Антоненко Светлана Иосифовна, учитель истории, обществоведения ГУО «Суйковская средняя школа Витебского района»
Тема урока
«Конфликтное и бесконфликтное поведение» (9 класс)
Образовательная цель урока: планируется, что к концу урока обучающиеся будут знать определение понятий: «конфликт», «межличностный конфликт», «личностно-групповой конфликт», «межгрупповой конфликт»; знать структуру, типы и причины конфликта; практически усвоят информацию о значимости конфликтов в отношениях между людьми и формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
Задачи личностного развития: способствовать осознанию позитивных возможностей эффективного разрешения конфликта; совершенствования умений работать с текстом учебного пособия; мотивировать учащихся на расширение, уточнение и активизацию словарного запаса; способствовать развитию мышления, памяти, внимания; эмоционально-волевой сферы; содействовать развитию культуры отношений в группе и способности идти на компромисс.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Учебно-методическое обеспечение: компьютер; учебное пособие «Обществоведение» под ред. М.И.Вишневского, 9 класс; карточки для проведения тестового контроля.
Основные понятия: «конфликт», «межличностный конфликт», «личностно-групповой конфликт», «межгрупповой конфликт».
Ход урока
I .Организационно-психологический этап (до 3 минут).
– Урок необычен, присутствуют гости, поэтому желаю всем хорошего самочувствия и приятного общения.
– Послушайте легенду «Жизненные испытания или Легенда Чероки».
Вы когда-нибудь слышали легенду о том, как в индейском племени чероки проходит обряд посвящения молодых людей в мужчин?
Чтобы стать мужчиной, юноше необходимо пройти одно испытание. Вместе со своим отцом он отправляется в лес, и там он надевает ему на глаза плотную повязку, оставляя одного до самого рассвета. Юноша должен просидеть с ней всю ночь, не снимая, и, если он сделает это, тогда он станет мужчиной.
Ему не к кому обратиться за помощью, ведь кругом никого. Он сильно испуган, ведь рядом с ним все время слышатся странные звуки, хруст и завывания. Он не может снять повязку и защитить себя, иначе он не пройдет испытание и будет опозорен перед своим племенем.
И вот однажды отец привел своего сына в лес. Вокруг него завывал сильный ветер, слышались чьи-то шаги и вой хищников. Но он твердо сидел на земле, не снимая повязку с глаз, зная, что только мужество и стойкость перед опасностью помогут ему выдержать это испытание.
Когда, наконец, первые лучи солнца коснулись его лица, он снял повязку со своих глаз и с изумлением увидел, что отец все время был рядом с ним, сидя на пне неподалеку. Он защищал его от всех опасностей, которые могли подстерегать юношу этой ночью в лесу.
Если Вам понравилась эта история, вы можете поделиться ею с друзьями, если нет – можете снять повязку с глаз до восхода солнца.
Поздравление учителем мальчиков класса с Днём Защитника Отечества.
II.Ориентировочно-мотивационный этап урока (до 2 минут).
2.1. Актуализация знаний учащихся о конфликте.
Просмотр видеосюжета из кинофильма Э.Рязанова «Чучело».
Вопрос классу: Как бы вы назвали увиденную ситуацию одним словом? По каким признакам вы поняли, что это конфликт?
– Предположите, какова будет тема сегодняшнего урока?
Формулирование темы урока учащимися
2.2. Постановка учебной задачи.
– О чём сегодня на уроке мы можем узнать? Предлагаю определить задачи нашего урока, используя понятия «классификация», «стратегия», «арбитраж», которые вам известны из уроков биологии, истории, физической культуры.
Далее вместе с обучающимися учитель определяет цели урока и перечень вопросов для изучения (план размещён на доске):
1.Типы конфликтов, структура.
2.Линии поведения в конфликтных ситуациях.
3.Пути разрешения конфликтов.
III. Операционно-познавательный этап урока (до 26 минут).
3.1. Слово учителя. Работа с учебником.
