ГБПОУ «Соликамский социально-педагогический колледж им. А.П. Раменского»
Технологическая карта урока изучения грамоте
Для 1 класса
На тему:
«Письмо строчной буквы «б»
Выполнила:
Студентка группы Ш-37
Лопатина Ангелина
Проверила:
Методист: Прягаева Елена Алексеевна
Отметка: __________________
Соликамск, 2020
Тема урока |
«Письмо строчной буквы «б»
|
УМК |
«Школа России» |
Цели деятельности педагога |
Научить учащихся: - писать строчную букву «б»; - писать слоги, слова и предложения со строчной буквой «б»; - соотносить схемы со словами; - переводить печатный текст в письменный. |
Тип урока |
Урок изучение нового материала |
Планируемые образовательные результаты |
Личностные: понимать важность научных знаний для жизни человека и общества. Метапредметные: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения. Предметные: научиться писать строчную букву «б», писать слоги, слова и предложения со строчной буквой «б», соотносить схемы со словами, а также переводить печатный текст в письменный. |
Методы и формы обучения |
Методы: объяснительный, иллюстративный Формы: фронтальный, групповой, индивидуальный |
Основные понятия и термины |
Буква, слог, слово, предложение, схема слова. |
Образовательные ресурсы |
1) https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fnachalnaya-shkola%2Frusskii-yazyk%2F2016%2F06%2F06%2Fformirovanie-universalnyh-uchebnyh-deystviy-na-urokah&cc_key= 2) https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fnsportal.ru%2Fnachalnaya-shkola%2Fraznoe%2F2012%2F03%2F31%2Ffizminutki-dlya-urokov-v-nachalnoy-shkole&cc_key= 3) https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Finfourok.ru%2Fpalchikovaya-gimnastika-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-vesyolie-palchiki-2107558.html&cc_key= |
Наглядно-демонстрационный материал |
Карточки с изображением печатной и письменной буквы «б», мягкая игрушка белка, фишки-орешки |
Оборудование |
АРМ педагога, В.Г.Горецкий, Н.А.Федосеева «Пропись 3 к «Русской азбуке»; |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы организации совзаимодей- ствия |
Универсальные учебные действия |
Промежу- точный контроль |
1.Оргмомент |
|
- Здравствуйте, дети! Меня зовут Ангелина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок письма. Давайте проверим вашу готовность к уроку. Проверьте лежат ли на ваших партах прописи, пенал и цветные карандаши? Хорошо, значит вы готовы к уроку. |
- дети приветствуют учителя; - дети внимательно слушают учителя; - дети вместе с учителем проверяют свою готовность у уроку. |
Фронтальная |
Личностные: - умение слушать учителя; - умение самостоятельно организовывать свое рабочее место.
Коммуникативные: - сотрудничество с учителем; - соблюдение дисциплины на уроке. |
Зрительный контакт |
2. Сообщение темы и цели
|
|
- Тема нашего урока – «Письмо строчной буквы «б». И сегодня на уроке мы с вами научимся писать строчную букву «б»; слоги, слова и предложения со строчной буквой «б»; научимся соотносить схемы слов со словами, а также переводить печатный текст в письменный. - Да, работу у нас много. Но к нам на помощь прибежала лесная белочка! Она приготовила для вас различные задания, и если вы с ними будете справляться, то белочка будет давать вам по орешку. А в конце урока мы с вами посмотрим у кого больше орешек. |
- дети внимательно слушают учителя |
Фронтальная |
Личностные: - умение слушать учителя. Регулятивные: - принятие учебной задачи; - понимание поставленных целей учителем. Коммуникативные: - соблюдение дисциплины на уроке.
|
Зрительный контакт |
3.Актуализация знаний.
|
|
- Итак, начнем! Первое задание от белочки. Давайте вспомнить, какие звуки обозначает буква «б». не забываем, что перед тем как дать ответ, мы поднимаем руку. - (имя ребенка), пожалуйста, отвечай. - Молодец! (Имя ребенка), а ты как считаешь? - (имена детей, которые отвечали), вы абсолютно правы. Буква «б» обозначает два звука: твердый [б] и мягкий [б’]. Вы верно ответили на вопрос белочки, поэтому вы получаете по орешку.
