Конспект урока "Конфликтное и безконфликтное поведение"
Оценка 4.6

Конспект урока "Конфликтное и безконфликтное поведение"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
17.04.2020
Конспект урока "Конфликтное и безконфликтное поведение"
«Конфликтное и бесконфликтное поведение».docx

Антоненко Светлана Иосифовна, учитель истории, обществоведения ГУО «Суйковская средняя школа Витебского района»

 

Тема урока 

«Конфликтное и бесконфликтное поведение» (9 класс)

Образовательная цель урокапланируется, что к концу урока обучающиеся будут знать определение понятий: «конфликт», «межличностный конфликт», «личностно-групповой конфликт», «межгрупповой конфликт»; знать структуру, типы и причины конфликта; практически усвоят информацию о значимости конфликтов в отношениях между людьми и формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.

Задачи личностного развития: способствовать осознанию позитивных возможностей эффективного разрешения конфликта;  совершенствования умений работать с текстом учебного пособия; мотивировать учащихся на расширение, уточнение и активизацию словарного запаса; способствовать развитию мышления, памяти, внимания; эмоционально-волевой сферы; содействовать развитию культуры отношений в группе и способности идти на компромисс.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Учебно-методическое обеспечение: компьютер; учебное пособие «Обществоведение»  под ред. М.И.Вишневского, 9 класс; карточки для проведения тестового контроля.

Основные понятия: «конфликт», «межличностный конфликт», «личностно-групповой конфликт», «межгрупповой конфликт».

 

Ход урока

                                                                                         

            I .Организационно-психологический этап (до 3 минут).

Урок необычен, присутствуют гости, поэтому желаю всем хорошего самочувствия и приятного общения.

– Послушайте легенду «Жизненные испытания или Легенда Чероки».

Вы когда-нибудь слышали легенду о том, как в индейском племени чероки проходит обряд посвящения молодых людей в мужчин?

Чтобы стать мужчиной, юноше необходимо пройти одно испытание. Вместе со своим отцом он отправляется в лес, и там он надевает ему на глаза плотную повязку, оставляя одного до самого рассвета. Юноша должен просидеть с ней всю ночь, не снимая, и, если он сделает это, тогда он станет мужчиной.

Ему не к кому обратиться за помощью, ведь кругом никого. Он сильно испуган, ведь рядом с ним все время слышатся странные звуки, хруст и завывания. Он не может снять повязку и защитить себя, иначе он не пройдет испытание и будет опозорен перед своим племенем.

И вот однажды отец привел своего сына в лес. Вокруг него завывал сильный ветер, слышались чьи-то шаги и вой хищников. Но он твердо сидел на земле, не снимая повязку с глаз, зная, что только мужество и стойкость перед опасностью помогут ему выдержать это испытание.

Когда, наконец, первые лучи солнца коснулись его лица, он снял повязку со своих глаз и с изумлением увидел, что отец все время был рядом с ним, сидя на пне неподалеку. Он защищал его от всех опасностей, которые могли подстерегать юношу этой ночью в лесу.

 Если Вам понравилась эта история, вы можете поделиться ею с друзьями, если нет – можете снять повязку с глаз до восхода солнца.

Поздравление учителем мальчиков класса с Днём Защитника Отечества.

II.Ориентировочно-мотивационный этап урока (до 2 минут).

         2.1. Актуализация знаний учащихся о конфликте.

Просмотр видеосюжета из кинофильма Э.Рязанова «Чучело».

Вопрос классу: Как бы вы назвали увиденную ситуацию одним словом? По каким признакам вы поняли, что это конфликт?

Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока?

Формулирование темы урока учащимися

2.2. Постановка учебной задачи.

О чём сегодня на уроке мы можем узнать? Предлагаю определить задачи нашего урока, используя понятия «классификация», «стратегия», «арбитраж», которые вам известны из уроков биологии, истории, физической культуры.

Далее вместе с обучающимися учитель определяет цели урока и перечень вопросов для  изучения (план размещён на доске):

1.Типы конфликтов, структура.

2.Линии поведения в конфликтных ситуациях.

3.Пути разрешения конфликтов.

III. Операционно-познавательный этап урока (до 26 минут).

3.1. Слово учителя. Работа с учебником. 