– Предлагаю дать определение понятия «конфликт», используя п.18 –стр 138. (Конфликт – это столкновение людей, имеющих взаимоисключающие цели и реализацию их в ущерб другим)
– Когда возникает конфликт между двумя людьми? Найдите соответствующий материал на странице учебника 139. Приведите собственные примеры.
– Рассмотрим структуру конфликта, используя схему на стр. 139 учебника, обсудим составляющие конфликта (участники, причина, инцидент, конфликтная ситуация).
– В зависимости от количества участников конфликт может быть межличностным, личностно-групповым, межгрупповым, внутриличностным. Различают конструктивные и неконструктивные конфликты. Предлагаю вам, работая в парах, разобраться в классификации конфликтов и причинах их возникновения. Каждая пара получает таблицу (Приложение 1). Работая с материалом учебника (стр.139-141), вам необходимо установить соответствие причин возникновения конфликта определённому типу. Время работы – 5 минут. (Учащимся предлагаются таблицы, где необходимо установить соответствие причин возникновения конфликта определённому типу)
3.2. Работа в парах (до 4 минут).
Обучающиеся самостоятельно читают текст учебника, ищут основную информацию по заданному вопросу, устанавливают соответствие.
3.3. Афиширование результатов работы в парах (до 2 минут).
3.4. Слово учителя.
– После того как конфликт осознан, его участники могут избрать различные стратегии (линии поведения) в конфликтной ситуации. Предлагаю вам продолжить работать в парах и разобраться со стратегией поведения в конфликтной ситуации. Каждая пара получает таблицу (Приложение 2). Работая с материалом учебника (стр.141-142), вам необходимо дополнить таблицу, добавляя одно предложение в графу «Характеристика стратегии». Время работы – 5 минут. (Учащимся предлагаются таблицы, где необходимо дополнить графу «Характеристика стратегии»)
3.5. Работа в парах (до 4 минут).
Обучающиеся самостоятельно читают текст учебника, ищут основную информацию по заданному вопросу, дополняют таблицу.
3.6. Афиширование результатов работы в парах (до 2 минут).
3.7. Ф И З К У Л Ь Т М И Н У Т К А «Ритмично-музыкальная» (до 2 минут).
(звучит музыка).
3.8. Слово учителя.
– Пути разрешения конфликта бывают разными: переговоры, медиация, арбитраж. А что вы знаете (можете сказать) о них?
Пути разрешения конфликта
Переговоры |
Медиация |
Арбитраж |
Процесс, при котором пытаются разрешить конфликт путём обсуждения между собой |
Вступает третья сторона (посредник, Медиатор), чтобы помочь договориться. Медиатор помогает найти решение «выйгрыш-выйгрыш» |
Третья сторона контролирует и процесс и исход. Арбитры решают, что сторонам необходимо сделать для разрешения конфликта. В спорах детей арбитрами чаще всего выступают родители |
– Какие качества личности способствуют бесконфликтному общению и конструктивному решению конфликтов?
3.9. Работа с практическими заданиями (до 7 минут).
Далее учащимся предлагается применить знания по теме при решении конфликтных ситуаций. Учащиеся получают задания (Приложение 3) и сразу предлагают свои варианты ответов.
IV. Контрольно-оценочный этап урока (до 7 минут).
4.1. Тест
Выберите правильный вариант ответа.
1. Конструктивным называют конфликт в том случае, если:
а) оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов и стремятся найти приемлемое решение проблемы;
б) одна из сторон упорно и жестоко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны;
в) один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и унижая его;
г) он разрешается третейским судом.
2. Межличностный, личностно-групповой и межгрупповой конфликты выделяются на основании:
а) степени остроты;
б) способа разрешения;
в) количества участников;
г) результатов разрешения.
3. При низкой удовлетворенности человека своей работой, недостаточной уверенности в себе, несогласованности разных социальных ролей возникает конфликт:
а) межличностный;
б) личностно-групповой;
в) межгрупповой;
г) внутриличностный.
4. Межличностный конфликт характеризуется столкновением:
а) интересов нескольких участников;
б) интересов личности и группы;
в) интересов различных групп;
г) социальных ролей, исполняемых человеком.