- А помните на прошлом занятии вы учились как печатается буква «б». Все помнят? Давайте теперь сравним печатную и письменную букву «б». - Посмотрите на доску. На доске прикреплены изображения печатной и строчной буквы. Печатная буква «б» состоит из трех элементов: короткой прямой линии, правого малого полуовала и короткой горизонтальной линии. А письменная буква «б» состоит из двух элементов: малого овала и длинной наклонной линии с плавным закруглением вправо. Все увидели? (во время объяснения учитель стоит полубоком к детям, держа в руках указку). - Ребята, а скажите, в чем отличие печатной буквы «б» от письменной, кроме элементов, из которых состоят буквы? - (имя ребенка), хорошо. А ты как считаешь, (имя ребенка)? А есть другие мнения. - Отлично, вы правы! Печатная буква «б» от письменной отличается наклонном и плавностью написания. И вы получаете по одному орешку от белочки. |
- дети отвечают на вопрос учителя, поднимая руку;
- дети внимательно слушают учителя и наблюдают за его действиями во время объяснения;
- дети поднимают руку и отвечают на поставленный вопрос учителя. |
Индивидуальная |
Личностные: - умение слушать учителя; - умение высказывать свою точку зрения. Регулятивные: - самооценка ранее изученного материала; - умение выполнять учебные действия в устной речи. Коммуникативные: - сотрудничество с учителем; - соблюдение дисциплины на уроке. Познавательные: - понимание заданного вопроса, в соответствии с ним построение ответа в устной форме. |
Зрительный контакт; Слуховой |
4. Подготовительные упражнения |
|
- Ребята, белочка сказала мне, что впереди нас ждут сложные задания. И предлагает нам немного подготовиться. Давайте сядем прямо, спинки ровно, ноги вместе, руки ставим на локоток. И начали:
«Сидит белка на тележки, (круговые вращения руками) Продает она орешки (потирание ладонями друг от друга). Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке-толстопятому, Заиньке-усатому. (при упоминание каждого животного, дети вместе с учителем сгибают по очереди пальцы, начиная с большого). Кому в лобок, Кому в платок. (ритмичные хлопки ладонями)».
- Отлично! У каждого из вас лежат на столах вот такие карточки с изображением белочки. Ваша задача – взять в руки цветные карандаши и аккуратно заштриховать белочку. Тот, кто выполнит это задание аккуратно – получит орешек от белочки.
- Вот мы с вами и подготовились к следующему заданию белочки! |
- дети внимательно слушают учителя;
- дети внимательно слушают и повторяют действия и слова за учителем;
- дети внимательно послушав учителя, достают цветные карандаши и начинают штриховать изображение белочки. |
Групповая Индивидуальная
|
Личностные: - умение слушать учителя. Коммуникативные: - умение соблюдать дисциплину на уроке; - взаимодействие с учителем. Регулятивные: - осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров действия. |
Зрительный контакт |
5. Письмо элементов букв |
|
- Ребята, перед тем как мы научимся писать строчную буквы «б», мы должны научиться писать ее элементы. Я повторюсь, что строчная письменная буква «б» состоит из двух элементов: малого овала и длинной наклонной линии с плавным закруглением вправо. - Сперва напишем первый элемент буквы – это малый овал. Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии рабочей строки, ведем округлую линию вверх до начала письма буквы. Второй элемент буквы пишется следующим образом: ставим точку ниже верхней линии рабочей строки, и от этой точки ведем длинную наклонную линию вверх до середины межстрочного пространства, плавно закругляя вправо.
- Ребята, на ваших столах стоят тарелочки с манкой. Каждый из вас по очереди попробуют написать элементы буквы «б», точно так же как я показывала на доске.
- Отлично, вы все справились с заданием. И вы все получаете по орешку. А сейчас давайте сядем правильно: спинку выпрямим, голову поднимем. Откроем наши прописи на стр. 12, и возьмем в руки ручку. Не забываем о том, как должна лежать наша пропись, и как правильно нужно держать ручку. - Теперь давайте посмотрим в наши прописи, все увидели элементы буквы «б»? Хорошо. Сейчас мы аккуратно, никуда не торопясь, обведем элементы, которые даны в наших прописях.
(пока дети обводят элементы букв, учитель ходит между партами и проверяет написание детей).
- Ребята, посмотрите, как красиво обвела элементы букв (имя ребенка). Молодец, ты хорошо справилась с заданием, поэтому получаешь орешек. |
- дети внимательно слушаю учителя;
- дети внимательно наблюдают за действиями учителя;
- дети начинают по очереди писать элементы букв на манке. |
Групповая |
Личностные: - умение слушать учителя. Регулятивные: - принятие учебной задачи, в соответствии с этапом задачи; - умение выполнять требуемых учителем действий. Коммуникативные: - взаимодействие с учителем; - соблюдение дисциплины на уроке.
|
Зрительный контакт |
6. Письмо буквы |
|
- Теперь мы с вами переходим к более сложному. Это написание строчной буквы «б». Мы начинаем писать строчную букву «б» с овала. Ставим точку ниже верхней линии рабочей строки. Введем вверх влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии рабочей, ведем наклонную линию через точку начала письма буквы до верхней линии рабочей строки. Не отрывая руки, пишем длинную наклонную линию до середины межстрочной строки и плавно поворачиваем вправо. Вот и все, строчная буква «б» готова! - Мне нужны три добровольца. Ваша задача взять кисточку, смочить ее водой и написать строчную букву «б» на доске. Встаньте так, чтобы вы не мешали друг другу. Остальные внимательно смотрят. (после того, как дети написали букву мокрой кисточкой, учитель указывает на ошибки детей. И разумеется, отмечает и положительные стороны. За самую красивую букву, ребенок получает орешек).