– Предлагаю дать определение понятия «конфликт», используя п.18 –стр 138. (Конфликт – это столкновение людей, имеющих взаимоисключающие цели и реализацию их  в ущерб другим)

Когда возникает конфликт между двумя людьми? Найдите соответствующий материал на странице учебника 139. Приведите собственные примеры.

Рассмотрим структуру конфликта, используя схему на стр. 139 учебника, обсудим составляющие конфликта (участники, причина, инцидент, конфликтная ситуация).

В зависимости от количества участников конфликт может быть межличностным, личностно-групповым, межгрупповым, внутриличностным. Различают конструктивные и  неконструктивные конфликты. Предлагаю вам, работая в парах, разобраться в классификации конфликтов и причинах их возникновения. Каждая пара получает таблицу (Приложение 1). Работая с материалом учебника (стр.139-141), вам необходимо установить соответствие причин возникновения конфликта определённому типу. Время работы – 5 минут. (Учащимся предлагаются таблицы, где необходимо установить соответствие причин возникновения конфликта определённому типу)

 

 

3.2. Работа в парах (до 4 минут).

         Обучающиеся самостоятельно читают текст учебника, ищут основную информацию по заданному вопросу, устанавливают соответствие.

3.3. Афиширование результатов работы в парах (до 2 минут).

3.4. Слово учителя

После того как конфликт осознан, его участники могут избрать различные стратегии (линии поведения) в конфликтной ситуации. Предлагаю вам продолжить работать в парах и разобраться со стратегией поведения в конфликтной ситуации. Каждая пара получает таблицу (Приложение 2). Работая с материалом учебника (стр.141-142), вам необходимо дополнить таблицу, добавляя одно предложение в графу «Характеристика стратегии». Время работы – 5 минут. (Учащимся предлагаются таблицы, где необходимо дополнить графу «Характеристика стратегии»)

3.5. Работа в парах (до 4 минут).

         Обучающиеся самостоятельно читают текст учебника, ищут основную информацию по заданному вопросу, дополняют таблицу.

3.6. Афиширование результатов работы в парах (до 2 минут).

3.7. Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А «Ритмично-музыкальная» (до 2 минут).

           (звучит музыка).

3.8. Слово учителя

Пути разрешения конфликта бывают разными: переговоры, медиация, арбитраж. А что вы знаете (можете сказать) о них?

 

Пути разрешения конфликта

Переговоры

Медиация

Арбитраж

Процесс, при котором пытаются разрешить конфликт путём обсуждения между собой

Вступает третья сторона (посредник, Медиатор), чтобы помочь договориться. Медиатор помогает найти решение «выйгрыш-выйгрыш»

Третья сторона контролирует и процесс и исход. Арбитры решают, что сторонам необходимо сделать для разрешения конфликта. В спорах детей арбитрами чаще всего выступают родители

 

Какие качества личности способствуют бесконфликтному общению и конструктивному решению конфликтов?

3.9. Работа с практическими заданиями (до 7 минут). 

Далее учащимся предлагается применить знания по теме при решении конфликтных ситуаций. Учащиеся получают задания (Приложение 3) и сразу предлагают свои варианты ответов.

IV. Контрольно-оценочный этап урока (до 7 минут).

4.1.  Тест

Выберите правильный вариант ответа.

1.     Конструктивным называют конфликт в том случае, если:

а)     оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов и стремятся найти приемлемое решение проблемы;

б)    одна из сторон упорно и жестоко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;

в)     один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его;

г)     он разрешается третейским судом.

 

2.     Межличностный, личностно-групповой и межгрупповой конфликты выделяются на основании:

а)     степени остроты;

б)    способа разрешения;

в)     количества участников;

г)     результатов разрешения.

 

3.                 При низкой удовлетворенности человека своей работой, недостаточной уверенности в себе, несогласованности разных социальных ролей возникает конфликт:

а)     межличностный;

б)    личностно-групповой;

в)     межгрупповой;

г)     внутриличностный.

 

4.                 Межличностный конфликт характеризуется столкновением:

а)     интересов нескольких участников;

б)    интересов личности и группы;

в)     интересов различных групп;

г)     социальных ролей, исполняемых человеком.

 

5.                 При столкновении интересов групп, входящих в состав определенных организаций, возникает конфликт:

а)     межличностный;

б)    личностно-групповой;

в)     межгрупповой;

г)     внутриличностный.