5. При столкновении интересов групп, входящих в состав определенных организаций, возникает конфликт:
а) межличностный;
б) личностно-групповой;
в) межгрупповой;
г) внутриличностный.
6. При разрешении конфликта его участники могут:
а) самостоятельно преодолеть его;
б) обратиться к третейскому судье.
1) верно а);
2) верно б);
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
7. При разрешении конфликта основной упор доказательств следует сосредоточить на:
а) личности, с которой конфликтуешь;
б) проблеме, которая стала источником конфликта.
1) верно а);
2) верно б);
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны.
8. Установите соответствие.
Понятие |
Определение понятия |
А) сотрудничество
Б) компромисс
В) уклонение
Г) приспособление
Д) конкуренция |
1) стремление уйти от конфликта путем уступок и сглаживания противоречий, пренебрегая своими интересами в пользу другого 2) действия направлены на то, чтобы настоять на своем путем открытой борьбы за собственные интересы 3) поиск решения, которое удовлетворило бы интересы всех участников конфликта, в ходе открытого обмена мнениями 4) урегулирование разногласий через взаимные уступки 5) стремление выйти из ситуации, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своем, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии |
А – Б – В – Г – Д –
9. Установите соответствие.
Понятие |
Определение понятия |
А) «иллюзия собственного благородства» Б) «поиск соломинки в глазу другого» В) «двойная этика» Г) позиция «все ясно» |
1) чрезмерное упрощение ситуации конфликта и однозначная оценка намерений оппонента как враждебных 2) различная оценка одинаковых поступков собственных и оппонента
3) нахождение недостатков прежде всего у оппонента, но не у себя 4) представление о том, что истина и справедливость полностью на вашей стороне |
А – Б – В – Г – Д –
(Взаимопроверка – учитель зачитывает правильные варианты ответов, учащиеся проверяют, считают баллы и озвучивают свои результаты).
Тест – ключ
1. а)
2. в)
3. г)
4. а)
5. в)
6. 3)
7. 2)
8. А – 3 Б – 1 В – 5 Г – 1 Д – 2
9. А – 4 Б – 3 В – 2 Г – 4
V. Этап информации о домашнем задании (до 2 минут).
Прочитать §18. Ответить на вопросы с.144.
– Составить перечень фраз, которых следует избегать во время конфликта.
– Составить перечень фраз, пригодных для выхода из конфликта.
– Опережающее задание к следующему уроку – подготовить сообщение об обычаях и традициях белорусского народа (по желанию).
VI. Подведение итогов. Выставление отметок (до 2 минут).
– Наше занятие подошло к концу. Я желаю вам как можно реже оказываться в конфликтной ситуации, а если вы всё же в неё попадёте, желаю выйти из неё достойно.
VII. Этап рефлексии (до 3 минут).
Этюд «Конфликт в автобусе».
Цель – уметь выбирать оптимальную для данной ситуации позицию в общении.
Условие – необходимо склонить собеседника на свою сторону с помощью правильной выбранной позиции.
Человек в автобусе садится, а рядом на свободное место ставит портфель. Автобус переполнен. Назревает конфликт. Вам необходимо добиться того, чтобы пассажир освободил место, занятое портфелем. (Сидящему участнику дается инструкция): убрать портфель и уступить место только в том случае, если результаты взаимодействия будут эффективными и ему самому захочется это сделать.
