Конспект урока
Класс: 5
Предмет: окружающий природный мир
Тема: «Весеннее пробуждение».
Тип урока: обобщающий урок
Учитель: Смирнова Аннам Евгеньевна
Цель: создать условия для обобщения знаний и представлений обучающегося о характерных признаках весны; систематизировать знания о сезонных изменениях в неживой и живой природе.
Задачи:
обучающие:
- уточнить представления обучающегося о характерных признаках весны; выделять эти признаки в процессе прослушивания литературных произведений;
- уточнить знания об объектах живой и неживой природы;
- развивать умение определять последовательность событий в природе и их связи;
- закреплять умение с помощью учителя строить распространенные предложения;
-развивать способность к пересказыванию небольшого рассказа по средствам аудиального чтения;
- активизировать словарь именами существительными (небо, солнце, капель, проталина), прилагательными (яркое, голубое, ранняя …), глаголами (тает, капает).
коррекционно-развивающие:
- коррекция мыслительных процессов при работе с кубиком Блума;
- коррекция и развитие слухового восприятия, при прослушивании звуков природы;
- коррекция зрительного восприятия при работе с осколочными картинками; с мнемотаблицей;
-коррекция экспрессивной стороны речи, отвечать на вопросы распространенными предложениями;
- коррекция интонационной стороны речи, регулирование громкости голоса при ответах на вопросы учителя.
коррекционно- воспитательные:
- воспитывать мотивацию к обучению, получению новых знаний;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: аудиозапись звуков природы (журчание ручья, пение птиц, весенняя капель, рассказа «Весеннее пробуждение»), распечатанные слова: весна, капель, ручьи, первоцветы. две магнитные доски (зеленого и синего цвета), картинки -магнитики с объектами живой и неживой природы (солнце, облака, сосулька, ветер, дождь, цветок, дерево, лиса, ребенок, пчела, скворец, рыба),», д/игра: «Перепутались слова, названия месяцев», д/и «Назови лишнюю птицу в ряду картинок», кубик Блума.
Основные понятия: положение солнца, продолжительность дня, температура воздуха, осадки, водоемы, весенние месяцы.
Межпредметные связи: Речь и альтернативная коммуникация.
Ход урока:
Орг. Момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам.
Доброе утро!
II. Сообщение темы и целей урока.
Справиться со всеми задачами урока тебе помогут слова: «Я буду соблюдать все правила на уроке и у меня все получится!»
Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего природного мира, а о чем мы будем говорить, ты узнаешь, выполнив следующие задания.
Сложи разрезную картинку.
Перед тобой лежит картинка, разрезанная на части, ты должен её собрать и определить, какое время года изображено на картинке.
(звучит музыка «Весенняя капель»)
- Что изображено на картинке? (Весна)
Во время твоей работы звучала музыка.
- Какие весенние звуки ты услышал? (Звуки весенней капели).
Тема нашего урока «Весеннее пробуждение», мы с тобой раскроем секреты волшебницы- Весны, и я вывешиваю первое важное слово- ВЕСНА.
III. Основная часть.
3.1 Вспомни, на какие 2 группы мы делим природу. (Живая и неживая)
Давай поиграем в такую игру «Каждой картинке свое место». Перед тобой картинки-объекты живой и неживой природы. Справа, на зеленый лист, ты выложишь картинки живой природы, а слева, на синий лист, картинки с изображением неживой природы. Все эти объекты живой и неживой природы нам помогут рассказать о весне.
3.2 Предлагаю вспомнить стихотворение, которое учили, используя мнемотаблицу.
- Какие приметы весны ты услышал в этом стихотворение? (Капель, ручей, лужи, просыпаются насекомые, животные, птицы оживились расцвели цветы)
- Почему начинается капель? (Ярко светит солнце. Снег начинает таять, превращаясь в капельки воды (Слушаем звук капели). На доску вывешиваем слово КАПЕЛЬ
- Откуда появляются ручьи? (От яркого солнца становится тепло и снег начинает таять. На доску вывешиваем слово РУЧЕЙ.
(Слушаем журчание ручья).
- А какие признаки весны в живой природе называет автор? (Просыпаются муравьи, медведи, защебетали птицы и расцветают цветы).
- А как называются первые цветы? (Подснежники. Вывешивается на доске слово- ПЕРВОЦВЕТЫ)
- А какие еще ты первоцветы знаешь? (Мать -и- мачеха, ландыши)
- Отгадай загадку, о каком из этих цветов идет речь?
Первым вылез из – под снега
Появился
на проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)
-Эти растения светолюбивы, и потому цветут, пока деревья не оделись листвой, которыми заслоняют свет. Оказывается, раннецветущие растения готовятся к цветению ещё под снегом. Снег защищает их от холода.
- А какие признаки весны не упомянул автор в стихотворении? Назови, каки ты еще знаешь приметы весны. (Таяние льда, ледоход, птицы возвращаются из теплых краев и вьют гнезда птицы и животные выводят потомство, на деревьях набухают почки)
Физ. пауза.
(Звучит музыка «Весна»).
· Давай представим, что мы с тобой в весеннем лесу, ярко светит
весеннее солнышко, звонко журчат ручейки.
· Покажите, как деревья весной тянутся к солнцу
(Руки вверх, встаём на носочки).
· На деревьях набухают почки, распускаются листочки
(Руки подняты вверх, пальцы сжаты в кулаки, затем кисти медленно
разжимаются, пальцы напряжены).
· Дует тёплый ветер и деревья качаются.
(Покачивающиеся движения вправо, влево).
· Прилетают птицы.
(Движения руками вверх, вниз)
· Появляется росток, с трудом пробивается он сквозь холодную землю, тянется к тёплому солнышку и начинает медленно раскрывать лепестки.
(Движения руками).
IV. Продуктивная обработка информации.
А сейчас мы с тобой поиграем и с помощью кубика Блума, вспомним все то, о чем мы с тобой говорили на тему «Весна».
-Назови: Какие весенние месяцы ты знаешь? (март, апрель, май)
Д/игра: «Перепутались слова, названия месяцев»
-Почему: почему птицы возвращаются домой? Как называются эти птицы? Д/и «Назови лишнюю птицу в ряду картинок»
- Объясни: что будет, если перелетные птицы не вернуться домой из теплых краев?
Придумай слово
Весна (какая?) — ранняя, теплая, долгожданная.
Солнце (какое?) — яркое, теплое, ласковое.
Солнце весной (что делает?) — греет, припекает, ласкает, согревает.
Листья на деревьях (что делают?) — распускаются, появляются, зеленеют.
Ручьи (что делают?) — текут, бегут, журчат.
Скажи наоборот:
Зимой снег чистый, а весной — ....
Зимой солнце тусклое, а весной — ....
Зимой дни холодные, а весной — ....
Зимой погода часто пасмурная, а весной — ...
Зимой дни короткие, а весной…
- Предложи: В какие игры можно играть весной?
-Поделись: Своим рассказом о весне.
Слушание аудиозаписи рассказа «Весеннее пробуждение»,
Составление плана рассказа из картинок по содержанию, пересказ.
V. Итог урока. Рефлексия
- Как ты думаешь, всё ли ты узнал о весне?
-Нам предстоит ещё многое узнать и многому научиться.
-Что было трудно?
- Как легче рассказывать стихотворение, рассказ, с картинками или без них?
А сейчас, выбери смайлик, который отражает твое настроение.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.