 

6.                 При разрешении конфликта его участники могут:

а)                 самостоятельно преодолеть его;

б)                обратиться к третейскому судье.

1)    верно  а);

2)    верно  б);

3)    верны оба суждения;

4)    оба суждения неверны.

 

7.                 При разрешении конфликта основной упор доказательств следует сосредоточить на:

а)            личности, с которой конфликтуешь;

б)           проблеме, которая стала источником конфликта.

1)    верно  а);

2)    верно  б);

3)    верны оба суждения;

4)    оба суждения неверны.

 

8.                 Установите соответствие.

Понятие

Определение понятия

А)  сотрудничество

 

 

Б)    компромисс

 

 

В)   уклонение

 

 

Г)    приспособление

 

Д)   конкуренция

1)    стремление уйти от конфликта путем уступок и сглаживания противоречий, пренебрегая своими интересами в пользу другого

2)    действия направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за собственные интересы

3)    поиск решения, которое удовлетворило бы интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями

4)    урегулирование разногласий через взаимные уступки

5)    стремление выйти из ситуации, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии

 

 А –       Б –         В –     Г –         Д – 

 

9.                 Установите соответствие.

Понятие

Определение понятия

А)  «иллюзия собственного благородства»

Б)    «поиск соломинки в глазу другого»

В)   «двойная этика»

Г)    позиция «все ясно»

1)    чрезмерное упрощение ситуации конфликта и однозначная оценка намерений оппонента как враждебных

2)    различная оценка одинаковых поступков собственных и оппонента

 

3)    нахождение недостатков прежде всего у оппонента, но не у себя

4)    представление о том, что истина и справедливость полностью на вашей стороне

 

А –       Б –         В –     Г –         Д – 

 

(Взаимопроверка – учитель зачитывает правильные варианты ответов, учащиеся проверяют, считают баллы и озвучивают свои результаты).

 

 

 

 

 

 

Тест – ключ

 

1.     а)

2.     в)

3.     г)

4.     а)

5.     в)

6.     3)

7.     2)

8.     А – 3      Б – 1       В – 5    Г –  1       Д – 2

9.     А – 4      Б – 3       В – 2    Г –  4      

 

V. Этап информации о домашнем задании (до 2 минут).

Прочитать §18. Ответить на вопросы с.144.  

Составить перечень фраз, которых следует избегать во время конфликта.

Составить перечень фраз, пригодных для выхода из конфликта.

Опережающее задание к следующему уроку – подготовить сообщение об обычаях и традициях белорусского народа (по желанию).

VI. Подведение итогов. Выставление отметок (до 2 минут).

– Наше занятие подошло к концу. Я желаю вам как можно реже оказываться в конфликтной ситуации, а если вы всё же в неё попадёте, желаю выйти из неё достойно.

VII. Этап рефлексии (до 3 минут).

Этюд «Конфликт в автобусе».

Цель – уметь выбирать оптимальную для данной ситуации позицию в общении.

Условие – необходимо склонить собеседника на свою сторону с помощью правильной выбранной позиции.

Человек в автобусе садится, а рядом на свободное место ставит портфель. Автобус переполнен. Назревает конфликт. Вам необходимо добиться того, чтобы пассажир освободил место, занятое портфелем. (Сидящему участнику дается инструкция): убрать портфель и уступить место только в том случае, если результаты взаимодействия будут эффективными и ему самому захочется это сделать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Типы конфликтов

 

Конфликт

Причины возникновения конфликта

1

Внутриличностный

 

*Конфликт человека с самим собой;

*низкая удовлетворённость своей работой;

*неуверенность в себе;

*несогласованность разных социальных ролей;

*часто связан со стрессом

2

Межличностный

 

*Столкновение интересов различных групп, входящих в состав определённой организации

3

Личностно-групповой

 

*Человек занимает позицию, противоположную позиции группы, его мнение  отличается от мнения группы

4

Межгрупповой

 

*Самый распространённый;

*в нём несколько участников

5

Конструктивный

 

*Одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;

* один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его

6

Неконструктивный

 

*Оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов и стремятся найти  преемлемое решение проблемы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правильный вариант таблицы «Типы конфликтов»

 

Конфликт

Причины возникновения конфликта

1

Внутриличностный

 

*Конфликт человека с самим собой;