Приложение 1
Типы конфликтов
№ |
Конфликт |
№ |
Причины возникновения конфликта |
1 |
Внутриличностный |
|
*Конфликт человека с самим собой; *низкая удовлетворённость своей работой; *неуверенность в себе; *несогласованность разных социальных ролей; *часто связан со стрессом |
2 |
Межличностный |
|
*Столкновение интересов различных групп, входящих в состав определённой организации |
3 |
Личностно-групповой |
|
*Человек занимает позицию, противоположную позиции группы, его мнение отличается от мнения группы |
4 |
Межгрупповой |
|
*Самый распространённый; *в нём несколько участников |
5 |
Конструктивный |
|
*Одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; * один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его |
6 |
Неконструктивный |
|
*Оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов и стремятся найти преемлемое решение проблемы |
Правильный вариант таблицы «Типы конфликтов»
№ |
Конфликт |
№ |
Причины возникновения конфликта |
1 |
Внутриличностный |
|
*Конфликт человека с самим собой; *низкая удовлетворённость своей работой; *неуверенность в себе; *несогласованность разных социальных ролей; *часто связан со стрессом |
2 |
Межличностный |
|
*Самый распространённый; *в нём несколько участников |
3 |
Личностно-групповой |
|
*Человек занимает позицию, противоположную позиции группы, его мнение отличается от мнения группы |
4 |
Межгрупповой |
|
*Столкновение интересов различных групп, входящих в состав определённой организации |
5 |
Конструктивный |
|
*Оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений, разумных аргументов и стремятся найти преемлемое решение проблемы |
6 |
Неконструктивный |
|
*Одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны; * один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его |
Приложение 2
Стратегия поведения в конфликте
№ |
Стратегия |
Характеристика стратегии |
1 |
Сотрудничество |
*Поиск решения для удовлетворения интересов всех участников конфликта; *единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта
|
2 |
Компромисс |
*достигается урегулированием разногласий через быстрое разрешение конфликта; *сохраняется эмоциональная неудовлетворённость
|
3 |
Уклонение или бегство |
*Выход из ситуации, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своём, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии; *важно сохранить хорошие взаимоотношения, конфликт при этом не разрешается
|
4 |
Приспособление |
*человек сглаживает противоречия, пренебрегая своими интересами в пользу интересов другого
|
5 |
Конкуренция |
*Действия направлены на то, чтобы настоять на своём пути открытой борьбы за свои интересы;
|
Дополненный вариант таблицы «Стратегия поведения в конфликте»
№ |
Стратегия |
Характеристика стратегии |
1 |
Сотрудничество |
*Поиск решения для удовлетворения интересов всех участников конфликта; *открытый обмен мнениями; *единственный путь, который может привести к справедливому и окончательному разрешению конфликта |
2 |
Компромисс |
*Взаимные уступки; *достигается урегулированием разногласий через быстрое разрешение конфликта; *сохраняется эмоциональная неудовлетворённость |
3 |
Уклонение или бегство |
*Выход из ситуации, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своём, воздерживаясь от вступления в споры и дискуссии; * проявляется стремление перевести разговор на другую тему; *важно сохранить хорошие взаимоотношения, конфликт при этом не разрешается |
4 |
Приспособление |
*Стремление уйти от конфликта путём уступок; *человек сглаживает противоречия, пренебрегая своими интересами в пользу интересов другого |
5 |
Конкуренция |
*Действия направлены на то, чтобы настоять на своём пути открытой борьбы за свои интересы; *стиль поведения целесообразен в экстремальных ситуациях |
Приложение 3
Проанализируйте ситуацию, предложите два-три варианта выхода из предложенной конфликтной ситуации.
Ситуация №1
Класс условно разделен на две микрогруппы (группировки), в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за отметки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс. Как ребята конструктивно могут разрешить данную ситуацию?
Ситуация №2
В класс пришла новая девочка с очень симпатичной внешностью, хорошо одевается, хорошо учится, отличается неординарностью и своеобразностью. Девочка сразу же заняла ведущие позиции перед одноклассниками – мальчишками. Естественно, девчонкам в классе эта ситуация не нравится. Сначала «новенькая» была предупреждена о том, если она будет так воображать, то ей в этом классе не учиться. Но ничего не изменилось. Ее встретили на улице, и состоялся предметный разговор. Она же в ответ заявила, что ее не интересует мнение девочек. Как добиться понимания?
Ситуация №3
На перемене ты дал другу свой новенький, только что купленный мобильный телефон. Он вышел с ним в коридор, а ты остался в классе. Когда ты вышел в коридор, то увидел, что друг собирает с пола разломанный корпус твоего телефона. Оказывается, его толкнули пробегающие мимо ребята, и он уронил телефон, а сам он ни в чем не виноват. Ты знаешь, что тебя будут ругать родители. Что делать? Как не испортить отношения с другом? Как объяснить все родителям?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.