Муниципальное бюджетное образовательное учреждение школа №6
С углубленным изучением некоторых предметов
Конспект урока Изобразительного искусства по теме
«Народные промыслы. Золотая Хохлома – вчера и сегодня»
4 класс
Педагог
Аксюкова Светлана Александровна.
Пятигорск 2021 год.
Тема: «Народные промыслы. Золотая Хохлома – вчера и сегодня»
Тип урока: комбинированный
Цель: знакомство с историей возникновения хохломской росписи и произведений промысла; понятие «стилизация»; изображения своей композиции;
Задачи:
- Обучающие: формировать навыки работы в области художественной росписи, использование основных приемов хохломской росписи, применение стилизации в своей композиции, способствовать приобретению навыков выражения эстетических впечатлений изобразительным путем, закрепить навыки работы с цветом;
- Развивающие: развитие творческого воображения, наблюдательности, способности к творческой интерпретации увиденного, и творческому самовыражению;
- Воспитательные: погружение в богатый мир самобытного народного творчества призвано вызвать интерес и желание учеников самим испытать свои силы в художественной росписи, сформировать положительно-эмоциональный настрой в творческой деятельности, стимулировать желание узнать и другие декоративные промыслы;
Методы:
Словесные: беседа, объяснительно-иллюстративный метод, диалог.
Наглядные: демонстрация традиционных предметов быта с хохломской росписью, а так же неожиданное применение такой росписи на предметах 21 века: аэрография на автомобилях, граффити на зданиях, элементы росписи одежды в коллекциях знаменитых модельеров, ноутбук и компьютерная мышь, расписанные стилизованными хохломскими узорами; наглядные пособия (посуда, ложки, детский стульчик, поднос).
Практические: выполнение композиции хохломской росписи.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные: стимулировать проявление творческой активности учащихся, их фантазию и закрепление формирования умений и навыков в работе с красками.
Личностные: формирование умения использовать цвет и элементы узоров для достижения своего замысла; повышение культуры речевого общения; развитие способностей к творческому самовыражению, умение планировать результаты своей работы.
Метапредметные:
Регулятивные: создает орнамент, используя выразительные свойства гуаши; самостоятельно выбирает цвет фона для работы; оценивает результат своего труда.
Познавательные: получает новые сведения о древнем промысле и о его неожиданной популярности в современном мире; узнает о понятии «стилизации» природных мотивов в орнаменте и применении этого приема в своей работе.
Коммуникативные: умеет: слушать одноклассников и учителя, обмениваться мнениями, конструктивно реагировать на критические замечания, убедительно отстаивать свой художественный подход, обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, оценить коллективную работу всего класса.
Оборудование для учителя: наглядные пособия, компьютер, репродукции картин художников;
Оборудование для учащихся: листы А 3, карандаши, кисти, палитры, стаканчики для воды, гуашь, салфетки, трафареты.
Ход урока
Организационный момент
1-2 мин.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.
- Здравствуйте ребята. Сегодня тема нашего урока изобразительного искусства «Золотая Хохлома—вчера и сегодня». Почему «золотая», почему «вчера и сегодня» все это я сейчас расскажу
- Проверьте, все ли готовы к уроку.
Получив целевую установку, слушают учителя, отзывчиво и эмоционально выражают свое отношение к происходящему.
Личностные: понимают важность знаний для чело-
века и имеют желание учиться.
Сообщение нового материала
8-10 мин.
Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы по теме «Золотая Хохлома – вчера и сегодня».
Мы живем в 21 веке – это век мега скоростей, он постоянно подгоняет нас вперед и заставляет идти, ускоряясь все больше и больше. Мир, в котором мы живем, переполнен информацией, новыми технологиями, новыми героями, новым искусством. Мы хотим быть современными, прогрессивными. Но декоративно-прикладное искусство возвращает нас к нашим корням, к природе, к наивным верованиям русского народа в то, что красота, созданная их руками, защитит и принесет счастье.
- Ребята, рассмотрите представленные вашему вниманию произведения искусства. К какому из видов изобразительного искусства они относятся?
- Верно, к декоративно-прикладному. В декоративно-прикладном искусстве видное место занимают народные художественные промыслы, в том числе и декоративная роспись.
- С какими росписями вы уже знакомы? (познакомились на прошлом уроке?)
- А теперь я попрошу вас посмотреть на эти чудесные, расписанные вручную плошки, подносы, ложки, детские стульчики и сказать, в какой росписи они выполнены?
- Верно! Это хохломская роспись. Я прочитаю вам небольшое стихотворение, в котором очень лаконично и в то же время очень подробно описана и сама Хохломская роспись, и работа мастериц, создающих эту красоту, такую древнюю и, одновременно, удивительно современную, созвучную нашему 21 веку.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы
Рощи-перелески, шелковые всплески
Солнечно-медовой золотой листвы.