- Ребята, у вас на столах лежат кусочки пергаментной бумаги. У всех есть? Отлично. Ваша задача приложить кусочек пергамента к строчной букве «б», которая изображена в ваших прописях на странице 12 и обвести ее, как будто по трафарету. - Ну что, у всех получилось? А посмотрите, как ровно и красиво! Попробуйте обвести еще три раза.
- Вы можете отложить пергамент в сторону, больше он нам не понадобиться. Давайте сядем правильно, посмотрим, как лежат наши прописи. Давайте посмотрим в прописи и найдем первую строчку со строчной буквой «б». Все нашли? Хорошо. Давайте обведем букву «б», которая напечатана серым цветом. Обводим аккуратно, не куда не торопимся. - Отлично! А теперь самостоятельно постараемся написать строчную букву «б». Пишем аккуратно, не куда не торопимся. Тот, кто напишет красивее всех, получит орешек. - Посмотрите, как красиво написал (имя ученика), и он получает орешек. Давайте еще раз напишем строчную букву «б», но на этот раз пропишем ее три раза. Не куда не торопитесь, пишете аккуратно. - Ребята вы большие молодцы! |
- дети внимательно слушают и наблюдают за действиями учителя;
- дети выходят к доске. Обмакивают кисточку в воде и пишут сточную букву «б»;
- дети внимательно слушают учителя; - дети берут пергаментную бумагу и обводят строчную букву «б», как по трафарету;
- дети внимательно слушают учителя; - выполняют требования учителя;
- дети самостоятельно прописывают букву в прописях;
- дети снова прописывают букву «б»; |
Индивидуальная Групповая |
Личностные: - умение слушать учителя. Регулятивные: - умение выполнять требуемых учителем действий. Коммуникативные: - взаимодействие с учителем; - соблюдение дисциплины на уроке.
|
Зрительный контакт |
7. Физминутка |
|
- Ребята, наша белочка устала и предлагает нам немного отдохнуть!
«Все ребята повернулись, (повороты влево, вправо) Все ребята потянулись, (тянемся на носочках) А потом они присели, (сделали приседание) И за парту тихо сели! (дети садятся за парты)».
- Вот мы немного отдохнули, и теперь можем продолжить дальше трудиться. |
- дети внимательно слушают учителя; - дети повторяют действия за учителем. |
Групповая |
Личностные: - умение слушать учителя. Регулятивные: - умение выполнять требуемых учителем действий. Коммуникативные: - взаимодействие с учителем; - соблюдение дисциплины на уроке.
|
Зрительный контакт; Словестная |
8. Письмо слогов с новой буквой |
|
- Ребята, в ваших прописях есть слоги с буквой «б». все нашли их? Отлично. Давайте разберем их написания вместе. Начнем со слога «ба». Пишем «ба» с гласной «а» и с средним соединением. Слог «бу» пишем с гласной «у» и нижнем соединением. Слог «бе» пишем с гласной «е» и средним соединением.
(учитель объясняет детям написания слогов со строчной буквой «б», проговаривая вслух).
- Ребята, есть вопросы по написанию слогов? Хорошо, тогда продолжаем работать. Возьмите в руки ручку, и аккуратно, не торопясь, напишите слоги «ба», «бу», «бе». - Ребята, посмотрите, как красиво и аккуратно написали слоги (имена детей), они получают по решку от белочки. |
- дети внимательно слушают и наблюдают за объяснением учителя написания слогов;
- дети прописывают слоги в прописях; |
Фронтальная Индивидуальная |
Личностные: - умение слушать учителя. Регулятивные: - умение выполнять требуемых учителем действий. Коммуникативные: - взаимодействие с учителем; - соблюдение дисциплины на уроке.
|
Зрительный контакт; Словестная |
9. Письмо слов |
|
- Дети, посмотрите в свои прописи. Что вы видите, после строки, где вы писали слоги? - Верно, слово «бусы». (имя ребенка), молодец, уже прочитала слово. А теперь давайте посмотрим ниже, мы видим схему. Как вы думаете к какому слову относится данная схема? - Верно, эта схема слова «бусы». - Ребята, сколько слогов с в слове «бусы»? - Назовите ударный слог в слове «бусы»? - Назовите слияние в данном слове? - Ребята, дайте характеристику звук [б]?
