные работы на ярмарке.

Даю инструкции к выполнению работы

- Для начала обведите трафареты,  которые я вам выдала по вашему выбору.

– Приступать к работе стоит с криуля (обращаю внимание на демонстрационную работу)

-- Легкими обобщенными линиями наметить силуэты листочков и ягод, отходящих от этой линии.

Только после оконченной работы карандашом приступайте к работе с красками.

Составляют план работы. Рисуют красками.

Результаты:

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют  способы  действия и прогнозируют  его результат.

Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка

Итог урока. Рефлексия.

3-5 мин.

Выставка работы учеников, анализ и эстетическая оценка.

Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Ребята, какие росписи выделяют в хохломе?

- Какие основные краски и мотивы в хохломской росписи используют мастера – умельцы?

-Понравился ли вам сегодняшний урок?

Спасибо за внимание.

Фронтальная работа

Результаты:

Личностные: понимают

значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства

Регулятивные: оценивают свою работу, объективны в оценке работ своих товарищей.


 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа №6

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа №6

Тема: «Народные промыслы. Золотая

Тема: «Народные промыслы. Золотая

Планируемые результаты: Предметные: стимулировать проявление творческой активности учащихся, их фантазию и закрепление формирования умений и навыков в работе с красками

Планируемые результаты: Предметные: стимулировать проявление творческой активности учащихся, их фантазию и закрепление формирования умений и навыков в работе с красками

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему

Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему

За окошком метели и морозы трещат,

За окошком метели и морозы трещат,

Издавна делали и расписывали посуду в лесных деревнях

Издавна делали и расписывали посуду в лесных деревнях

Теперь, я уверена, что вы не будете считать

Теперь, я уверена, что вы не будете считать

Только после оконченной работы карандашом приступайте к работе с красками

Только после оконченной работы карандашом приступайте к работе с красками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2021