Дата: 14.01.2020
Урок: литературное чтение
Тема: М. Бородицкая "Лесное болотце"
Цель: - познакомить детей с произведениями М. Бородицкой и новым способом познавать окружающий мир "смотрим в лужу"
Задачи:
- развивать умение ориентироваться в книге, в произведении, выразительность, умение работать индивидуально, в паре, в группе;
- сделать очередной шаг на пути к формированию представления о том, что такое «точка зрения», к формированию пользоваться этим понятием; к формированию представления о том, что возможны разные точки зрения на один и тот же предмет - воспитывать такие нравственные качества, как: любовь к искусству, наблюдательность, умение ценить прекрасное, толерантность при работе в паре и группе,
Оборудование: учебник, тетрадь с печатной основой.
Ход урока
I. Орг.момент. Слайд 1
Сели девочки с косами, мальчики в белых рубашках, девочки ....
Слайд 2
Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
II. Разминка.
Начнём урок с разминки.
а) Речевая и память. Слайд 3
– Посмотрите каждый на задания из своей группы. Прочтите и запомните. (10 сек. и убрать). Назовите, что запомнили и какого цвета строки.
Гр.: "Б"
Жаба в луже проживала (цвет жёлтый)
Жить без лужи не желала. (цвет синий)
Гр.: "А"
Уже ужи в луже. (белый)
Гр.: "В"
Жарко жабе в теплой луже (цвет жёлтый)
Жаба ждет дождя и тужит. (цвет синий)
– Что это за жанр? (скороговорки, УНТ) Для чего они? (развивают дикцию)
- Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, затем наращивая темп.
- С каждой группы по 1 представителю, у кого лучше всех получается. (3 чел.)
б) Упр. "Рифма" ( развитие чувства рифмы и выразительности).
Гр.: "В"
Медвежонок неуклюжий
Лапой шлепает по ..............(луже).
Медвежонок кружится,
Ловит лучик в .....................(лужице).
(Подставляю разные знаки препинания, прочтите !, ?)
Гр.: "Б"
ША-ША-ША - моют ...............(малыша)
РА-РА-РА - снежная ...............(гора)
ЖИ -ЖИ-ЖИ- на дворе .......(лужи)
(Подставляю разные знаки препинания, прочтите!, ?)
Гр.: "А"
СА-СА-СА- ................оса (к нам летит)
ЖА-ЖА-ЖА - .............лужа .(у крыльца)
(Подставляю разные знаки препинания, прочтите!, ?)
- Как называются эти жанры? Для чего они?(чистоговорки, для развития дикции, фонематического слуха)
III. Проверка домашнего задания. Слайд 4
Гр.: "А"
Выр.чит. стих-е "Стёклышки" О. Дриз с.20
Гр.: "Б" наизусть О. Дриз "Стёклышки" в паре (по 2 строфы)
Гр.: "В" наизусть О. Дриз "Стёклышки"
Какие параметры надо учитывать при чтении стихотворения?
темп
паузы
логические ударения
интонационная выразительность
Оценивание (поднимают цветной карандаш: красный -5)
жёлтый - 4
синий - 3
чёрный - 2
- Каким способом мальчик рассматривал мир? (через цветные стёклышки)
Если нет стёклышек, что можно использовать? (солнцезащитные очки)
III. Актуализация знаний. Определение темы, задач урока
Ребята, какой большой раздел в учебнике мы изучаем? Слайд 5 (точка зрения)
Что это означает? (увидеть мир по- своему. Это мнение, у каждого оно может быть своим) (вспомните репродукцию на с.Джузеппе Арчимбольдо. Лето. Осень. (Музейный дом) Кто увидел портрет, а кто натюрморт)
- У меня на столе лежат предметы. Какие из них мы уже использовали для того, чтобы увидеть окружающий мир по-новому? (фиксируются на доске)
Рамочка ^
Бинокль
Лупа ^
Цветное стекло ^
- А можно ли без инструментов смотреть на одно и то же, а видеть разное?
- В правильности ваших предположений мы убедимся сегодня на уроке.
- Какие простые способы увидеть мир по- новому мы знаем? Кто забыл посмотрите на c. 13
- Как вы думаете, с каким способом мы сегодня познакомимся?
Вернитесь к разминке.
- Кто заметил, что общего было в скороговорках и чистоговорках? (лужа)
- Сегодня мы познакомимся с новым способом наблюдения за миром.
- Каким? (Будем смотреть в лужу).Слайд 6
IV. Сообщение темы и цели урока. Слайд 7
Игра "Внимательные глазки" (Таблица с буквами)
Гр.: "А"
Лесное
Гр.: "В"
Болотце
Гр.: "С"
Бородицкая
- Соберите, что получилось?