*низкая удовлетворённость своей работой;

*неуверенность в себе;

*несогласованность разных социальных ролей;

*часто связан со стрессом

2

Межличностный

 

*Самый распространённый;

*в нём несколько участников

3

Личностно-групповой

 

*Человек занимает позицию, противоположную позиции группы, его мнение  отличается от мнения группы

4

Межгрупповой

 

*Столкновение интересов различных групп, входящих в состав определённой организации

5

Конструктивный

 

*Оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов и стремятся найти  преемлемое решение проблемы

6

Неконструктивный

 

*Одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;

* один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Стратегия поведения в конфликте

 

Стратегия

Характеристика стратегии

1

Сотрудничество

*Поиск решения для удовлетворения интересов всех участников конфликта;

*единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта

 

 

2

Компромисс

*достигается урегулированием разногласий через быстрое разрешение конфликта;

*сохраняется эмоциональная неудовлетворённость

 

 

3

Уклонение

или бегство

*Выход из ситуации, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своём, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии;

*важно сохранить хорошие взаимоотношения, конфликт при этом не разрешается

 

 

4

Приспособление

*человек сглаживает противоречия, пренебрегая своими  интересами в пользу интересов другого

 

 

5

Конкуренция

*Действия направлены на то, чтобы настоять на своём пути открытой борьбы за свои интересы;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополненный вариант таблицы «Стратегия поведения в конфликте»

 

Стратегия

Характеристика стратегии

1

Сотрудничество

*Поиск решения для удовлетворения интересов всех участников конфликта;

*открытый обмен мнениями;

*единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта

2

Компромисс

*Взаимные уступки;

*достигается урегулированием разногласий через быстрое разрешение конфликта;

*сохраняется эмоциональная неудовлетворённость

3

Уклонение

или бегство

*Выход из ситуации, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своём, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии;

* проявляется стремление перевести разговор на другую тему;

*важно сохранить хорошие взаимоотношения, конфликт при этом не разрешается

4

Приспособление

*Стремление уйти от конфликта путём уступок;

*человек сглаживает противоречия, пренебрегая своими  интересами в пользу интересов другого

5

Конкуренция

*Действия направлены на то, чтобы настоять на своём пути открытой борьбы за свои интересы;

*стиль поведения целесообразен в экстремальных ситуациях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Проанализируйте ситуацию, предложите два-три варианта выхода из предложенной конфликтной ситуации.

 

Ситуация №1

 

Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за отметки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?

 

Ситуация №2

 

В класс пришла новая девочка с очень симпатичной внешностью, хорошо одевается, хорошо учится, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно, девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?

 

Ситуация №3

 

На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?


 

Антоненко Светлана Иосифовна, учитель истории, обществоведения

Антоненко Светлана Иосифовна, учитель истории, обществоведения

Когда, наконец, первые лучи солнца коснулись его лица, он снял повязку со своих глаз и с изумлением увидел, что отец все время был рядом с…

Когда, наконец, первые лучи солнца коснулись его лица, он снял повязку со своих глаз и с изумлением увидел, что отец все время был рядом с…

Работа в парах (до 4 минут).

Работа в парах (до 4 минут).

Межличностный, личностно-групповой и межгрупповой конфликты выделяются на основании: а) степени остроты; б) способа разрешения; в) количества участников; г) результатов разрешения

Межличностный, личностно-групповой и межгрупповой конфликты выделяются на основании: а) степени остроты; б) способа разрешения; в) количества участников; г) результатов разрешения

Установите соответствие.

Установите соответствие.

Тест – ключ 1. а) 2

Тест – ключ 1. а) 2

Приложение 1 Типы конфликтов №

Приложение 1 Типы конфликтов №

Правильный вариант таблицы «Типы конфликтов» №

Правильный вариант таблицы «Типы конфликтов» №

Приложение 2 Стратегия поведения в конфликте №

Приложение 2 Стратегия поведения в конфликте №

Дополненный вариант таблицы «Стратегия поведения в конфликте» №

Дополненный вариант таблицы «Стратегия поведения в конфликте» №

Приложение 3 Проанализируйте ситуацию, предложите два-три варианта выхода из предложенной конфликтной ситуации

Приложение 3 Проанализируйте ситуацию, предложите два-три варианта выхода из предложенной конфликтной ситуации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020