(все ответы принимаются по поднятой руке. За правильный ответ дети получают по орешку).
- Ребята, а сейчас берем в руки ручки, садимся правильно и начинаем писать слово «бусы» в прописях. Я проговариваю и записываю на доске, а вы в прописях.
Начинаю писать ниже верхней линии. Вывожу слог «бу» с гласной «у», затем слог «сы» с гласной «ы».
- Ребята, посмотрите, у нас еще две схемы и слова в столбике. Давайте прочитаем слова в столбике. - (имя ребенка), начинай. Затем по очереди. - Итак, мы прочитали слова. Давайте теперь соотнесем их со схемами. - Хорошо. Давайте теперь заштрихуем схемы. Возьмите в руки карандаши нужных цветов, и закрасьте схемы в соответствии с подобранными к ним словами. А сейчас самостоятельно напишите рядом со схемами слова, которые вы подобрали. Пишите аккуратно, никуда не торопитесь.
|
- дети отвечают на поставленный вопрос учителя;
- дети внимательно слушают учителя, и в тоже время пишут в прописях;
- дети начинают по очереди читать слова в столбике;
- дети начинают соотносить схемы и слова; - дети штрихуют схемы; - дети самостоятельно пишут слова, в соответствии с подобранными схемами. |
Групповая Индивидуальная |
Личностные: - умение слушать учителя; - умение высказывать свои мысли и доказывать их. Познавательные: - осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: - принятие учебной задачи, соответствующей этапу урока; - осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров действий. Коммуникативные: - взаимодействие с учителем; - соблюдение дисциплины на уроке.
|
Зрительный контакт; Словестный; Слуховой |
10. Письмо предложений с предварительным анализом |
|
- Переходим к следующему заданию. Ребята, на стр.12 ваших прописях есть два предложения. Давайте прочитаем первое. Сначала читаем вполголоса, а затем вслух.
- Ребята, (имя ребенка), прочитал нам предложение. Скажите, в чем суть данного предложения?
- А теперь давайте посчитаем количество слов в предложении. - Молодцы! А теперь давайте обведем наше предложение. Обводите аккуратно, не торопясь.
(когда ученики отвечали на вопросы учителя о предложении, за каждый ответ они получали орешек, разумеется, если ответ был правильный).
- И последнее наше задание! Нам нужно перевести печатный текст в письменный. Но сперва, мы прочитаем предложение. Сначала в полголоса, а затем вслух.
- (имя ребенка), прочитай нам, пожалуйста, это предложение вслух. Остальные внимательно слушают. - Ребята, как вы думаете, в чем смысл данного предложения?
- А теперь давайте посчитаем количество слогов в данном предложении.
- Ребята, а сейчас вы самостоятельно перепишите данное предложение. Но помните, что все предложения мы пишем с заглавной буквы, и в конце ставим знак препинания, в нашем случае – точку. Пишем аккуратно, никуда не торопимся. |
- дети внимательно слушают учителя; - дети читают предложение;
- дети отвечают на вопросы учителя;
- дети обводят предложение по образцу;
- дети читают предложение;
- ученик читает предложение вслух всему классу;
- дети отвечают на вопрос учителя;
- дети переводят печатный текст в письменный. |
Групповая Индивидуальная |
Личностные: - умение слушать учителя; - умение высказывать свои мысли и доказывать их. Познавательные: - осознанное построение речевого высказывания в устной форме. Регулятивные: - принятие учебной задачи, соответствующей этапу урока; - осуществление действий с учетом выделенных учителем ориентиров действий. Коммуникативные: - взаимодействие с учителем; - соблюдение дисциплины на уроке.
|
Зрительный контакт; Слуховой; Словестный |
11. Итог урока. Рефлексия. |
|
- Ребята, вот и подошел к концу наш урок. Что сегодня нового вы узнали на уроке?
- Ребята, весь урок вы собирали орешки. Настало время их посчитать и посмотреть у кого же орешек больше?
- (имя ребенка), заработала большее количество орешек. (Имя ребенка) получает медаль за наш урок. Давайте ей похлопаем.
- Ребята, спасибо вам большое за урок! Мне было приятно с вами сегодня работать! |
- дети отвечают на вопрос учителя; - дети подсчитывают количество фишек-орешек. |
Групповая |
Личностные: - умение слушать учителя. Коммуникативные: - взаимодействие с учителем; - соблюдение дисциплины на уроке.
|
Зрительный контакт |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.