- Как зовут автора?
- Назовите тему урока. (Марина Бородицкая "Лесное болотце") Слайд 8
Цель урока? Познакомиться с новым способом смотреть на мир, познакомимся с новым произведением и его автором, будем учиться выразительно его читать, развивать речь и воображение)
Найдите по содержанию на с.4 в учебнике, на какой странице данное стихотворение. (с.21)
V. Новая тема. Слайд 9, 10, 11, 12
1. Биография М. Бородицкой. (рассказывают дети из группы "В" под сопровождение слайдов)
1) фото и годы жизни
2) картинки сборников
3) выставка книг со стихами
Русская поэтэсса и переводчик Марина Яковлевна Бородицкая родилась в 1954 году в Москве. Окончила Московский институт иностранных языков имени Мориса Тореза. Была гидом- переводчиком, преподавала в школе. Автор трёх лирических стихотворных сборников, двенадцати книг стихов для детей ("Убежало молоко", "Последний день учения", "Перелётный штукатур", "Думай, думай, голова!" и др.) и многочисленных переводов. Она переводит с английского известных поэтов: Р. Л. Стивенсона, А. Милна, Дж. Ривза, Э. Фарджен… И сказки тоже переводит. Марина Бородицкая, ведущая передачи "Литературная аптека" на Радио России, убеждена, что книга - лучший витамин. Живёт и работает в Москве.
2. Экспресс - опрос
Чтоб ответ был быстр и прост
Проведём экспресс- опрос (Ответ - подтверждение на слайде)
- Когда и где родилась поэтесса? (1954, Москва)
- Где училась? (Московский институт иностранных языков)
- Где работала? (гид, переводчик, преподаватель в школе, на радио России "Литературная аптека")
- Назовите произведения М. Бородицкой.
- Что называет лучшим витамином? (книгу)
- Что переводит? (стихи, сказки)
3. Знакомство с новым произведением. Слайд 13
Учитель или Подготовленные учащиеся гр."Б" или "В" читают стихотворение М. Бородицкой «Лесное болотце».
4. Словарная работа.
Есть ли непонятные слова?
Корявый - это какой? Что означает значок рядом со словом?
(на партах хрестоматия по окр. миру, в ней иллюстративный словарь, там слово)
5. Повторное чтение самостоятельное
– Вы догадываетесь, почему в лужице умещается так много? Прочтите самостоятельно ещё раз жужжащим чтением.
- Найдите строки, где говорится о содержимом лужицы. (вторая часть)
Слайд 14
- Разделите предметы на две группы.
(Первая группа – это те предметы, которые «населяют» лужу: головастики и кораблик. Вторая группа – те, которые отражаются в ней: небо, тучка, ветка ивы, птичка.)
– А может ли содержимое лужицы измениться? Когда и почему?
- Как может измениться «население» лужи? (Головастики могут превратиться в лягушек; кроме кораблика, в луже могут плавать листики; в луже могут мыться воробьи; туда может что-нибудь упасть.)
- Как могут измениться отражения в луже? (Может отразиться солнышко, на ветке может сидеть другая птичка или никто не сидеть.)
4. Работа над выразительностью (самостоятельно)
Возвращаемся к наглядности: темп, паузы, логические ударения. выразительность интонационная
5. Выразительное чтение + оценивает учитель и класс, комментируя оценку.
ПОДНИМАЕМ КАРАНДАШИ
VI. Итог урока.
– С каким произведением познакомились? Кто автор?
- Что же такое точка зрения? (Свой взгляд на мир, у каждого может быть своя точка зрения )
- Вернемся к началу урока. Можно ли смотреть на один предмет, а видеть разное?(можно)
Рефлексия
(на доске появляется фразы, которые дети стараются закончить)
Я узнал ... (биографию М.Бородицкой)
Я научился …. (читать выразительно)
Настроение у меня…. Здесь я предлагаю вам заглянуть в лужицу и нарисовать своё настроение.
1 ряд прикрепите свои лужицы по настроению:
если улыбка в одну сторону, нейтральное в другую, нет улыбки в третью, 2 ряд и 3 ряд также.
Посмотрите, сколько лужиц у нас получилось и какие они по размеру
Это значит, что, в основном, все поняли тему урока и им урок понравился.
V. Домашнее задание:
Гр. «А» с. 21 выучить стихотворение наизусть, с.22 читать.
Гр. «Б» с. 21 выучить стихотворение наизусть, с. 22 выразительно читать. Нарисовать иллюстрации
Гр. «В» с.22 выразительно читать, найти информацию о биографии автора стихотворения.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.