За окошком метели и морозы трещат,
А в избе за палитрой мастерицы сидят.
Ни цветка, ни травинки
В сером зимнем лесу,
Лишь сухие былинки ветер гнет на весу.
Пламя лижет дровишки, от печного тепла,
Словно летом, полянка
В их глазах расцвела.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Звонко тренькнет синичка
За промерзлым стеклом,
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком.
Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
- А сейчас я расскажу вам о возникновении этой росписи.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода. Старинное село Хохлома, затерявшееся в глуши дремучих заволжских лесов. Вместе с его историей уходит в далекое прошлое зарождение там известного на весь мир искусства хохломской росписи. В 17 веке ряд селений вместе с Хохломой перешли во владение Троице- Сергиева монастыря, расположенного недалеко от Москвы. Возможно, уже в это время зародилось в Хохломе производство деревянной золоченой посуды, т.к. в документах монастыря упоминаются ковши, ложки, поставцы, раскрашенные разноцветными красками и золотом. Издавна делали и расписывали посуду в лесных деревнях Новопокровское, Кулигино, Семино, Хрящи. Но зовут ее не кулигинской, не семинской , а хохломской.
Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома» Развозили расписную деревянную посуду и за границу И разлетались жар-птицами чашки да ложки по всей земле.
Главный элемент росписи - травка, художников называли «травниками». Травка, ягодки, цветы, птицы - все это символы счастливой жизни, как бы райский сад.
- Вы уже знакомы с таким понятием как «стилизация». Она присутствует и в хохломской росписи в изображении этих самых ягод, цветов и травки. А главные цвета как вы заметили – золотой, красный, черный. И такая разукрашенная посуда создает вокруг себя праздник, олицетворяет мечту людей о счастье. Поэтому хохлома зовется золотой.
Я рассказала о прошлом Хохломы, а теперь посмотрим Хохлому 21 века.
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
И это не просто слова, а именно «на весь мир».
На экране демонстрируются современные применения этой древней росписи:
Автомобильный концерн «АУДИ» выпустил линейку автомобилей расписанных в разных темах хохломской росписи.
На гонках «Формулы 1» в Сочи многие болиды были расписаны хохломскими узорами.
Улица в итальянском городке, где фасады всех домов расписаны хохломскими узорами.
Небоскреб в Австралии, выстроенный в виде кружки с хохломской росписью.
Одежда знаменитых модных домов с элементами хохломской росписи.
Ноутбук и компьютерная мышь с ягодами и птицами.
Сумки, игрушки, чехлы для смартфонов ,мебель, посуда, ручки, тетради, постельное белье, и многое другое все это - сегодняшняя древняя Хохлома.
Теперь, я уверена, что вы не будете считать Хохлому чем-то устаревшим и несовременным и испытаете гордость от того, что это наш народ не только создал такую красоту, но и сумел сохранить её до наших дней.
Отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют
Результаты:
Личностные: способны к эстетической оценке произведений русского народного творчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство», имеют мотивацию учебной деятельности
Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира,
умеют произвольно и осознанно строить высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск нужной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) .
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний, имеют стремление к получению новых знаний и умений.
Коммуникативные: умеют строить понятное высказывание; активно слушать одноклассников и учителя ; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; формулировать вопросы, рассуждать и находить ответы.
Практическое задание
25-30 мин.
Изображение своей композиции: ученики выбирают предмет, который будут расписывать ( ковш, поставец, поднос, дощечка-рыба, дощечка-автомобиль, кружка, кувшин, ковш-лебедь) и получают соответствующий трафарет. После окончания работы устраивается импровизированная ярмарка и голосованием определяются три – четыре лучшие работы. Авторы этих работ будут оценивать остальные работы на ярмарке.
Даю инструкции к выполнению работы
- Для начала обведите трафареты, которые я вам выдала по вашему выбору.
– Приступать к работе стоит с криуля (обращаю внимание на демонстрационную работу)
-- Легкими обобщенными линиями наметить силуэты листочков и ягод, отходящих от этой линии.
Только после оконченной работы карандашом приступайте к работе с красками.
Составляют план работы. Рисуют красками.
Результаты:
Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.
Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют способы действия и прогнозируют его результат.
Коммуникативные: задают вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения рисунка
Итог урока. Рефлексия.
3-5 мин.
Выставка работы учеников, анализ и эстетическая оценка.
Обобщающая беседа
– Что нового узнали вы на уроке?
– Ребята, какие росписи выделяют в хохломе?
- Какие основные краски и мотивы в хохломской росписи используют мастера – умельцы?
-Понравился ли вам сегодняшний урок?
Спасибо за внимание.
Фронтальная работа
Результаты:
Личностные: понимают
значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства
Регулятивные: оценивают свою работу, объективны в оценке работ своих товарищей.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.